Португалия. Монастырь Санта-Мария де Алкобаса. Часть 1

Комплекс монастыря Санта-Мария де Алкобаса в городе Алкобаса является одним из самых заметных и лучших примеров цистерцианской архитектуры и пространственной философии.
1.

gerb

Алкобаса был последним аббатством, основанным при жизни св. Бернарда и первым полностью готическим зданием в Португалии. Аббатство было основано в 1153 году, когда король Афонсу I пожертвовал землю Бернарду Клервоскому. Строительные работы начались только в 1178 г. и продолжались несколько десятилетий, что вполне понятно, учитывая исключительные размеры проекта. Религиозное братство заняло уже завершенные здания в 1223 г. Церковь была освящена в 1252 г. Расцвет монастырского комплекса пришёлся на конец XIV — XVI вв., когда монастырь, будучи крупным феодальным собственником, стал центром ремёсел (обработка металла, ткачество, росписи).
2.
Alcobaca

Монастырь был расширен при Мануэле I и обновлён в духе барокко в XVIII веке. Во время Наполеоновских войн монастырские сокровища были разграблены французами. В 1834 году монастырь был секуляризирован, монашеская жизнь в нём прекратилась. С 1989 года ансамбль монастырских зданий входит в перечень памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Алкобаса спустя 800 лет после строительства так и остается самой большой церковью в Португалии.
3.
Alcobaca1

Для лучшей ориентации в этом немаленьком комплексе строений привожу план. Далее в квадратных скобках буду указывать номер по этому плану.
4.
plan

На главном фасаде монастыря расположены главный фасад церкви (посередине) и два боковых крыла. Южное (на фото справа) крыло [14] было пристроено только в 1755 г., визуально уравновесив монастырский комплекс. В южном крыле размещались Колледж Богоматери Концепции и жилые помещения аббатов автономной конгрегации. Позже здесь размещалась муниципальная библиотека.
5*.
p603

В северном (левом) крыле устроен сам монастырь.
6.
p602

7.
p601

8.
p600

У внешней стены монастыря устроен фонтан, из которого горожане брали питьевую воду.
9.
p625

В день моего посещения у стен монастыря работал блошиный рынок.
10.
DSC_3668

Фасад церкви представляет собой смесь стилей: портал и роза над порталом были частью оригинальной церкви, а статуи и две башни, преобразовавшие фасад в стиль барокко, были добавлены в начале XVIII в.
11*.
p604

12*.
p624

Справа и слева от портала в нишах установлены две схожих скульптуры, левая — св. Бернарда, правая — св. Бенедикта.
13*.
p606

Над порталом надо рассмотреть статуи, символизирующие кардинальные добродетели: Мужество, Благоразумие, Справедливость и Умеренность.
14*.
p605

Выше розы, над королевским гербом, увенчанным короной, находится статуя (предположительно) св. Марии.
15.
DSC_3375

Церковь [1]
Освященный в 1252 году, монастырский храм был первым португальским готическим религиозным зданием. Его большой масштаб и замечательная элегантность пропорций делают его непревзойденным примером контрастного эффекта камня и света. Известно, что строительные работы в церкви начались в 1178 году, но точная дата завершения не установлена. Длина церкви составляет 106 м, высота центрального прохода — 17 м, а боковых, как то ни странно, — 20 м.
16.
p607

Столбы и стены лишены украшений, как это требуется в цистерцианских церквях, а интерьер очень ярко освещен рядами окон на стенах, на главном фасаде и трансепте. Неф разделен на три прохода: центральный проход и боковые проходы.
17. Боковой проход
p608

Ближе к главному алтарю на службу собираются прихожане.
18.
p612

19.
DSC_3388

А вот и ответ на вопрос, что за служба: наиболее вероятно, что это Первое Причастие.
20.
DSC_3428

21.
DSC_3434

Оформление главного алтаря весьма скромное. В центре интерес представляет большое распятие.
22.
p613

23.
Cross

Слева в главном алтаре установлена большая статуя девы Марии Алкобасы. Статуя, изображающая Богоматерь, в XVI-XVIII веках была частью алтаря, но в 1930 г. ее оттуда переместили. Цистерцианские монахи по вечерам во время комплетория возносили ей почести, исполняя песню «Славься, царица» (Salve Regina).
24.
DSC_3393

