Португалия. Парк Келуш. Часть 2

Завершаю рассказ о садах Национального дворца Келуш. Как обычно, нумерация фотографий сквозная. Начало рассказа о парке читать здесь. Схему садов, напечатанную в буклете, выдаваемом вместе с билетами в кассе Дворца, можно скачать по ссылке.

Старый сад-лабиринт
52.
DSC_0830

53.
p0116

54.
p0125

Большой каскад
Установленный в конце центральной оси парков Келуш, Большой каскад стал первым искусственным фонтаном в Португалии. Изготовленный Жан-Батистом Робийоном в 1770-х годах, он был украшен скульптурами из камня и свинца. К сожалению, скульптуры не сохранились, да и сам внешний вид водопада оставляет желать лучшего.
55.
Cascata

В нижних садах можно увидеть фонтаны и скульптуры, установленные среди высоких живых изгородей из тиса и кипариса, а также магнолий и тутовых деревьев, посаженных маршалом Жюно, генерал-губернатором Португалии во время французской оккупации. Вдоль центральной аллеи расставлены старинные бюсты, созданные в римском стиле. Наверное, было бы неплохо, если бы до них добрались руки реставраторов.
56*.
p0118

Верхние парки
Традиция французских регулярных парков, которая явно соблюдена в Келуше, требует, чтобы под окнами главного (Церемониального) фасада дворца были установлены партеры. Во дворце есть два сада, которые соответствуют этому правилу: Висячий сад (сад Нептуна) и Мальтийский сад. Эти два официальных сада, спроектированных в соответствии с геометрическими моделями во французском стиле, отделены от остальной части парка балюстрадой, которая заканчивается Рыцарскими воротами.
57.
DSC_0905

Украшение цветочных клумб, очерченных коробчатыми изгородями, предполагает кружевной партер (parterre de broderie), для которого в 1758 году было заказано большое количество кустарников и цветов. Весь сад украшен озерами, цветочными горшками, урнами и мраморными статуями, большинство из которых привезены из Италии. Главные скульптуры, как в нижних садах, были сделаны в лондонской мастерской Джона Чира в 1755-1756 годах.
58*.
p0120

59.
DSC_0921

Рыцарские Ворота
Созданные в 1771 году (по другим данным в 1773 году) португальскими скульпторами Мануэлем Алвесом и Филипе да Кошта, Рыцарские ворота отделяют нижние сады от регулярного парка. Отсюда расходятся парковые дорожки, а центральная ось ограничена Церемониальным фасадом.
60.
DSC_0906

Ворота представляют собой две больших конных статуи «Героическая Слава, восседающая на спине Пегаса». По некоторым источникам, на Пегасе едет Фама — греческо-римская богиня молвы или сказания.
61*.
p0119

«Правильный» ракурс фотографии статуи. Крылатый конь, исполняющий фанфары на трубе.
62.
DSC_0907

Тот же ракурс, но вид покрупнее.
63.
DSC_0907-1

Скульптуры сфинксов
Необычные так называемые «французские» сфинксы в стиле позднего рококо, одетые в наряды XVIII века. Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма, когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло, работавшие при дворе короля Франции Франциска I. Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII-XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.
64.
DSC_0847

65.
DSC_0854

Фонтан Нереид
Нереиды — в греческой мифологии морские божества, нимфы, дочери бога водяной стихии Нерея и океаниды Дориды, по внешнему виду напоминающие славянских русалок. Вероятно, центральной фигурой фонтана является Фетида, нижняя часть туловища которой мыслилась чешуйчатой, как у рыб (Джон Чир, третья четверть XVIII в.).
66*.
DSC_0856

67.
DSC_0855

Фонтан Нептуна (Большой фонтан)
Предполагается, что в центральной части фонтана нереида Фетида просит бога морей и протоков Нептуна защитить своего сына Ахилла.
68*.
DSC_0859

Аналогично фонтану Нереид, этот также является работой Джона Чира (третья четверть XVIII в.).
69.
DSC_0861

70.
DSC_0873

71.
DSC_0862

На бортике бассейна фонтана четыре практически одинаковых скульптуры симпатичной девушки с ребенком, льющим воду из кувшина в раковину с жемчужиной.
72.
DSC_0864

73.
DSC_0875

Мелеагр и Аталанта
Правее фонтана Нептуна установлена статуя Мелеагра и Аталанты. Изображены герои древнегреческой мифологии. Общее у них только то, что оба участвовали в охоте на калидонского вепря. Аталанте первой удалось поразить вепря стрелой в спину, а затем обессиленного зверя добил своим копьём Мелеагр. Шкуру Мелеагр отдал Аталанте — деве-воительнице, первой ранившей зверя, что вызвало обиду других охотников (Джон Чир, 1755).
74.
DSC_0871

75.
DSC_0888

Вертумн и Помона
Симметрично относительно предыдущей стоит скульптура Вертумна и Помоны. Вертумн — древнеиталийский бог времен года и различных даров, а Помона — его жена, богиня древесных плодов и изобилия, поэтому Помона изображена с корзинкой фруктов. Существует миф о том, что Вертумн добился благосклонности Помоны разного рода превращениями, поэтому он держит в руках маску.
76.
DSC_0890

Вокруг фонтана Нептуна стоят статуи скульптора Джона Чира, символизирующие четыре времени года. Вот только скульптуры Зимы на постаменте нет, равно как нет ни упоминания о ней на официальном сайте, ни хотя бы одной фотографии в Интернете.
Весна
77.
DSC_0877

78.
DSC_0889

Лето
79.
p0123

80.
DSC_0887

Осень
81.
p0121

82.
p0121-1

Марс и Минерва
Вход во дворец Келуш «охраняют» воинственные статуи Марса и Минервы. Марс в Древней Италии был богом плодородия. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Минерва, соответствующая греческой Афине Палладе, — в римской мифологии богиня мудрости. В древнейшие времена Минерва также считалась богиней молниеносящей и воинственной.
83.
DSC_0881

84.
DSC_0883

85. Немного развернув статуи друг к другу, композиция приобретает какой-то фривольно-любовный оттенок.
p0128

Церемониальный фасад дворца Келуш говорит сам за себя.
86*.
DSC_0895

87.
p0122

Фонтаны Гнома
В Висячем саду по краям установлены два очень похожих фонтана. По одним источникам они называются фонтанами Гнома, по другим — фонтанами Проказника.
88.
p0127

89.
p0124

Непростая задачка: найти несколько различий в фонтанах.
90*.
p0126

Мальтийский (Новый) сад
Сад разбит рядом с Висячим садом, вплотную примыкая к павильону королевы Марии. Свое название сад получил в честь Мальтийского ордена, кавалером Большого креста Чести и Преданности которого был император Бразилии Педру II. В настоящее время (май 2018 г.) сад закрыт на глубокую реконструкцию и отгорожен от посетителей глухой оградой. С трудом нашел возможность сделать хотя бы одно фото, дающее представление о саде.
91.
DSC_0922

Вокруг фонтана установлены четыре скульптуры, представляющие аллегории Искусств: Музыку, Живопись, Скульптуру и Архитектуру (Генуя, 1757-1765).
92*.
DSC_0922-1

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.