Музеи Ватикана — комплекс музеев, расположенных на территории государства Ватикан. Их коллекции созданы римскими папами и содержат художественные работы классических мастеров, включая произведения эпохи Возрождения. В 2013 году музеи Ватикана посетило 5,5 млн человек, что поставило их на пятое место среди самых посещаемых музеев.
1.
2.
Ватиканский дворец не представляет собою однородного архитектурного целого; это — собрание дворцов, зал, галерей, капелл, по стилю и времени постройки принадлежащих к разным эпохам и заключающих в себе беспримерное собрание сокровищ архитектуры, живописи и скульптуры. Во дворце насчитывают до 20 дворов, более 200 лестниц и 12000 комнат. По внешнему виду это неправильный четырехугольник, тянущийся с юга на север в косом направлении от храма св. Петра. Продольные — восточный и западный — фасады образованы двумя галереями, соединяющими старый Ватикан с Бельведером. Пространство между этими галереями разделено двумя поперечными галереями: Библиотечной и Браччио Нуово на 3 двора. Первый, ближайший к Ватикану, называется Бельведерским. В 3-м дворе разбит сад Giardino della Pigna. Другой большой сад (Girardino Pontifico) расположен на запад от дворца, на склоне холма, где находится вилла папы Пия IV.
3.
Первые экспонаты видны сразу же после прохождения досмотра.
4.
5.
Поднимаемся по весьма забавной лестнице.
6.
Поднявшись, надо сориентироваться и решить для себя, куда двигаться дальше. Можно посетить Египетский музей, а можно сразу идти в музей Пио-Клементина. Поможет вам в размышлениях план посещения музеев, прилагаемый к электронным билетам. На распутье можно увидеть несколько скульптур.
7.
8.
9.
10.
11.
Григорианский Египетский музей
Григорианский музей основан в 1839 году папой Григорием XVI, однако первая коллекция была собрана ещё при папе Пие VII. В музее располагается небольшое собрание предметов искусства египетских династий c III тысячелетия до н.э., найденные в Риме и окрестностях, а также во время римской оккупации Египта до III века н.э. или приобретенные в XIX веке из частных коллекций. Среди них базальтовые и деревянные саркофаги, статуи богов и фараонов, мумии, папирусы, скульптуры римского периода (II-III в.), погребальные урны, а также Книга Мертвых.
12. Маска с крышки саркофага священника Псамметикуса, найденная в Мемфисе (26 династия)
13.
14. Реконструкция Серапеума, около 131-138 г. н.э.
15.
16. Статуя бога Анубиса
17.
18. Статуя бога бабуина, около 1300-1250 г. до н.э. (18 династия)
19. Статуя бога Гора-Зевса Касиос
20. Бюст бога Сераписа
21. Погребальные рельефы с бюстами из захоронения в Пальмире. Римско-имперский период, II в. н.э.
22.
23.
Музей Пио-Клементина
Музей Пио-Клементино основан по поручению папы Климента XIV и Пия VI с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.
Зал греческого креста
Оформлен по проекту М. Симонетти в египетском стиле. В плане имеет вид равноконечного греческого креста. Здесь имеется несколько превосходных римских мозаик (в том числе одна, изображающая фазу Луны, II в. н.э.) и статуй II-III в. Среди скульптур выделяются фигура юного императора Октавиана Августа и скульптурный портрет Юлия Цезаря. В Зале греческого креста находятся порфировые саркофаги Констанции (350-360 года) и Елены (IV век), дочери и матери императора Константина. Первый украшен рельефом с изображением амуров, собирающих виноград (как символ радостей Диониса, бога виноделия, и христианства: вино как кровь Христа). На втором изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина. Позади саркофага Констанции стоит статуя шагающей женщины — как считается, это единственный дошедший до наших дней портрет легендарной Клеопатры. В центре зала находится мозаика (III век) из Тускула.
24. Саркофаг Констанции
25. Саркофаг Елены
26. Напольная мозаика
27.
