Завершаю рассказ о садах Национального дворца Келуш. Как обычно, нумерация фотографий сквозная. Начало рассказа о парке читать здесь. Схему садов, напечатанную в буклете, выдаваемом вместе с билетами в кассе Дворца, можно скачать по ссылке.
Старый сад-лабиринт
52.
53.
54.
Большой каскад
Установленный в конце центральной оси парков Келуш, Большой каскад стал первым искусственным фонтаном в Португалии. Изготовленный Жан-Батистом Робийоном в 1770-х годах, он был украшен скульптурами из камня и свинца. К сожалению, скульптуры не сохранились, да и сам внешний вид водопада оставляет желать лучшего.
55.
В нижних садах можно увидеть фонтаны и скульптуры, установленные среди высоких живых изгородей из тиса и кипариса, а также магнолий и тутовых деревьев, посаженных маршалом Жюно, генерал-губернатором Португалии во время французской оккупации. Вдоль центральной аллеи расставлены старинные бюсты, созданные в римском стиле. Наверное, было бы неплохо, если бы до них добрались руки реставраторов.
56*.
Верхние парки
Традиция французских регулярных парков, которая явно соблюдена в Келуше, требует, чтобы под окнами главного (Церемониального) фасада дворца были установлены партеры. Во дворце есть два сада, которые соответствуют этому правилу: Висячий сад (сад Нептуна) и Мальтийский сад. Эти два официальных сада, спроектированных в соответствии с геометрическими моделями во французском стиле, отделены от остальной части парка балюстрадой, которая заканчивается Рыцарскими воротами.
57.
Украшение цветочных клумб, очерченных коробчатыми изгородями, предполагает кружевной партер (parterre de broderie), для которого в 1758 году было заказано большое количество кустарников и цветов. Весь сад украшен озерами, цветочными горшками, урнами и мраморными статуями, большинство из которых привезены из Италии. Главные скульптуры, как в нижних садах, были сделаны в лондонской мастерской Джона Чира в 1755-1756 годах.
58*.
59.
Рыцарские Ворота
Созданные в 1771 году (по другим данным в 1773 году) португальскими скульпторами Мануэлем Алвесом и Филипе да Кошта, Рыцарские ворота отделяют нижние сады от регулярного парка. Отсюда расходятся парковые дорожки, а центральная ось ограничена Церемониальным фасадом.
60.
Ворота представляют собой две больших конных статуи «Героическая Слава, восседающая на спине Пегаса». По некоторым источникам, на Пегасе едет Фама — греческо-римская богиня молвы или сказания.
61*.
«Правильный» ракурс фотографии статуи. Крылатый конь, исполняющий фанфары на трубе.
62.
Тот же ракурс, но вид покрупнее.
63.
Скульптуры сфинксов
Необычные так называемые «французские» сфинксы в стиле позднего рококо, одетые в наряды XVIII века. Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма, когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло, работавшие при дворе короля Франции Франциска I. Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII-XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.
64.
65.
Фонтан Нереид
Нереиды — в греческой мифологии морские божества, нимфы, дочери бога водяной стихии Нерея и океаниды Дориды, по внешнему виду напоминающие славянских русалок. Вероятно, центральной фигурой фонтана является Фетида, нижняя часть туловища которой мыслилась чешуйчатой, как у рыб (Джон Чир, третья четверть XVIII в.).
66*.
67.
Фонтан Нептуна (Большой фонтан)
Предполагается, что в центральной части фонтана нереида Фетида просит бога морей и протоков Нептуна защитить своего сына Ахилла.
68*.
Аналогично фонтану Нереид, этот также является работой Джона Чира (третья четверть XVIII в.).
69.
70.
71.
На бортике бассейна фонтана четыре практически одинаковых скульптуры симпатичной девушки с ребенком, льющим воду из кувшина в раковину с жемчужиной.
72.
73.
Мелеагр и Аталанта
Правее фонтана Нептуна установлена статуя Мелеагра и Аталанты. Изображены герои древнегреческой мифологии. Общее у них только то, что оба участвовали в охоте на калидонского вепря. Аталанте первой удалось поразить вепря стрелой в спину, а затем обессиленного зверя добил своим копьём Мелеагр. Шкуру Мелеагр отдал Аталанте — деве-воительнице, первой ранившей зверя, что вызвало обиду других охотников (Джон Чир, 1755).
74.
75.
Вертумн и Помона
Симметрично относительно предыдущей стоит скульптура Вертумна и Помоны. Вертумн — древнеиталийский бог времен года и различных даров, а Помона — его жена, богиня древесных плодов и изобилия, поэтому Помона изображена с корзинкой фруктов. Существует миф о том, что Вертумн добился благосклонности Помоны разного рода превращениями, поэтому он держит в руках маску.
76.
Вокруг фонтана Нептуна стоят статуи скульптора Джона Чира, символизирующие четыре времени года. Вот только скульптуры Зимы на постаменте нет, равно как нет ни упоминания о ней на официальном сайте, ни хотя бы одной фотографии в Интернете.
Весна
77.
78.
Лето
79.
80.
Осень
81.
82.
Марс и Минерва
Вход во дворец Келуш «охраняют» воинственные статуи Марса и Минервы. Марс в Древней Италии был богом плодородия. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Минерва, соответствующая греческой Афине Палладе, — в римской мифологии богиня мудрости. В древнейшие времена Минерва также считалась богиней молниеносящей и воинственной.
83.
84.
85. Немного развернув статуи друг к другу, композиция приобретает какой-то фривольно-любовный оттенок.
Церемониальный фасад дворца Келуш говорит сам за себя.
86*.
87.
Фонтаны Гнома
В Висячем саду по краям установлены два очень похожих фонтана. По одним источникам они называются фонтанами Гнома, по другим — фонтанами Проказника.
88.
89.
Непростая задачка: найти несколько различий в фонтанах.
90*.
Мальтийский (Новый) сад
Сад разбит рядом с Висячим садом, вплотную примыкая к павильону королевы Марии. Свое название сад получил в честь Мальтийского ордена, кавалером Большого креста Чести и Преданности которого был император Бразилии Педру II. В настоящее время (май 2018 г.) сад закрыт на глубокую реконструкцию и отгорожен от посетителей глухой оградой. С трудом нашел возможность сделать хотя бы одно фото, дающее представление о саде.
91.
Вокруг фонтана установлены четыре скульптуры, представляющие аллегории Искусств: Музыку, Живопись, Скульптуру и Архитектуру (Генуя, 1757-1765).
92*.