Португалия. Конвенту-де-Кришту. Часть 1

Замок Томар был основан Орденом тамплиеров в 1160 г. и состоял из окруженной стеной деревни, двора и резиденции правителя — Алькасабы. Он был оплотом христиан в их борьбе с маврами. В 1190 г. замок [39.6040639N 8.4198055W] выдержал осаду несметного войска мавров во главе с Якубом аль-Мансуром.
1*.
p507

Хотя одно из названий тамплиеров — Орден бедных рыцарей Христа, бедным этот орден назвать было сложно. В XII-XIII вв. орден был очень богат; ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. После изгнания из Палестины тамплиеры переключились на финансовые услуги и торговлю, накопили значительные ценности и оказались в сложных имущественных отношениях с королями европейских государств, особенно Франции, и папой римским. В 1307-1314 гг. члены ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV Красивого, крупных феодалов и Римско-католической церкви, в результате чего в 1312 г. орден был упразднён папой Климентом V.
2.
Tomar

3.
DSC_2236

4.
p419

После разгрома и уничтожения Ордена тамплиеров, португальским королём Динишем I для продолжения начатой тамплиерами борьбы с неверными в 1318 г. был учреждён Орден Христа — духовно-рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра.
5*.
DSC_2237

6.
p420

После окончания реконкисты рыцари остались без дела и грозили сделаться обузой для государства. Принц Генрих Мореплаватель в качестве великого магистра ордена обратил их против мусульманских властителей Марокко, обязав купцов уплачивать сбор со всех африканских товаров в пользу ордена. На эти средства велась реконструкция Томарского монастыря-замка.
7.
p432

8.
p423

9.
p422

В 1357 году замок Томар стал основной штаб-квартирой рыцарей. С годами под сенью крепости вырос город Томар. Кстати, это был довольно редкий случай, когда город строился возле замка, а не наоборот. В 1557 году по приказу короля Жуана III замок был обращен в монастырь.
10.
DSC_2805

11.
p503

12.
p504

13.
p505

В настоящее время монастырь ордена Христа считается одним из важнейших исторических и художественных римско-католических памятников эпохи Возрождения. В нём переплетаются романский, готический, мануэлино и ренессансный архитектурные стили. В 1983 г. монастырь был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
14.
Convent1

На территории монастыря Конвенту-де-Кришту находится 8 клуатров, построенных в XV-XVI веках.

Готические клуатры
На плане два клуатра, носящие названия Погребальный и Стиральный, выделены серым цветом.
15.
Plan01

Погребальный клуатр (Клуатр кладбища)
Небольшой клуатр с таким невеселым названием был построен архитектором Фернаном Гонсалвесом в период, когда принц Генрих Навигатор был губернатором и администратором Ордена Христа (1420-1460).
16.
p428

Клуатр окружен элегантной колоннадой, украшенной красивыми мануэлинскими мотивами, а коридоры вокруг него облицованы плиткой XVI века
17.
p434

Именно здесь проводились траурные шествия и осуществлялись захоронения монахов-рыцарей. Клуатр был перестроен в начале XVII в. при правлении Филиппа Португальского.
18.
p435

В аркосолиях захоронены знатные люди того времени.
19.
p436

Захоронение приора Ордена Христа, личного священника короля Мануэла I, дона Диого да Гама — брата известного навигатора Васко да Гама.
20.
p429

Захоронение командора Ордена Христа, члена государственного совета при королях Жуане III, Себастьяне, Энрике Португальском и Филиппе Португальском, Бальтазара де Фариа.
21.
p430

Стиральный клуатр
Строительство этого двухэтажного готического клуатра в монастыре началось около 1426 г. и было закончено в 1453 г. Клуатр носит такое необычное название по вполне утилитарной причине. Именно здесь на первом этаже монахи стирали и сушили свою одежду и выполняли другую повседневную работу.
22.
p431

Воду для стирки монахи брали из колодца, соединенного с цистерной.
23.
DSC_2319

Во время правления короля Мануэла на первом этаже были добавлены два больших окна с видом на двор, а также различная роспись, которая была недавно восстановлена в ходе реставрации в южном и юго-западном углах.
24.
p433

25.
DSC_2320

Круглая церковь
На плане церковь выделена желтым цветом, Новая ризница — сиреневым.
26.
Plan02

Самым старым сооружением на территории Конвенту-де-Кришту является круглая церковь (charola, rotunda). Тамплиеры, строя эту церковь, думали, что создают копию храма Соломона. Однако в действительности они скопировали исламское святилище (Купол Скалы), построенное на месте храма. Но этот архитектурно-исторический казус ни в коей мере не умаляет красоту и величие старой и необычной церкви.
27.
p424

Вход в церковь сейчас осуществляется через Новую ризницу. Она была построена в конце XVI в. монастырским мастером Франсиско Лопесом под руководством монаха Адриао Мендеса, который был главой монастыря во времена принца Генриха Мореплавателя.
28.
p439

Работы по модернизации ризницы велись в 1629-1630 гг. под руководством Диого Маркуса Лукаса, архитектора Ордена Христа.
29.
DSC_2343

30.
DSC_2353

На своде, датируемом царствованием Филипа Испанского, изображен новый крест Христа, армиллярная сфера и королевский герб.
31*.
p438

Небольшая часовенка в ризнице отличается оформлением плиткой с 3D-эффектом.
32.
p437

