Одна из главных достопримечательностей Сарагосы — собор Девы Пилар, величественная базилика в стиле барокко [41.6567938N -0.8785039W]. В глубокой древности на ее месте стояла раннехристианская часовня. Затем, в VIII и XII веках на этом же месте были возведены еще две церкви и храм в мавританско-готическом стиле. Внутренний объем здания буквально поражает своими внушительными габаритами. Потрясающее декоративное убранство купола и сводов выполнено из мрамора, бронзы, яшмы. Купол украшен фреской с изображением Святой Девы, которая была написана в 1773 году. Роспись свода в барочном стиле была выполнена молодым начинающим художником Франсиско Гойей. Спустя десятилетие, Гойя расписал свод, находящийся сбоку от ризницы, в ней уже чувствует твердая рука опытного мастера. Великолепно украшены три алтаря собора, в одном из которых хранится статуя Девы Марии. Одним из главных сокровищ собора Девы Пилар является главный заалтарный образ, выполненный в 1515 году скульптором Дамианом Форменте.
1.
Кафедральный собор-базилика Богородицы Пилар находится на одноимённой площади в трёх минутах ходьбы на северо-запад от кафедрального собора Спасителя и в 1,5 км на восток от дворца Альхаферия. Собор поражает своими размерами: 130 метров в длину, 67 метров в ширину, 11 куполов, 4 башни высотой 90 метров каждая, 9 часовен внутри. В отделке использованы мрамор, бронза, яшма. Росписи некоторых сводов и куполов выполнил Франсиско Гойя.
2.
3.
4.
5.
Собор получил свое название в честь явления Богородицы в районе Сарагосы, произошедшего, согласно легенде, около 40 года, возле колонны «Пилар». Богородица Пилар является покровительницей города. Праздник в ее честь отмечается в Сарагосе ежегодно 12 октября. В соборе находится колонна из яшмы, которую по преданию Дева Мария вручила апостолу Иакову вместе с собственной деревянной статуэткой 2 января 40 года, когда тот крестил на берегу реки Эбро первых христиан. Считается, что первая капелла в честь Богородицы была построена уже через год после явления Богородицы святому Иакову, в связи с чем ее считают первым христианским храмом, построенным в честь Девы Марии в мире.
6.
7.
После отвоевания Сарагосы у арабов в 1118 г. Альфонсо I Арагонским, церковь была почти полностью разрушена. В XIII в. на месте часовни была построена романская церковь, от которой до нас дошла колонна из яшмы в одном из маленьких залов. В 1293 г. здание снова было разрушено, и началось строительство новой готическо-мавританской церкви (окончено в 1515 г.), от которой до нас дошел основной зал, а также необыкновенной красоты главный алтарь, спроектированный Дамианом Форментом. Базилика Богоматери Пилар известна также тем, что ее посетило много выдающихся паломников, в том числе святые Тереза из Авилы, Иоанн Креститель и Игнатий Лойола, а также практически все короли Испании и папа Римский Иоанн Павел II.
8.
Современный храм является результатом сложного и длительного строительного процесса, который начался в конце XVII в. и завершился в середине XX столетия. Несмотря на такие обширные временные рамки, архитекторам удалось добиться целостности и гармоничных пропорций в архитектонике храма. Первоначальный проект строительства принадлежит Фелипе Санчесу. Впоследствии его частично изменили Франсиско Эррера и Вентура Родригес. Последний спроектировал новую капеллу Девы Марии, а также изменил декор интерьера собора, значительно упростив украшение капителей и светильников колонн и придав им неоклассический вид в соответствии с требованиями времени.
9.
10.
Во внешнем убранстве собора выделяются одиннадцать огромных куполов, покрытых изящной разноцветной черепицей и украшенных фонарями и стройными башенками на углах, которые акцентируют монументальность постройки. Башни, в большинстве своём построенные в XX столетии, достигают более 90 метров в высоте.
11.
В 1944 году было собраны общественные пожертвования на перестройку южного фасада храма, выходящего на площадь. Проект Теодоро Риоса был претворен в жизнь между 1945 и 1950 годами. Между двумя портиками с треугольными фронтонами на колоннах коринфского ордера были помещены два главных входа.
12.
Фасад собора был украшен пилястрами, которые сделали его менее монотонным, а в центре, на уровне главного купола, был построен ещё один портик, образованный нишей со скульптурой Явления Девы Марии работы Пабло Серрано (1969). Надо всем фасадом был выстроен антаблемент с широким выступом, декорированный лепниной. Аттик был украшен балюстрадой со статуями местных святых работы Феликса Бурриэля и Антонио Торреса Клаверо.
13.
14.
Храм прямоугольной формы имеет три нефа одинаковой высоты, из которых центральный — самый широкий, а по периметру его окружают капеллы с контрфорсами. Таким образом, собор представляет собой типичную паломническую церковь, которая построена так, чтобы паломники могли перемещаться по ней, не мешая службе. Купола и своды динамично сменяют друг друга по всему периметру здания.
