Валлетта. Церковь иезуитов. Часть 1

Церковь Обрезания Господня, более широко известная как церковь иезуитов, является одной из старейших церквей в Валлетте, и одной из крупнейших в епархии [35.8985021N 14.5151389E]. Участок, состоящий из колледжа и церкви, ограничен четырьмя улицами.
1.
DSC_2069

Св. Игнатий де Лойола, основавший Общество Иисуса в 1540 г., рассматривал возможность основания колледжа на Мальте еще в 1553 г. В письме от 28 марта 1592 г. папа Климент VIII дал указание создать иезуитский колледж. Он должен был быть в первую очередь не научным, а церковным, главным образом для подготовки кандидатов в священники. 4 сентября 1595 г. Великий Магистр Ордена госпитальеров Мартин Гарцез заложил первый камень в фундамент колледжа, который стал известен под именем Мальтийский Коллегиум (Collegium Melitense). Строительство церкви было завершено в 1609 г. 12 сентября 1634 г. взрыв на соседней фабрике пороха нанес серьезный ущерб церкви и колледжу; зданию требовалось восстановление. В итоге настоящая церковь была перестроена в соответствии с планом мальтийского военного архитектора и инженера Ордена Франческо Буонамичи из Лукки и стала первой постройкой на Мальте, возведением которой руководил архитектор с мировым по тем временам именем.

Церковь продолжала использоваться после того, как иезуиты были изгнаны с Мальты в 1768 году, и также используется до сих пор для церемоний магистратуры и докторантуры Мальтийского университета.

Фасад имеет черты стиля барокко, а интерьер выполнен в виде дорического ордера. Работы по перестройке церкви продолжались в течение XVII в., но двухэтажный фасад раннего барокко церкви все еще выглядит неполным. Он содержит непропорционально большое количество спиральных колонн в своем трехпроходном плане.
2.
facade

3*.
BackFacade

Интерьер и экстерьер церкви были восстановлены в период с 1996 по 2002 г., а ее фасад, крыша и купол, а также фасад соседнего здания Старого университета, были восстановлены в период между 2016 и 2018 гг.

В юго-западном углу фасада находится одна из первых пяти каменных изваяний в Валлетте — статуя третьего генерала Общества Иисуса св. Франсиско Борджа. Скульптура возведена на средства великого приора Германии Ордена госпитальеров графа Филиппа Вильгельма Нессельроде-Райхенштейна. Святой держит открытую книгу в левой руке, а правая рука тянется наружу.
4.
DSC_2068

На правой внешней стене установлена статуя Богородицы с младенцем. Статуя Мадонны находится на консоли в прямоугольном углублении в рамке. Консоль сразу была вырезана с мемориальной доской, которая до сих пор остается пустой. Вероятно, там должна была быть написана индульгенция, предоставляемая почитающим статую.
5.
Statue_of_the_Madonna

Для лучшего понимания привожу план церкви. В дальнейшем в квадратных скобках буду указывать номер по этому плану.
6.
plan

Церковь в плане имеет форму латинского креста и соответствует римской церкви Иль-Джезу, с нефом [4] с четырьмя нишами и семью боковыми капеллами в них.
7*.
DSC_3960

8. Служба в церкви
DSC_2073

Церковь содержит картины, написанные с конца XVI в. до конца XVIII в., в том числе работы Балдассаре Перуцци, Стефано Эрарди, Никколо де Симоне и Маттиа Прети. Обход церкви будет идти по часовой стрелке, начиная от главного входа.
9.
DSC_4071

Капелла св. Карло Борромео [2]
Спонсором часовни св. Карло Борромео выступили семьи Декос, Саньяни и Дорелло.
10.
DSC_4063

Слева на стене часовни надо рассмотреть прекрасно выполненное распятие.
11.
DSC_4062

Капелла св. Петра в оковах [3]
Капелла посвящена библейской истории, в которой ангел освободил апостола Петра, заключенного в тюрьму царем Иродом. Хотя эта история описана очень кратко в 12 главе Деяний апостолов, она породила богословские дискуссии и стала предметом ряда художественных работ.
12.
DSC_4060

Алтарный образ, изображающий Освобождение св. Петра, написан Маттиа Прети.
13.
DSC_4053

В двух люнетах написаны Распятие св. Петра и Встреча св. Петра и св. Павла во время совершения мученичества.
14.
DSC_4059

Спонсором капеллы выступили Пьетро Росселли и Алоизий Масса.
15.
DSC_4061

Капелла св. Иосифа [4]
Заалтарный образ изображает Путешествие Святого семейства и Вечного Отца с различными ангелами в верхней части, выполненное Франческо делла Моденезе. Спонсором капеллы выступила семья Ди Наполи.
16.
DSC_4044

Купол часовни
17.
DSC_4051

В люнетах изображены эпизоды из жизни св. Иосифа.
18.
DSC_4050

19.
DSC_4052

Между 3 и 4 капеллами слева установлена резная деревянная кафедра.
20.
DSC_4070

Капелла Святого распятия [5]
Алтарь капеллы увенчан деревянным арочным тимпаном с промежуточной надписью. Спонсором капеллы выступили семьи Ксара и Бонничи.
21.
DSC_4030

Большое деревянное распятие находится между рифленых спиральных колонн, в нижней части украшенных ветвями винограда.
22.
DSC_4042

Перед алтарным образом находится небольшое изображение Богоматери скорбей. Одной из семи скорбей Богоматери является распятие Христа.
23.
DSC_4041

Купол часовни.
24.
DSC_4034

Боковые люнеты, в которых изображены Поклонение волхвов и Представление Иисуса в храме, написаны мальтийским художником Джио Никола Буагияром.
25.
DSC_4035

26.
DSC_4036

На боковых стенах часовни выставлены различные реликвии.
27.
DSC_4037

Капелла Богоматери Монсеррат [6]
Алтарный образ — изображение Богородицы, которой поклоняются основатели ордена иезуитов св. Игнатий де Лойола и св. Франциск Ксаверий, — написан Джузеппе д’Арена.
28.
DSC_4008

Боковые картины: Оплакивание Христа (Пьета) и Пронзание Христа копьем.
29.
DSC_4028

30.
DSC_4027

В часовне слева находится захоронение епископа Гаргалло и, вероятно, его кресло и епископская шляпа.
31.
DSC_4029

Главный алтарь [7]
Приподнятый пресвитерий ограничен балюстрадой. На боковых стенах находятся две закрытых кафедры для певчих (кантории).
32.
DSC_4069

Алтарь с возвышением, расположенным в двойном порядке, верхняя арка увенчана эмблемой Общества Иисуса. В нише второго уровня находится статуя, которую окружает надпись «In nomine jesu omne genuflectatur» (в скорее всего неточном переводе с латинского «Во имя Иисуса каждый должен преклонить колено»; такое название носит один из популярных средневековых мотетов). Вокруг верхней части алтаря можно разглядеть ангелов с крыльями.
33*.
DSC_4011

Центральная святыня ограничена парами витых колонн. На титульной картине, выполненной итальянским художником Филиппо Паладини, изображает Обрезание Господне. Документирована картина с изображением Спасителя, точная копия с оригинала Гвидо Рени, работа, хранящаяся во дворце губернатора.
34.
DSC_4017

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.