Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо — одна из старейших церквей Рима. По легенде строительство первой церкви в 308-309 годах связывают с папой Марцеллом I, однако археологи датируют первые постройки на этом месте 380-450 годами [41.8986995N 12.4817884E]. В XII веке была построена большая базилика, некоторые части стен которой видны в нынешнем барочном фасаде. В 1369 году она была передана Ордену служителей Марии (сервитам). Пожар в ночь на 22 мая 1519 года полностью разрушил церковь. Помимо внешних стен, единственным сохранившимся предметом оказалось деревянное распятие XV века, которое теперь можно увидеть в капелле Распятия. Для восстановления церкви сервиты собрали необходимые деньги, и работы сразу же начались с проекта Якопо Сансовино, который предложил переориентировать церковь и устроить вход с улицы Виа Корсо. Кроме того, он отменил трансепт и боковые проходы с целью устройства боковых часовен, которые могли быть переданы под покровительство благородным семьям в обмен на права погребения. Однако в 1527 году оставшиеся деньги были использованы для подкупа солдат императора Карла V, чтобы они не разграбили монастырский комплекс во время разграбления Рима. Это событие также заставило художников, работающих над интерьером, бежать, оставив свою работу незавершенной. Сам Якопо Сансовино уехал в Венецию, где его ждала процветающая карьера, а монахи продали здание монастыря, чтобы по-новой получить средства для завершения строительства церкви. Антонио Сангалло мл. продолжил работы в 1529 году, но потерпел неудачу в 1530 году, когда Тибр затопил этот район. Шесть лет спустя для завершения проекта был нанят Джованни Манджоне. Аннибале Липпи разработал и изготовил апсиду в 1569 году, а затем строительство церкви было приостановлено.
1.
Ее создание началось в 1682 г. и было завершено в 1686 г. Только в 1692 г. строительство церкви было признано законченным и ее, наконец, освятили. В последнюю очередь в 1701 г. были установлены статуи на верхнем ярусе фасада, а в 1703 г. была возведена колокольня по проекту Карло Франческо Биззачери. Вогнутый фасад позднего барокко архитектора Карло Фонтана и теперь считается одним из его лучших произведений. Он ознаменовал переход от среднего барокко к позднему периоду. Архитектор был довольно верен классическим идеалам архитектуры, и отчасти из-за его влияния стиль рококо так никогда и не стал популярным в Риме. Весь фасад изготовлен из травертина. В нижней части две пары колонн поддерживают разорванный фронтон, посреди которого стоит пустой каркас, который выглядит так, как будто в нем когда-то были установлены часы или барельеф. Две другие пары колонн определяют промежуточное пространство между передней и вогнутой нижней частью фасада. Пилястры и столбы поддерживают антаблемент, разделяющий ордеры, в результате чего мы наблюдаем зигзагообразный профиль. Верхний ордер, в котором повторяется пространственное распределение, украшен красивыми пальмовыми листьями вместо обычных волютов и заканчивается изогнутым верхним фронтоном.
2.
Над входной дверью находится знаменитая рельефная скульптура, изображающая св. Филиппа Бенизи (Антонио Раджи, 1686). На скульптуре изображен святой, отказывающийся от папской тиары, так как он не считал себя достойным должности викария Христа. Скульптура находится в формованном тондо, поддерживаемом двумя очень реалистичными будто бы живыми ангелами; сверху тондо выглядывает путто.
3.
По краям нижнего ордера в круглых нишах, увенчанных пересеченными листьями аканта, перевязанными лентами, установлены скульптуры святых Филиппа Бенизи и папы Марцелло I (Франческо Каваллини, 1686). Статуи благословенного Джиоваччино Пикколомини и блаженного Франческо Патриси, еще одного святого из ордена Сервитов, занимают внешние углы верхнего ордера. На расщепленном фронтоне над входом сидят выглядящие веселыми аллегории Веры и Надежды. Эти статуи были созданы и установлены в 1703 году, по некоторым данным авторство принадлежит Андреа Фучинье, однако современные исследователи отдают авторство Каваллини.
4.
