Издавна большинство путников приезжало в Рим по северной Фламиниевой дороге, это были самые разные люди — от кровожадных варваров в IV веке до утонченных эстетов XIX века. И все они въезжали в столицу через Фламиниевы ворота, за которыми открывалась площадь Пополо — величественный архитектурный ансамбль.
1.
Ворота виллы Боргезе [41.9121102N 12.4767941E]
Эти ворота — первое, что бросится в глаза, когда вы выйдете из метро на станции Piazza del Popolo. Ворота созданы в неоклассическом стиле архитектором Луиджи Канина в 1827 году в ходе работ по реставрации и увеличению виллы Боргезе.
2.
3. Так ворота выглядели до реставрации
Порта-дель-Пополо [41.9115234N 12.4760163E]
Древние ворота были возведены при императоре Аврелиане в 271-275 годах, при папе Сиксте IV полукруглые башни были перестроены в квадратные. Джованни Бернини заново создал внутренний фасад ворот по случаю посещения Рима шведской королевой Кристиной, ворота с внешней стороны украшены античными колоннами и статуями святых Петра и Павла. При реставрационных работах в 1879 году башни (XVI век) были снесены.
4.
5.
Пьяцца дель Пополо [41.910705N 12.4763542E]
Буквально Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo) переводится как Народная площадь. В нынешнем виде площадь спроектирована Джузеппе Валадье в 1811-1822 гг. От нее «трезубцем» расходятся улицы Рипетта, Корсо и Бабуино, «пропилеи» между которыми образуют внешне похожие церкви Санта Мария деи Мираколи (1681) и Санта Мария ин Монтесанто (1689). На холм Пинчо к вилле Боргезе ведет Наполеонова лестница. В северной части находится церковь Санта Мария дель Пополо.
6.
9.
Обелиск [41.910709N 12.4763489E]
Акцентом обширной овальной площади является мраморный обелиск Рамзеса II, датированный 1232 годом до н.э., надписи на котором восхваляют деяния фараона. 24-метровый монумент был привезен в Рим в 10 году до н.э. императором Октавианом Августом после завоевания Египта, и как трофей был выставлен на обозрение в Большом цирке. Там он и пролежал под грузом мусора и земли долгие годы. По велению папы Сикста V в 1589 году обелиск был найден, отреставрирован и установлен в центре площади. Обелиск венчает крест как символ доминирования христианской веры.
10*.
11.
Архитектор Джузеппе Валадье в 1811-1824 годах установил фонтан со львами у подножия обелиска, создал скульптурные группы фонтанов по бокам площади и построил монументальную лестницу, ведущую на вершину холма Пинчо, где был разбит первый общественный парк, ставший главным променадом Рима.
12.
Фонтан Нептуна [41.9105114N 12.4755147E]
Фонтан Нептуна на площади Пьяцца дель Пополо был создан в 1822-1823 годах скульптором Джованни Чеккарини и изображает Нептуна со своим трезубцем в окружении двух тритонов и дельфинов.
13.
Фонтан «Богиня Рома между Тибром и Аньене» [41.9109166N 12.4771911E]
Фонтан возведен в 1814-1823 гг. архитектором Джузеппе Валадье и скульптором Джованни Чеккарини. Изображает стоящую Богиню Рому (олицетворение Рима) меж двух сидящих фигур — аллегорий рек Тибр и Аньене. У ног богини — римская волчица с Ромулом и Ремом.
14.
Церковь Санта Мария дель Пополо [41.9114635N 12.4765635E]
О самой церкви сделан отдельный пост, который можно прочитать здесь.
15.
Музей Леонардо да Винчи [41.9112858N 12.476432E]
Рядом со входом в церковь в пристройке совсем недавно открылся небольшой (площадь около 500 кв. м) музей одного из самых известных итальянцев — Леонардо да Винчи. Музей Leonardo da Vinci Experience подготовил для посетителей настоящее мультимедийное путешествие в историю, с аудио- и видеотурами и голограммами. Всего представлено около полусотни работающих моделей машин и механизмов, разработанных Леонардо. Посетители увидят танк, шариковый подшипник, зеркальную комнату, катапульту, поплавки для хождения по воде, заостренные пули, проектор и многое другое. Также в музее находятся 23 копии картин в натуральную величину, кодексы, рукописи и эскизы фантастических изобретений. Стоимость билета — 12 евро для взрослых — меня не воодушевила.
16.
В точках схождения трех улиц построены две зеркально-симметричные церкви. Но все же делать их совершенно одинаковыми не стали. Церковь Санта-Мария-деи-Мираколи, расположенная справа, круглая с восьмиугольным куполом. Церковь Санта-Мария-ди-Монтесанто находится слева и имеет овальный 12-угольный купол. Мне немного не повезло, так как Санта-Мария-деи-Мираколи оказалась полностью укрыта строительными лесами. Зато вход в Санта-Мария-ди-Монтесанто был почему-то закрыт. Так что не от хорошей жизни приходится пользоваться не своими фотографиями.
