Рим. Площадь Ротонды

Площадь Родонды
Пьяцца делла Ротонда — площадь в Риме, на южной стороне которой расположен знаменитый Пантеон. Несмотря на то, что Пантеон стоял с древности, площадь перед ним на протяжении веков задыхалась от лабиринта сараев и небольших магазинчиков, которые выросли вокруг его колонн. Эти средневековые нагромождения были расчищены в XV веке по приказу папы Евгения IV, а площадь была вымощена. Она получила свое название от Пантеона, который был преобразован в VII веке н.э. в христианскую церковь, посвященную святой Марии и мученикам, но неофициально известную как Санта Мария Ротонда. Площадь Ротонды имеет приблизительно прямоугольную форму размером около 60 на 40 метров, с фонтаном и обелиском в центре и Пантеоном с южной стороны.
1.
Panteon_DP828314

В течение XIX века площадь была особенно популярным рынком у продавцов птиц, которые приносили на рынок клетки с живыми попугаями, соловьями, совами и другими птицами. Нынешнему облику площади угрожали планируемые разрушения во времена французской префектуры 1809-1814 годов, когда Наполеон подписал указы, предписывающие снос зданий вокруг Пантеона. В короткий период французского правления в Риме эти распоряжения не ставили во главу угла, но к ним вернулись в несколько измененной форме в городском плане 1873 года. Эта схема предполагала, что площадь Ротонды должна быть увеличена и превращена в центр новых бульваров. При этом планировался снос нескольких зданий на площади, включая Пантеон.
2.
Panteon_2013121924003-17

3.
DSC_7290

В центре площади находится фонтан дель Пантеон [41.8993264N 12.4767405E], увенчанный египетским обелиском. Фонтан был построен Джакомо делла Порта при папе Григории XIII в 1575 году, а обелиск был добавлен к нему в 1711 году во время понтификата папы Климента XI.
4.
Rudolf_von_Alt_-_1835

5.
p892

Аква Вирджин, один из одиннадцати акведуков Рима, обеспечивал древний Рим питьевой водой в районе Кампус Мартиус, но потом он пришел в негодность и исключен из употребления. Акведук был реконструирован во времена папы Николая V и освящен в 1453 году под известным сейчас названием. В 1570 году Джакомо делла Порта был назначен папой Григорием XIII ответственным за крупный проект, направленный на расширение распределения воды от акведука до восемнадцати новых общественных фонтанов. Строительство фонтана на площади Пьяцца делла Ротонда было санкционировано 25 сентября вместе с фонтаном для площади Колонна и еще двумя для Пьяцца Навона. Фонтан Ротонды, завершенный в 1575 году, был выполнен по типу чашевидной конструкции высотой от 3,5 до 4 метров и питался водой от Аква Вирджин по терракотовому каналу. Фонтан исполнил в камне по проекту делла Порта скульптор Леонардо Сормани. Из-за уклона площади фонтан имеет пять ступеней с южной стороны и только две — с северной.
6.
p891

При понтификате папы Александра VII были организованы работы по систематизации площади, ее расширению и наведению порядка, в которых участвовал Джованни Лоренцо Бернини.
7.
DSC_7289

В 1711 году фонтан получил свой нынешний облик, когда по распоряжению папы Климента XI скульптор позднего барокко Филиппо Баригиони установил шестиметровый египетский обелиск из красного мрамора. Обелиск, первоначально построенный фараоном Рамзесом II для храма Ра в Гелиополисе, был привезен в Рим в древние времена, и его повторно использовали в храме Исиды и Сераписа, которой стоял к юго-востоку от Пантеона. Со временем обелиск был утерян и вновь найден в 1374 году под апсидой близлежащей базилики Санта-Мария-сопра Минерва. В середине XV века обелиск был возведен на небольшой площади Сан-Макуто примерно в 200 метрах к востоку от Пантеона, где он оставался до 1711 года, когда его установили на Пьяцца делла Ротонда. Он по-прежнему называется обелиском Макутео по своему предыдущему местоположению.
8.
DSC_8654

9.
DSC_8655

Базилика Нептуна
С обратной стороны Пантеона также можно осмотреть остатки базилики Нептуна [41.8981325N 12.4769014E], построенной в период с 33 по 25 годы до н.э. в честь победы в морском сражении при Акциуме под командованием Марка Випсания Агриппы.
10.
DSC_8653

