Барселона. Церковь Богоматери Вифлеемской

Церковь Богоматери Вифлеемской — барочная церковь, боковым фасадом выходящая непосредственно на известнейший бульвар ла Рамбла [41.3830878N 2.1712482E].
1.
betlem

На месте старой церкви, построенной в 1553 г. и уничтоженной в 1671 г., в 1681 г. началось возведение нового храма по проекту архитектора Жосепа Жули. Строительство было завершено к 1732 г. Скульптурное оформление церкви выполнили Франсеск Сантакрус-и-Артигес и его ученик Андреу Сала. Первоначально церковь принадлежала ордену иезуитов (чем и объясняется наличие скульптурных изображений ключевых фигур ордена), однако после изгнания иезуитов из Испании в 1767 г. была передана другим конгрегациям. Внутреннее убранство церкви было целиком заменено в 1855 г.
2.
DSC_4589

В 1936 г. церкви был нанесен серьезный ущерб во время гражданской войны: все предметы интерьера были сожжены, а своды рухнули. Были утеряны несколько картин художника Антони Виладомата и скульптуры у главного портала работы Андреу Сала. После войны его реконструировали архитекторы Франческ Фольгера Граси и Луис Бонет Гари. В период с 1991 по 1992 г. по заказу Главного управления культурного наследия Женералитета Каталонии фасады храма были восстановлены.
3.
Fasade

Для лучшего ориентирования привожу план церкви, на котором обозначены основные достопримечательности церкви. В дальнейшем в квадратных скобках будет указываться номер в соответствии с этим планом.
4.
plan

В дополнение к главному входу со стороны главного фасада, со стороны бульвара Рамбла имеются два небольших портала. Первой была построена и украшена дверь [1] ближе к фасаду.
5.
DSC_4568

Она украшена барельефом с изображением младенца Иисуса (Франсеск Сантакрус, 1690). Посвящение под скульптурой «IN NOMINI IESU OMNE GENUFLECTATUR» можно перевести как «Во имя Иисуса все преклонят колени».
6.
4569

В начале XX в. симметрично относительно боковой стены была построена аналогичная дверь [2], украшенная изображением св. Иоанна Крестителя (Энрик Санье, 1906). В создании этого портала также приняли участие Джерони Марторелл и Джоан Амиго. Посвящение под скульптурой «INTER NATOS MULIERUM NON SURREXIT MAJOR JOANNE BAPTISTA» в гугловско-яндексовом переводе гласит: «Среди рожденных женщинами да не родились старше, чем Иоанн Креститель».
7.
DSC_4566

8.
DSC_4567

В углу в барочной нише установлена прекрасная скульптура св. Франциска Ксаверия (Франсеск Сантакрус, 1690) [3].
9.
DSC_4588

Фасад церкви [4] создан по проекту Жосепа Жули под руководством двух иезуитов: архитектора Паре Торта и скульптора Пау Диего де Лакарре в 1690-1732 гг. В наружной стене хорошо виден самый типичный элемент памятника и самый заметный в Барселоне — орнаментальная полоса по периметру, созданная из специально встроенных камней, имеющих форму параллелограмма.
10.
DSC_4570

В нижней части фасада прямоугольная дверь в окружении двух пар Соломоновых колонн. Между парами колонн установлены скульптуры двух известных иезуитов св. Игнатия Лойолы и св. Франциска Борха. Авторство изваяний приписывается каталонскому скульптору Андреу Сала (1688).
11.
DSC_4586

Над главным порталом между пилястрами и свитками находится барельеф, изображающий Рождество Иисуса (Франсеск Сантакрус). Над барельефом имеется надпись «Gloria in excelsis Deo» (Слава Богу на небесах).
12.
DSC_4585

Еще выше мы видим большое окно-розу, в котором изображен Бог-отец. Витраж розы мы рассмотрим изнутри церкви.
13.
DSC_4587

Некоторые авторы связывают архитектурное построение Вифлеемской Церкви с главной церковью иезуитов Иль-Джезу, построенной в Риме в 1568 г. Однако Церковь Богоматери Вифлеемской скорее следует традициям каталонской готики: неф с боковыми часовнями, построенными между контрфорсами. Боковые приделы накрыты овальными куполами с восьмиугольными фонарями, видимыми снаружи. Часовни сообщаются друг с другом через проходы.
14*.
DSC_4483

На верхнем хоре установлен небольшой орган, построенный взамен утраченного в 1936 г.
15.
DSC_4514

До 1936 г. интерьер храма был богато оформлен в стиле барокко. Часовни в стиле барокко были украшены алтарями XVII в. с фресками таких художников, как Антони Виладомат и Жозеп Флажье. Они были самой важной коллекцией барокко в Барселоне. В церкви также хранились многочисленные реликвии святых, в том числе урны с мощами св. Игнатия, св. Франциска Ксаверия и св. Франциска де Борха. Среди прочего в нефе выделялись фигуры двенадцати апостолов работы Доменика Таларна.
16.
nave_old

Совершим обход церкви по часовой стрелке, начиная от входа.