17.
18.
19.
Санта Мария деи Мираколи — одна из двух известных в Риме церквей-близнецов, построенных между 1662 и 1679 годами на Пьяцца-дель-Пополо. Архитекторами этих зданий были Карло Райнальди, Карло Фонтана и Лоренцо Бернини. Предполагается также урбанистическое влияние папы Александра VII на обустройство этого архитектурного комплекса на Пьяцца-дель-Пополо. Элегантная колокольня XVIII в. построена Джироламо Феодоли.
20. Внешний вид церкви на картине Луи-Леопольда Бойли «Переезд»
Интерьер церкви украшен фресками Антонио Раджу — ученика Бернини. Скульптуры кардиналов Бенедетто и Гастальди сделаны Карло Фонтана, который также разработал интерьер.
21*.
22.
На высоком алтаре — чудотворный образ Богородицы, который и дал имя церкви. Также ей посвящена первая часовня справа от алтаря.
23.
Некоторые боковые часовни
24.
25.
26.
Санта-Мария-ин-Монтесанто — вторая из парных церквей на южной стороне Пьяцца-дель-Пополо. Строительство церкви началось в 1662 году под руководством архитектора Карло Райнальди по заказу папы Александра VII. После смерти Александра VII в 1667 году работы были приостановлены на несколько лет в связи с отсутствием средств и возобновились под руководством Карло Фонтана в 1673 году. С 1674 года в работе принимали участие Джан Лоренцо Бернини и его помощник Маттиа де Росси. Церковь с 1825 года имеет титул малой базилики.
27.
Фасад Санта-Мария-ин-Монтесанто украшен портиком, опирающимся на четыре колонны; надпись на фризе увековечила щедрость кардинала Джероламо Гастальди. Аттик фасада венчают восемь статуй святых кармелиток, выполненных в мастерской Джованни Бернини. Купол опирается на двенадцатигранный барабан с квадратными окнами и завершается овальным в плане фонарём.
28.
Интерьер — овальный в плане, однонефный, по три боковых капеллы с каждой стороны. В нишах овального купола находятся статуи святых Альберта, Ангела, Елисея и Ильи, выполненные Филиппо Каркани в 1667 году. Им же созданы пара ангелов с гербом кардинала Гастальди над входом в пресвитерий и скульптурное оформление главного алтаря. Пресвитерий прямоугольной формы c потолком в виде цилиндрического свода заканчивается апсидой.
Алтарь, спроектированный Маттиа де Росси в 1677 году, выполнен в форме эдикулы с четырьмя коринфскими колоннами и двумя фигурами коленопреклонённых ангелов сверху на фронтоне. Алтарная картина с изображением Мадонны написана в кармелитских традициях неизвестным художником, возможно, принадлежавшим к школе А. Романо. Ризница церкви создана по проекту К. Фонтана в 1678 году; при реставрации 1820-х годов подверглась переделке. На её алтаре — «Снятие с креста» работы Бьяджо Пуччини. Потолок украшен фреской неизвестного художника «Ангелы во славе с орудиями Страстей» конца XVII века.
29.
Первая капелла слева — Святой Лючии. На стенах находятся погребальные памятники семьи Паломби, которой с 1831 года принадлежала капелла. Алтарный образ святой Лючии выполнен в конце XVII века художником римской школы.
30.
Вторая капелла слева — Марии Магдалины де Пацци. Выполнена по проекту К. Райнальди; роскошное скульптурное убранство капеллы — Ф. Каркани. Алтарная картина «Мадонна и святая Мария Магдалина де Пацци», два полотна с житиями святой на боковых стенах и фреска «Христос во славе с ангелами» на потолке капеллы написаны Людовико Джиминьяни.
31.
Третья капелла слева — капелла Монтиони, по фамилии владельцев, чей герб украшает входную арку капеллы. Посвящена святым Франциску и Иакову. Архитектор — Томмазо Маттеи, ученик К. Фонтана. Алтарное полотно «Святой Франциск перед Мадонной» написано Карло Маратта, а картины на стенах и фреска на потолке — его учениками.
32.
Первая капелла справа — капелла Распятия. Выполнена в 1667 году по проекту А. Чессани. В 1802 году находившиеся в ней четыре картины Сальватора Розы были проданы и в 1822 году заменены на два полотна Людовико Венути «История Товия» и «Пророк Амос с женой Иеровоама» и два тондо Фердинандо Каваллери «Давид с головой Голиафа» и «Юдифь с головой Олоферна», о чём свидетельствует памятная табличка на правой стене капеллы. Скульптуры выполнены Пьетро Папалео. Замечателен алтарь, украшенный мраморным растительным орнаментом в технике штучной мозаики. Автор распятия, размещённого на алтаре капеллы, неизвестен.