Пантеон
Пантеон — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима [41.8986057N 12.4768773E]. После битвы за Акций (31 г. до н.э.) Маркус Агриппа начал впечатляющую программу строительства: Пантеон был частью комплекса, созданного им на его собственном участке в Кампус Мартиус в 29-19 до н.э., который включал три здания: Термы Агриппы, Базилику Нептуна и Пантеон. В отличие от других храмов, посвященных одному, максимум двум богам, первый Пантеон вместил в себя алтари всех главных божеств римлян. Юпитер, Юнона, Сатурн, Венера, Марс — здесь можно было принести жертву каждому в отдельности или всем вместе. Несмотря на сопротивление жрецов, Пантеон также стал первым храмом, куда был открыт доступ все горожанам Рима.
11.
Edgar_S._Shumway_(14755430166)

12.
Edgar_S._Shumway_(14591787338)

Августовский Пантеон был разрушен вместе с другими зданиями во время сильнейшего пожара в 80 году н.э. Домициан восстановил Пантеон, но он снова сгорел в 110 году нашей эры. Современный Пантеон фактически заново был построен в 126 году н.э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона. Однако авторство (так и хочется написать «копирайт») было оставлено за Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
13.
Piranesi-Pantheon

В 202 году, во время правления Септимия Севера и его сына Каракаллы, был отремонтирован. Архитектором нового строительства выступил Аполлодор из Дамаска. Пантеон возвышается над землей на 42 метра, причём 22 из них занимает купол. Внутренний диаметр купол составляет около 43 метров. На архитрав была нанесена надпись, в переводе гласящая:
Имп[ератор] Цез[арь] Л[уций] Септимий Север Пий Пертинакс Аравийский, Адиабенский, Парфянский, величайший, Великий понтиф[ик], 10 раз триб[ун], 11 раз имп[ератор], 3 раза ко[н]с[ул], О[тец] о[течества], проко[н]с[ул], и
Имп[ератор] Цез[арь] М[арк] Аврелий Антонин Пий Феликс Авг[уст], 5 раз триб[ун], ко[н]с[ул], проко[н]с[ул], Пантеон, повреждённый временем, со всем тщанием восстановили.
14.
Piranesi-6033

Пантеон представляет собой большое инженерное достижение античности. Само здание сложено из травертина, а снаружи облицовано мрамором. Храм представляет собой круглую ротонду, которую венчает купол. Конструкция здания спроектирована таким образом, чтобы купол не давил на здание своей массой (его масса 4535 тонн), а олицетворял собой небесный свод. Существует легенда, что возведению крыши предшествовало заполнение внутренних помещений грунтом, смешанным с золотыми монетами. По окончанию строительных работ Септимий Север сделал объявление, в соответствии с которым каждый нашедший монету мог оставить её себе в качестве подарка. В скором времени залы оказались вычищены до пола.
15.
Piranesi-6034

Купол Пантеона — это самая большая в мире подобная конструкция, опирающаяся непосредственно на стены. Огромный купол в форме практически идеальной полусферы придаёт Пантеону небывалое величие. Единственное окно, через которое проникает свет в помещение, — это отверстие в огромном куполе. Оно называется окулюс; в древние времена символ всевидящего ока. Некоторые исследователи полагают, что окулюс был спроектирован таким образом, что солнечные лучи, попадая внутрь Пантеона, освещали размещенные внутри статуи, изображавшие древних богов — Венеру, Марса, Юпитера и других. В солнечный день около полудня можно увидеть и сфотографировать столб солнечного света, падающий внутрь Пантеона. Но наиболее лучшие условия для наблюдения наступают в период с мая по октябрь, когда Солнце находится высоко над горизонтом. В январе (когда я был в Риме) даже в полдень этот эффект почти что не наблюдается.
16.
DSC_7283

Ротонда и купол выполнены из монолитного бетона. Лишь у нижней части купола для его поддержки установлены арки из кирпича. Чтобы сделать конструкцию ротонды более легкой, её разделили на восемь частей. В одной из них сделали вход, остальные представляют собой прямоугольные или полукруглые ниши. С этой же целью при строительстве каждого нового уровня меняли и состав бетона. Если у основания в его состав входит достаточно тяжелая травертиновая крошка, то в верхней части использовалась невесомая туфовая крошка и пемза.
17.
Panteon_DP847231

После начала господства христианства в Риме Пантеон был закрыт на долгие двести лет. За это время уничтожили все скульптуры, установленные над входом и вынесли все языческие статуи изнутри. И только в 608 году император Фока передал храм папе Бонифацию IV, который освятил языческий храм как церковь Святой Марии и мучеников.
18.
L'architecture_romane_(14767737922)

Первоначально купол покрывало множество позолоченных бронзовых пластин. Но когда при строительстве собора Святого Петра не хватило металла для постройки алтаря, их пришлось реквизировать у Пантеона. Пластины были сняты с купола и переплавлены. В качестве своеобразной компенсации архитектор Бернини (руководивший строительством Собора) соорудил перед входом в ротонду две небольшие колокольни, которые были прозваны горожанами как «ослиные уши». Позже, в XIX веке, эти колокольни убрали. На фронтоне можно увидеть отверстия, оставшиеся после демонтажа языческой скульптурной группы «Битва титанов».
19.
DSC_7222

