Португалия. Лиссабон. Кафедральный собор

Считается, что ранее на месте современного собора стоял римский храм, в IV-V вв. превращённый вестготами в христианскую церковь. После завоевания арабами Пиренейского полуострова на её месте построена мечеть. После осады 1147 г. мечеть была разрушена христианами, и на её месте стал возводиться новый собор, здание которого было построено уже в 1150 г. [38.7098428N 9.1332006W].
1.
se-lisboa

Лиссабонское землетрясение 1755 г. серьёзно повредило собор, но он был отреставрирован. До этого в городе произошло несколько землетрясений, но ущерб был незначителен. После этого в собор были внесены элементы барокко, рококо и неоклассицизма.
2.
earthquake1

В начале XX в. экстерьер и интерьер церкви были очищены от неоклассических наслоений, чтобы придать собору более «средневековый», готический, вид. От первого периода своего существования (середина XII — первая четверть XIII в.) собор сохранил западный фасад с розеточным окном (воссозданным из фрагментов в XX веке), главный портал, северный боковой портал и центральный неф.
3.
earthquake

Главный фасад собора выглядит как крепость, с двумя башнями, примыкающими к входу, и зубцами над стенами.
4. Фотографировать фасад, конечно, надо во второй половине дня. Иначе сильно мешается Солнце навстречу. Зато я потратил много времени, чтобы очистить снимок от визуального мусора типа висящих проводов.
p1136

Главный портал собора [A] не такой монументальный, как в монастыре Жеронимуш или в монастыре в Баталье.
5.
p1137

6.
DSC_6421

Лиссабонский собор (иначе называемый Santa Maria Maior de Lisboa) — здание в плане латинского креста с тремя нефами, трансептом и главной часовней, окруженной деамбулаторием. Собор соединён с клуатром на своей восточной стороне. Вероятно, осмотреть клуатр было бы очень интересно, но доступ в него был закрыт, вероятно, из-за проведенных в последние годы археологических раскопок, которые обнажили постройки древнеримского, арабского и средневекового периодов. Для облечения виртуальной экскурсии привожу план собора.
7.
plan

Интерьеры кафедрального собора достаточно аскетичны, их специально возвращали к оригинальному виду уже в 20 веке. Неф [B] покрыт цилиндрическим сводом и имеет верхнюю арочную галерею (трифорий). Свет проникает сквозь розеточные окна западного фасада и трансепта, через узкие окна боковых проходов нефа (клересторий), а также через окна башни фонаря трансепта.
8.
p1168

9.
p1139

Правый неф
10.
p1138

11.
p1152

В торце правого нефа со стороны входа выставлена картина «Спаситель мира», написанная португальским художником Педру Александрино Карвальо в 1778 г.
12.
DSC_6426

Со стороны главного алтаря скульптура Богоматери с младенцем.
13.
DSC_6438

Левый неф
14.
p1158

В торце правого нефа со стороны входа выставлена картина «Сошествие Святого Духа», написанная португальским художником Педру Александрино Карвальо в 1780 г.
15.
DSC_6600

Неплохая по исполнению скульптура традиционного в католичестве сюжета — Пьета. Авторство и год создания определить не удалось.
16.
DSC_6568

Баптистерий [13]
Обратите внимание на крестильную купель, расположенную слева от входа. Считается, что в 1195 г. здесь крестили св. Антония. Изнутри баптистерий украшен множеством азулежу первой трети XVIII в., в основном с сюжетами из жизни Христа и религиозных аллегорий.
17.
p1166

Особый интерес представляет азулежу, изображающее св. Антония, проповедующего рыбам.
18.
p1167

Капелла Бартоломеу Жоанеса [1]
У входа в собор богатый торговец, один из основателей храма, Бартоломеу Жоанес в начале XIV в. построил погребальную часовню, позже названную в его честь. Во времена короля Жуана III переоборудование в часовню Бартоломеу Жоанеса было заказано в 1537 г. архитектору Педру Фернандесу де Серпа. Восемь панно представляют мученика св. Варфоломея, а также сцены из жизни Девы Марии и страсти Христа. Ретабло было написано Кристофором де Фигейреду, Гарсиа Фернандесом и Диого де Контрейрасом.
19.
p1165

Захоронение Бартоломеу Жоанеса, выполненное в готическом стиле.
20.
DSC_6579

Ларь с различной церковной утварью изготовил Мачадо де Кастро в 1766 г.
21.
DSC_6578

Патриаршая ризница [2]
Персональная гардеробная Патриарха была построена в XVIII в. и восстановлена только в XX в., когда был установлен великолепный алтарь св. Анны, ранее принадлежавший часовне св. Анны, расположенной в деамбулатории. Изображение святой в стиле барокко выполнено из резного позолоченного дерева, инкрустированного мрамором, между двумя картинами Фернана Гомиша: «Встреча св. Иоахима и св. Анны у Золотых ворот» и «Рождение Богородицы». В экспозиции представлено несколько литургических предметов, а именно генуфлекторий, прекрасная вышитая золотом риза XVIII в., епископский посох, патриарший крест и семь канделябров для религиозных процессий.
22.
p1156

Коллекция драгоценных епархиальных митр.
23.
DSC_6542

Ларь для хранения патриарших одеяний
24.
DSC_6543

Левый (северный) трансепт
Трансепт до сих пор хранит свидетельства первоначального плана апсиды и вход в деамбулаторий. Северный трансепт выглядит несколько скромно, в основном соответствуя готическому стилю. В настоящее время здесь выставлена картина Причастия апостолов кисти Жозе де Авелара Ребело (XVII в.).
25.
p1154

26.
p1170

Окна-роза в трансепте были вновь введены во время реставрации в XX в.
27.
North_Rose

Часовня Пресвятого Причастия [3]
Часовня Пресвятого Причастия занимает место, где ранее стояла старая готическая часовня и часть деамбулатория. Маньеристский портал огорожен позолоченной решеткой, а на стенах изображены четыре Учителя Церкви и Евхаристия, написанные Педру Александрино де Карвальо. Алтарь изготовлен из позолоченного и полихромного резного дерева с росписью Тайной вечери, также кисти Педру Александрино. Скиния выполнена в форме церкви. По бокам от скинии находятся скульптурные изображения св. Иосифа с младенцем Христом и Богоматери Непорочного Зачатия.
28*.
p1155

Купол средокрестия [C]
В восьмиугольной башне есть центральная розетка и окна в куполе, которые освещают главный алтарь.
29.
DSC_6550

30.
DSC_6565

Главный алтарь [D]
Главная часовня была построена во времена короля Афонсу IV и подверглась значительной реконструкции и переоборудованию в XVIII в.
31.
p1153

Все пространство часовни освещается через девять окон, которые подчеркивают многоцветную известняковую отделку стен и пола.
32.
p1169

На табернакле стоит рассмотреть копию картины Жозе Инасиу де Сампайо «Успение Марии», обрамленную черным мрамором.
33.
DSC_6520

34. Кафедра епископа Лиссабона
DSC_6599

На боковых стенах находятся захоронения короля Афонсу IV и королевы Беатриче, созданные Жоакимом Машадо де Кастро. Они заменили оригинальные, разрушенные землетрясением 1755 г.
35.
p1162

В часовне установлено два органа, причем правый, голландский, установлен в храме в XX в.
36.
p1159

37.
p1163

38.
DSC_6553

На лепном потолке изображены фрески Святой Троицы, а в стеклянной люстре — символы Девы Марии и Христа.
39.
DSC_6521

Правый (южный) трансепт
Правый трансепт является ярким воплощением готического стиля.
40.
p1157

В табернакле находится необычная скульптура Богоматери с младенцем работы Аньоса Тейксейры.
41.
DSC_6437