15.
16.
17.
18.
19.
Внутреннее убранство собора выполнил Вентура Родригес; он реконструировал декоративные элементы барокко в соответствии с традициями классической архитектуры. Из его работ особо стоит выделить Святую Капеллу овальной формы, расположенную во втором пролете центрального нефа. Именно там находится ризница Девы Марии, где хранится легендарный столб из яшмы, на котором установлена 39-сантиметровая фигурка Богоматери, переданная самой Девой Марией, которые, по преданию, должны находиться там вечно. Для поклонения святыне часто выстраивается очередь верующих.
20.
21.
22. Главный купол базилики
Некоторые своды около Святой капеллы расписал Франсиско де Гойя, особенно примечательна его фреска купола Богородицы под названием «Поклонение Имени Бога» 1772 г.
23. Фреска работы Франсиско Гойи
24. Фреска работы Франциско Бауи
Святая капелла (La Santa Capilla del Pilar)
В восточной части Базилики Богоматери Пилар находится главная святыня. В 1754 году Вентура Родригес создал здесь Святую Капеллу — храм в храме. Статуя Богородицы Пилар высотой всего 39 сантиметров, выполнена из дерева. Она стоит на яшмовой колонне. Ежегодно 12 октября в Испании отмечается праздник Богоматери Пилар, в ознаменование первого явления Девы Марии испанцам.
25.
26.
27.
Над алтарями Святой Капеллы находятся две мраморные скульптурные группы (автор — Хосе Рамирес де Арельяно, XVIII в.), которые изображают семь первых христиан с апостолом Иаковом и явление Девы Марии. В интерьере также стоит особо выделить свод около Святой Капеллы, расписанный молодым Гойей сценами под названием «Поклонение Имени Господа».
28.
В храме захоронены большинство сарагосских архиепископов Нового Времени, а также епископ Сарагосы, св. Браулио Сарагосский и генерал Палафокс, участвовавших в Войне за независимость. Кроме того, собор располагает сокровищницей, где хранится большое число литургических ювелирных изделий. Стоит отметить так называемую шкатулку с драгоценностями Богородицы: коронами, диадемами из драгоценных камней, а также коллекцию из более 350 мантий Девы Марии.
29. Капелла св. Браулио (Capilla de San Braulio)
Стоит отметить, что в церкви висит не только испанский флаг, но и флаги латиноамериканских государств, поскольку Богородица Пилар покровительствует всем испаноговорящим странам.
Во время Гражданской войны в Испании на Базилику Богородицы Пилар были сброшены 3 бомбы, но ни одна из них не взорвалась. Две из них до сих пор хранятся в соборе. По легенде, они не разорвались благодаря божественному Чуду.
30.
31.
32.
В интерьере следует отметить главный алтарь из алебастра работы испанского скульптора Дамиана Формента и хоры, сохранившиеся от предыдущего здания храма. Алебастровый алтарь церкви был сохранён, когда в XV веке церковь была уничтожена, и поставлен обратно в XVII веке после её восстановления. Центральная часть алтаря содержит композиции, изображающие Рождество Мадонны, Вознесение и Введение в храм, а в нижней части расположены семь сцен, заполненные небольшими рельефами.
33.
34.
35.
Хор и орган
36.
37.
38.
Для детального изучения отдельных элементов собора желательно использовать план Собора.
39.
40. Капелла св. Иоанна Крестителя (Capilla de San Juan Bautista)
41. Капелла св. Анны (Capilla de Santa Ana)
42. Капелла св. Иосифа (Capilla de San José)
43.
44. Капелла св. Антония Падуанского (Capilla de San Antonio de Padua)
45.
46. Капелла Розария (Capilla del Rosario)
47. Капелла св. Августина (Capilla de San Agustín o Parroquia del Pilar)
48.
49. Капелла св. Педро де Арбуэз (Capilla de San Pedro Arbués)
50. Капелла св. Лаврентия (Capilla de San Lorenzo)
51. Капелла Сантьяго или Причащения (Capilla de Santiago o de la Comunión)
52.
Скульптурная группа Приход Богородицы работы Вентура Родригеса и Карлоса Саласа.
53.
54.
55. Входные двери
56.
57. Распятие XVIII в.
58. Часовни траскоро
59.
60. Напротив Святой капеллы находится Coreto de la Virgen (если кто сможет дать корректный перевод термина, буду очень благодарен)
Вход в собор бесплатный. Фотографировать внутри собора официально не разрешается, но охрана не свирепствует и лишь изредка поругивает особо зарвавшихся туристов. Если действовать аккуратно и неназойливо, то фотографировать как правило, получается.
При подготовке отчета частично были использованы материалы сайта www.cult-turist.ru.
Парочка небольших видео о соборе Богородицы Пилар: