Евротрип-2. Часть 1. Подготовка и планирование бюджетного путешествия

Примечание: Все гербы кликабельны. По ходу подготовки новых частей фотоотчета ссылки на Википедию будут заменяться на ссылки соответствующих частей отчета.

 

«Этим постом стулом мастер Гамбс ваш покорный слуга начинает
новую партию мебели новый цикл фотоотчетов
о своем путешествии по Европе в 2013 году.
1865 г. Санкт-Петербург 2013 г. Москва»

Мне много раз задавали вопросы, как я планирую свои поездки (хотя их было всего 2 плюс еще немного автопутешествий во время пляжного отдыха). Бюджетность путешествий — понятие относительное: я, к примеру, не готов перемещаться автостопом и ночевать в общей комнате с незнакомым народом. Все-таки какой-никакой, но комфорт хочется.

Постараюсь изложить некоторые свои соображения по планированию. Лично у меня время на планирование и подготовку к путешествию занимает от одного до полутора месяцев. Зато при правильной подготовке в ходе непосредственно путешествия вероятность накладок существенно уменьшается.

Итак, основные исходные данные при планировании

Время и длительность поездки. Естественно, учитывается возможность уйти в отпуск в нужное время и продолжительность отпуска. Фактор погоды сбрасывать со счетов также нельзя. Тут важны и вероятность выпадения осадков, и средняя температура по региону в планируемый период. Лично для меня гораздо лучше жаркое солнышко, нежели пасмурное дождливое небо. Также учитываем, что в пик туристического сезона (вторая половина июля — август) в популярных местах можно не протолкнуться от таких же туристов, да и цены в отелях и билеты будут дороже.
Сложность получения визы, если ее нет. Многое зависит от страны, визу которой хочется получить, а также от требований соответствующей консульской службы. Тут есть варианты – то ли подавать документы на визу самостоятельно, то ли воспользоваться услугами туркомпании. Во втором случае это обойдется несколько дороже, но не надо будет ездить в визовый центр минимум 2 раза, да и с оформлением документов для визы будет попроще.
Транспорт до начальной и от конечной точки путешествия. Если планируется автомобиль, то многое зависит от наличия водительских прав, самого автомобиля и его состояния, владельца автомобиля, количества возможных водителей и просто путешествующих, а также от перегонов и транспортной доступности до отдельных пунктов.
Автотранспорт. Если предполагаемые расстояния не очень большие (к примеру, Польша, Венгрия, Чехия и т.п.), а путешествующих больше одного, то, на мой взгляд, вариант путешествия на своем автомобиле сбрасывать со счетов не стоит. Хотя при этом время на перемещение получается существенно больше (если только точка старта не находится возле самой границы), да и фактор усталости также имеет место быть. Также надо помнить, что бензин в Европе стоит минимум в 2 раза дороже, чем в России. Наличие автомобиля предполагает и некоторые сложности и затраты на парковку. Но в автомобиле можно перевезти больше груза (в том числе что-то купить для дома, для семьи), да и свобода маневра тоже может оказаться полезной. При использовании своего автомобиля будет дополнительная статья расходов на автострахование (так называемая Зеленая карта). Полис купить не составляет никакого труда как при подготовке к поездке, так и непосредственно возле автомобильных пограничных пунктов пропуска. Важно помнить, что срок его действия для недлительных поездок либо 15, либо 30 суток (в прошлом году полис на 30 дней мне обошелся в 2700 рублей). «Химичить» и покупать полис на 15 суток, предполагая путешествовать дольше хотя бы на 1 час, категорически не рекомендуется. При выезде пограничники также проверяют полис. При наличии на автомобиль российского полиса КАСКО, его распространение на другие страны как правило также требует дополнительного финансирования (в моем случае на 20 дней 800 рублей). При наличии на предполагаемом маршруте водных преград необходимо заранее просчитать способы их преодоления. То ли это будет мост (возможно, что сильно платный, например, как мост между Швецией и Данией), то ли паромы. На паромы в некоторых случаях необходимо заранее покупать билеты. Наличие международных прав – это отдельный вопрос, IMHO не имеющий на данный момент однозначного ответа. Получить такие права в Москве не составляет большой сложности. При наличии действующей медицинской справки и фотографий достаточно нескольких часов и 1000 рублей. Но в прошлом году никто ни разу международные права не спрашивал. По опыту проката автомобиля в этом году разговоров про необходимость международных прав было много, но реально их нигде не спросили. Ходят слухи, что в начале 2013 года вроде бы в отдельных странах поменялось законодательство в части обязательности требования.
Авиаперелет. Зная время начала отпуска и его окончания, а также аэропорт прилета и вылета, можно сначала предварительно просчитать возможность и стоимость билетов. Наиболее простой способ – воспользоваться услугами сайтов-агрегаторов (таковых в русском интернете далеко не один, можно смотреть на нескольких), которые выдают множество различных вариантов перелета. На стоимость билетов очень сильно влияют наличие пересадок и их количество. Как правило, на сайте уже указываются различные варианты, выбирать можно. Время на пересадку менее 1 часа есть элемент риска опоздать, более 3 часов – утомительно. Хотя здесь есть варианты: к примеру, на пути в Амстердам я умышленно выбрал время пересадки в Риге без малого сутки, заранее забронировал там отель на ночь и с превеликим удовольствием погулял еще и по столице Латвии. Надо обязательно иметь в виду, что при бюджетных перелетах скорее всего будут некоторые ограничения начиная от отсутствия бесплатных еды и питья на борту до серьезных требований по багажу. Весьма часто бесплатно разрешается провозить только 1 место ручной клади весом не более 8 килограмм, причем небольшая фотосумка – это уже второе место. Перевес, а также сдача багажа, обходятся весьма негуманных денег. Также важным является и время от приобретения билетов до вылета. Покупать билеты в последний момент обойдется существенно дороже (как пример: билет на один и тот же скоростной поезд от Брюсселя до Парижа непосредственно за сутки до отправления стал дороже в 2,3 раза). Да и с наличием «вкусных» предложений скорее всего будет напряженка. Пишут, что оптимальное время приобретения – за 50-60 дней.
Иногда туркомпании организуют готовые весьма бюджетные туры со «вкусными» ценами по заранее просчитанным маршрутам, в которые включены прямые чартерные (следовательно дешевые) рейсы самолетов и бронь гостиниц по всему маршруту. Но это относительно редкий вариант, и совпадение предложений с Вашими потребностями весьма проблематично.

