Сиена. Базилика Санта-Мария-дель-Серви. Часть 3

Базилика Санта-Мария-деи-Серви, полное название которой — Сан-Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви, — базилика в Сиене, расположенная на холме с видом на Вальдимонтоне, на площади Мандзони. Церковь Сан-Клементе, с ее простым видом снаружи, хранит внутри шедевры необыкновенной архитектурной красоты и неоценимой художественной ценности.
1.
sienamap

В осмотре наиболее важных достопримечательностей в церкви нам поможет план собора.
2.
Servi_plan2

Главный алтарь
Свод над средокрестием украшен рельефом с изображением Вознесения Девы Марии в обрамлении херувимов (сиенский художник, ок. 1490).
3.
16-10

Готический стиль апсиды контрастирует со стилем Ренессанса трех нефов.
4.
16-3

Современный главный алтарь [16] изготовил из мрамора Джузеппе Партини около 1870-1894 г.
5.
16-2

На главном алтаре на протяжении веков размещались различные священные изображения, начиная с «Мадонны Бордоне» Коппо ди Марковальдо и заканчивая современной композицией с алтарным образом, изображающим «Коронование Девы Марии» (Бернардино Фунгаи, ок. 1498-1501). В центре картины два ангела держат в одной руке оливковую ветвь — символ мира, принесенного Христом миру, и личный знак Мадонны, а в другой руке — концы драгоценной золотой ткани — символ божественного света. Перед этой драгоценной завесой, выделяющейся на голубом фоне неба, сидят Мария и Иисус в драгоценных одеждах; между Матерью и Сыном появляется голубь Святого Духа. Двух главных героев окружают сонмы музыкальных ангелов и святых. Среди последних мы можем узнать: папу св. Климента I, первого слева во втором ряду, бл. Иоакима Пикколомини, на переднем плане крайний слева, и бл. Франческо Патрици, крайнего справа. Картина вызывает в памяти зрителя другие произведения, посвященные Деве Марии, представленные в сиенском контексте, такие как необыкновенная «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья, которую, несомненно, художник имел возможность видеть на главном алтаре собора с 1311 по 1506 г. Кроме того, композиция алтарного образа Бернардино Фунгаи очень похожа на композицию «Коронования Девы Марии», выполненную в 1483 г. Пьеро дель Поллайоло для церкви Сант-Агостино в Сан-Джиминьяно.
6.
16-1

Раньше алтарный образ дополнялся большой пределлой, посвященной св. Клименту. Со временем все пять панелей пределлы были разделены и распределены по различным музеям. На сегодня первые две панели выставлены в Музее изящных искусств в Страсбурге, остальные три — в Городской художественной галерее в Йорке. Пределла включала в себя: «Обращение св. Климента». Первая панель представляет молодого философа Клемента, который, думая, что его родители и два брата погибли в море, обратился более серьезно к исследованию вопроса бессмертия души. «Воссоединение св. Климента с семьей» показывает воссоединение св. Климента со своими родителями и братьями при посредничестве св. апостола Петра. Центральная панель изображает «Мертвого Христа, поддерживаемого двумя ангелами». «Св. Климент, ударяющий о скалу». Третья панель продолжает повествование о жизни св. Климента после того, как он стал преемником св. Петра на посту епископа Рима. «Мученичество св. Климента». Заключительная сцена изображает основные моменты жизни св. Климента и отмечается как самая магически вызывающая воспоминания в карьере Фунгаи.
7*.
16-7

На пилястрах, разделяющих пары боковых часовен, находятся фрески с изображением св. Павла (XIV в.) (слева) и св. Петра (Паскуале Чиали, 1899) (справа).
8.
16-21

Боковые колонны триумфальной арки украшены фресками с неоготическим изображением кивория в полукруглой нише.
9.
16-23

В нижней части правой колонны устроена эдикула для хранения Священного масла (Oleum Sanctum).
10.
16-11

В нижней части левой колонны хранятся вотивные предметы, обрамленные деревянной рамой.
11.
16-26

На замковом камне триумфальной арки закреплен рельеф «Пьета между ангелами» (Джакомо Коццарелли, ок. 1470).
12.
16-24

Крестовый свод часовни расписан звездами на синем фоне.
13.
16-25

За алтарем можно полюбоваться большими красочными витражами апсиды, созданными флорентийским художником Улиссом де Маттеис во время реставрации церкви в 1894 г. по проекту Алессандро Франки и Джузеппе Катани.
14*.
16-13

Верхний ряд витражей включает, в том числе, изображения четырех святых покровителей Сиены: св. Савина и св. Виктора; св. Иосифа и св. Иоакима; в центральном окне Непорочного Зачатия, которому посвящена церковь; св. Петра и св. Павла; св. Ансана и св. Крискентия.
15*.
16-12

Средний ряд витражей в основном посвящен выдающимся личностям, внесшим весомый вклад в развитие ордена сервитов: бл. Иоаким Пикколомини и бл.Франческо Патрици; бл. Буонаджунта Манетти и св. Алессио Фальконьери; св. Михаил Архангел и св. Климент; св. Филипп Беници и св. Перегрин Лациози; св. Юлиана Фальконьери и бл. Джованна Содерини.
16*.
16-16