Капелла Святого Христа [6]
Оформление этой часовни датируется 1954 г. Фрески написал Джоан Монкада-и-Планас. Рельефы с традиционным изображением Богородицы и св. Иоанна рядом с крестом выполнил Томас Бель и Сабатес. Скульптуру Христа на распятии создал Джозеп Серра, позже ее раскрасил Мануэль Сантс.
17.
DSC_4493

Капелла Святого Причастия [7]
Табернакль создал ювелир Рамон Суньер в 1953 г. Настенные росписи выполнила группа Флама (Альберт Гарсия, Джоан Ллео и Доменек Фита). Купол украсил Льюсия Наварро в сотрудничестве с Джоан Монткада.
18.
DSC_4495

Капелла св. Антония Падуанского [8]
По центру капеллы установлена статуя св. Антония. Слева от него — св. Панкратий Римский, справа — св. Рита Кашийская. На левой стене — св. Луция Сиракузская.
19.
DSC_4497

Часовня Черной Девы Монтсерратской [9]
Черная Дева Монтсеррата), широко известная как Ла Моренета, является покровителем Каталонии. Алебастровый фасад, представляющий сцены из жизни Иисуса, создал Хоаким Рос в 1964 г.: «Принесение Иисуса в храм», «Распятие Иисуса» и «Диспут Иисуса с Учителями церкви».
20.
DSC_4499

Часовня Непорочного Зачатия [10]
Скульптуру Непорочной Девы создал Томас Бел в 1954 г. Фрески с изображением библейских сюжетов на стенах написаны Льюсия Наварро-и-Родон в 1954 г. Слева от девы изображены св. Раймунд де Пеньяфорт и папа Пий IX; справа — св. Антоний Мария Кларет и папа Пий XII.
21.
DSC_4503

Пресвитерий. Главный алтарь [11]
Созданный архитектором Францеском Фольгуера в 1964 г. (взамен уничтоженного в 1936 г.) главный алтарь возглавляет прекрасный образ Богоматери и Младенца (Джоан Ребулл).
22.
DSC_4509

В работах по постройке балдахина приняли участие: Манель Андреу (мраморная скульптура), Люсия Наварро (роспись купола), Сантьяго Падро (мозаика купола) и Манель Санс (фрески).
23.
DSC_4513

Капелла поклонения волхвов [12]
Скульптурный ансамбль в часовне представляет библейский сюжет поклонения волхвов. В католицизме поклонение волхвов отмечается в день праздника Богоявления (6 января). Особенно он пышен в испаноязычных странах и выливается в массовые шествия 5 января — Кавалькады царей-волхвов, инсценирующие прибытие трёх волхвов. В некоторых странах праздник носит название праздника трёх царей.
24.
DSC_4514

Капелла Святого Сердца Иисуса [13]
В 1921 г. во время детальной инвентаризации была описана часовня, посвященная Святому Сердцу Иисуса, с изображениями св. Алоизия Гонзага, св. Станислава Костки, св. Карло Борромео и св. Франциска Сальского. На стенах часовни висели картины, изображающие св. Маргариту и первое причастие св. Алоизия Гонзага.
25*.
DSC_4516

Разрушенная во время гражданской войны в Испании часовня была полностью восстановлена Энриком Сагнером, который также был занят восстановлением капеллы Святого Причастия.
26.
DSC_4524

Капелла Богоматери Кармельской [14]
В современной часовне Дева Кармельская, коронованная как Царица и держащая Младенца на руках, представлена как заступник душ чистилища.
27.
DSC_4530

28.
DSC_4537

29.
DSC_4538

В нижней части алтарного образа рельефы кающихся оплакивают свою судьбу, ожидая спасения от заступничества покровительницы кармелитов.
30.
DSC_4536

Капелла Богоматери отрекшихся [15]
Две картины маслом украшают боковые стены: «Корабли Барселоны» справа и «Мученичество св. Викентия» слева, написанные валенсийским художником Висенсом Наварро в 1955 г. Реставрация этой часовни была закончена в 1959 г., когда была установлена железная решетка.
31.
DSC_4539

Алтарь с изображением Богоматери, покровительницы Барселоны и Валенсии, представляет собой позолоченную резьбу по дереву, выполненную в 1952 г. Мариано Бенлюре.
32.
DSC_4546

Традиционно Богоматерь отрекшихся изображается в конусовидном одеянии с лилиями в одной руке и младенцем Иисусом, держащим крест, в другой. У ног Богоматери видит пара младенцев. Изображение характеризуется небольшим наклоном вперед, по этой причине оно ласково известно среди валенсийцев как La Geperudeta (вольный перевод — сгорбленная).
33.
DSC_4545

Капелла Баптистерия [16]
Баптистерий — это маленькая церковь или часовня, предназначенная для проведения обряда крещения. На картине, написанной группой Флама (Альберт Гарсия, Хуан Ллео и Доменек Фита) в 1954 г., изображено Крещение Иисуса на реке Иордан св. Иоанном Крестителем, в присутствии нескольких учеников и пары ангелов, которые предлагают холст, чтобы высушить Господа. Святой Дух в виде голубя восседает на вершине.
34.
DSC_4562

На куполе баптистерия имеется посвящение «Hic est filius meus dilectu» (Это мой любимый сын).
35.
DSC_4565

Больше информации можно найти на официальном сайте церкви. Но, справедливости ради, там иногда мне попадались досадные ошибки и неточности.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.