Португалия. Белен. Музей карет. Часть 1

Национальный музей карет расположен на площади Афонсу де Альбукерке в беленском районе Лиссабона. Музей обладает одной из лучших коллекций исторических карет в мире и является одним из самых посещаемых музеев города.
1.
logo-1

Музей расположен на старой конно-спортивной арене дворца Белен, бывшего Королевского дворца, который сейчас является официальной резиденцией президента Португалии [38.6977736N 9.1996497W]. Зона верховой езды была построена после 1787 г. по неоклассическому проекту итальянского архитектора Джакомо Аццолини. Несколько португальских художников украсили интерьер здания росписью и плиткой азулежу. Внутренняя арена длиной 50 м и шириной 17 м использовалась для обучения лошадей, а также для выставок и соревнований по верховой езде, за которыми могла наблюдать португальская королевская семья со своих балконов.
2*.
p1111

Музей был создан в 1905 г. королевой Амелией для размещения обширной коллекции карет, принадлежащих португальской королевской семье и дворянству. Коллекция дает полную картину развития каретного дела с конца XVI по XIX вв. с повозками, произведенными в Италии, Португалии, Франции, Испании, Австрии и Англии. Среди экспонатом — редчайшая туристическая карета конца XVI — начала XVII в., которым король Португалии Филипп II путешествовал из Испании в Португалию в 1619 г. В музее есть также несколько помпезных экипажей в стиле барокко XVIII в., украшенных картинами и обильными позолоченными изделиями из дерева. Наиболее впечатляющими из экспонатов являются церемониальная карета, подаренная папой Климентом XI королю Жуану V в 1715 г., и три кареты португальского посла при папе Клименте XI, построенные в Риме в 1716 г.
3*.
p1109

В связи с расширением количества экспонатов разместить все кареты на конно-спортивной арене стало невозможным, поэтому неподалеку было построено современное здание Нового музея, включающее в себя главный зал с подвесным потолком и пристройку [38.6966809N 9.1982549W]. Архитекторы обеспечили беспрепятственный и удобный проход посетителей из одного здания в другое.
4.
DSC_9568

Сначала мы посетили Новое здание музея, а потом успели заглянуть и в старый музей, благо что между ними расстояние совсем небольшое. Для желающих получить больше информации могу порекомендовать официальный сайт музея, где (что встречается редко) дано качественное описание большинства выставленных транспортных средств. Хотя ошибки и несоответствия там все равно попадаются.
5*.
p1107

Отсортировать все фотографии по какому-то принципу сложно, так что не надо искать особой логики в последовательности выложенного. Не вникая ранее в глубинку вопроса, я не подозревал о существовании такого разнообразия типов экипажей.

Почтовая карета
Транспортное средство для путешествий и транспортировки почты состоит из трех кузовов: купе спереди, ротонда или берлин сзади и посередине отсек для перевозки почты. Почтовая карета использовалась на маршруте Лиссабон — Порту и выкрашена в черный и темно-красный цвета, а на дверях среднего корпуса написано «CORREIO Nº 7» с португальским королевским гербом, нарисованным сверху. На вершине купе находится место кучера и соответствующая подставка для ног. Крыша, где хранился багаж пассажиров, окружена защитным ограждением. Под средней частью кузона на цепи тормозной башмак. Автор: Jones Frères, Брюссель, 1854 г. Размеры: 298×210×500 см.
6.
DSC_9549

Дорожная карета
Официальное транспортное средство для перевозки почты, купленное частным лицом и переделанное для перевозки людей и багажа в поездках и охотничьих экспедициях. Оно принадлежало аристократу Густаву Феррейре Пинту Басто и было передано музею семьей владельца. Всего имеется восемь сидений: два наверху сзади, два напротив, четыре внутри и еще одно рядом с кучером. Как сзади, так и под сиденьем кучера есть отделения для хранения почты и багажа. Экипаж оборудован двумя большими фонарями по бокам и тройной фонарь под подножкой кучера. Задние колеса укомплектованы простыми пружинами и рычажным тормозом. Изготовлена в Англии в XIX в. Размеры: 390×210×355 см.
7.
DSC_9550