В нижнем ряду витражей изображены различные гербы, которые я не идентифицировал. К сожалению, не нашлось фотографии одного фрагмента витражей.
17*.
16-14

За алтарем устроены хоры, созданные в 1702-1703 гг. мастером Джузеппе Пози.
18.
16-4

19.
16-5

20.
16-6

Кафедра в центре, называемая бадалоне. Бадалоне — это сооружение, обычно изготавливаемое из дерева, состоящее из нижней части в форме шкафа, в котором можно было хранить литургические книги, куда устанавливался треугольный, часто вращающийся, аналой, на котором можно было разместить два тома одновременно (по одному с каждой стороны), что позволяло использовать одновременно несколько текстов (например, хорал и антифонарий).
21.
16-8

Орган Mascioni opus 370, построенный в 1925 г. Первоначально с пневматической передачей и размещенный над специальной галереей на контрфасаде, в 1926 г., он был перемещен на хоры, за алтарную часть главного алтаря. В 2008 г. он был отреставрирован и расширен компанией Vegezzi Bossi; помимо прочего, передача органа была изменена на смешанную.
22.
16-9

Правый трансепт
Первая часовня справа от главного алтаря [17], с 1888 г. посвящена Непорочному Зачатию, изображенному на панели, написанной в том же году Алессандро Франки.
23.
RT2

Тема Непорочного зачатия стала очень часто встречаться в сакральном искусстве после признания папой Пием IX в 1854 г. догмата, согласно которому Мария была неуязвима для первородного греха с момента своего зачатия. Богоматерь, увенчанная двенадцатью звездами, изображена в обрамлении миндалевидного нимба, форма которого указывает на девственность Марии, а ее ноги покоятся на полумесяце. Последнее происходит от видения Женщины, названной новой Евой, описанной св. Иоанном в Апокалипсисе. Кроме того, Дева Мария сокрушает змею, находящуюся на земном шаре, символизирующем первородный грех. Эта иконография восходит к отрывку из книги Бытия и означает, что Мария является Матерью Того, кто, пожертвовав собой, победит сатану, освободив человечество от рабства зла. По сторонам от Мадонны изображены св. Архангел Михаил с весами и св. Папа Климент I, в честь которых были освящены два прихода Сиены, входящие в состав церкви Серви.
24.
17-1

В своде часовни с золотыми звездами на синем фоне изображены четыре Евангелиста. К сожалению, фрески частично отсутствуют.
25.
17-2

В конхе мы видим «Иисуса Благословляющего» в мандорле из серафимов.
26.
17-3

Боковые стены расписаны относительно простым геометрическим узором, созданным в неоготическом стиле ок. 1920 г. По периметру размещены клипеи с монохромными фигурами, вероятно, членами ордена сервитов.
27.
17-4

Вотивные предметы на стене слева от витражей часовни.
28.
17-5

Вторая часовня справа [18], затронутая сложными событиями, претерпела многочисленные изменения в посвящении в зависимости от произведений, которые были размещены там на протяжении веков. Семья Петрони, первые покровители часовни, заказала фрески XIV в., среди которых сегодня можно увидеть «Избиение младенцев», и поместила туда «Мадонну Бельведер» работы Якопо ди Мино дель Пелличчаио, которая сегодня выставлена во второй часовне левого нефа. В 1602 г. часовня была освящена во имя св. Лаврентия, а в XIX в. сюда была перенесена «Мадонна дель Пополо» Липпо Мемми, которая сегодня находится в Национальной пинакотеке.
29.
18-5

В качестве алтарного образа сегодня выступает копия «Мадонны дель Пополо». Работа, датируемая четвертым десятилетием XIV в., представляет собой Мадонну с Младенцем, держащим в правой руке свиток с надписью «Я есмь путь, истина», а в левой руке — щегла, символ Страстей Христовых. Согласно легенде, когда птица приблизилась к Иисусу на кресте, чтобы удалить один из шипов из венца, его голова обагрилась кровью, и с тех пор она стала красной.
30.
18-4

В этой же часовне можно увидеть фреску с изображением «Избиения младенцев», написанную Пьетро Лоренцетти в сотрудничестве с братьями Франческо и Никколо ди Сенья в 1330-1340 гг. Она является частью цикла фресок в капеллах пресвитерия базилики, частично утраченного, из которых только эта сцена приписывается непосредственному и последовательному вмешательству Пьетро Лоренцетти.
31.
18-1

Действие происходит в Сиене, о чем свидетельствует часть собора и кампанилы, видимая выше, и с иконографической точки зрения она отсылает к схеме, также использованной Джотто в правом трансепте нижней базилики в Ассизи.
32. Фреска Джотто
18-6

Избиение младенцев — эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорождённому Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Фактически на фреске изображен момент, когда, стоя на балконе, Ирод отдает жестокий приказ, который выполняется группой воинов, безжалостно убивающих маленьких детей, уже сваленных в кучу на земле, не обращая внимания на отчаяние их матерей. Однако, в отличие от Джотто, Лоренцетти не разделил массы действующих лиц, а создал судорожный ансамбль, который кажется почти раздавленным между стенами кулис, в хаосе, который подчеркивает драматизм события.
33.
18-2

Фигура св. Агнессы была написана либо самим Пьетро Лоренцетти, либо его школой.
34.
18-3

К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.