Теперь начинается самое интересное – необходимо определиться с перечнем пунктов интереса, которые хочется посетить. Здесь важно прочитать побольше различных отчетов о путешествиях, сделанных до Вас, а также данные из той же Википедии. Можно и мои отчеты почитать. J Лично для меня немаловажное значение имеет включение в маршрут объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Время, планируемое на посещение каждого пункта, зависит от количества достопримечательностей и разброса их по территории. Одно дело – ходить пешком, другое – перемещаться на общественном транспорте. Очень приблизительно, но на этом этапе достаточно по объему, перечень достопримечательностей можно посмотреть в той же Википедии в статье, посвященной пункту интереса. В Викимапии помимо указанных достопримечательностей можно прикинуть расстояния между ними и удаленность от вокзалов. Также следует рассчитывать и собственные силы. Опять-таки по моему опыту, не стоит много времени тратить на посещение музеев. И не потому, что там будет неинтересно. Просто в какой-то момент может наступить переполнение мозга информацией, и она практически не будет восприниматься. Ну или планировать в таком случае на каждый объект существенно больше времени.
После составления предварительного перечня пунктов интереса и времени, планируемого на их посещение, можно заняться маршрутом и транспортом между отдельными пунктами. Здесь может быть несколько надо учитывать несколько важных моментов: если планируется осмотреть относительно небольшой регион (к примеру только Нидерланды), то есть смысл рассмотреть возможность бронирования на все время отеля в одном месте, а до всех пунктов интереса добираться общественным транспортом. На примере тех же Нидерландов как возможный вариант – забронировать отель в небольшом городе где-то недалеко от Роттердама, а все переезды осуществлять местными железными дорогами. Время на переезды получится не более часа-полутора в одну сторону, а отель в маленьком городке может оказаться существенно дешевле, чем в крупных городах. Главное в этом случае – наличие рядом с отелем вокзала. Если расстояние между пунктами интересов получается относительно большим, тогда придется просчитывать «зигзагообразный» маршрут (как это и было у меня). Здесь одним из важных моментов, который необходимо учитывать, оказалось время заселения в отель и выселения из него. Как правило, время заселения – 14:00-15:00, а выселения – не позже 12:00. На мой взгляд, оптимальным является вариант проснуться утром в отеле, позавтракать, собраться с вещами и мыслями и переехать в другой пункт (как вариант – с утра пораньше еще немного погулять до отъезда). В новом пункте добраться до своего отеля, в котором в случае прибытия раньше 14:00 с высокой степенью вероятности номер будет еще не готов. Но мне ни разу не отказали в возможности бесплатно положить багаж в камеру хранения, а заселиться в номер уже поздно вечером (после прогулки). Еще один фактор, который можно рассматривать на этом этапе. Если какой-то пункт интереса относительно небольшой и время на его осмотр не превышает где-то 7-8 часов, то есть смысл подумать над таким вариантом: утром покинуть отель, переехать в пункт интереса, сдать вещи в автоматическую камеру хранения на вокзале, день погулять, а ближе к вечеру переехать в очередной пункт в заранее забронированный там отель, где без проблем и заселиться.
После этого появляется возможность составления уточненного графика путешествия. Чем подробнее сделать его, чем проще окажется в будущем. Лично я такой график делал с точностью ± 2 часа, и в итоге достаточно точно его соблюдал. В графике отмечал все важные моменты: время прилета (приезда на автомобиле), время на перемещение к отелю, время на прогулки и так далее. Все это я составлял в виде таблицы, небольшую выдержку из которой привожу в качестве примера.
%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F