В церкви есть один неф и по пять капелл с каждой стороны. Непосредственно возле контрфасада с правой стороны в узком проходе «спрятан» вход в монастырь, а слева аналогичное пространство в конце XX века было преобразовано в одиннадцатую часовню. Арки в капеллы, разделенные гигантскими ребристыми коринфскими пилястрами, образуют аркады по обе стороны нефа с формованными архивольтами, вытекающими из дорических импостов. Пилястры поддерживают антаблемент, идущий вокруг всей церкви. В центральных и боковых стенах нефа над карнизом врезаны большие прямоугольные окна, разделенные фресками, иллюстрирующими сцены Страсти (Джованни Баттиста Риччи, 1613). Плоский кессонный деревянный потолок был выполнен с 1592 по 1594 год. Он выполнен в синих, красных и золотых тонах и украшен символами, иллюстрирующими литанию Богоматери из Лорето. Центральная резная часть потолка изображает Непорочное Зачатие (Карло Франческо Ламбарди).
5*.
Превосходная кафедра была спроектирована Джованни Маттиа де Росси и выполнена Карло Торриани в 1673 г. Ангела, поддерживающего ее, создал Пьетро Паоло Бальдини из школы Бернини. На контрфасаде над входной дверью большая фреска «Снятие с креста» (Джованни Баттиста Риччи, 1613).
6*.
Для лучшего понимания дальнейшего повествования даю план церкви. Стандартно, «обход» будет идти от входа по часовой стрелке. Значимые объекты, обозначенные на плане, по тексту будут упоминаться цифрами в квадратных скобках.
7.
Слева от входа находится очень впечатляющая двойная гробница эпохи Возрождения [1]. Нижняя эффигия изображает кардинала Джованни Мишель, племянника папы Павла II и щедрого благодетеля ордена сервитов. По слухам, он был отравлен одним из Борджа в 1503 году. Под его изображением лежит куча книг, намекая на его обширную библиотеку, которую он пожертвовал монахам. Верхняя эффигия принадлежит епископу Антонио Орсо, племяннику кардинала. Мемориал, вероятно, был изготовлен Якопо Сансовино, хотя современные исследователи высказывают некоторое сомнение этому факту. Памятник был установлен в церкви в 1520 году Якопо Орсо да Чьоджа, племянником епископа Орсо.
8.
Капелла Доброго Пастыря [2]
Часовня создана в 1952 году архитектором Арнальдо Брандизи по случаю беатификации св. Антонио Мария Пуччи, члена ордена сервитов в месте, где раньше располагался боковой выход. В своде купола видна мозаика, изображающая святого во славе с четырьмя кардинальными добродетелями (Микеланджело Бедини). На фоне алтаря барельеф конца пятнадцатого века с двумя ангелами.
Вход в часовню был закрыт, фотографию оттуда нашел с большим трудом (на официальном сайте ошибочно выложено фото старинного баптистерия).
9.
Часовня Семи святых основателей [3]
Вторая часовня слева посвящена семи святым основателям ордена сервитов. Алтарь, выполненный Агостино Масуччи в 1727 г., изображает Богоматерь, дарующей правило Святым Основателям. Согласно католическому преданию в 1240 году основателям ордена явилась сама Богородица, которая повелела им носить чёрный хабит и следовать монашескому правилу Святого Августина. На боковых стенах выставлены две работы Пьетро Паоло Бальдини «Христос падает под тяжестью креста» справа и «Захоронение Христа» слева.
10.
11.
Капелла Святой Марии Магдалины [4]
Часовня посвящена св. Марии Магдалине и имеет алтарь Джироламо Троппа с изображением кающейся Магдалины в пустыне. Череп, который она держит в руках и распущенные волосы являются типичными атрибутами этого образа. Несколько необычно, что Мария Магдалина изображена брюнеткой, а не блондинкой. Свод купола оформлен фресками XVI века кисти Джованни Паоло ди Фрэнсис дель Колле и Лоренцо да Роттердам. Левая панель изображает Благовещение; правая панель была повреждена сыростью. На боковых стенах часовни фрески XVIII века «Экстаз Джоаккино Пикколомини во время мессы» и «Видение Франческо Патризи Богоматери».
12.