25.
DSC_3394

Вокруг главного алтаря устроен деамбулаторий. В деамбулатории имеется восемь идентичных апсидных часовен, а также устроен проход к ризнице. Обойдем главный алтарь слева направо. Статуи в часовнях изготовлены в XVIII в. из мягкой древесины.
26. Капелла св. Анны
p616

27. Капелла Иисуса
p617

28.
p618

29. Капелла св. Иосифа
p619

30. Капелла св. Иоакима
p620

31.
p621

32. Капелла блаженной Умбелины, сестры св. Бернарда Клервоского.
p622

33. Капелла св. Стефана Хардинга, одного из основателей ордена цистерианцев.
p623

Из деамбулатория имеется проход к ризнице [17], в первую очередь знаменитой своим порталом в стиле мануэлино. Портал оформлен переплетенными растительными ветвями, которые поддерживают герб Португалии.
34.
DSC_3441

Центральное место в ризнице занимает Часовня реликварий. Эта часовня высшей красоты и духовности была построена между 1669 и 1672 гг. под руководством аббата Константино де Сампайо. Баптистский полиптих из позолоченного и полихромного резного дерева включает 89 скульптур реликвария, размещенных в нишах, размещенных на шести уровнях. Самому зайти внутрь ризницы не удалось по простой причине: там находились священники, готовившиеся к службе. Поэтому выкладываю пару фотографий ризницы из Википедии.
35.
Sakristei

36.
Sakristei1

Часовня св. Бернарда, расположенная на южной стороне трансепта, имеет скульптурную группу, изображающую «Смерть св. Бернарда». Это одна из лучших работ, созданных монахами Алкобасы в XVII в. Справа и слева от ретабло захоронены короли Афонсу II и Афонсу III.
37.
p609

По обеим сторонам трансепта находятся надгробия португальского короля Педру I и его супруги Инес де Кастро.
Захоронение короля Педру I
Украшение на гробнице Педру I состоит в основном из готической рельефной скульптуры, изображающей сцены из жизни св. Варфоломея, покровителя португальских королей, а также сцены из жизни Педро и Инес де Кастро.
38.
DSC_3453

39.
DSC_3391

40.
DSC_3390

Лежащая фигура Педру, держащего в левой руке меч, увенчана короной. Он окружен четырьмя ангелами, поддерживающими голову и плечи и еще двумя ангелами с фимиамом.
41.
DSC_3451

У ног короля поперек лежит собака. Верхняя часть гробницы, которая покоится на шести каменных львах, также украшена гербом Португалии.
42.
DSC_3389

Захоронение Инес де Кастро
Инес де Кастро — фаворитка португальского короля Педру I, после смерти (казни по приказу Афонсу IV) признанная его женой. История их любви считается одной из самых ярких в португальской истории.
43.
DSC_3416

Гробница Инес де Кастро опирается на шесть фигур с человеческими лицами и телами зверей.
44.
DSC_3420
Стороны гробницы украшены скульптурными рельефными сценами из Нового Завета, включая Распятие и Страшный суд.
45.
DSC_3423

Лежащая фигура Инес де Кастро носит корону, а ее голова и мантия поддерживаются четырьмя ангелами в сопровождении двух ангелов с благовониями.
46.
p614

47.
DSC_3427

Верхняя часть гробницы окаймлена португальским гербом и гербом Кастро.
48.
p615

Королевский пантеон [15]
С правой стороны трансепта находится Королевский Пантеон, построенный в 1782 г. в неоготическом стиле и являющийся самым ранним неоготическим архитектурным объектом в Португалии. Автором пантеона считается инженер Вильям Элсден.
49.
p611

В Королевском пантеоне находятся захоронения королев Португалии XIII в. Урраки Кастильской и Беатрисы Кастильской, жен соответственно королей Афонсу II и Афонсу III. Напомню, что мужья захоронены в часовне св. Бернарда. Кроме того, в пантеоне также есть небольшие могилы неопознанных князей.
50.
DSC_3407

Самая замечательная гробница — королевы Урраки, погребенной в богато украшенной позднероманской гробнице. В верхней части могилы виден рельеф, изображающий королеву, а боковые стороны украшены изображениями Апостолов. Другие рельефы показывают короля и их детей, оплакивающих покойную королеву, а также Христа, окруженного мандорлой и символами четырех евангелистов. Другие гробницы богато украшены арабесками мудехаро-романского стиля, а также Апостолами.
51.
p610

В углу церкви выставлены два колокола, ранее звонивших в церкви.
52.
DSC_3426

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.