Можно отметить все точки интересов на карте (к примеру, с помощью бесплатной программы Google Eatrh). Так выглядит карта Евротрипа-2013 (не отмечена Рига, так как расположена совсем не рядом).
%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BF-2-1

После составления таблицы в идеале сделать паузу на сутки-двое для успокоения своих нервов; во время перерыва надо еще несколько раз продумать, все ли учтено. К примеру, когда в этом году мой план уже был составлен, собственные дети его внимательно поглядели и настоятельно рекомендовали где-то чем-то пожертвовать, но включить в маршрут Париж. В результате поднапрягся, выискал возможность продлить отпуск на пару дней и переделал график путешествия.
После того, как график составлен и утвержден самим собой, наступает точка невозврата – приобретение билетов и бронирование отелей. Не забываем, что приобретение невозвратных билетов и бронирование отелей без права отмены существенно дешевле. Итак, покупка билетов на самолет с учетом того, что ранее уже маршрут и время отправления (прибытия) определены, не должна составить труда. Предполагается, что пластиковая карта класса не ниже Виза классик у Вас уже имеется. С отелями все немного сложнее. Итак, в качестве исходных данных у меня выступают: город, дата заселения и выселения, расположение отеля относительно вокзала и достопримечательностей, наличие необходимых номеров (количество проживающих), уровень предоставляемых удобств, наличие вайфая (в холле или в номере, его стоимость), наличие парковки (в случае передвижения на автомобиле, ее стоимость), отзывы об отеле других путешественников. Понятие «общественная бесплатная парковка» иногда означает, что может повезти и место для парковки будет свободным, но его может и не быть. Ну и, конечно, цена. На сайтах-агрегаторах (лично я пользуюсь этим) бОльшую часть требований можно сразу задать при поиске. Далее смотреть на карте месторасположение, внимательно читать отзывы, включены ли в указываемую цену налоги или нет. Отели с рейтингом ниже 7,0 рассматривать надо с осторожностью. Также в отзывах иногда пишут про криминал в районе возле отеля. В качестве дополнительных требований можно рассматривать наличие (и качество) завтраков. Иногда постельное белье предлагается за отдельную (и немаленькую, сравнимую со стоимостью всего комплекта дома) плату. Если путешествуете на автомобиле, то взять с собой белье в таком случае не составляет проблем, но отель при этом будет стоить дешевле. В общем, здесь есть много вариантов в зависимости от толщины кошелька. После выбора отеля производим бронирование. За истекший год, как мне показалось, произошло некоторое изменение: если в прошлом (2012) году деньги заранее сняла только парочка отелей, то в этом – практически все отели сняли всю сумму в течение 2-3 дней с момента бронирования. Так что позаботьтесь о том, чтобы на счету карточки заранее была необходимая сумма. На всякий случай после получения подтверждения распечатайте (желательно на языке той страны) бланк бронирования. Мне, по крайней мере, один раз пригодилось (на рецепшене попросили отдать им). Хотя ни разу каких-то проблем при заселении не возникло. Если деньги при бронировании не сняли, то проверьте варианты оплаты на месте – принимается ли наличная оплата (если есть такая потребность) и купюры какого номинала не примут (к примеру, 200- и 500-евровые купюры – это большая проблема для ее владельца).
При необходимости достаточно больших перемещений внутри маршрута есть смысл заранее приобрести и такие билеты. В моем случае я заранее брал билет от Брюсселя до Парижа.
Вот после бронирования у Вас появляется относительно спокойная возможность детального планирования посещения каждого пункта интересов. Здесь вам в помощь необъятные возможности интернета. В обязательном порядке я изучал Википедию и Викимапию. После этого находил сайты с описанием предлагаемых экскурсий. По ходу изучения материала в отдельный файл сначала просто записывал все объекты, представляющие интерес и сразу же ссылки на их описание. После составления всего списка начинал углубленное изучение: находил точные координаты каждого объекта (включая координаты отеля и вокзала), заносил в тот же список и в программе Google Earth ставил соответствующую отметку. В качестве примера привожу скриншот по городу Брюгге.
%D0%91%D1%80%D1%8E%D0%B3%D0%B3%D0%B5