33.
Вторая капелла справа — Души в чистилище. Она получила это название в 1899 году, когда была куплена Монтлижонским братством искупления душ в чистилище и полностью переоформлена художником Сильвио Галимберти. Фреска на потолке с изображением чистилища написана неизвестным автором. На алтаре с 1981 года находится картина Риккардо Томмази Феррони «Ужин в Эммаусе».
34.
Третья капелла справа — Святой Анны. Архитектор — Карло Биццаккери, ученик К. Фонтана. Вся скульптурная отделка капеллы — работы Паоло Нальдини, а живопись — работы Николо Берреттони, в том числе «Святое семейство со святой Анной» на алтаре и фреска с изображением Бога-отца в окружении ангелов.
35.
За фонтаном Фонтан «Богиня Рома между Тибром и Аньене» начинается подъем на холм Пинчо. Сегодняшнее название холма происходит от семейства Пинчиев, которому принадлежали большие владения на холме. В эпоху Возрождения на холме построена вилла Медичи, которую по сей день занимает Французская академия в Риме. Другой крупный садовый комплекс на холме — вилла Боргезе.
36.
Поднимаемся на холм Пинчо.
37.
38.
39.
После подъема попадаем на панорамную площадку, откуда открывается один из лучших видов на Рим.
40.
41. Прямо впереди неплохо виден Ватикан.
Несколько достопримечательностей, расположенных неподалеку от площади Испании.
Англиканская Церковь всех святых [41.9083336N 12.4788809E]
Прекрасное здание Церкви всех святых из красного кирпича в неоготическом стиле расположено на Виа дель Бабуино примерно в 100 метрах от площади Пополо. Архитектор Джордж Эдмунд Стрит — ведущий практик викторианского готического возрождения. В настоящее время церковь регулярно используется как для церковных служб, так и для концертов.
42.
44.
45.
46.
Говорящая статуя иль Бабуино [41.9077467N 12.4796681E]
Римские «говорящие» статуи — форма анонимного выражения мнения народа о политической ситуации в Риме. Критика строя и глав государства (в основном папства) в форме анонимных стихов и пасквилей приклеивалась к подножиям нескольких знаменитых римских статуй. Традиция ведет своё начало с XVI века и продолжалась до наших дней. Фонтан иль Бабуино является древним изображением лежащего Силена: персонажа римской мифологии, наполовину человека, наполовину козла. В 1581 году Патрицио Гранди, богатый торговец, построил общественный фонтан в бывшем Паолине, который украсили этой статуей. Согласно обычаю, установленному папой Пием IV, Патрицио Гранди получил бесплатную воду для своего дома и полей в обмен на дарение фонтана городу. Жители Рима окрестили фигуру «бабуино», потому что считали ее уродливой и деформированной, как обезьяна, и улица получила прозвище «улица дель Бабуино». Со временем такое название стало официальным. Статуя была возвращена на улицу в 1957 году. В 2007 году все граффити были удалены, стены соседнего здания очищены.
47.
48.
Мавзолей Августа [41.906034N 12.476424E]
В 28 году до н.э. Октавиан Август начал строить усыпальницу для себя и своих близких в центре Марсова поля. Строение из травертина повторяло форму этрусских могильников – тумулусов: в основе располагалось цилиндрическое строение диаметром 87 м, над ним возвышались барабаны меньшего диаметра общей высотой 44 м. Последний барабан был увенчан статуей императора, вокруг мавзолея находилась терраса с колоннами. Терраса выходила на крышу большего барабана, на крыше росли вечнозелёные деревья. Внутри мавзолея хранились урны с прахом членов императорской фамилии: здесь были захоронены сам император, его жена Ливия, сестра Октавия, племянник Марцелл, а также императоры Тиберий, Клавдий и Нерва, другие представители рода Юлиев-Клавдиев и известные римские личности. Перед входом в мавзолей находились два обелиска (возможно, символы победы Августа над Антонием и Клеопатрой) и бронзовые плиты с жизнеописанием Августа. Теперь один из обелисков украшает площадь перед Квириналом, а второй стоит перед базиликой Санта Мария Маджоре. С падением Римской империи мавзолей пришёл в упадок, а в VIII веке был разграблен. В средневековье сооружение было превращено в крепость, которая позднее подверглась разрушению, в 2016 году начались работы по восстановлению памятника. Подробнее о мавзолее можно прочитать здесь.
49.
50.
Напоследок можно посмотреть весьма познавательный виртуальный тур по площади Пополо разных времен.