Мальта. Мдина. Рождественские вертепы Кафедрального собора

По мотивам поста о рождественских вертепах Рима к очередному Рождеству предлагаю аналогичный внеочередной пост. В этот раз расскажу о коллекции вертепов в музее Кафедрального собора св. Павла в г. Мдина (Мальта).

Все представленные композиции относительно небольшого размера и отличаются великолепным качеством изготовления, реалистичностью и множеством мелких деталей.
1.

Рождественский вертеп, а точнее вертепная композиция, — воспроизведение сцены Рождества Христова с использованием объёмных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. В католических странах именно такой вертеп получил наибольшее распространение.
Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова, но совокупность событий, чаще всего Поклонение пастухов и Поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты евангельской истории: Бегство в Египет, Избиение младенцев и др.

Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария, Младенец Иисус и (почти всегда) св. Иосиф. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях, явно упомянутых у Апостола Луки. Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.
Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:
Вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим тёплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях.
Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображён несущим на плечах или в руках ягнёнка как символ Агнца Божия.
Три волхва. Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день.
Ангел или ангелы.
Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда.

На практике многие вертепы несут в себе черты местности, где они созданы. Здания, инструменты, одежда персонажей, музыкальные инструменты и т.п. могут быть более современными относительно даты рождения Христа. Дополнительно в вертепах могут изображаться отдельные сценки из жизни народа, не имеющие прямого отношения к Рождеству.

Напоминаю, что фотографии, помеченные звездочкой, кликабельны и их можно открыть в новом окне с разрешением 1920 пикселей по горизонтали.
2.

3*.

4*. На правом вертепе изображены внешне характерные для Мальты католические храмы, которых, естественно, не могло быть при рождении Христа. Да и современный флаг Мальты также вызывает легкую улыбку.

5*.

6.

7*.

8*.

9*. Левый вертеп напоминает о Лазурном окне, которое, к сожалению, разрушилось в результате шторма в 2017 г. Это тот редкий случай, когда объект из Предварительного списка Всемирного наследия ЮНЕСКО уже никогда не будет включен в Основной раздел.

10.

11.

12.

13*.

14*.

15.

16*.

17.

18. Пара отдельных сценок предыдущего вертепа.

19.

20*.

21*.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32. Этот вертеп пришлось снимать с разных сторон.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41. Сценка у стены характерной для Мальты средневековой крепости.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.