Брум
Брум — городской экипаж, оснащенный закрытым кузовом с четырьмя окнами. Внутри имеется место для двух взрослых пассажиров и небольшое сиденье для детей. Доступ внутрь осуществляется через подвесную ступеньку. Транспорт оборудован рычажным тормозом и двумя лампами. Эта коляска получила свое название в честь лорда Генри Брума, который разработал ее конструкцию, впервые воплощённую в жизнь в 1838 или 1839 г. лондонской каретной мастерской «Робинсон и Кук». Экипаж принадлежал графу де Пенья Гарсия. Размеры: 315×161×191 см.
8.
DSC_9552

Ландо
Ландо — лёгкая четырёхместная повозка со складывающейся вперёд и назад крышей что позволяет использовать ее в открытом или закрытом состоянии. Название образовалось от названия города Ландау в Германии, где повозки этого типа были изобретены в XVIII в. Принадлежало виконту Корте. Размеры: 350×170×200 см.
9.
DSC_9554

Калаш
Калаш, или Баруш — большая открытая четырехколесная коляска, тяжелая и роскошная, запряженная парой лошадей. Калаш был популярен на протяжении всего XIX в. Корпус в форме лодки обеспечивает места для четырех пассажиров: два пассажира на заднем сиденье и два напротив позади высоко поднятого места кучера. Кожаная крыша может быть поднята, чтобы дать пассажирам заднего сидения некоторую защиту от погоды. Коляска оснащена кривошипно-шатунным тормозом. На двери нарисована армиллярная сфера, символ Португалии. С 1910 года ей пользовался Президент Республики. Изготовлена Мулбахером в Париже. Размеры: 400×190×235 см.
10.
DSC_9557

Кларенс
Кларенс — тип повозки, который был популярен в начале XIX в. Это закрытое четырехколесное транспортное средство, запряженное лошадьми, с выступающей стеклянной передней частью и сиденьями для четырех пассажиров внутри. Кучер сидел спереди, снаружи кузова. Подвеска изготовлена из эллиптической пружины спереди и из полуэллиптической пружины сзади. Экипаж был подарен итальянским королем Виктором Эммануилом II своей дочери, королеве Марии Пиа Савойской. Повозка была так названа в честь принца Уильяма, герцога Кларенса и Сент-Эндрюса, ставшего королем Великобритании в возрасте 65 лет. Изготовлена Чезаре Зала в Милане. Размеры: 380×185×210 см.
11.
DSC_9559

Кларенс
Экипаж заказан Португальским Королевским домом в XIX в. Кузов имеет пять окон с атласными рулонными жалюзи. Сиденье кучера соединено с кузовом и оснащено правым боковым тормозом. С 1910 г. использовался Президентом Португальской Республики. На двери нарисована армиллярная сфера, символ Португалии. Изготовлен Биндером в Париже. Размеры: 380×180×200 см.
12.
DSC_9561

Кларенс
Церемониальный экипаж. Кузов черный, два сидения обращены друг к другу. Ланцетные окна изготовлены в романтическом стиле и украшены плиссированными створками. Кузов декорирован масонскими элементами. На дверях изображены королевские гербы, а на боковых панелях — монограмма короля Педру V. Кларенс оснащен подвесной подножкой из кованого железа. Изготовлен фирмой Гомес в Лиссабоне. Размеры: 390×185×220 см.
13.
DSC_9562

Повозка для собак
Загородный экипаж для перевозки охотников, собак и огнестрельного оружия. Сиденья параллельны колесным осям. Под сидениями есть отсеки с жалюзи для перевозки собак. Рядом с задним сиденьем укреплена соломенная корзина для хранения оружия. На ступицах колес изображена торговая марка производителя — лиссабонской фирмы Нильс Хансен и сын. Размеры: 280×190×195 см.
14.
DSC_9564

Шарабан
Шарабан — тип открытой повозки в виде четырёхколёсных с поперечными сиденьями в несколько рядов. Появились во Франции в начале XIX в. Шарабаны использовались для прогулок, загородных поездок, охоты. Кузов имеет съемную крышу с жалюзи. Доступ внутрь осуществляется через откидные стремена и выдвижные платформы. Колеса оснащены двумя дисковыми тормозами. Шарабан изготовлен по заказу королевы Марии II и украшен расписной монограммой короля Карлуша I, его последнего владельца. Изготовлен в лондонской мастерской Трупп и Ко. Размеры: 420×250×280 см.
15.
DSC_9566

