Дворец Топкапы. Гарем и Хаммам

Начинаем рассказ о дворце Топкапы — главном дворце Османской империи до середины XIX века. В составе исторических районов Стамбула он включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1475 г. султан Мехмед начал сооружать на развалинах резиденции византийских императоров новый дворец — Топкапы. Первые полвека Топкапы служил лишь «рабочей» резиденцией султанов. В последующие века дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи — в нём жили и правили 25 султанов. В 1854 году султан Абдул-Меджид I переехал в новую европеизированную резиденцию — дворец Долмабахче. В 1923 году, с установлением республики, Топкапы, как и другие дворцы, указом Мустафы Кемаля Ататюрка был объявлен музеем.
1. Главные ворота дворца (Ворота Повелителя)
DSC_0670


Гарем (Харем-и Хумаюн)
В султанском гареме проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шехзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски и рабыни — джарийе). В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин.
2.
pan148

В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид на месте византийской площади Быков. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы. Этот старый гарем ныне известен как «Изразцовый павильон» (ныне доступен для осмотра при посещении Археологического музея).

Гарем дворца Топкапы был основан на нынешнем месте с подачи бывшей наложницы, а потом жены султана Сулеймана Великолепного Хюррем Хасеки-Султан, более известной как Роксолана.

Строительство гарема Топкапы при Сулеймане Великолепном стало крупнейшей перестройкой дворца Топкапы с момента его основания. Гарем имел суммарную площадь более 6700 кв. м. и состоял из 300 комнат, 46 туалетов, 2 мечетей, бассейна, больницы и других вспомогательных помещений. К сожалению, для осмотра открыт только первый этаж, да еще и за счет проводимого ремонта почти что половина первого этажа была закрыта. Но даже те помещения, которые можно было осмотреть, дают некоторое представление о нравах и порядках, царивших на этой когда-то запретной территории.

Слово «гарем» произошло от арабского «харам», что означает «незаконный». Позже оно обрело смысл «защищенный» или «тайный», «тот, границы которого ненарушаемы». Но гарем — не просто огороженное место, где живут мусульманские женщины. Это школа жизни и институт посвящений, где девушки обучались религиозному почитанию и абсолютному подчинению. Распорядок у жителей гарема был весьма суров: после утреннего призыва к молитве, все женщины должны были отправиться в хаммам. За купанием следовал завтрак, а затем начиналась работа гарема. Его обитательницам преподавали уроки музыки, религии, вышивания, чистописания, классических искусств. Их учили разным языкам. Весь день был расписан чуть ли по минутам, все должности и звания в гареме четко регламентированы.

Дворик рабынь
В султанском гареме было мало рабынь. Обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение. Девочек покупали у отцов в возрасте 5-7 лет и воспитывали до 14-15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни.
3.
DSC_0370

4.
DSC_0372

5.
pan163

С 1592 года обитательницам гарема прислуживали и несли охрану чёрные евнухи, которыми командовал кызляр-ага. Позицию кызляр-аги укрепляла не только близость к султану, но и связь с могущественными валиде-султан. Кызляр-ага также де-факто был единственным посредником между закрытым миром гарема и внешними, мужскими кварталами дворца, контролируя его обеспечение и передачу сообщений извне и снаружи. Кроме этого, он был единственным придворным, которому было позволено передавать сообщения от великого визиря султану, и имел признанную роль в публичных церемониях. В круг его дворцовых обязанностей входило наблюдение за образованием принцев, пока те не достигали половой зрелости, после чего они поступали во дворцовую школу.
6.
DSC_0364

Основная часть евнухов располагалась возле входа в Коридоре евнухов.
7.
DSC_0848

8.
DSC_0849

Особо значение в оформлении помещений гарема отдано знаменитой плитке с фабрик Изника особого сине-голубого цвета. В соответствии с исламскими традициями в качестве узоров используются орнаменты, цветочные и растительные мотивы. По всему гарему можно видеть большое количество каллиграфических надписей на арабском языке, вероятно с цитатами из Корана.
9.
pan160

10.
pan159

Огромные зеркала в зале главного входа в Гарем датируются XVIII веком.
11.
DSC_0860

Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана по Золотому Пути, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась. По праздникам султан разбрасывал в коридоре золотые монеты для своих наложниц.
12.
pan161

13.
DSC_0862

Двор избранных
Если наложница беременела, то она переводилась в разряд счастливых — икбал (иначе термин переводится как «фаворитка», «избранная»). После рождения ребенка она получала статус жены султана — «кадын». Ей полагалась отдельная комната и ежедневное меню из 15 блюд, а также множество рабынь-служанок. Только одной из жен султан мог дать титул султанши, сын которой мог наследовать трон. Все наложницы и рабыни гарема, а также остальные жены были обязаны целовать подол платья султанши.
14.
pan178