На южной оконечности трансепта выделяются витражи, изображающие св. Антония и св. Винсента.
42.
DSC_6436

В витражах окна-розы правого трансепта, вероятно, изображены двенадцать апостолов.
43.
DSC_6549

Деамбулаторий [E]
Деамбулаторий в Лиссабонском соборе является одним из самых красивых произведений готического искусства в стране. Построенные в XIV в., девять часовен с ребристыми сводами (одна из них — часовня св. Причастия) имеют четырехугольную форму с многоугольными апсидами. Следует отметить капители с растительными и фигурными узорами. Часовни были украшены резьбой по дереву и плиткой в XVIII в. Эти украшения были удалены, однако, во время реставрационных работ XIX и XX вв. Второй этаж имеет серию окон (клеристорий), которые освещают интерьер обильным светом. Высокий, просторный и светлый, он завершается ребристым сводчатым потолком с резными розетками. Здесь сохранилось несколько красивых готических гробниц XIV в., вероятно, из одной мастерской в Лиссабоне. Осмотр деамбулатория можно осуществить только за плату.
44.
p1160

Капелла св. Винсента [12]
В часовне св. Винсента, расположенной симметрично часовне Святого Причастия, вывешены картины «Прославление св. Винсента» (Педру Александрино), а также «Освобождение монаха Санчо» и «Поклонение св. Винсенту» (Амаро ду Вале), которые до 1755 г. висели в главной часовне.
45.
p1141

Капелла св. Себастьяна [11]
В часовне св. Себастьяна находится погребальная урна первого архиепископа Лиссабона Жуана Анеса.
46.
p1151

Капелла Непорочного Зачатия Пресвятой Девы [10]
В этой часовне имеется дверь, ведущая в клуатр.
47.
p1142

48.
DSC_6503

Капелла св. Космы и Дамиана [9]
В часовне свв. Космы и Дамиана стоят захоронения, на крышках которых изображены фигуры соратника короля Афонсу IV Лопо Фернандеса Пачеко и его жены Нарии Вила Лобос, которые являются одними из самых красивых и интересных образцов погребального мастерства в соборе, а то и во всей Португалии.
49.
p1143

50.
DSC_6451

51.
DSC_6452

Капелла св. Ильдефонса [8]
Часовня св. Ильдефонсо славится замечательным произведением искусства барокко — вертепом с изящными фигурами из обожженной глины. Это произведение приписывается художнику Жоакиму Мачадо де Кастро. Два полотна на боковых стенах изображают «Представление Иисуса в храме» и «Поклонение волхвов».
52.
p1146

53.
p1144

54.
p1145

55.
DSC_6468

Капелла св. Марии [7]
Часовня св. Марии выделяется средневековой решеткой из кованого железа в романском стиле, возможно, сделанной в XIII в. со стилизованными зооморфными и фитоморфными мотивами, а также скульптурой св. Марии, созданной в XV в.
56.
p1148

57.
p1147

Капелла св. Анна [6]
В часовне св. Анны находится небольшая гробница с изображением лежащей фигуры принцессы Королевского Дома с книгой в руках и гербом на боковой стенке, возможно, Констансы Мануэль, и изображение Святой Анны и Богоматери из полихромного дерева.
58.
p1149

59.
DSC_6493

Капелла Пресвятой Богородицы Пенья де Франка [5]
В капелле можно увидеть скульптуру Богоматери и макет клуатра.
60.
DSC_6494

61.
DSC_6495

Капелла Святого Духа [4]
В этой часовне имеется дверь, ведущая в клуатр.
62.
p1150

Последняя часовня деамбулатория, ранее часовня Богоматери Света, была присоединена к часовне Святого Причастия в XVIII в. Табличка с гербом на передней стене утверждает, что капелла была основана Катариной да Кунья.

Небольшое видео о соборе стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть клуатр.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.