Детский кабриолет
Маленькие детские кабриолеты были похожи на транспортные средства для взрослых и использовались молодыми князьями для игр и прогулок по дворцовым садам и паркам. В детский кабриолет могли запрягать пони, овец или коз. Кузов изнутри обит красным капитонне. Пассажирское сиденье оснащено ремнем безопасности! Корпус окрашен в темно-синий цвет, окантован белыми контурами с королевским гербом на дверях. Подобные кабриолеты изготавливались в Португалии, Великобритании и Италии. Размеры: 117×75×167 см.
16.
DSC_9570

Детский кабриолет
Одноместный кабриолет изготовлен из плетеных прутьев. Сидение обито зеленой кожей. Изготовлен во Франции в XIX в. Размеры: 178×97×82 см.
17.
DSC_9571

Детский кабриолет
Детская прогулочная коляска принца Карлуша и принца Афонсу, сыновей короля Луиша I. Одноместный кабриолет изготовлен из плетеных прутьев. Сидение обито мягкой зеленой кожей и оснащено ремнем безопасности для одного пассажира. Изготовлен в Португалии в XIX в. Размеры: 154×66×86 см.
18.
DSC_9574

Детский фаэтон
Фаэтон был формой спортивной открытой коляски, популярной в конце XVII и начале XIX в. Запряженный одной или двумя лошадьми, Фаэтон обычно имел слегка выпуклый корпус тело на четырех экстравагантно больших колесах. С открытыми сиденьями он был и быстрым, и опасным, что привело к его названию, взятому по имени мифического Фаэтона, сына Гелиоса, который едва не поджег землю, пытаясь управлять солнечной колесницей. Дверцы кузова украшены королевским гербом. Размеры: 195×119×130 см.
19.
DSC_9577

Паланкин
Паланкин — средство передвижения в виде укреплённого на длинных шестах крытого кресла или ложа, переносимого носильщиками. Такой покрытый подвижный стул использовался как особая форма транспорта в течение многих столетий, особенно в культурах, где женщины были изолированы от общества вне их домов. Паланкин переносится 2 или 4 лакеями с помощью кожаных ремней, надеваемых на плечи, с использованием двух съемных шестов, закрепленных на двух боковых металлических опорах. Левый паланкин, обитый черной кожей, принадлежал Хоакиму Педро Куинтеле, 1-му графу Фарробо. Правый — использовался в лиссабонской церкви Магдалены для переноски больных. Размеры: 89×73×162 и 168×74×180 см соответственно.
20.
DSC_9578

Паланкин
Транспортное средство без колес перевозилось двумя мулами, прикрепленными к опорам боковым панелей кузова. Закрытый кузов рассчитан на двух человек, сидящих лицом друг к другу. Панели кузова украшены пасторальными сценами в стиле Людовика XV. Изготовлен во Франции в XVIII в. Размеры: 179×98×184 см.
21.
DSC_9579

Паланкин
Транспортное средство без колес перевозилось двумя мулами, прикрепленными к опорам боковым панелей кузова. Кузов рассчитан на двух человек, сидящих лицом друг к другу. Интерьер исполнен из красного дамаста с цветочным узором. Панно на дверях, отображающие мифологические сцены, украшены фризом из завитков и раковин. На задней панели находится герб владельца. Изготовлен в Италии в XVIII в. Размеры: 161×82×158 см.
22.
DSC_9581

Кабриолет
Кабриолет — лёгкая конная повозка со складывающейся крышей, в которую запрягалась одна лошадь. Коляска имеет откидной капот, который может прикрывать двух пассажиров. Эти двух- и четырехколесные кабриолеты использовались королевской семьей в их дворцовых парках и садах. Кузов закрывается с лицевой стороны кожаной панелью, которая служит дверью. Место для кучера находится сзади. Коляска с открытым кузовом, украшенным растительными узорами на золотом фоне, принадлежала королеве Марии I. Изготовлен в Португалии в XVIII в. Размеры: 381×136×162 см.
23.
DSC_9582

Кабриолет
Прогулочная коляска использовалась королевской семьей в придворных садах. Две деревянные дуги, идущие вниз от осей колес, служили амортизаторами на случай, если одно из колес потеряется. Корпус украшен гербом Португалии. Изготовлен в Португалии в XVIII в. Размеры: 387×130×150 см.
24.
DSC_9584