Зал Ротонды
Зал Ротонда построен Микеланджело Симонетти в 1780-1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м диаметром) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев, среди них:
статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса;
портрет императора Адриана в виде Дионисия;
статуя Геркулеса — единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности;
колоссальная голова Юпитера из Отриколи (IV в.);
статуя Геры Барберини — мраморная римская копия греческого оригинала (II в.)
беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного венком из дубовых листьев.
28.
29.
Пол украшает римская мозаика (III век) из терм Отриколи (в Умбрии), изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.
30.
Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век) — единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности.
31.
Зал муз
Создан в 1782 году М. Симонетти. Его украшают шестнадцать колонн из каррарского мрамора. В Зале муз находятся мраморные статуи Аполлона и девяти муз (копии с греческих бронзовых оригиналов, III век до н.э.), а также гермы римской работы с изображениями греческих философов. В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н.э.). Возможно это изображение Геракла, сидящего на звериной шкуре, или Полифема, Филоктета, Марсия или Аякса. На постаменте написано: «работы Аполлония, сына Нестора из Афин». Точное происхождение статуи неизвестно: некоторые исследователи полагают, что она может быть поздней римской копией, изготовленной на основе греческого оригинала. Самое раннее упоминание о ней относится к 1433 году; впоследствии она находилась в фамильном дворце рода Колонна. Известности скульптуры во многом способствовал Микеланджело, бывший в восторге от неё и неоднократно её изучавший. Микеланджело восхищался динамичной позой и тщательно исполненным рельефом мускулатуры, неоднократно обращаясь в своей работе к образу этой статуи, в том числе в сценах на фресках на потолке Сикстинской капеллы. Художник планировал воссоздать утраченные элементы статуи, но в итоге отказался от этой идеи. Совершенного иного мнения о скульптуре был Стендаль, считая её памятником уродству, ставшим известным только благодаря имени Микеланджело.
32.
33. Музы Каллиопа, Полигимния, Терпсихора и Урания
34. Музы Клио, Талия, Эрато и Мельпомена
Потолок расписан фресками кисти Томмазо Конка, изображающими Аполлона и Муз в компании величайших поэтов древности — Гомера, Эсхила, Пиндара, Виргилия, Тассо и Ариосто, которые продолжают сюжетную линию классических скульптур, расставленных вдоль стен Зала.
35.
36.
Зал животных
В Зале животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра. Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони (1734-1818), часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов. Также здесь выставлены статуя Мелеагра с собакой и головой Калидонского вепря (римская копия греческого оригинала Скопаса IV век до н.э.), торс Минотавра (греческий оригинал, V век до н.э.), римские саркофаги, принадлежавшие членам известной патрицианской семьи Сципионов. Статуи были отреставрированы в конце XIX века.
37.
38.
39.
40.
41. Митра, победившая быка
42.
43.
Галерея статуй
Галерея статуй изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII, украшенного в XV веке фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо, во второй половине XVIII века переделана в галерею статуй. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V-IV веков): статуи «Спящей Ариадны» (копия греческого оригинала, II век), «Пригнувшейся Венеры» (копия оригинала Дедалоса, III в. до н.э.), «Эроса из Ченточелле» (копия с оригинала IV в. до н.э.), «Нептуна», «Раненой амазонки», «Сидящего Париса», «Пьяного Сатира», «Септимия Севера», «Нарцисса», «Плач Пенелопы», «Минервы» и «Меандра». А также «Аполлон, убивающий ящерицу», копия бронзового оригинала Праксителя (IV в. до н.э.), несколько монументальных греческих стел и самые красивые канделябры античности из виллы Адриана в Тиволи.
44.
45.
46.
Галерея бюстов
В Галерее бюстов размещается собрание фресок эпохи Ренессанса, более ста бюстов античных богов и богинь, римских патрициев и простых граждан, а также мраморные портреты римских императоров: Нервы в образе Юпитера (I век), Адриана (II век), Каракаллы (III век), юного Августа, Марка Аврелия, Клавдия.
Катон и Порций (I в. до н.э.)
47.
