Рим. Площадь Минервы. Часть 1

Площадь Минервы расположена рядом с Пантеоном в районе Пинья. Название площади происходит от храма, построенного по заказу Гнея Помпея и посвящённого богине мудрости Минерве.
1.
storia

С южной стороны площади расположен Палаццо Фонсека, возведённый в XVIII веке. В нём в 1832 году была открыта гостиница, работающая по сей день. Тут останавливались многие знаменитости, включая Стендаля и Хосе де Сан-Мартина, о чём свидетельствуют памятные знаки на фасаде.
2.
Grand_Hotel_de_la_Minerve

С западной стороны площадь Минервы ограничена дворцом Папской Церковной академии, также известным как Палаццо Североли, построенным в XVI веке и полностью перестроенным в 1878 году. В нём расположен главный корпус академии, где готовят дипломатов Ватикана.
3.
Accademia_ecclesiastica

Северную сторону площади замыкает Палаццо делла Минерва, бывший монастырь доминиканского ордена, построенный во второй половине XVI века по поручению Винченцо Джустиниани. Здание было существенно расширено в 1638-1641 годах по проекту Паоло Марусчелли. Здесь проводились еженедельные заседания и суды Верховной Священной Конгрегации Римской и Вселенской Инквизиции. Именно в этом здании проходил процесс Галилея, на котором он был вынужден отречься от публичной поддержки гелиоцентрической системы. На сегодняшний день в здании расположена Сенатская библиотека, носящая имя Джованни Спадолини.
4.
Biblioteca_del_Senato

Перед церковью находится один из самых любопытных памятников Рима, так называемый Пульчино делла Минерва [41.8979728N 12.4775612E]. Это статуя была спроектирована в эпоху барокко скульптором Джованни Лоренцо Бернини и создана его учеником Эрколе Феррата в 1667 году. Это самый короткий из одиннадцати египетских обелисков в Риме, и, как говорят, он был одним из двух обелисков, перевезенных из Саиса, где они были построены в 589-570 г. до н.э. во время царствования фараона из двадцать шестой династии Египта. Обелиски были привезены в Рим Диоклетианом во время его правления императором с 284 по 305 год для установки в храме Исиды, который когда-то был расположен неподалеку.
5.
DSC_8662

Вдохновение для необычной композиции произошло от Гипнэротомахии Полифила, необычного романа XV века, вероятно, написанного доминиканским монахом Франческо Колонна. Главный герой произведения встречает слона из камня, несущего обелиск, а иллюстрация в книге очень похожа на проект Бернини.
6.
%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%BD

Первоначально эта скульптурная композиция получила популярное прозвище «Porcino» (Поросенок), которое со временем изменилось на Pulcino (Цыпленок). Возможно, это был намек на сравнительно небольшую высоту обелиска или на замысловатую неясную отсылку на благотворительность доминиканцев, помогающим молодым женщинам, нуждающихся в приданом, которые когда-то изображались в местной живописи как три крошечные фигуры около Девы Марии, дающей им кошельки.
7.
DSC_8479

8. Герб папы Александра XII, заказавшего строительство монумента
CoA%20Alexandre%20VII

Церковь Санта-Мария-сопра-Минерва [41.8980048N 12.4781084E]
С восточной стороны на площадь выходит фасад Санта-Мария-сопра-Минерва, единственной готической церкви Рима. Базилика Святой Марии над Минервой (Санта-Мария-сопра-Минерва) — титулярная малая базилика в районе Пинья, один из главных храмов римско-католического доминиканского ордена. Церковь близ Пантеона находится на месте античного храма, посвященного египетской богине Исиде, но ошибочно отнесенного к языческой богине Минерве.
9.
Santa_Maria_sopra_Minerva

Развалины храма Минервы, построенного на Марсовом поле Помпеем в I в. до н.э., сохранялись до VIII века, когда папа Захарий уступил этот участок греческим монахам. В XIII веке их место заняли доминиканцы, которые и возвели существующую церковь в 1280-1370 гг. И строители и прихожане храма были флорентийцами. В 1380 году здесь умерла и была погребена св. Екатерина Сиенская. Дважды в этом храме проводились конклавы: в 1431 и 1447 гг.
10.
p1090