33.
p440

34.
p441

Еще одна часовня в ризнице.
35.
p442

Знаменитая Ротонда тамплиеров (церковь Шарола, Круглая церковь) — одно из наиболее старых сооружений в округе. Церковь была построена в 1190 г. Она представляет собой массивную шестнадцатигранную башню. Её внешний вид аскетичен: серые камни, узкие окна-бойницы и небольшая колокольня.
36*.
p425

Изначально Шарола имела вход с восточной стороны храма. Похоже, что вход находился в этом современном оконном проеме.
37*.
p427

Король Мануэл I дал указание иберийскому архитектору Жуану де Кастильо по перестройке церкви, чтобы расширить ее и сделать вход с южной стороны. К сожалению, этот прекрасный готический портал можно сфотографировать только сбоку. Но все равно откройте фотографию в новом окне и внимательно рассмотрите множество мелких, но важных, деталей.
38*.
p426

Внутри круглая церковь имеет центральную восьмиугольную структуру, соединенную арками с окружающей галереей (деамбулаторием).
39*.
p443

Капители колонн относятся к романскому стилю (конец XII в.) и украшены узорами на растительные и животные мотивы, а также сценой Даниила в логове льва. Стиль капителей показывает влияние художников, работающих в монастыре Санта-Круз в Коимбре, который строился одновременно с круглой церковью.
40*.
p453

Столбы центрального восьмиугольника и стены деамбулатория украшены изображениями ангелов под готическими навесами.
41*.
p454

Внутри центрального восьмиугольника главным элементов для поклонения является скульптура распятия Христа.
42*.
p445

Левее распятия установлена скульптурная группа Богоматери и св. Иоанна Евангелиста на Голгофе.
43*.
p444

Между центральными навесами можно найти две скульптуры: слева — ангела, держащего герб Португалии, справа — Архангела Михаила.
44.
DSC_2780

Все скульптуры из полихромного дерева в центральной части создали фламандский скульптор Оливье де Гант и испанец Эрнан Муньос в период с 1511 по 1514 гг.

Вид на центральный восьмиугольник с тыльной стороны Распятия.
45*.
p447

Все скульптуры из полихромного дерева, посвященные святым и Учителям церкви, изготовили Оливье де Гант и Фернао Муньос в период с 1511 по 1514 год.
На фото (слева направо) скульптуры св. Павла, св. Августина, св. Василия, св. Доминика, св. Антония, св. Петра и св. Иеронима.
46*.
p447-1

Встать в самом центре Шаролы не разрешается, поэтому для фотографирования купола пришлось прилично напрячься, чтобы и правила не сильно нарушить, и чтобы кадр более-менее приличный сделать.
47.
DSC_2447

Внутреннее убранство церкви славится своей роскошью. На высоких сводах сохранилась роспись XVI в., а стены украшают статуи и картины, выполненные придворными мастерами того времени. Картины приписываются мастерской придворного живописца Мануэла I, португальскому художнику Хорхе Афонсу.
48*. «Вознесение Иисуса» и «Въезд Христа в Иерусалим»
p457

49*. «Христос и Центурион» и «Воскресение Лазаря»
p458

50*. «Воскресение» и «Крещение»
p459

51*. «Троица» и «Св. Кристофор»
p460

В нижней части внешней стены деамбулатория восстановлены три картины: «Св. Себастьян» (фотокопия), «Св. Антоний проповедует рыбе» и «Св. Бернард». Великолепная оригинальная панель, изображающая мученичество св. Себастьяна была написана для круглой церкви и теперь экспонируется в Национальном музее древнего искусства в Лиссабоне.
52*.
p456

В последнее время произошло важное открытие — открылись мануэлиновые картины в сводчатом потолке деамбулатория, которые были покрыты известью после землетрясения 1755 года. Реставрация этих картин происходила в период с 1987 по 2014 г. В верхней части внешней стены деамбулатория видны следующие картины.
53. «Путь на Голгофу», «Голгофа», «Снятие с креста» и «Погребение Христа»
p456-1

54. «Обрезание», «Побег в Египет» и «Иисус среди Учителей церкви»
p456-2

Интерьер круглой церкви великолепно украшен скульптурами и картинами поздней готики/мануэлина, добавленными во время реконструкции, организованной королем Мануэлем I, начиная с 1499 г. Стены деамбулатория украшены полихромными статуями святых.
55*.
p455

Часовня Рокай с алтарем-реликварием
56.
p446

57.
DSC_2450

Захоронение Мастера Ордена Христа дона Лопо Диаса де Соуза (1359-1420).
58.
DSC_2773

Готический неф был добавлен в первой половине XV в. В 1510-1515 гг. архитекторы Диого Амуде и Жуан де Кастильо восстановили неф в стиле прежней эпохи. Поэтому получилось сочетание готики и ренессанса, то есть стиль мануэлино. Это строение, включающее в себя неф, верхний хор и нижний хор, было соединено с Шаролой аркой.
59.
DSC_2491

Верхний хор был разрушен во время вторжения наполеоновских войск в начале XIX века. Под хором соорудили комнату, которая выполняла функции старой ризницы.
60.
p448

В 1592-1597 гг. неф соединили с круглой церковью большой аркой, пробитой в стене деамбулатория, и покрыли ребристыми сводами. Авторами арки являются томарский мастер Домингос Виера Серрао и Симао де Абре.
61*.
p452

62*.
p451

Скорее всего, при беглом взгляде на арку читатель не заметил, что одна из двух кафедр, устроенных в арке, всего лишь гиперреалистично нарисована.
63*.
p450

После возведения нового нефа круглая церковь тамплиеров преобразовалась в его апсиду, а центральный восьмиугольник при этом превратился в алтарь.
64*.
p449

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.