Продолжим рассказ о комплексе монастыря Санта-Мария де Алкобаса. Начало можно прочесть здесь.
Для лучшей ориентации в этом немаленьком комплексе строений повторно привожу план монастыря. Далее в квадратных скобках буду указывать номер по этому плану.
1.
Зал королей [13]
В этом зале, расположенном недалеко от входа в церковь, находится ряд статуй XVII-XVIII вв., изображающих королей Португалии.
2*.
Центральное место в зале занимает аллегорическая скульптура возложения короны на голову первого короля Португалии Афонсу I архиепископом Браги Жуаном Пекулиаром и св. Бернардом Клервоским.
3.
Статуи королей разной степени сохранности созданы, вероятно, местными монахами.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Стены зала королей украшены сине-белыми изразцами XVIII в., рассказывающими историю монастыря Алкобаса с момента его основания Афонсу I.
13.
Монастырь, обособленный от внешнего мира, изначально включал в себя только строения вокруг клуатра короля Диниша. Его строительство потребовало изменения русел рек Алкоа и Баса для облегчения их использования в быту и одновременно для предотвращения затопления. После административной реформы, которая превратила Орден в Португальскую автономную конгрегацию Цистерианцев, в XVI-XVIII вв. была проведена обширная работа по созданию подходящей резиденции для генерального аббата. Эти работы значительно улучшили северное и западное крылья монастыря, в том числе фасад церкви, придав им выравнивание, единообразие и симметрию.
Клуатр тишины (Клуатр короля Диниша I) [10]
Клуатр монастыря был построен во времена правления короля Диниша I и при его финансировании.
15.
Это была центральная часть монастыря, вокруг которой были возведены основные здания: церковь, дом капитула, дом для прихожан, зал монахов, трапезная, кухня и, на верхнем этаже, дормиторий.
16.
Клуатр использовался монахами для перемещения из одного места в другое. Клуатр также был местом для чтения и медитации, поэтому здесь всегда требовалось соблюдать абсолютную тишину.
17.
18.
Галереи на первом этаже были завершены в 1311 г. Архитекторами считаются Доминго Домингес и мастер Диого.
19.
Весь клуатр имеет сводчатые потолки с поперечными круглыми арками и огивами.
20.
21.
Лавабо [9] с фонтаном, в котором монахи мыли руки, имеет характерную готическую форму.
22.
23.
Чаша фонтана эпохи раннего Возрождения украшена ренессансными мотивами, включая герб монастыря и рельефы грифов.
24.
Первоначальный объем клуатра был изменен при правлении короля Мануэла I по распоряжению аббата Хорхе де Мело путем надстройки в 1505-1519 гг. второго этажа. Руководителем строительства выступил Жуан де Кастильо при помощи Николау Пиреса. Второй этаж в стиле мануэлино, как показывают его типичные витые колонны, был построен в начале XVI в.
25.
26.
Колонны галереи украшены капителями с животными и растительными узорами. Строителем был португальский архитектор Доминго Домингес.
27.
28.
29.
30.
31.
На террасе над лавабо установлены солнечные часы. Вроде бы с устройством таких часов знаком, но в этой навернутой конструкции сразу и не разберешься.
32.
33.
34.
По периметру крыши второго этажа красуются разнообразные гаргульи.
35.
36.
37.
38.
39.
Дом капитула [3]
Дом капитула, где собирались монахи для обсуждения повседневных вопросов, касающихся монастыря, был самой важной комнатой после церкви. Ежедневное собрание монахов (до 200 человек) начиналось с прослушивания зачитываемых правил св. Бенедикта. Размер помещения — 17,5×17,5 м.
40.
41.
В доме капитула теперь экспонируются барочные статуи из окрашенной терракоты, созданные в XVII в. монахами для главной часовни церкви.
42*.
Генеральный капитул в 1180 г. принял решение, что здесь будут похоронены все аббаты монастыря. К настоящему времени практически все захоронения перенесены на кладбище.