В XVII веке Карло Мадерна придал фасаду барочный облик, а в XIX веке была предпринята масштабная реставрация. В люнетах над боковыми дверями фрески «Св. Доминик и Иисус Христос» и «Св. Доминик и Богоматерь».
11.
DSC_8652

Справа от входа установлены мемориальные таблички, показывающие уровни крупных наводнений в Риме.
12.
%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Для лучшего понимания дальнейшего повествования даю план базилики. Стандартно, «обход» церкви будет идти от входа по часовой стрелке. Значимые объекты, обозначенные на плане, по тексту будут упоминаться цифрами в квадратных скобках.
13.
Plan

Интерьер церкви с трансептом и глубокой апсидой разделен на три прохода двенадцатью мощными столбами.
14*.
p1091

15.
DSC_8607

Шесть сводов потолка центрального нефа как бы разделены крестом на четыре части и украшены имперским небом с золотыми звездами на синем фоне и изображениями апостолов. В апсиде изображены Пророки. Художниками, оформившими потолок, были Бернардино Риккарди, Томмазо Греггия, Пьетро Гальярди и Раффаэле Каснеди.
16.
DSC_8487

17.
DSC_8492

Над каждой аркадной аркой находится окно, разделенное на двенадцать секторов, похожих на японские хризантемы и выполненных в том же стиле, что и на контрфасаде и в трансепте.
18.
DSC_8651

19.
DSC_8649

Захоронение Франческо Торнабуони [1]
В начале левого прохода находится памятник Франческо Томабуони (1480), авторство которого приписывается Мино да Фьезоле. Вероятно, это его единственная работа скульптора в церкви. Выше расположен мемориал кардиналу Джакомо Тебальди (1466), приписываемый Андреа Бреньо и Ивану Дукновичу. Последний изобразил кардинала, а также, возможно, статую св. Иакова и путти. Бреньо создал статую св. Августина.
20.
Grabmal_Francesco_Tornabuoni

Капелла Святого Сердца [2]
Часовня была построена в 1548 году по заказу герцога Висконти ди Модрона и посвящена Воскресению Христову. Позже она была названа в честь Священного Сердца Иисуса. Алтарь, изображающий Марию Магдалину кисти Марчелло Венусти, был заменен в начале XX века на «Христа со святыми Екатериной и Маргаритой Марией Алакок» (Коррадо Меццана, 1922).
21.
%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5

Фрагменты свода, изображающие «Вознесение Христа» и «Триумф Агнца», выполнены современными художниками. Справа расположена гробница Винченцо Маккарани скульптора римской школы (1577); слева — мраморный бюст Джироламо Бутигелла, выполненный Якопо Сансовино в 1515 г.
22.
%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B51

Захоронение Цезаре Фаббретти [3]
Погребальный памятник Чезаре Фаббретти, который создал Камилло Рускони, так же хорош, как и работа Бернини.
23.
%D0%A6%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%20%D0%A4%D0%B0%D0%B1%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B8

Капелла святого Иоанна Крестителя (капелла Наро) [4]
Часовня, посвященная св. Иоанну Крестителю, была построена во второй половине XV века флорентийским торговцем Джованни Торнабуони и с 1588 года находилась под покровительством семьи Наро, однако позже передана семье Патрици.
24.
Capella%20Naro

В капелле упокоились многочисленные члены семьи Наро, захоронения которых создали в том числе последователи школы Бернини братья Джакомо Антонио Фанчелли и Козимо Фанчелли. Авторство памятника Григорио Наро недавно было приписано Бернини.
25.
DSC_8575

Алтарь св. Иоанна, а также фрески в куполе, в спандрелях и на передней стене «Четыре пророка и ангелы», «Четыре евангелиста» и «Проповедь Иоанна Крестителя» в начале XVII века написал Франческо Наппи.
26.
DSC_8576

