Португалия. Конвенту-де-Кришту. Часть 2

Ренессансные клуатры
К этой группе клуатров относят четыре больших клуатра и один малый. Общее у них — ренессансный стиль. Зеленым цветом выделен Большой клуатр.
1.
Plan03

Большой клуатр, или клуатр Жуана III, первоначально был спроектирован и построен при короле Жуане III (кто бы мог подумать?) архитектором Жуаном де Кастильо между 1533 и 1545 гг., во время великого ренессансного строительства нового монастыря, выполненного этим замечательным архитектором. Хотя архитектор не успел завершить задуманное, клуатр, по-видимому, стал самым значительным его творением. Замечательный гуманист, приор монастыря, Фрей Антонио де Лисбоа позже провел глубокую реформу Ордена Христа и обеспечил строительство нового монастыря. Период строительства замка длился более двадцати лет (с 1532 г. до даты смерти архитектора в 1552 г.) и был завершен его преемником Диого де Торральва в период царствования Филиппа I.
2.
p484

3.
p483

4.
p496

Клуатр Жуана III входит в группу из четырех великих клуатров, на основе которых в основном зиждется монастырь. Расположенный рядом с монастырской церковью, этот клуатр граничит с южным фасадом мануэлинского нефа. Этот шедевр европейского Возрождения вдохновлен итальянской архитектурой и создан, главным образом, на основе чертежей болонского архитектора Себастьяно Серлио.
5.
p471

Дворик имеет два сводчатых этажа с квадратным планом со срезанными углами. Он считается шедевром архитектора Диого де Торральвы в стиле европейского маньеризма.
6.
p462

Центральным элементом клуатра, безусловно, является большой фонтан.
7*.
p500

8.
DSC_2563

Этажи связаны четырьмя геликоидальными лестницами, расположенными по углам клуатра.
9.
Stair

Особо стоит отметить прекрасное окно в стиле мануэлино.
10*.
p463

11.
DSC_2564

На крыше Большого клуатра устроена большая терраса, откуда открывается вид на город Томар. Естественно, отсюда можно осмотреть почти весь монастырь.
12.
Terrasa

13.
church

Клуатр св. Варвары
Строительство Малого клуатра, как он назывался с самого начала, началось в 1531 г. под руководством архитектора Жуана де Кастильо. Отсюда открывается доступ практически во все части монастыря.
14.
p497

15.
p482

16.
p480

В 1843 году по приказу короля Фернанду II, верхний этаж был демонтирован, чтобы дать больше места для осмотра Королевского окна.
17*.
p481

Королевское окно
На западном фасаде церкви Конвенту-де-Кришту можно увидеть знаменитое Королевское окно, богато украшенное барельефами и символом ордена тамплиеров — большим каменным крестом. Автором этого шедевра в стиле поздней готики и мануэлино является Диого де Арруда, трудившийся в течение 1510-1513 гг.
18.
p469

Окно отображает гиперреалистичные мотивы, символизирующие Древо Жизни и Корень Иессеев из Священных Писаний. Окно неразрывно связано с западным фасадом церкви, которая через свои иконы отражает «имперскую» программу короля Мануэла I и Ордена Христа.
19*.
p470

С окном связана прелюбопытнейшая история. не имеющая официального подтверждения. Будто бы только за одно это окно в XIX в. Англия предлагала Португалии списать все государственные долги (хотя непонятно, сколько тех долгов было, и стоила ли игра свеч).
20*.
p465

По слухам, в барельефах окна зашифрован путь к сокровищам тамплиеров. Так это или нет — неизвестно. Но так как Королевское окно осталось на старом месте, португальцы на сделку не согласились.
21.
DSC_2521

22*.
p467

На западном фасаде, помимо окна, находится множество мелких, но важных, элементов.
23.
DSC_2533

Клуатр постоялого двора
Построенный в 1541-1542 гг., двухэтажный клуатр был специально построен для обеспечения временного размещения гостей и пилигримов. Гости высокого социального статуса располагались на верхнем этаже.
24.
p499

Знатные гости могли любоваться западным фасадом церкви и Королевским окном прямо со второго яруса клуатра. Западная сторона клуатра имеет дополнительный этаж, который идентичен первому этажу.
25.
Hospedaria

На первом этаже были комнаты для слуг и конюшни. Отсюда был открыт доступ в лазарет и входную ложу.
26.
p474

Галереи первого этажа, покрытые ребристыми сводами, состоят из четырех секций с колоннами с большими капителями.
27.
p473

Клуатры Ворона и Мича устроены в основном так же, как и клуатр постоялого двора, хотя они имеют меньший масштаб и более простой уровень отделки, поскольку они представляют собой различные функциональные области, предназначенные для новициата и оказания помощи страждущим.

Клуатр Мича
Дворик построен в период с 1543 по 1550 г. Его название происходит от остатков хлеба, которые раздавались среди бедных, приходящих в монастырь к «мичару».
28*.
p477

29.
p498

В этом клуатре располагалась самая большая в монастыре цистерна для воды.
30.
p475

Дверь XVI в., ведущая во внешний мир, спроектирована Жуаном де Кастильо и установлена в клуатре в 1620 г.
31.
p476

32.
DSC_2599

Клуатр Ворона
Это одна из последних работ архитектора Жуана де Кастильо, созданная по заказу короля Жуана II. Клуатр строился в два этапа: между 1537-1539 и 1543-1546 гг. Тихое место, где можно было уединиться, подчеркивало закрытый характер коллегиальных исследований, чтения и молитвы. Бывшая библиотека и скрипторий находились в южном крыле, рядом с первоначальной резиденцией капитула.
33.
p489

Дом капитула
Строительство дома было начато в 1513 г., во время правления короля Мануэла, архитектором Диого де Арруда и продолжено Жоао де Кастильо.
34.
p485

Нижний этаж был местом жительства капитула монастыря. Верхний этаж был отдан для жилья рыцарям.
35.
DSC_2698

В 1533-1545 гг. была предпринята попытка перестройки здания в ренессансном стиле, однако король Жуан III приостановил всю работу, и замысел так и не был завершен.
36.
p487

В 1581 г. король Филипп II Испанский собрал здесь Кортесы, которые провозгласили его португальским королем Филиппом I. Для этого события стены дома были покрыты гобеленами, а потолок был декорирован парусами.
37.
DSC_2708

Акведук
Строительство акведука было начато в 1593 г. по плану итальянского архитектора Филиппо Терци.
38. На плане акуведук обозначен желтым цветом.
Plan05

Акведук достиг монастыря только в 1614 г. под руководством архитектора Педро Фернандеса де Торреса. Создание этого грандиозного гидротехнического сооружения длиной более 6 километров и содержащее 180 арок, завершилось в 1619 г., когда во время визита в монастырь короля Филиппа II Португальского был запущен фонтан Главного клуатра.
39.
p488

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.