44. Единственное сохранившееся захоронение.
Зал монахов [6]
Это утилитарная комната, в которой примерно с конца XV в. жили новиции, пока они не были переведены в монастырь кардинала в конце следующего столетия. После строительства новой кухни во второй половине XVIII в. зал использовался в качестве adega (винного погреба). Отсюда был прямой выход из монастыря на улицу, что обеспечивало выполнение монахами заданий за пределами здания.
45.
Кухня [7]
Нынешняя кухня, расположенная между Трапезной и Залом монахов, имеет в середине помещения огромный дымоход необычной формы, покрытый в XVIII в. глазурованной плиткой, как и все внутренние стены.
46.
Свободное место для очага обеспечивается за счет восьми металлических колонн, на которых держится дымоход.
47.
48. Вид на кухню сверху
49. Так выглядит дымоход изнутри
Вдоль стен установлены старинные каменные ванны, в которых, как я предполагаю, мыли овощи и посуду.
50.
51.
52.
53. Интересное обрамление крана для воды
Сзади дымохода находится большой бассейн для воды и свежей рыбы, доставляемые из реки Алкоа через специально построенный канал.
54.
Большой каменный стол. Меня весьма поразила сложность и точность обработки торцов составных частей столешницы.
55.
Грандиозная, почти царственная, атмосфера кухни является сюрпризом для посетителя в контексте средневекового воздержания Клуатра молчания.
56.
Рефекторий (Трапезная) [8]
Расположенный рядом с кухней, рефекторий представляет собой внушительное пространство благодаря своим размерам и тщательной архитектуре.
57.
Интерьер состоит из трех сводчатых нефов, разделенных двумя рядами по четыре колонны, придающие комнате гармонию и пространственное единство.
58.
Особого внимания заслуживает элегантная кафедра на западной стороне, с которой один из монахов во время приема пищи мог читать отрывки из Священного Писания.
59.
Чаша для омовения рук.
60.
Легендарная узкая дверь трапезной, предназначенная для передачи еды бедным.
61.
Дормиторий [19]
Дормиторий представляет собой большую комнату в готическом стиле, где монахи спали вместе на полу, покрытом соломой.
62.
Со строительством нового дормитория в XVI-XVII вв. помещение было полностью изменено, чтобы обустроить отдельные помещения для генерального аббата, Королевских архивов, Секретариата, Библиотеки старых манускриптов и Главной библиотеки. В 1930-х годах внутренние стенки были снесены, и помещение приобрело первоначальный вид.
63.
64*. Капители готических колонн в дормитории.
Для контроля за литургиями во время утренней и вечерней молитвы келья аббата примыкала к трансепту и имела доступ к сокровищнице.
65. Интересно, что означают знаки, выгравированные вокруг окна?
66. Церемония первого причастия продолжается…
Клуатр Левада (Клуатр кардинала) [20]
В XVI в. в связи с изменением функций цистерцианской конгрегации Португалии была проведена большая строительная работа. Было запланировано провести как реновацию и реконструкцию частей существующего монастыря, так и реконструкцию западного фасада. На восточной стороне здания к северу от церкви был построен клуатр Левада, также известный как клуатр новициата или клуатр кардинала (такое название, вероятно, восходит к его инициатору, кардиналу-инфанту Энрике). Левада — это искусственное русло реки Алкоа, которое было отведено и проходило через южную сторону ризницы, приводя в движение мельничные колеса и другое оборудование.
67.
Клуатр и связанные с ним помещения были завершены в 1636 г. В этих помещениях размещались залы аббата и послушников, находящиеся на первом этаже мастерские и печи для глиняных скульптур.
68.
69.
Дополнительно можно совершить виртуальный 3D-тур по наиболее примечательным местам монастыря.
Видео с обзором монастыря с высоты птичьего полета.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.