Зачем нужны координаты? На мой взгляд, использование навигатора сильно облегчает перемещение от одного объекта к другому. Заблудиться в некоторых местах проще простого. По моему опыту, доверять опубликованным в интернете координатам надо с осторожностью. Очень точные данные выдает Викимапия и Google Earth. Если координаты получены из других источников (в том числе из Википедии), настоятельно рекомендую ввести их в Викимапию и убедиться в правильности. Ошибка может составлять несколько сотен метров. После нанесения всех достопримечательностей на карту появляется возможность выстроить точный маршрут на каждый день. При значительном разбросе объектов имеет смысл заранее в Интернете найти описание порядка использования городского транспорта (номера маршрутов, порядок оплаты и стоимость, остановки и т.д.).
При планировании перемещения с места на место железными дорогами заранее найти в Интернете сайты железнодорожных компаний, где можно посмотреть точное расписание, но и (при необходимости) купить билеты (например, Нидерланды, Бельгия). Хотя именно в этих странах покупать таким образом ж/д билеты нет никакой необходимости. Также не помешает поискать в Интернете возможность приобретения универсальных железнодорожных билетов по стране на несколько дней. Иногда это получается гораздо выгоднее, нежели каждый раз брать отдельные билеты. Также (если планируется посещать какие-то города, в которых не планируется останавливаться на ночь) найти информацию по порядку использования привокзальных автоматических камер хранения.
Ближе к отпуску не забудьте приобрести медицинскую страховку на весь период пребывания за границей!!! Без нее пограничники имеют право не пропустить нарушителя. Страховку можно сделать с точностью до дня. Покрытие страховки должно соответствовать требованиям страны пребывания, страховые компании их прекрасно знают. Стоимость страховки на 2 недели составляет около 1000 рублей на человека.
Пограничные службы некоторых стран сделали прохождение автомобильного пограничного перехода только по предварительной электронной записи. Рекомендую заранее ознакомиться с порядком пересечения границы, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Возможен вариант путешествия с использованием прокатного автомобиля, взятого в аэропорту страны пребывания, причем многие фирмы допускают взять автомобиль в одном городе, а сдать – в другом. Целесообразность такого путешествия пока что мной не проверялась, но вполне допускается на перспективу.
Также в принципе есть вариант путешествий с использованием прокатного автокемпера, но я не уверен в его удобстве и бюджетности.

Приведенные соображения не являются окончательными и единственно верными. Наверняка со временем в пост придется вносить уточнения и дополнения. На разумные и актуальные вопросы постараюсь отвечать здесь. Буду рад, если кому-то мой небольшой опыт пригодится в аналогичных поездках.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.