Капелла Грациоли [5]
Часовня была построена в 1570 году по заказу кардинала Марко Антонио Маффеи и посвящена св. Себастьяну. Первоначально это была погребальная часовня семьи Маффее из Вероны, затем она принадлежала братству Compagnia del Santissimo Salvatore под руководством монаха-доминиканца Винченто да Палестрина. Теперь покровительство над капеллой передано семейству Грациоли Ланте делла Ровере. Крошечный алтарный образ, изображающий Христа Спасителя, был подарен братству папой Климентом VIII. По разным данным, авторство принадлежит либо Пьетро Перуджино, либо Пинтуриккьо. Справа от алтаря находится статуя св. Иоанна Крестителя, приписываемая Амброджио Буонвичино (1602-1603), но в последнее время некоторые исследователи утверждают, что это работа Карло Мадерна (1604). Слева — св. Себастьян, приписываемый Микеле Марини (некоторые исследователи считают автором скульптуры Мино да Фьезоле или Тино да Камайно). По центру внизу находится статуя св. Филиппа Нери неизвестного римского скульптора (1727). Фреска в люнете над алтарем неизвестного автора (ок. 1600) изображает «Поклонение пастухов». Известно, что св. Филипп Нери несколько раз молился в этой часовне в 1559 году, поэтому здесь поставлена его статуя.
27.
p1104

Могила Джованни Виджевано [6]
Правее капеллы Грациоли находится памятник Джованни Виджевано, автором которого считается Бернини. Бюст был вырезан в период с 1617 по 1618 год, когда Джованни Виджевано был жив. Обратите внимание, как на бюсте изображен покойный, потянув свой плащ вперед рукой: такая поза происходит от древнеримских скульптур. Заслуживает восхищения очень реалистичный череп под эпитафией.
28.
Giovanni_Vigevano

Капелла Джустиниани [7]
Часовня под покровительством семьи Джустиниани посвящена св. Викентию Ферреру. Знаменитый алтарь Бернардо Кастелло изображает святого во время Ферраро-Флорентийского собора.
29.
p1103

Возле капеллы находится элегантный погребальный памятник Ипполито и Фабио де Амицис [8], спроектированный Пьетро да Кортона в стиле барокко.
30.
%D0%90%D0%BC%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%81

Капелла Ланте делла Ровере [9]
Часовня посвящена св. Иакову Зеведееву. Первоначально она принадлежала семье Сальвиати, однако позже покровительство перешло к семье делла Ровере. Алтарь с изображением святого приписывается Марчелло Венусти.
31.
p1102

Справа находится памятник Марии Колонна Ланте с очень впечатляющей скульптурой Ангела Воскресения работы Пьетро Тенерани.
32.
DSC_8555

По левую сторону находится мемориал ее мужу Джулио Ланте делла Ровере и их дочери Карлотте. Сидящую фигуру Христа также изготовил Пьетро Тенерани.
33.
DSC_8556

Снаружи правее капеллы находится памятник Оттавиано Убальдино делла Жерардеско [10], командующему армией папы Урбана VIII. Мозаику с изображением покойного исполнил Джованни Баттиста Каландра в 1644 году. Путти, держащие гирлянды, являются одной из первых работ скульптора Джулиано Финелли, ученика Джованни Лоренцо Бернини.
34.
DSC_8548

Капелла святого папы Пия V [11]
Шестая часовня от левого прохода посвящена Папе святому Пию V. У нее было несколько покровителей — семьи Поркати, затем Миллини, а после — Браши. Алтарь работы Андреа Прокаччини показывает святого в победе над аллегорическим турком. Картины на боковых стенах написал Лаззаро Балди и изображают «Св. папу Пия V в молитве» и «Успение». Фрески на своде Микеланджело Серрути (начало XVIII века) изображают Святого Духа и ангелов.
35.
p1101

Под алтарем хранятся мощи неясной мученицы св. Виттории. Восковое изображение слегка обнаженного ребенка находится в стеклянном саркофаге.
36.
DSC_8547

