Базилика Санта-Мария-Новелла. Клуатр усопших

Клуатр усопших (название также можно перевести как «Обитель мертвых») в течение многих веков использовался как кладбище для знатных флорентийцев. В некоторых источниках клуатр также называют Нижним кладбищем или Подземным кладбищем, потому что он находится ниже уровня трансепта базилики. Это одна из старейших частей комплекса: традиционно считается, что именно она сформировала первоначальное сердце доминиканского монастыря. Своды клуатра, вероятно, уже были возведены, когда в 1279 г. был заложен первый камень в строительную кампанию по расширению церкви. Вероятно, именно здесь проводились богослужения во время строительства церкви, и территория клуатра была преобразована в гробницы, часовни и временные алтари.
1.
DSC_1089

Клуатр приобрел свой нынешний вид после наводнения 1333 г.; восстановлен он был, возможно, между 1337 и 1350 г. под руководством фра Якопо Таленти. Первые фресковые украшения, заказанные ведущими флорентийскими художниками семьями, покровительствовавшими здешним капеллам, относятся к тому же периоду. Эти украшения сохранились лишь отчасти, так как часть средневекового сооружения была снесена, чтобы в середине XIX в. высвободить место для нового привокзального двора железнодорожного вокзала. Когда в 1868 г. монастырь был упразднен и перешел в собственность муниципалитета, дальнейшие строительные работы изменили облик монастыря. Фрески, которые уже находились в довольно плохом состоянии, были отделены и восстановлены в середине XX в., но наводнение 1966 г. нанесло новый, необратимый ущерб. Нынешний проект реставрации, начавшийся в 2011 г. с декора на сводах, теперь позволил вновь открыть эту жемчужину монастыря для публики.
2. План монастыря
Plan_cloister

Все стены в условно называемом мной коридоре [3] покрыты погребальными плитами с гербами (многие из которых относятся к XIV в., часто с очень древними геральдическими формами знаменитых флорентийских семейств). Внизу, в основном, выстроены надгробные плиты, особенно XIX в.
3.
DSC_1087

4.
DSC_1088

Часовня Благовещения Пресвятой Богородицы [4]
Посвящение этой часовни, вероятно, восходит к древней часовне Богородицы, которая, как полагают, занимала эту территорию в первоначальном комплексе X в. Оформление часовни Благовещения Пресвятой Богородицы было заказано Биче Тринчиавелли, вдовой Филиппо Строцци, которая распорядилась каждый год в честь праздника Благовещения в монастыре устраивать трапезу. Эта часовня является одной из наиболее хорошо сохранившихся во всем монастыре, хотя и лишена своей северной стены, ранее содержащей сцену Благовещения. К концу XVIII в. фреску уже почти невозможно было разобрать, и, возможно, именно поэтому стена была снесена в следующем столетии. На основе стилистического сравнения с остатками апсидального оформления из базилики Санта-Мария-Новелла, находящейся в настоящее время в часовне Убриачи в музее, исследователи определили, что фрески высочайшего качества были написаны в 1340-1347 гг. Андреа Орканья и его помощниками.
5.
DSC_1094

На фреске задней стены часовни изображено Распятие.
6.
DSC_1106

На левой, южной, стене фреска «Рождение Иисуса».
7.
DSC_1107

В арке с фамильным гербом семьи Строцци на обоих концах вместе с четырьмя евангелистами изображены св. Леонард и св. Бенедикт, покровители внуков основателя часовни. В своде часовни написаны пророки.
8.
DSC_1102

Восточная сторона разделена стенами-перегородками, образующими раздельные глубокие часовни.

Часовня св. Антония Великого [5]
Часовня посвящена св. Антонию Великому и украшена фресками в очень плохом состоянии, написанными неизвестным флорентийским художником около 1337-1349 г. и рассказывающими истории из жизни святого (Св. Антоний раздает милостыню бедным; Распятие; Искушение смерти; Св. Антоний в пустыне и Похороны св. Антония). В пилястре также изображен св. Антоний.
9.
DSC_1108

Стены ниже фресок и пол покрыты погребальными плитами. Небольшая дверь в конце лестницы скрывает доступ в левый трансепт базилики. Здесь хорошо видно, насколько ниже находится клуатр усопших относительно пола трансепта.
10.
DSC_1114

Часовня св. Анны [6]
Часовня св. Анны оформлена фресками с рассказами о св. Анне и Деве Марии. Создание фресок приписывается Нардо ди Чоне, возможно, с привлечением помощников из его мастерской (1345-1355 гг). В пилястрах изображены св. Фома, св. Иоанн Богослов, св. Лука и св. Доминик.
11. Благовещение св. Иоакиму и св. Анне (слева) и Встреча у Золотых ворот (справа)
DSC_1116

12. Рождение Девы Марии
DSC_1112

13. Сретение Богородицы в храме
DSC_1120

Часовня св. Павла [7]
Часовня оформлена фресками в очень плохом состоянии, написанными во второй половине XIV в. неизвестным последователем Андреа Орканья и его брата Нардо ди Чоне. На фресках изображены «Св. Юлиан помогает паломнику переправиться через реку», «Распятие» и св. Доминик (по другой версии, св. Фома Аквинский). На пилястре фреска, посвященная св. Юлиану Странноприимцу.
14.
DSC_1122

С двух сторон скромного внутреннего двора [10] находятся арки с ребристыми крестовыми сводами на восьмиугольных столбах (большей частью XIV в.) с галереей в верхней части, поддерживаемой выступающими консолями, которая ведет из древнего дормитория (сегодня здесь устроена историческая доминиканская библиотека «Jacopo Passavanti») в ризницу церкви. В люнете первой арки под портиком находится фреска [8], которая когда-то знаменовала доступ в одноименную часовню. Работа, выполненная неизвестным флорентийским художником конца XIV в., ранее ошибочно приписывалась таинственному последователю Джотто Стефано Фиорентино, который в это время работал внутри базилики в третьем алтаре правого прохода.
15.
DSC_1132

На западной стороне двора устроена небольшая часовня [9], украшенная полихромной глазурованной терракотой Noli me tangere, выполненной известным керамистом Джованни делла Роббиа.
16.
DSC_1131

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.