Лиссабон. Церковь святого Доминика

Церковь святых Хусты и Руфины (часто называемая церковь св. Доминика) была заложена в 1241 г. и освящена в 1251 г. С этого момента в церкви постоянно проводились работы по ее улучшению и перестройке [38.7147402N 9.1386724W]. Многие годы она была самой большой церковью в Лиссабоне. До землетрясения 1755 г. здесь находился монастырь св. Доминика, в котором проводились аутодафе и зачитывала свои приговоры инквизиция. Жуан Фредерик Людовиче, известный как автор проекта самого большого королевского дворца Португалии — дворца Мафра, после 1748 г. воссоздал фасад и пресвитерий. Во время землетрясения церковь была сильно повреждена, частично сохранились только ризница и алтарь. Реконструкцию поручили архитектору Карлосу Марделю. После землетрясения 1755 г. воссозданием церкви занимался архитектор Мануэль Гаетано де Соуса, известный созданием библиотеки дворца Мафра и восточного крыла дворца Келуш. Он применил сохранившиеся портал и балкон над порталом из королевской часовни дворца Рибейра, уничтоженного лиссабонским землетрясением.
1.

Фасад церкви завершается фронтоном, увенчанным скульптурной группой с гербами Королевства Португалии и ордена доминиканцев.
2.

В этой церкви крестили португальских монархов, проводили королевские венчания и похороны. В частности, состоялись королевские свадьбы королей Педру V (1853), Луиша (1862) и Карлуша (1886).
3.

В апреле 1506 г. в церкви св. Доминика началась Лиссабонская резня, которая охватила практически весь город. Народ, подстрекаемый монахами-доминиканцами, обещавшими отпустить все грехи, совершенные за последние 100 дней, всем, кто убьет еретиков, признал еврейское население города виновными в эпидемии чумы, голоде и засухе. Жертвами беспорядков стали несколько тысяч иудеев и марранов. Перед церковью в память об этой трагедии через 500 лет установлен небольшой памятник [38.7148532N 9.1389406W].
4.

13 августа 1959 г. пожар уничтожил практически все внутреннее убранство, позолоченные алтари, старинные гобелены и картины Педро Александрино Карвальо. Церковь была вновь открыта после реконструкции в 1994 г. В связи со сложностью работ, внутренне убранство восстановлено лишь частично.
5*.

Обойдем церковь по часовой стрелке, начиная от главного портала. Слева от входа устроен небольшой баптистерий. На алтарной картине изображено крещение Господне. Автор картины не определен.
6.

Каждая сторона нефа имеет по четыре часовни, разделенные двумя колоннами без капителей, обрамленные идеальной разворотной аркой из каменной кладки, увенчанной вырезанными окнами (глухими с правой стороны главной часовни и освещающими с левой стороны главную часовню) и алтари из резного камня. Часовни после пожара выглядят практически одинаковыми и отличаются только выставленными в алтарях статуями, поэтому я укажу только выставленные статуи.

Богоматерь Фатимская, Франсишку Марту и Лусия Сантуш — свидетели фатимских явлений Девы Марии.
7.

Св. Антоний Падуанский
8.

Св. Франциск Ассизcкий
9.

Богородица Фатимская. Ранее здесь же находились скульптуры Богоматери Кармельской и св. Клары Ассизской.
10.

Изображение монаха доминиканского ордена, возможно, св. Доминика.
11.

Трансепт украшают часовни, окаймленные двумя композитными колоннами с каждой стороны алтарей (с утопленными внешними элементами).
12*.

В левой части трансепта до пожара находилась часовня Святого Таинства, которая так и не была восстановлена после землетрясения.
13.

Сейчас здесь находится современный образ Святейшего Сердца Иисуса первой половины XX в.
14.

В застекленном шкафу хранится образ Богоматери.
15.

На месте алтарного образа установлена современная скульптура Иисуса.
16.

Главная часовня, построенная в 1748 г. Жуаном Фредериком Людовиче и законченная Жуаном Антонио де Падуа, имеет четыре большие колонны без часовни, которые разделяют сосуд скинии с бронзовой дверью.
17*.

Подходя к главной часовне, мы смотрим на то, что осталось от этого выдающегося образца барокко, с полихромией его мрамора и выразительной работой с камнем.
18.

19.

Алтарь, разделенный величественными двойными колоннами, окружен изображениями св. Франциска и св. Доминика, которые сейчас деформированы; в центре — замечательная декоративная работа вокруг старой скинии. В верхней части алтаря остатки скульптурной группы, представляющей Пресвятую Троицу и Богородицу Розария.
20.

Харальд Рапп, органостроитель из Эннетаха, купил церковный орган у города Менген, спас его от разрушения и привез в Лиссабон. С 1997 г. орган звучит в церкви св. Доминика.
21*.

Капелла в правом трансепте посвящена Деве Марии Скорби, Богородице Доброй смерти и Господу Страдающих.
22.

23.

Скульптура Пьеты.
24.

Изображение монаха доминиканского ордена, возможно, св. Франциска, преклоняющегося перед Девой Марией.
25.

Непорочная Дева Мария, св. Руфина и св. Хуста.
26.

Св. Доминик
27.

Св. Иосиф
28.

Дева Мария Розария
29.

Взгляд на верхний хор церкви.
30*.

Посмотрите небольшое видео о церкви.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.