Вход в Пантеон украшает портик шириной 33,1 м и глубиной 15,6 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Колонны являются монолитными и выполнены из гранита и египетского мрамора.
20.
DSC_7288

Внутрь храма мы попадаем, пройдя через двойные бронзовые ворота [1] высотой 7 м, сохранившиеся со времен античности.
21.
p893

Изнутри Пантеон представляет почти что идеальное круглое помещение, в котором на нижнем уровне перемежаются ниши со скульптурами богов и часовни.
22.
Plan

Инкрустированный пол в ротонде не везде ровный: небольшое возвышение по центру и легкий наклон к краям не позволяет воде скапливаться, а благодаря особой дренажной системе под полом в храме нет сырости и влаги.
23.
Piranesi-Pantheon1

24*. Левая часть ротонды
p903

С эпохи Возрождения Пантеон был местом нескольких важных захоронений. Среди похороненных есть художники Рафаэль и Аннибале Карраччи, композитор Арканджело Корелли и архитектор Бальдассар Перуцци. В XV веке Пантеон был украшен картинами; самой известной является Благовещение Мелоццо да Форли.
25.
Piranesi-17005

26*. Центральная часть ротонды
p894

В некоторых нишах сохранились фрески мастеров эпохи Возрождения. Здесь можно найти место упокоения Рафаэля, а также могилы первых королей единой Италии.
27.
Piranesi-6036

28*. Правая часть ротонды
p904

В первой нише слева [2] от входа находится полотно «Успение девы Марии», написанное в 1638 г. Андреа Камасси.
29.
DSC_7284

Часовня Святого Иосифа в Палестине [3] является часовней братства Ценителей искусства в Пантеоне, сформированного в 1542 году из лучших художников, архитекторов и музыкантов Рима (виртуози). Эта организация существует до сих пор под названием «Папская академия литературы и изящных искусств» и располагается во дворце Канчеллерия. В этой часовне стоит алтарь, покрытый искусственным мрамором, на котором установлена статуя Святого Иосифа с младенцем Иисусом скульптора Винченцо де Росси. По обеим сторонам от неё висят картины, написанные одним из виртуози Франческо Коцца в 1661 году: «Поклон пастухов» слева и «Поклон волхвов» справа. Лепной рельеф слева — «Сон Святого Иосифа» Паоло Беналья, рельеф на противоположной стене — «Отдых во время бегства из Египта» Карло Мональди. Во втором ряду висят картины XVII века (слева направо): «Кумская сивилла» (Людовико Джиминьяни), «Моисей» (Франческо Роза), «Отец Вечный» (Джованни Перуццини), «Давид» (Луиджи Гарци) и «Эритрейская сивилла» (Джованни Андреа Карлоне).
30.
p902

Во второй нише установлена статуя св. Агнессы [4] работы скульптора Винченцо Феличи (XVIII век). Бюст слева — портрет архитектора и живописца Бальдассаре Перуцци, созданный на основе гипсового портрета работы Джованни Дюпре.
31.
DSC_7276

Вторая часовня слева изначально была посвящена св. Михаилу Архангелу, затем перепосвящена св. Апостолу Фоме [5]. Сейчас в ней похоронен король Италии Умберто I и его жена Маргарита Савойская. По легенде, в 1889 году королева поучаствовала в разработке рецептуры пиццы «Маргарита» в цветах итальянского флага (белый — моцарелла, красный — помидоры и зелёный — базилик). Начал строительство этой гробницы архитектор Джузеппе Саккони, а завершил после его смерти его ученик Гвидо Чирилли. Она представляет собой выгнутый по форме ниши большой позолоченный бронзовый лист, в который встроена алебастровая плита. На фризе справа и слева стоят женские фигуры аллегорий: «Благородство» (Эудженио Макканьяни), и «Щедрость» (Арнольдо Дзокки). Между колоннами установлен алтарь с символами королевской власти, также созданный Гвидо Чирилли.
32.
p901

Справа от гробницы Умберто I установлен саркофаг [6], в котором покоится прах великого художника XVI века Рафаэля Санти. Захоронение Рафаэля в Пантеоне было знаком уважения папы Григория XVI. Надпись на нём гласит (в переводе): «Здесь покоится Рафаэль, которым мать всех вещей [природа] боялась быть превзойдённой когда он жил, и умирала, когда он умирал». Этот эпиграф был написан кардиналом Пьетро Бембо. Кстати, ранее Рафаэль написал портрет кардинала. Общий проект портика был разработан Антонио Муньосом в 1811 г. Невеста Рафаэля Мария Биббьена, не дожившая до свадьбы, похоронена справа от его саркофага. В нише над захоронением установлена статуя женщины с ребёнком, известная как Мадонна-дель-Сассо (Богородица Скалы), поскольку одной ногой она опирается на валун. Рафаэль заказал её венецианцу Лоренцо Лотто в 1524 году. Справа и слева от статуи сделаны две небольшие ниши, в одной из которых стоит бюст Рафаэля, созданный Джузеппе Фабрисом в 1833 г. Здесь же установлены две мемориальных таблички в память о Марии Биббьене и о художнике Аннибале Карраччи, которого похоронили здесь в 1609 году.
33.
p900