Кабриолет
Прогулочная коляска использовалась королевской семьей в придворных садах. Две деревянные дуги, идущие вниз от осей колес, служили амортизаторами на случай, если одно из колес потеряется. Корпус коляски открыт и украшен растительными мотивами. Дверь находится спереди и открывается при поднятии передней кожаной панели. Интерьер выложен красно-охристым бархатом. На задней панели находится щит с королевским гербом и место для кучера. Изготовлен в Португалии в XVIII в. Размеры: 420×132×55 см.
25.
DSC_9585

Очковый фаэтон
Фаэтон представляет собой легкую двух- или четырехколесную дорожную или прогулочную коляску для одного или двух человек со складной крышей. Название, которое использовалось в Англии до 1700 года, произошло от французского слова chair (стул), посредством установки паланкина на колесную базу. Корпус открыт спереди. Пассажиры защищены двумя черными кожаными шторами с круглыми очками. Кузов окрашен в зеленый цвет и украшен фестонами и гирляндами, а на задней панели изображен герб. Интерьер отделан козьей кожей и кожей тапира. Изготовлен в Португалии в конце XVIII в. Размеры: 470×185×230 см.
26.
DSC_9587

Фаэтон с перьями
Экипаж для путешествий в английском стиле с четырьмя колесами и двумя сиденьями, который был удобен для ежедневных и дальних поездок Он был построен для использования португальским королевским домом. Корпус закрыт, доступ осуществляется через боковые двери. Он украшен фризом из перьев по периметру корпуса, основания и оконных уровней. На дверных панелях изображен королевский герб Португалии. Интерьер обит темно-красным бархатом с украшениями и бахромой. Амортизация осуществляется за счет крепления корпуса двумя кожаными ремнями. Изготовлен в Португалии в конце XVIII в. Размеры: 470×189×230 см.
27.
DSC_9589

Берлин для процессий
Специальный экипаж для религиозной церемонии — процессии Богоматери из Кабо Эспичель, оснащенный стеклянным футляром для перевозки святыни во время шествия. Деревянный корпус украшен позолотой и двумя фонарями. Интерьер обит многоцветным шелком с бархатными подолами. Особого внимания заслуживает медальон с монограммой А.М. (Ave Maria) на капоте. Изготовлен в Португалии в XVIII в. Размеры: 262×176×364 см.
28.
DSC_9590

Берлин для процессий
Специальный экипаж для религиозной церемонии — процессии Богоматери из Кабо Эспичель, заказанный королем Жуаном V около 1740 г. Поклонение Богоматери Кабо восходит к XVI в., но церемонии стали более известными, когда в 1707 г. их начала посещать королевская семья. На крыше установлена королевская корона. Панели украшены изображениями атрибутов Девы Марии: Солнце и Луна, дом и маяк, столб, покрытый цветами, звезда и зеркало. Изготовлен в Португалии в XVIII в. Размеры: 413×158×311 см.
29.
DSC_9592

Церковная карета
Церемониальное транспортное средство, построенный для патриархов Лиссабона. Нижние панели кузова окрашены в красный цвет с рамкой из золотых цветов. На дверцах изображен герб прелата Мануэла Бенту Родригеса да Силва. Сиденье кучера, отделанное золотой бахромой, поднято на уровень крыши. Тормоза оснащены кривошипным механизмом. Изготовлен в Португалии в XIX в. Размеры: 430×185×225 см.
30.
DSC_9594

Карета кардинала Жуана да Мота и Силва
официальный экипаж, принадлежавший кардиналу Жуану да Мота и Силва, государственному секретарю короля Жуана V. Стеклянные окна в закрытом корпусе защищают пассажира от непогоды и грязи. Розовые шторы из тафты отделаны золотым кружевом. На дверях изображен герб кардинала. Интерьер обит малиновым бархатом. На задней стенке можно увидеть бородатое мужское лицо. Изготовлен в Португалии в XIII в. Размеры: 630×200×277 см.
31.
DSC_9595

Фаэтон на четырех колесах
Церемониальное средство передвижения, принадлежавшее первому епископу Браганса. Это небольшой экипаж для двух человек с пряжками для регулировки ремней подвески. Корпус темно-зеленого цвета украшен цветочными мотивами в стиле эпохи короля Жуана V, на дверцах изображен герб Мигеля Антонио де Лима Баррето де Менезес, первого епископа Браганса. Изготовлен в Португалии в XIII в. Размеры: 435×180×215 см.
32.
DSC_9597