Монумент Марии Рагги [12]
Памятник сестре Марии Рагги в 1647 году выполнил Бернини на ранней стадии своей карьеры. Это небольшая, изысканная работа из черного мрамора и позолоченной бронзы в виде знамени, демонстрирует гениальность Бернини в резьбе по камню. Монахиня Мария Рагги произошла из генуэзской семьи, которая поселилась на греческом острове Хиос. Оттоманская империя завоевала остров у Генуи в 1566 году и лишила ее мужа в 1570 году. В ответ она стала экспатриантом, освященным в Риме в 1584 году, где приобрела репутацию святости. Памятник был заказан ее оставшимися родственниками, среди которых был кардинал Лоренцо Рагги.
Мария была вынуждена выйти замуж в раннем возрасте и после захвата Хиоса турками в 1566 году, ее муж был убит турецкими войсками в 1570 году. После этого она решила стать монахиней, и в 1584 году отправилась в Рим, где ей предложили кров во дворце семьи де Марини неподалеку от Санта-Мария-сопра-Минерва. Чрезвычайно благочестивая женщина, она провела большую часть своих дней в молитвах и, как сообщается, постоянно совершала чудеса. После смерти в 1600 году появилась возможность ее канонизации, но папа Урбан VIII отказал в причислению к лику святых. Монахиня изображена в изысканном экстазе. Выразительное представление, используемое Бернини, является абсолютной новинкой в иконографии.
37.
DSC_8513

Алтарь святого Гиацинта [13]
На боковой стене левого трансепта находится алтарь св. Гиацинта (Яцека Одровонжа), созданный Андреа Чези в 1580 году, который первоначально был посвящен Мадонне дель Розарио. Алтарный образ — картина кисти Оттавиано Леони «Видение Мадонны святому Гиацинту» (1598).
38.
p1100

Памятник Андреа Бреньо [14]
Андреа ди Кристофоро Бреньо — итальянский скульптор и архитектор эпохи раннего ренессанса, работавший в Риме с 1460-х годов. За время своей творческой деятельности он создал множество погребальных памятников, два из которых находятся в этой же церкви. Могильный памятник Андреа Бреньо, вероятно, был спроектирован и выполнен в 1506 году его учеником Луиджи Каппони. Измерительный циркуль и другие инструменты рядом с надписью указывают на профессию известного скульптора эпохи Возрождения.
39.
Andrea%20Bregno

Капелла святого Доминика [15]
Левый конец трансепта занят часовней, посвященной св. Доминику, основателю ордена доминиканцев. Эта самая большая часовня в церкви была спроектирована Филиппо Рагудзини в 1725 году по решению папы Бенедикта XIII, который сам был доминиканцем. Центральная панель композитного алтаря — копия изображения св. Доминика кисти Фра Беато Анджелико в контрасте картины маслом Паоло де Маттеиса, на которой изображена Богоматерь со свв. Екатериной Александрийской и Марией Магдалиной. Мария Магдалина изображена блондинкой, что встречается в религиозной живописи весьма нечасто.
40.
DSC_8535

Грандиозная гробница папы справа в часовне была установлена еще при жизни папы. Проект разработал Карло Марчионни; он же изготовил рельефную скульптуру на саркофаге. В эдикуле пара дорических колонн в черном мраморе фланкирует маленькую апсиду с раковиной и собственными колоннами. В ней установлена статуя папы, созданная Пьетро Браччи. Две аллегорические женские фигуры опираются на саркофаг: слева Религия (Бартоломео Пинкеллотти), а справа — Чистота (Пьетро Браччи). Напротив находится самостоятельная скульптура Богоматери с тремя детьми — Божественным ребенком, Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Скульптуру исполнили Франческо Грассиа и Франко Сицилиано (XVII век). Пьедестал с рельефами Рождества создан в следующем веке. В нишах находятся четыре статуи святых доминиканских епископов неизвестного автора XVIII века. Свод потолка оформлен фресками Кристофоро Ронкалли.
41.
p1098

В небольшом закутке с двумя расположенными друг напротив друга выходами из церкви установлен рождественский вертеп [16]. Возможно, что данный экспонат демонстрируется не круглогодично.
42.
DSC_8520

