Флоренция. Базилика Сан-Лоренцо. Часть 1. Вокруг базилики

Базилика Сан-Лоренцо, построенная за пределами городских стен, является одной из старейших церквей Флоренции. Освященная св. Амвросием в 393 г. на Пасху, она в течение нескольких столетий была резиденцией городских епископов. Перестроенная в романском стиле с 1045 по 1060 г., она в то время давала приют общине каноников (коллегии священников, живущих общинной жизнью), что объясняет наличие клуатра и других строений, приспособленных для монашеской жизни.
1.
Lorenzo

Церковь посвящена св. Лаврентию и расположена на одноименной площади. Помимо различных дворцов местной знати, площадь также украшена монументом в честь Джованни де Медичи, также известного, как Джованни делле Банде Нере — последнего из великих итальянских кондотьеров. Памятник работы Баччо Бандинелли поставлен его сыном, герцогом Козимо I Медичи.
2.
DSC_1495

Козимо I заказал статую скульптору в 1540 г. и планировал разместить ее в часовне Нерони внутри базилики Сан-Лоренцо. По этой причине скульптор задумал сидящего воина (довольно необычная поза для вождя) на основании. Художник представил проект герцогу в том же году и подписал контракт, согласно которому статуя вождя и два рельефа, вставленных в основание, должны быть завершены в течение двух лет. После смерти Бандинелли в 1560 г. скульптура была все еще далека от завершения, и только в 1592 г. ее помещают в Большом зале Палаццо Веккьо. Монументальная база в течение длительного времени оставалась в часовне Нерони, и в 1620 г. по указу Козимо II размещена на углу площади, и здесь она стала известна как "база Сан-Лоренцо".
3.
DSC_1838

Архитектор Джузеппе дель Россо в 1812 г. преобразовал основание в фонтан для общественного пользования. Здесь было разрешено поить животных, поэтому ванна из каррарского мрамора, как и основание, была спроектирована с большой чашей, поддерживаемой полкой, украшенной рельефами. Львиная голова изображена на рельефах Бандинелли с обеих сторон вместе с гербом Медичи, как отсылка к флорентийскому тотемному животному "марзокко", похожему на льва. Только в 1850 г. под руководством инженера Алессандро Манетти статуя была перенесена из Палаццо Веккьо и установлена на основание. В 1939 г. с переустройством площади Сан-Лоренцо памятник перенесли ближе к церкви.
4.
DSC_1499

Джованни делле Банде Нере представлен в древнеримском панцире "лорика мускулата" на мощной груди. Вождь без шлема и обуви держит в руке большой командирский жезл, который также был истолкован как сломанное копье.
5.
DSC_1841

На длинной стороне основание украшено рельефом со сценой битвы, в которой солдаты приносят пленников и добычу своему капитану.
6.
DSC_1840

На коротких сторонах изображен герб Медичи, поддерживаемый львиными головами, и импреза (символ, выбранный в качестве личной эмблемы) Джованни де Медичи в виде кольца с бриллиантом.
7.
DSC_1496

Медичи вошли в историю базилики после ее третьей великолепной реконструкции. Джованни ди Биччи де Медичи, основатель семьи и банка Медичи, в 1419 г. поручил Филиппо Брунеллески построить то, что сейчас известно как Старая ризница. Брунеллески завершил эту задачу в 1429 г., создав инновационное пространство, которое, по сути, было первым историческим зданием эпохи Возрождения, воплощающим стиль Древнего Рима в новую гармонию формы и геометрии.
8.
DSC_1500

Однако планы по восстановлению всей церкви были реализованы только в 1442 г. Козимо Старый снова передал заказ Брунеллески, и, хотя архитектор умер в 1446 г., не успев завершить работу, ему все же удалось оставить свой след в общем дизайне. Получился впечатляющий результат необычайной красоты.
9.
DSC_1833

Фасад церкви так и остался незавершенным: папа Лев X, в миру Джованни Медичи, после конкурса, в котором принимали участие такие великие художники, как Рафаэль и Джулиано да Сангалло, выбрал победителем Микеланджело и поручил ему выполнить проект в 1518 г. Этот фасад должен был стать "зеркалом всей Италии", воплощением лучших черт мастерства итальянских художников и свидетелем могущества рода Медичи. Художник сделал деревянную модель классического пропорционального фасада, но работы, тем не менее, не были завершены из-за технических и финансовых проблем, которые возникли уже на этапе закупки материалов. Несколько лет спустя этот проект Микеланджело был использован Кола дель Аматриче при строительстве фасада базилики Сан-Бернардино-аль-Аквила.
10.
facciata

Чтобы не оттолкнуть от семьи Медичи амбициозного Микеланджело, кардинал Джулио Медичи предложил ему создать часовню в той же церкви, названную Новой Сакристией (Капеллой Медичи). В плане новая часовня должна была быть симметричной относительно Старой Сакристии. Работы над ней начались в 1519 г. и продолжались около 15 лет. Полностью оформление капеллы изнутри так не было завершено, в том числе и из-за отъезда художника в Рим.
11.
DSC_1493

Маленькая колокольня построена по проекту Фердинандо Руджиери и восходит к 1740 г.
12. Фотографию пришлось заимствовать из Википедии, так как в мое посещение она была закрыта строительными лесами.
Campanile

Джулио Медичи, ставший в 1523 г. папой римским Клементом VII, поручил в 1524 г. Микеланджело строительство здания библиотеки Лауренциана. По эскизам автора с южной стороны клуатра базилики Сан-Лоренцо в последующие два года было возведено здание. Отделкой занимались другие зодчие, в том числе Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати.
13. Парадная лестница Микеланджело
DSC_1523

Огромная Капелла принцев, построенная за главным алтарем, была грандиозным строением, начатым архитектором Маттео Ниджетти во времена Фердинанда I в 1604 г. Роскошный восьмиугольный зал шириной 28 м увенчан куполом, высота которого достигает 59 м, вторым по величине во Флоренции после купола Брунеллески в Санта-Мария-дель-Фьоре. Оформление капеллы фактически было прекращено в связи со смертью последней представительницы прямой линии дома Медичи Анны Марии Луизы Медичи, умершей в 1743 г.
14.
DSC_1371

В июле 2011 г. мэр Флоренции Маттео Ренци, в преддверии 500-летнего юбилея проекта фасада Микеланджело 1515 г., предложил построить новый фасад к 2015 г. Инициатива, которая должна была пройти через всенародный референдум, не получила дальнейшего развития. Известная итальянская фирма по архитектурному дизайну с использованием современных компьютерных технологий показала, как должен был выглядеть фасад Микеланджело в наши дни.
15.
facciata_new

Церкви присвоен титул Малой базилики. Впрочем, этот титул носит 11 церквей Флоренции.
16. Главный портал базилики
DSC_1830

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.