Капелла Божией Матери [5]
Часовня посвящена Пресвятой Богородице, почитание которой было распространено среди сервитов на протяжении всей истории ордена. Эта часовня была перестроена в XVIII веке архитектором Заноби дель Россо; в капелле можно увидеть множество ангелов и путти, висящих на фронтоне эдикулы и карнизах боковых стен. В эдикуле алтаря пара коринфских колонн из брекчированного светло-зеленого мрамора. Алтарь, изображающий Пресвятую Богородицу, написал Пьер Паоло Бальдини. Богоматерь изображена с образными семью мечами скорби, предсказанными Симеоном в Евангелии от Луки. Над эдикулой находится необычное окно из желтого стекла с выгравированной парой ангелов. На боковых стенах капеллы картины Доменико Корви «Отказ от младенца Моисея в тростниках» и «Жертва Исаака» (1763). Фрагмент свода хранилища — «Принесение во храм Ребенка Иисуса» кисти Антонио Биччерая. На фреске изображен эпизод, когда св. Симеон держит Христа-Ребенка и предсказывает, что меч пронзит душу Богоматери.
13.
Часовня Святого Павла [6]
Капелла Франджипани, называемая так по фамилии покровительствующей семьи, посвящена св. Павлу. Алтарь, изображающий «Преображение Святого Павла», написал Федерико Цуккаро в 1566 г., боковые стены и свод купола — его брат Таддео Цуккаро. Часовня славится своим набором из шести погребальных бюстов членов семьи Франждипани.
14.
Капелла Святого Филиппа Бенизи [7]
Часовня посвящена св. Филиппу Бенизи, одному из величайших святых ордена сервитов. Алтарь написал Пьер Леоне Гецци и изображает св. Юлиану Фальконьери, получающую устав женского монашеского ордена сервиток от св. Филиппа Бенизи. На заднем плане наблюдается ее дядя — св. Алексис Фальконьери, оказавший большое влияние на племянницу. Фрески на боковой стене написал Бернардино Гальярди в 1652 г. На них изображены «Чудо умножения хлебов святым Филиппом» и «Похороны святого Филиппа».
15.
Палеохристианский баптистерий [8] хранит одну из старейших сохранившихся крестильных купален в Риме и находится под соседним зданием Банко ди Рома. Он находится слева от главного алтаря. Купель была установлена в уже существующем здании, вероятно, в V веке, хотя по другим данным его датируют VIII веком. Купель представляла собой небольшой плавательный бассейн, круглый снаружи и шестиугольный изнутри, размером четыре метра в поперечнике. Купель изготовлена из кирпича, но облицовка выполнена из мрамора. Глубины было достаточно, чтобы обеспечить погружение, как это предписано примитивным обрядом крещения (до сих пор используемым в православных церквях). Попасть в баптистерий можно через проход из ризницы, для чего надо было попросить священника открыть дверь, но в настоящее время лучше пойти в банк. Купель можно свободно увидеть из офиса банка в рабочее время, так как банкиры обеспечили удобный прекрасный обзор.
16.
Бюст св. Марцелла I [9]
17.
Святилище [10]
В святилище представляет собой небольшой цилиндрический отсек и апсиду. Главный алтарь с орнаментом из полихромного мрамора был спроектирован Себастиано Киприани в 1725 году и перестроен в XIX веке. Под ним находится мраморный мемориальный камень циппус III века. Передняя часть алтаря украшена штучной мозаикой XII века и защищает мощи папы св. Марцелла I. По обеим сторонам алтаря — два небольших балкона с позолоченными балюстрадами, предназначенных для выступления музыкантов. Апсида сзади занята хорами сервитских монахов, а на ее дальнем конце — огромная картина «Апофеоз папы святого Марцелла» в арочной позолоченной раме с ионическими колоннами. Эта работа занимает место алтаря и была установлена в середине XIX века, когда апсида была перестроена. По бокам от алтарного образа есть пара окон и четыре фрески с изображениями святых ордена сервитов.
18.
Конха апсиды имеет тройной цикл фресок Риччи с изображением Богоматери (слева направо) «Успение», «Коронация» и «Успение».
19.
Капелла святого Перегрино Лациози [11]
Капелла, первоначально посвященная св. Антонию Падуанскому, в 1716 году была передана под покровительство кардиналу Фабрицио Паолуччи, который посвятил его св. Перегрино Лациози, святому из ордена сервитов, покровителю больных раком и СПИДом. Изображение на алтарном образе показывает, как святой был чудесным образом излечен от рака в ноге (Аврелиано Милани, 1725). Картины на боковых стенах, изображающие сцены из жизни святого, также принадлежат кисти этого автора.
20.