15.
pan177

Со двора избранных открывался прекрасный вид на Стамбул, включая Галатскую башню.
16.
DSC_0961

Равной султанше считалась лишь мать султана — валиде-султан. В гареме ей было отведено более 40 комнат, личный двор для прогулок и большое количество прислужниц.
17. Фото из Википедии
Valide_Sultan

Прогулочный двор валиде-султан
Валиде-султан была фактически правительницей гарема и заведовала всей его жизнью, но этим ее власть не ограничивалась, ведь империей правил ее родной сын. Не имея формальной власти, валиде-султан могла негласно быть в курсе важнейших дел в стране и оказывать значительное влияние как через прямое нашептывание на ухо султану, так и в обход монарха, подкупая, убеждая, запугивая или даже устраняя государственных мужей и глав церкви. Фигура валиде султан, королевы-матери, внушала страх и уважение далеко за пределами гарема и дворца.
18.
%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BC

Баня валиде-султан
19.
bath

Покои валиде-султан по праву относятся к самым красивым и богато украшенным комнатам.
20.
pan165

21.
pan167

22.
DSC_0892

23.
DSC_0893

24.
pan166

25.
pan168

Камины — основное средство отопления в ненастную погоду.
26.
DSC_0393

27.
pan164

28.
pan175

29.
DSC_0929

Жемчужиной гарема является Тронный (Имперский) зал. Вместо сидения на троне султан предпочитал возлежание на диване.
30.
pan170

31.
pan172

32.
pan171

33.
pan169

34.
DSC_0923

35.
DSC_0925

36.
pan173

37.
pan174

Несколько фотографий из покоев султана Мурада III
38.
pan176

39.
DSC_0938

40.
pan162

В Википедии нашел фотографию Фруктового зала, в который на время моего посещения доступа не было.
41.
fruit

Мечеть гарема около Золотого пути была построена в XVII веке в качестве молитвенного зала для матери, дочерей и первой супруги султана, а также старших женщин гарема. Крылья портала, украшенные в стиле барокко, инкрустированы перламутром и панцирем черепахи в классическом стиле. Молитвенная ниша (михраб) в стиле барокко имеет решетчатое окно. Стены мечети облицованы плиткой из Большого Влахернского дворца во время правления султана Османа III в середине XVIII века.
42.
pan179

43.
DSC_0963

44. Тугра султана Османа III
DSC_0970

45. Различные тугры на стенах мечети.
pan180

Хаммам
Турецкая баня, или «хаммам», своим происхождением обязана римским термам. Внутреннее убранство турецких бань всегда было роскошным, ибо ещё пророк Мухаммед объявил поход в баню обязательным, говоря «Чистота — половина веры». Впоследствии в Турции развилась особая философия «хаммам»; с ней были связаны особые традиции и ритуалы. Увенчанный тремя куполами, султанский хаммам состоит из аподитерия (комнаты для раздевания), тепидария (теплого помещения) и кальдария (горячего помещения).
46.
pan158

47.
DSC_0835

48.
DSC_0834

Внутренний двор хаммама
49.
DSC_0801

50.
DSC_0827

51.
pan153

52.
pan155

53.
pan154

Сохранились мраморные бассейны, построенные в XVI веке.
54.
DSC_0778

Зал для отдыха (?)
55.
pan151

56.
pan152

57.
pan150

58.
pan149

59.
DSC_0783

Помещение для курения
Ритуал курения табака приобрел популярность во всей Османской империи в XVII веке, был принят султаном, членами гарема и другими обитателями дворца.
60.
pan157

61.
DSC_0826

Таблички в помещении для курения, прославляющие высокопоставленных спонсоров строительства и ремонта помещений дворца.
62.
DSC_0824

Трубки обычно изготавливались из вишни, розового дерева, черного дерева или жасмина. Трубки с длинными чубуками считались более желательными, потому что они были более эффектными и сохраняли запах табака вдали от курильщика. На рукоятке и середине трубок часто монтировались поддерживающие кронштейны из серебра. Мундштуки вырезались из янтаря или рога. Самые ценные среди терракотовых чаш трубок, известные как чаши Топхана, были вылеплены из красной глины и украшены золотом; обычно такие трубки носили марки своих производителей. Процесс курения представлял собой целую церемонию, и в её организации участвовали иногда три человека. Тютюнджюбаши приготавливал табак и добавлял в него различные ароматические вещества, чубукдар набивал трубки и подавал их курильщикам, а атеш огланы серебряными щипцами доставал из раскалённого мангала угольки, чтобы зажечь табак.
63.
DSC_0825

Не менее серьёзно и тщательно во дворце относились и к организации кофепития. Оно могло завершать трапезу или посещение хаммама, но вкупе с курением, питьё кофе превращалось в отдельный процесс, обладающий самостоятельной ценностью. Приготовлением кофе занимался специальный слуга — каведжи (так и хочется написать — бариста).
64.
pan156

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.