Берлин Королевского дома
Церемониальный экипаж построен для королевского дома. Дверцы на боковых панелях украшены гербом Королевского дома. Интерьер обит бархатом. Изготовлен в Португалии в XIII в. Размеры: 575×214×290 см.
33.
DSC_9599

Берлин Королевского дома
Церемониальный экипаж построен для королевского дома. Оформление кузова выполнено в стиле рокайль. Лаковое украшение на боковых панелях, вероятно, выполнено знаменитой мастерской братьев Мартин, которые считались лучшими лакировщиками своего времени в Париже. Закрытый кузов оснащен стеклянными окнами и шторами из шелковой тафты. На нижних боковых панелях, украшенных в стиле гризайль, изображены четыре времени года. На правой панели — Весна с гирляндами цветов и Зима с рогами изобилия в форме взрослой женщины. С левой стороны — Лето с серпами пшеницы и серпом и Осень в форме сатира, поднимающего бокал вина. Интерьер обит синим бархатом. Изготовлен в Португалии в XIII в. Размеры: 575×214×290 см.
34.
DSC_9600

Берлин Королевского дома
Основным украшением на панелях является герб графа Обидуша, окруженный херувимами и красочной цветочной каймой. Он был приобретен португальским королевским домом. Под корпусом находится черный кожаный короб для хранения инструментов. Изготовлен в Португалии в XII в. Размеры: 525×191×277 см.
35.
DSC_9603

Спальный берлин
Мощный и тяжелый Берлин предназначался для дальних путешествий. Внутри кузова можно было сложить сиденья, чтобы сделать кровать для путешествий и отдыха. Под кузовом находится черный кожаный короб для хранения инструментов и посуды. Основным декоративным элементом является герб короля Жуана VI на дверцах. Изготовлен в Португалии в начале XIX в. Размеры: 640×235×235 см.
36.
DSC_9606

Берлин королевы Марии I
Церемониальное транспортное средство королевы Марии I. Небольшой закрытый корпус оформлен в неоклассическом стиле с жемчужной каймой и растительным орнаментом, окружающими португальский королевский герб. Интерьер обит зеленым бархатом. Окна имеются только в дверях и передней части кузова. Изготовлен в Португалии в начале XVII в. Размеры: 515×206×263 см.
37.
DSC_9609

Милорд
Милорд — это такая прогулочная коляска, принадлежащая виконту Корте. Ее кузов открытого типа с сиденьями для одного или двух пассажиров со складывающейся крышей и дополнительное откидывающееся сиденье напротив. Приподнятое сиденье кучера оснащено с правой стороны рычагом управления дисковыми тормозами. Корпус окрашен в темно-зеленый цвет с красными контурами и украшен монограммой с короной виконта. Подвеска включает эллиптические пружины спереди и С-образные пружины сзади. Изготовлен лиссабонским каретным мастером Дж.Н.Амаро в XIX в. Размеры: 315×179×215 см.
38.
DSC_9611

Виктория
Виктория — элегантный стиль прогулочных карет французского происхождения, возможно, на основе фаэтона, созданного для короля Георга IV. Свое называние получила в честь английской королевы Виктории. Виктория может быть визуализирована по существу как фаэтон или брум с добавлением сиденья для кучера, но с открытым кузовом. Коляска принадлежала виконту Корте. Она включает два сиденья: одно — приподнятое из дерева для кучера, а другое со складной крышей для пассажиров. Крылья передних и задних колес соединены, образуя ступеньку для доступа в кузов. Изготовлен в Англии в XIX в. Размеры: 270×140×195 см.
39.
DSC_9613

Виктория
Экипаж для небольших поездок принадлежал королеве Амелии Орлеанской и предназначался для ее личного пользования. Кузов с двумя фонарями имеет кожаную складную крышу с небольшим круглым задним стеклом. Рядом с сиденьем находится рычаг управления дисковым тормозом. В викторию запрягали одну лошадь. Изготовлена в Португалии в XIX в. Размеры: 250×140×180 см.
40.
DSC_9615

Продолжение рассказа о музее карет в следующей части.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.