Кабинет масок
Пол Кабинета масок украшен мозаикой, обнаруженной в 1780 году на вилле императора Адриана в Тиволи, на которой изображены маски (II век н.э). Сама галерея представляет собой часть перестроенного в XVIII веке летнего павильона, примыкавшего ко дворцу Иннокентия VIII. Вдоль стен выставлены мраморные античные статуи, например «Три Грации» (римская копия с эллинистического оригинала), «Сатир», «Танцующая женщина», а также знаменитая статуя Афродиты Книдской, которая считается одной из лучших копий бронзовой скульптуры работы Праксителя (IV век до н.э.).
48. Три грации
Внутренний дворик
Внутренний дворик — сердце и историческое ядро Ватиканских Музеев. Первоначально здесь был разбит апельсиновый сад квадратной формы, впоследствии превращенный по распоряжению папы Юлия II и по проекту Браманте в сад статуй. В XVIII в. папа Климент XIV повелел обнести открытую площадку восьмиугольным портиком, придав ему таким образом вид, сохранившийся до наших дней.
49.
50.
В восьмиугольном дворике хранится обширная коллекция саркофагов времен древних римлян, в свое время дававших работу множеству специализированных мастерских, постоянно совершенствовавшихся в искусстве барельефа и создавших подчас настоящие шедевры. Резные усыпальницы свидетельствуют о завидном финансовом положении заказчиков.
51.
52.
53.
54.
55.
56. Саркофаг новорожденного
57. Античные маски
58.
В 1775 году М. Симонетти, осуществлявший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI, перестроил квадратный внутренний дворик в октагональный. В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами ниши.
Ниша Лаокоона
Мраморная группа «Лаокоон и сыновья» (начало I века н.э.), возможно, находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший писал, что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н.э.) из Пергама.
59.
Ниша Кановы
Персей работы Антонио Канова. Статуя была выполнена по заказу папы Пия VII, чтобы заменить оригинал, разрушенный войсками Наполеона. Персей изображен в шлеме Аида, с мечом Гефеста, в сандалиях Гермеса и с головой Медузы в руке. Рядом с Персеем стоят статуи Крегаса и Дамоксеноса.
60.
61.
Ниша Аполлона
Аполлон Бельведерский — одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130-140 годов н.э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара.
62.
63.
Ниша Гермеса
Статуя Гермеса, также «Антиной Бельведерский», — римская копия оригинала Праксителя (IV век до н.э.), некогда находившегося в священной Олимпии.
64.
Так называемая «Венера Феликс» по типу «Книнианской Венеры» с головой, напоминающей Фаустину Младшую (около 170 года н.э.).
65.
Статуя Фьюме
Скульптура является копией эпохи Адриана (II век н.э.) с греческого оригинала эллинской эпохи. Древнеримская статуя, восстановленная в начале XVI века Джованни Анджело Монторсоли, который присвоил ей имя реки Тигр.
66.
67. Статуя Сатира
Зал колесницы
Зал колесницы, созданный в годы понтификата папы Пия VI (1775-1799), получил своё название от хранящейся в нём мраморной римской колесницы I в. до н.э., реставрированной в 1788 году скульптором Францони (колёса и одна из двух лошадей). В этом же зале выставлены скульптура бородатого бога Вакха и двух дискоболов, статуя атлета, многочисленные саркофаги и другие произведения античного искусства.
68.
Кабинет Апоксиомена
В центре кабинета Апоксиомена стоит превосходная римская копия статуи атлета «Апоксиомена» с оригинала работы Лисиппа (IV в. до н.э.)
69.
70.
В качестве банальных, но важных, советов. Если вы планируете посетить музеи в высокий туристический сезон, то настоятельно рекомендую заранее забронировать билеты. Подробная инструкция по покупке билетов находится здесь. Билеты обойдутся немного дороже, но не придется стоять в очень даже немаленькой очереди. Только через интернет можно заказать экскурсию по внутренней территории Ватикана. Бронировать билеты лучше с началом пораньше, пока музей не заполонили организованные экскурсии.
Парочка видео, дополняющих мой отчет.