Ризница [17]
Доступ в ризницу осуществляется через дверь в дальнем углу левой стороны трансепта. Это величественная комната, спроектированная Андреа Сакки, с потолком, богато украшенным лепниной (Арманно Фиамминго) с центральной фреской, изображающей «Апофеоз святого Доминика» (Джузеппе Пулья-дель-Бастаро). Над входом находится фреска, изображающая Конклав, на котором был избран папой Евгений IV (Джованни Баттиста Сперанза); сам конклав проходил в этой церкви. В алтаре ризницы изображено «Распятие со святыми» (Андреа Сакки). Рельефные скульптуры св. Марии Магдалины и св. Марии Египетской выполнены в XVII веке неизвестным скульптором. Оформление ризницы было оплачено кардиналом Антонио Барберини, и поэтому здесь можно увидеть пчел Барберини с его фамильного герба.
43.
DSC_8521

Капелла Франджипани и Капиферро [18]
Часовня в дальнем углу левого конца трансепта посвящена св. Марии Магдалине, а на ее полу лежат погребальные плитки XIV века членов семьи Франджипане и Капиферро. На алтаре раньше было изображение св. Марии Магдалины кисти Франческо Пароне, но со временем оно было заменено на «Мадонну с младенцем» (Беноззо Гоццоли, 1449). На картинах по бокам от алтаря мы видим св. Франциска Ассизского и св. Франциска Римского со своим ангелом-хранителем (Франческо Пароне). С левой стороны находится ренессансное захоронение Джованни Арберини XV века. В нем использован древнеримский саркофаг, который сам является копией греческого IV или V века до н.э. Рельеф на саркофаге изображает Геракла, сражающегося с Немейским львом. Этот памятник до XX века находился в боковом переходе трансепта.
44.
DSC_8518

Вестибюль [19]
Слева от главного алтаря находится так называемый вестибюль, который представляет собой камеру, ведущую к задней двери церкви, выходящей на Виа ди Фра Анджелико. Раньше это была часовня св. Фомы Аквинского, а затем перестроена в 1600 году. Здесь есть три впечатляющих памятника в стиле барокко, а также гробница Фра Анджелико и некоторые другие более ранние памятники. Над выходом находится массивный памятник кардиналу Карло Бонелли в форме эдикулы с четырьмя черными мраморными коринфскими колоннами, спроектированный Райанди и выполненный Козимо Фанчелли. Статуя «Благотворительности» приписывается Филиппо Каркани, «Религии» — Мишель Майллу, а «Правосудие» — Джованни Мари.
45*.
p1097

Слева возле входа в вестибюле вы найдете гробницу благословенного Фра Анджелико, покровителя художников, который умер в монастыре в 1455 году. Изображение на саркофаге, вероятно, создано Исаией да Пизо, но твердых доказательств этому нет. Фра Анджелико наиболее известен своими картинами в монастыре Сан-Марко во Флоренции. Из-за его таланта он получил прозвище «Ангельский брат». В 1984 году папа Иоанн Павел II провозгласил его покровителем художников перед его могилой (что эквивалентно беатификации), а в 1997 году захоронение было поднято на цоколь, при этом была удалена очаровательная эпитафия, составленная папой Николаем V. Сейчас эпитафия находится справа от алтаря в часовне по соседству и гласит (в гугль-переводе): «Не могу я похвалиться, потому что я был другим Апеллесом, но потому, что я отдал все твои интересы, о Христос, потому что некоторые работы существуют на земле, другие на небесах. Город [Рим] взял меня, цветок Тосканы «.
46.
BeatoAngelico

Слева в вестибюле — захоронение кардинала Микеле Бонелли (1604), спроектированное Джакомо делла Порта и статуя кардинала, вылепленная Силла Джакомо Лонги. Он изображен на черном мраморном саркофаге, а монумент изготовлен из черно-красного и розового многоцветного мрамора. Его иногда называют Кардинале Алессандрино. Аллегорическую статую «Предусмотрительность» изготовил Карло Мадерна.
47.
DSC_8524

Справа в вестибюле — захоронение испанского кардинала Доменико Пиментеля (1653), спроектированное Джованни Бернини; скульптором центральной статуи кардинала является Эрколе Феррата. Слева установлена аллегорическая статуя «Благотворительность» (Антонио Раджи), а «Религия» — справа (Джованни Антонио Мари).
48.
DSC_8523

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.