Археологический музей Стамбула. Часть 3. Старое здание

Строительство главного (старого) здания Археологического музея было начато в 1881 г. архитектором Александром Валлори по заказу директора музея Османа Хамди Бея. После перестроек 1902 и 1908 гг. здание получило свой современный внешний вид. На верхнем этаже двухэтажного здания есть небольшие каменные работы, кастрюли и сковородки, терракотовые статуи скромного размера, отдел сокровищ и хранилище около 800 тысяч османских монет, печатей, украшений и медалей, а также музейная библиотека. Проход на второй этаж во время моего посещения был закрыт.

На нижних этажах здания можно увидеть собрание знаменитых гробниц. Наибольшее внимание посетителей привлекают несколько саркофагов, найденных в 1887 г. в царском некрополе в Сидоне (Ливан). Они, по-видимому, принадлежат одной финикийской династии IV в. до н.э. Эти саркофаги — крупнейшая находка классической археологии — стояли в двух подземных склепах и были настолько хорошо изолированы от внешней влаги, что на них отчасти даже сохранилась подлинная многоцветная роспись. Среди находок выделяются такие, как гробница Александра, гробница плачущих женщин, гробница Сатрапа, гробница Ликии и гробница Табнита. Мне крупно «повезло»: зал с самыми известными саркофагами был недоступен для посещения (как пишут в интернете, по причине многолетнего «ремонта»), поэтому для полноты отчета вынужден был использовать некоторое количество фотографий из Википедии.
1.
pan354

Неподалеку от входа установлены финикийские антропоидные саркофаги из Газы, Сидона и Дамаска (V-III вв. до н.э.). Интересно совмещение древнеегипетской и эллинистической погребальных традиций.
2.
DSC_2510

Финикийский антропоидный саркофаг из Газы (IV в. до н.э.).
3.
DSC_2610

4.
DSC_2611

На полочках на стенах выставлены циппи — надгробные стелы из Сидона (IV-III вв. до н.э.).
5.
DSC_2608

Сидонский саркофаг со сценами из жизни Александра Македонского
Знаменитый саркофаг «Александра Македонского» в форме ионического храма из Сидона (конец IV в. до н.э.). На самом деле, вероятно, принадлежал сидонскому царю Абдалониму. Рельеф саркофага изображает битву при Иссе между войсками Александра Македонского и персидским войском царя Дария III. Два горельефа представляют битву Александра Македонского с персами, на других — сцены охоты на пантер и на львов. Большая композиция, изображенная на саркофаге, состоит из полных движения фигур, очень убедительно передающих разгар схватки. Фигуры сражающихся воинов полны силы и энергии, и тела убитых по отношению составляют резкий контраст. Древний скульптор старательно передал различия в одежде и вооружении персов и греков; только один из сражающихся представлен на рельефе обнаженным. Обращают на себя внимание реалистическое исполнение сцен и слияние греческих и восточных мотивов, что было характерно для эпохи эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.).
6.
Sidon

Ликийское надгробие
Ликийский саркофаг из царского некрополя Сидона (V в. до н.э.). Саркофаг назван так потому, что выполнен в стиле, характерном для ликийских могильных памятников: его высокая крышка с заостренными сводами похожа на перевернутую лодку. Ликийцы, будучи заядлыми моряками, верили, что и после смерти смогут заниматься любимым делом. На одной из его длинных сторон показана охота на львов. На каждой из повозок — двое юношей. На другой длинной стороне изображена охота на свиней. На одной из узких сторон — два кентавра борются с лапифом, на другой — два кентавра борются с оленем. На одном из фронтонов треугольной формы видны два грифона, стоящие друг против друга; на втором спиной друг к другу стоят два сфинкса. Внутреннее пространство саркофага заполнили две повозки с четырьмя скаковыми лошадьми.
7.
Likiya

8. Еще один ликийский саркофаг
DSC_2528

Саркофаг плакальщиц
Саркофаг Плакальщиц из Сидона (середина IV в. до н.э.). Ниже двух похоронных процессий, изображенных на боковых сторонах, видны 18 женщин с разнообразными жестами скорби, отделенные друг от друга ионическими колоннами. Фактически в саркофаге был захоронен царь Сидона Страто I.
9.
Crying%20Women1