Часовня Распятия [7] не отделана мрамором, как остальные, поэтому в ней видна римская кирпичная стена. На алтаре в центре стоит большой деревянный крест с распятием, сделанные в XV веке. На левой стене висит картина «Схождение Святого Духа» (Пьетро Лабруци, 1790), а на правой стене установлен небольшой бюст кардинала Агостино Риварола. Ранее на правой стене можно было увидеть барельеф «Кардинал Консалви представляет папе Пию VII пять провинций, возвращенных Святому Престолу», созданный датским скульптором Бертелем Торвальдсеном в 1824 г.
34.
p899

Правее часовни Распятия в нише [8] стоит статуя св. Евазия (Франческо Модерати, 1727).
35.
DSC_7252

Главный алтарь [9] и апсида были заказаны папой Климентом XI и спроектированы Алессандро Спекки. В апсиде над главным алтарем на фоне мозаики из плиток золота и лазурита (Джованни Гуэрра, XVI век) установлена византийская икона Богородицы с ребенком VII века, врученная императором Фокасом папе Бонифацию IV по случаю предоставления Пантеона для христианского богослужения 13 мая 609 г. Считается, что икона главного алтаря — список с главной чудотворной иконы Польши Честноховской Божией Матери. Деревянные хоры были добавлены в 1840 году, автор проекта архитектор Луиджи Полетти.
36.
p898

В нише справа от главного алтаря [10] стоит статуя св. Анастасия, созданная в 1725 г. Бернардино Каметти.
37.
DSC_7255

В третьей справа часовне [11] вывешена картина XV века умбрийской школы «Милосердная Мадонна между св. Франциском и св. Иоанном Крестителем». Она также известна как «Огороженная Мадонна», потому что первоначально была установлена в нише с левой стороны портика, где была защищена решеткой. Затем картину перенесли в Часовню Благовещения, и только в 1837 году она заняла свое нынешнее положение. На правой стене находится холст неизвестного художника 1750 года «Император Фока, передающий Пантеон Папе Бонифацию IV». Бронзовая эпиграмма благодарит папу Климента XI за восстановление святилища.
38.
p897

В третьей справа нише [12] установлена скульптура Лоренцо Оттони «Святая Анна и Пресвятая Богородица».
39.
DSC_7247

В второй справа часовне [13] находится гробница первого короля единой Италии Виктора Эммануила II. Первоначально капелла была посвящена Святому Духу. После принятия решения о захоронении короля конкурс на выполнение работ выиграл Манфредо Манфреди и начал работать в 1885 году. Гробница состоит из большой бронзовой мемориальной доски, увенчанной римским орлом и гербом Савойской династии. Золотая лампа над могилой горит в честь Виктора Эммануила III, который умер в изгнании в 1947 году.
40.
p895

41.
p896

В нише фреска XV века тосканской школы, изображающую Коронование Девы [14].
42.
DSC_7237

Часовня Благовещения [15], в которой центральное место занимает фреска «Благовещение», приписываемая Мелоццо да Форли. Слева — полотно Клемента Майоли (1645-1650), изображающее св. Лаврентия и св. Агнесу. Справа — «Неверие апостола Фомы» кисти Пьетро Паоло Бонзи, написавшего картину в 1633 г.
43.
p900-2

44.
Annunciation

В часовне также надо обратить внимание на две скульптуры ангелов, созданных учениками Бернини.
45.
Angel1

46.
Angel2

В нише находится двойная фреска «Пояс Богоматери» и «Cв. Николай Бари», написанная неизвестным художником в 1686 г. [16].
47.
p900-1

Из интересного могу предложить почитать заметку, содержащую множество неожиданных вопросов по строительству Пантеона.

Несколько видео с трехмерной визуализацией Пантеона:

Если кого заинтересовало последнее видео, то для подробного виртуального интерактивного путешествия по Пантеону можно пойти не слишком сложным путем: зайти на сайт проекта http://www.bluemars.com/, зарегистрироваться (бесплатно), скачать и установить клиента (также бесплатно) и наслаждаться. Предупреждение: все это вы будете делать на свой страх и риск, сам я ни работоспособность, ни отсутствие зловредности, не проверял.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.