Капелла распятия [12]
Часовня посвящена знаменитому распятию XIV века, в котором якобы содержится частица Животворящего Креста. В ночь на 22 мая 1519 года древняя церковь была почти полностью разрушена огнем; в обломках чудесным образом спаслось большое деревянное распятие, которое с тех пор стало и остается предметом великого почитания. Оформление капеллы было начато Перино дель Вага, одним из учеников Рафаэля, участвовавшим в росписи станц Рафаэля. В 1527 году во время разграбления Рима он покинул город и оставил часовню незавершенной. После установления мира Даниэле да Вольтерра завершил фрески потолка. Они изображают «Сотворение Евы» на центральной панели и четырех евангелистов на двух боковых панелях. Исследователи сходятся во мнении, что дель Вага полностью написал образ Евы и начал работать над Марком и Иоанном (слева), а завершил их да Вольтерра. Образы Матфея и Луки (справа) по эскизам дель Ваги были полностью написаны Вольтерра. Не исключается участие в оформлении капеллы Пеллегрино Тибальди. Алтарным образом является старинное распятие. На фризе антаблемента написан эпиграф «К этому мое рвение побудило меня». Скиния исполнена Карло Франческо Биццачери в 1689 г. Распятие периодически переносят в святилище для совершения литургии. Во времена особых событий, например, при открытии Второго Ватиканского Собора, на улицах проходит торжественное шествие с Распятием во главе. Слева в часовне установлен неоклассический погребальный памятник выдающемуся папскому дипломату, кардиналу Эрколе Консальви, выполненный Ринальдо Ринальди.
21.
Капелла Мадонны дела Грациа [13]
Капелла Мадонна делла Грациа, которая также носит имя Грифони в честь покровительствующей семьи, в народе же прозвана Капелла Мадоннина. Часовня отличается большим циклом фресок со сценами из жизни Пресвятой Богородицы, написанных Франческо Сальвиати и Джованни Баттиста Риччи в 1563 году. Алтарь представляет собой небольшую икону XIV века Мадонны с младенцем, установленную в арочной раме из белого мрамора XV века. В часовне установлен погребальный мемориал кардиналу Томасу Вэлду и его дочери Марии Люси (слева) и Маттиа де Грифони (справа). Захоронение последнего в 1651 году было закрыто прекрасной эффигией скульптора школы Микеланджело.
22.
Капелла святых Дигны и Эмериты [14]
Часовня также называется капеллой Мути-Бусси и посвящена святым Дигне и Эмерите, двум римским мученицам, чьи мощи были первоначально захоронены в катакомбах ди Коммодилла. Реликвии закреплены в порфировой урне под алтарем.
23.
Часовня была перестроена в 1725 году Франческо Феррари. Алтарный образ изображает мученичество святых (Пьетро Андреа Барбьери, 1727). На своде купола написан «Апофеоз двух мучениц» (Игнац Штерн).
24.
У боковых стен размещены пара впечатляющих барочных мемориалов Джованни Антонио Мути и Марии Коломбы Винчентини Мути-Бусси, выполненных Бернардино Каметти в 1725 году. Покойные показаны как будто стоящими на коленях в молитве за аналоем, драпированном тканью.
25.
Скульптура Пьеты [15]
Большая многоцветная деревянная Пьета школы Бернини датируется примерно 1700 годами, хотя ее, должно быть, перекрасили при реставрации. Ранее скульптура находилась в соседней часовне Благовещения.
26.
27.
Капелла Благовещения [16]
Часовня посвящена Благовещению Пресвятой Богородицы с алтарем, написанным Лаззаро Балди, учеником Пьетро да Кортона.
28.
Разделенный сегментный фронтон эдикулы содержит фрагмент фрески XV века Мадонны с младенцем, поставленный в позолоченной славе и украшенный путти. Свод часовни является примером иллюзорной потолочной росписи, когда вы обманываете сами себя, думая, что помещение простирается выше фактического потолка (Тарквинио Лигустри, 1607). На боковых стенах портреты св. Урсулы и св. Гиацинты Марискотти, написанные Марискотти Сильвиорио Каппарони.
29.
Захоронение кардинала Франческо Ценнини де Саламандри [17], префекта Конгрегации по делам духовенства, созданное скульптором Джованни Франческо Росси в 1668 году.
30.
Круговая панорама церкви находится здесь.
Официальный сайт церкви (на итальянском языке), где можно получить дополнительную информацию.
Традиционное видео по теме: