Дворец Медичи-Риккарди. 2 этаж. Часть 1

На протяжении нескольких столетий в дворце Медичи проживали семьи правителей Флоренции. Если первый этаж был отдан под конюшни, кухню и жильё для обслуживающего персонала, то на втором, также называемом «piano nobile», или бельэтаже, находились жилые покои хозяев и парадные залы.
1.
Palazzo_Riccardi

Для лучшей ориентировки привожу план этажа, на нумерацию из которого и буду ссылаться в дальнейшем. План позаимствован с официального сайта дворца.
2.
1_floor

Капелла волхвов [I]
Созданная по заказу Козимо Старшего и его сына Пьеро де Медичи, чтобы служить семье для исполнения их частных религиозных потребностей, Капелла волхвов сегодня остается самым древним свидетельством первоначального облика личных покоев дворца.

Возникшая около 1449-1450 гг., часовня, вероятно, была завершена драгоценным потолком из инкрустированного дерева, расписанным и щедро позолоченным Паньо ди Лапо Портиджано по проекту Микелоццо.
3.
DSC_1900

Капелла стала одним из первых залов, которые были украшены после завершения строительства палаццо. Фрески, украшающие стены, написаны художником Беноццо Гоццоли, учеником фра Беато Анжелико.

Микелоццо также разработал эскиз мозаичного пола со сложным геометрическим узором, который из-за исключительной ценности использованных материалов (порфир, гранит и т.д.) подтвердил стремление Медичи подражать великолепию римских базилик и флорентийского баптистерия.
4.
floor

Внутри часовня разделена на две смежные площади: большой зал и приподнятую прямоугольную апсиду с алтарем и двумя небольшими боковыми ризницами.

Смысловой центр капеллы, устроенной в скарселле, — алтарь, где расположен алтарный образ Рождества. Прямо над ней Беноццо написал символы четырех евангелистов (к сегодняшнему дню сохранились только два).
5.
DSC_1911

На алтаре изображено «Поклонение Младенцу в лесу» — копия картины Филиппо Липпи, написанная последователем художника Пьером Франческо Фиорентино. На образе также изображены св. Иоанн Креститель и св. Бернардин Сиенский — патроны дома Медичи.
6.
DSC_1912

Оригинал произведения после продажи в XIX в. выставлен в Берлинской картинной галерее. Если сравнить алтарный образ с найденной в Википедии фотографией оригинальной картины, то даже на мой непрофессиональный взгляд видно, что копия не самого лучшего качества.
7.
Adoracion_Lippi

На боковых стенах апсиды изображены ангелы, поющие славу новорожденному, в сопровождении различных святых.
8*. Фреска на левой стене алтаря.
DSC_1891

9. Фреска на правой стене алтаря.
DSC_1893

Потолок украшен Вифлеемской звездой в центре, а по краям — кольцами с бриллиантом — символом рода Медичи.
10.
DSC_1910

На узких простенках над входами в жертвенник и ризницу Гоццоли написал пейзажи с пастухами, пришедшими поклониться Младенцу.
11.
shepherds

Три остальные стены капеллы опоясывает непрерывная фреска, изображающая многолюдное шествие, возглавляемое тремя волхвами. Вместо традиционной темы Поклонения с принесением даров художник выбрал более редкую тему — их путешествия, которая здесь приняла форму триумфальной процессии, своей роскошью и шумной светскостью контрастирующей с мистической задушевностью образов в алтаре. Легенда предстает здесь как торжественная литургия с пышным славословием заказчикам — семье Медичи и их родной земле. Райские кущи, населенные ангелами — это стилизованные мотивы тосканского пейзажа окрест Флоренции.

Процессия, включающая не менее 150 фигур, началом и концом смыкается у алтаря, образуя как бы непрерывное кольцо. Тесное пространство молельни иллюзорно раздвигается вширь пейзажными фонами. В пейзажах мелькают охотничьи сценки, отчего фреска отчасти напоминает сцену торжественного выезда двора на охоту. Сбалансированность перспективы композиции сочетается с богатством деталей, со вкусом светского и сказочного повествования. Для создания этого эффекта великолепия художник использовал редкие и дорогие материалы, такие как лазурит, предназначенный для синих фонов, блестящие лаки, золото, мерцающее в мерцающем свете свечей.

Роскошное и торжественное путешествие волхвов, представленных Гоццоли, начинается из Иерусалима — белого укрепленного города высоко на восточной стене справа от входа — и разворачивается вдоль трех стены Вифлеема по часовой стрелке, то есть в сторону скарселлы.

Маги представлены в соответствии с традиционной иконографией трех королей, у каждого из которых есть подарок для Младенца (золото, ладан и мирра): Гаспар — самый молодой король Тарса, Валтасар — темнокожий и зрелый король Эфиопии, король Аравии Мельхиор — в красном, самый старший во главе процессии.

Каждый из трех магов со своей процессией занимает одну стену главного зала. Отряды следуют правилам, принятым во Флоренции в связи с рыцарскими представлениями XV в. Согласно рыцарскому кодексу, каждый отряд включает двенадцать человек и состоит из:
мессера, господина на коне (в данном случае короля-мага), который определяет цвета мантии, украшения головных уборов и знаки отличия;
— трех пажей верхом на лошадях, которые являются авангардом и имеют задачу объявлять о прибытии своего господина;
— двух рыцарей, которые соответственно носят меч, знак королевской власти и дар мессера;
— шести пеших слуг, легко вооруженных луками, арбалетами и копьями, расположенных парами, которые сопровождают самого господина.

Мельхиор, старейший маг, едет на западной стене, возглавляя процессию. Традиционно его черты читаются как черты Иосифа II, Патриарха Константинопольского, который умер во Флоренции во время проведения Флорентийского Собора.
12*.
DSC_1889

В 1659 г. семья Риккарди купила Палаццо Медичи и произвела некоторые структурные изменения. Это включало строительство в 1689 г. внешнего лестничного пролета, ведущего на второй этаж. Для этого пришлось перенести вход в часовню. Во время строительства два участка стены были вырезаны из юго-западного угла в Процессии Старого Короля. После того, как лестница была закончена, вырезанные элементы смонтировали на углу стены, выступающей в комнату. В ходе этого самая старая королевская лошадь была разрезана и установлена на двух разных сегментах стены.
13. Небольшая фреска, являющаяся началом процессии Мельхиора.
DSC_1909

14. Совмещенное изображение двух частей фрески.
double

Бородатый Валтасар едет на белом коне по южной стене. Он изображен с теми же чертами лица, что и византийский император Иоанн VIII Палеолог. Деревянный хор приписывается Джулиано да Сангалло.
15.
DSC_1906

На восточной стене Каспар, самый молодой маг, возглавляет процессию на белом коне. Эту фигуру часто принимают за идеализированного Лоренцо Великолепного, который родился в 1449 г. и поэтому был еще мальчиком на момент завершения создания фрески.
16*.
DSC_1896

Сцена, изображающая процессию знати и сцену охоты, предлагает нам необыкновенную коллекцию портретов выдающихся личностей своего времени. С той или иной степенью вероятности идентифицировано множество изображенных персонажей. Приводить их перечень не буду, чтобы не перегружать пост. Желающие узнать подробности могут ознакомиться с соответствующей статьей на официальном сайте дворца. В виде исключения покажу фрагмент фрески, на которой изображен сам автор Беноццо Гоццоли, на головном уборе которого есть надпись «Opus Benotii » (Работа Беноцци).
17.
gozzoli

Капелла небольшого размера, и из-за тесноты допуск туристов внутрь ограничен как по количеству (не более 10 человек одновременно), так и по времени пребывания в ней (не более 5 минут). Но зимой, когда посетителей немного, эти ограничения не действовали.

Салон Карла VIII [II]
Купив Палаццо Медичи в 1659 г., Габриэлло Риккарди поручил радикально изменить зал XV в., выходящий на фасад piano nobile. Из имеющегося помещения была отделена нынешняя угловая комната, в которой сохранилась часть потолка XV в. Кроме того, потолок был поднят примерно на три метра, чтобы длина оказалась пропорциональна высоте. Фактически, в соответствии с современными архитектурными теориями, длина, ширина и высота комнаты должны иметь соотношение 2:1:1. Чтобы поднять потолок, окна, соответствующие третьему этажу, были закрыты примерно на треть в нижней части. После проведенных работ было создано помещение около 20 м в длину, 10 м в ширину и 7 м в высоту. Хроники сообщают, что в этом зале 25 ноября 1494 г. проходили переговоры между королем Франции Карлом VIII и гонфалоньером справедливости Пьеро Каппони, когда итальянцы упорно не хотели сдаваться французам. Перед угрозой атаки Каппони произнес фразу, ставшую крылатой: «Если вы начнете трубить в свои трубы, мы зазвоним в свои колокола». В некоторых источниках салон называют «Комнатой четырех сезонов», так как он украшен старинными флорентийскими гобеленами с изображением четырех времен года.
18.
DSC_1915

Новый потолок комнаты украсила впечатляющая деревянная кессонная, резная и позолоченная облицовка, выполненная плотниками Лукой Бончинелли и Антонио Монтини. Потолок украшен листьями аканта и содержит три ряда по шесть отсеков в каждом. По бокам вырезан вертикально перевернутый ключ на синем поле из герба Риккарди.
19.
DSC_1924

Несколько следующих помещений вдоль улицы виа Камилло не имеют собственных названий; они объединены общим термином «коридор». Исходя из обычного предназначения комнат во дворцах, я самостоятельно присвоил наиболее вероятные названия помещений III-V.

Комната охраны (?) [III]
20. Потолок расписан гротескными узорами.
DSC_1928

21.
DSC_1934

22.
DSC_1936

Санитарная комната (?) [IV]
С учетом плана этажа у меня есть смутное подозрение, что за портьерами спрятаны двери в туалет.
23.
DSC_1937

24.
DSC_1941

25.
DSC_1945

Помещение для камердинера (слуг) (?) [V]
26.
DSC_1946

27.
DSC_1954

28.
DSC_1956

29. «Епископ во славе», неизвестный художник XVIII в.
DSC_1957

Спальня [VI]
30.
DSC_1958

31.
DSC_1966

32.
DSC_1967

33. Барельеф «Мадонна с Младенцем» создал Агостино ди Дуччио вероятно в 1463-1470 гг.
madonna

34. «Св. Августин и ангел», флорентийский художник, XVII в.
agostino

Окончание поста будет опубликовано через несколько дней.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.