10.
Crying%20Women

Саркофаг Табнита
Диоритовый саркофаг Табнита (начало VI в. до н.э.) с иероглифическими надписями, без сомнения, носит следы египетского влияния. Это самый древний из найденных сидонских саркофагов. Крышка саркофага, в котором покоились, по уточненным данным, останки сидонского царя Табнита I, сделана в форме мумии, завернутой в саван. Линии лица полностью соответствуют египетскому типу. На нижней стороне корпуса сделана иероглифическая надпись, которая имеет отношение к египетскому военачальнику по имени Пенефтах (600-525 гг. до н.э.). Из надписи можно также узнать, что тот, кто прикоснется к саркофагу, будет проклят. Извлеченная из него мумия хранится неподалеку под стеклом.
11.
Tabnit_sarcophagus

12.
Tabnit_sarcophagus1

Саркофаг Сидамары
Саркофаг Сидамары из Коньи с почти объемными фигурами (первая половина III в. н.э.). Саркофаги типа Сидамары относятся к римскому искусству саркофагов, образно оформленных в архитектуре, в которых резные объемные фигуры отделены колоннами и помещены в маленькие ниши, изображенные на заднем плане. Киоски увенчаны фронтонами или арками и часто покрыты внутри полукупольными потолками, украшенными раковиной.
13.
DSC_2554

14.
DSC_2555

15.
pan356

16.
pan359

Саркофаг сатрапа
Древний Саркофаг сатрапа (вторая половина V в. до н.э.) назван так в память об одном из наместников персидской провинции Сидона. С трех сторон на нем помещены изображения сатрапа: на лицевой стороне он изображен сидящим на троне, на одной из боковых сторон готовится к облаве, на второй лицевой стороне тоже изображена сцена охоты. На другой боковой стороне — изображения прислуги и сцены пиршества. Снаружи саркофаг похож на греческий храм, внутри него изображен антропоид. Первоначально саркофаг был окрашен, однако залитая водой усыпальница со временем утратила свою первоначальную окраску.
17.
Satrap1

18.
Satrap

Сидамарский саркофаг из Никеи (вторая половина III век н.э.)
Подобные пышные саркофаги изготовлялись в Малой Азии; предположительно главным центром их производства была Лидия, город Сарды. Название саркофаги получили от малоазиатской деревни Сидамара, где их обнаружили.
19.
DSC_2542

20.
DSC_2540

Сидамарский саркофаг из Изника (Никея) (III век н.э.).
21.
DSC_2541

22.
DSC_2544

23.
DSC_2539

24.
DSC_2549

25.
DSC_2543

Детский мраморный саркофаг из Синопа (II в. н.э.).
26.
DSC_2564

Саркофагов в музее очень много. Все опознать у меня не получилось, но посмотреть на них можно и нужно.
27.
DSC_2519

28.
DSC_2520

29.
DSC_2521

30.
DSC_2522

31.
DSC_2527

32.
DSC_2529

33.
DSC_2530

34.
DSC_2531

35.
DSC_2532

36.
DSC_2533

37.
DSC_2534

38.
DSC_2536

39.
DSC_2547

40.
pan355

41.
pan357

42.
DSC_2535

Известняковая стела с изображением Диониса, Сидон, ранний римский период. На стеле высечена надпись на греческом языке: «Да здравствует добрый человек Дионис, который умер несвоевременно, прощай«.
43.
DSC_2513

Фрагмент фрески с изображением женщины. Сидон (ранний эллинистический период, IV-III вв. до н.э.).
44.
DSC_2511

Некоторое количество мозаик помещено в деревянные рамы и развешено по стенам.
45.
pan358

46.
pan366

Напольные мозаики из цветных камешков, скрепленных цементным раствором (Кос, II в. н.э.).
47.
pan361

48.
pan362

49.
pan367

Восстановленные фризы, по некоторым данным, храма Афины из Ассоса. Но меня терзают смутные сомнения в истинности этих данных.
50.
pan365

51.
pan364

52.
pan363

53.
DSC_2584

54. Макет этого самого храма. Но QR-код выдает нерабочую ссылку, и проверить истинность информации не получилось.
DSC_2566

Каменные львы, стоявшие у входа в гавань Буколеона , а сейчас «охраняющие» вход на второй этаж Старого здания музея.

55.
DSC_2563

Медальон с головой Медузы
56.
pan360

Немного более классической скульптуры, скорее всего римского периода.
57.
DSC_2595

58.
DSC_2594

Археологический музей Стамбула. Часть 3. Старое здание: 2 комментария

  1. Vasya

    Экспонаты исторические и вполне себе художественные. Но, что касается саркофагов, — печальные. Высокохудожественный погребальный промысел. ««Нимфа», туды ее в качель, разве товар дает? Разве ж она может покупателя удовлетворить?»

    1. grigova Автор записи

      Эдак можно договориться до обвинений авторов и заказчиков саркофагов в цыганщине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.