Базилика Санта-Мария-деи-Серви, полное название которой — Сан-Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви, — базилика в Сиене, расположенная на холме с видом на Вальдимонтоне, на площади Мандзони. Церковь Сан-Клементе, с ее простым видом снаружи, хранит внутри шедевры необыкновенной архитектурной красоты и неоценимой художественной ценности.
1.
В осмотре наиболее важных достопримечательностей в церкви нам поможет план собора.
2.
Главный алтарь
Свод над средокрестием украшен рельефом с изображением Вознесения Девы Марии в обрамлении херувимов (сиенский художник, ок. 1490).
3.
Готический стиль апсиды контрастирует со стилем Ренессанса трех нефов.
4.
Современный главный алтарь [16] изготовил из мрамора Джузеппе Партини около 1870-1894 г.
5.
На главном алтаре на протяжении веков размещались различные священные изображения, начиная с «Мадонны Бордоне» Коппо ди Марковальдо и заканчивая современной композицией с алтарным образом, изображающим «Коронование Девы Марии» (Бернардино Фунгаи, ок. 1498-1501). В центре картины два ангела держат в одной руке оливковую ветвь — символ мира, принесенного Христом миру, и личный знак Мадонны, а в другой руке — концы драгоценной золотой ткани — символ божественного света. Перед этой драгоценной завесой, выделяющейся на голубом фоне неба, сидят Мария и Иисус в драгоценных одеждах; между Матерью и Сыном появляется голубь Святого Духа. Двух главных героев окружают сонмы музыкальных ангелов и святых. Среди последних мы можем узнать: папу св. Климента I, первого слева во втором ряду, бл. Иоакима Пикколомини, на переднем плане крайний слева, и бл. Франческо Патрици, крайнего справа. Картина вызывает в памяти зрителя другие произведения, посвященные Деве Марии, представленные в сиенском контексте, такие как необыкновенная «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья, которую, несомненно, художник имел возможность видеть на главном алтаре собора с 1311 по 1506 г. Кроме того, композиция алтарного образа Бернардино Фунгаи очень похожа на композицию «Коронования Девы Марии», выполненную в 1483 г. Пьеро дель Поллайоло для церкви Сант-Агостино в Сан-Джиминьяно.
6.
Раньше алтарный образ дополнялся большой пределлой, посвященной св. Клименту. Со временем все пять панелей пределлы были разделены и распределены по различным музеям. На сегодня первые две панели выставлены в Музее изящных искусств в Страсбурге, остальные три — в Городской художественной галерее в Йорке. Пределла включала в себя: «Обращение св. Климента». Первая панель представляет молодого философа Клемента, который, думая, что его родители и два брата погибли в море, обратился более серьезно к исследованию вопроса бессмертия души. «Воссоединение св. Климента с семьей» показывает воссоединение св. Климента со своими родителями и братьями при посредничестве св. апостола Петра. Центральная панель изображает «Мертвого Христа, поддерживаемого двумя ангелами». «Св. Климент, ударяющий о скалу». Третья панель продолжает повествование о жизни св. Климента после того, как он стал преемником св. Петра на посту епископа Рима. «Мученичество св. Климента». Заключительная сцена изображает основные моменты жизни св. Климента и отмечается как самая магически вызывающая воспоминания в карьере Фунгаи.
7*.
На пилястрах, разделяющих пары боковых часовен, находятся фрески с изображением св. Павла (XIV в.) (слева) и св. Петра (Паскуале Чиали, 1899) (справа).
8.
Боковые колонны триумфальной арки украшены фресками с неоготическим изображением кивория в полукруглой нише.
9.
В нижней части правой колонны устроена эдикула для хранения Священного масла (Oleum Sanctum).
10.
В нижней части левой колонны хранятся вотивные предметы, обрамленные деревянной рамой.
11.
На замковом камне триумфальной арки закреплен рельеф «Пьета между ангелами» (Джакомо Коццарелли, ок. 1470).
12.
Крестовый свод часовни расписан звездами на синем фоне.
13.
За алтарем можно полюбоваться большими красочными витражами апсиды, созданными флорентийским художником Улиссом де Маттеис во время реставрации церкви в 1894 г. по проекту Алессандро Франки и Джузеппе Катани.
14*.
Верхний ряд витражей включает, в том числе, изображения четырех святых покровителей Сиены: св. Савина и св. Виктора; св. Иосифа и св. Иоакима; в центральном окне Непорочного Зачатия, которому посвящена церковь; св. Петра и св. Павла; св. Ансана и св. Крискентия.
15*.
Средний ряд витражей в основном посвящен выдающимся личностям, внесшим весомый вклад в развитие ордена сервитов: бл. Иоаким Пикколомини и бл.Франческо Патрици; бл. Буонаджунта Манетти и св. Алессио Фальконьери; св. Михаил Архангел и св. Климент; св. Филипп Беници и св. Перегрин Лациози; св. Юлиана Фальконьери и бл. Джованна Содерини.
16*.
В нижнем ряду витражей изображены различные гербы, которые я не идентифицировал. К сожалению, не нашлось фотографии одного фрагмента витражей.
17*.
За алтарем устроены хоры, созданные в 1702-1703 гг. мастером Джузеппе Пози.
18.
19.
20.
Кафедра в центре, называемая бадалоне. Бадалоне — это сооружение, обычно изготавливаемое из дерева, состоящее из нижней части в форме шкафа, в котором можно было хранить литургические книги, куда устанавливался треугольный, часто вращающийся, аналой, на котором можно было разместить два тома одновременно (по одному с каждой стороны), что позволяло использовать одновременно несколько текстов (например, хорал и антифонарий).
21.
Орган Mascioni opus 370, построенный в 1925 г. Первоначально с пневматической передачей и размещенный над специальной галереей на контрфасаде, в 1926 г., он был перемещен на хоры, за алтарную часть главного алтаря. В 2008 г. он был отреставрирован и расширен компанией Vegezzi Bossi; помимо прочего, передача органа была изменена на смешанную.
22.
Правый трансепт
Первая часовня справа от главного алтаря [17], с 1888 г. посвящена Непорочному Зачатию, изображенному на панели, написанной в том же году Алессандро Франки.
23.
Тема Непорочного зачатия стала очень часто встречаться в сакральном искусстве после признания папой Пием IX в 1854 г. догмата, согласно которому Мария была неуязвима для первородного греха с момента своего зачатия. Богоматерь, увенчанная двенадцатью звездами, изображена в обрамлении миндалевидного нимба, форма которого указывает на девственность Марии, а ее ноги покоятся на полумесяце. Последнее происходит от видения Женщины, названной новой Евой, описанной св. Иоанном в Апокалипсисе. Кроме того, Дева Мария сокрушает змею, находящуюся на земном шаре, символизирующем первородный грех. Эта иконография восходит к отрывку из книги Бытия и означает, что Мария является Матерью Того, кто, пожертвовав собой, победит сатану, освободив человечество от рабства зла. По сторонам от Мадонны изображены св. Архангел Михаил с весами и св. Папа Климент I, в честь которых были освящены два прихода Сиены, входящие в состав церкви Серви.
24.
В своде часовни с золотыми звездами на синем фоне изображены четыре Евангелиста. К сожалению, фрески частично отсутствуют.
25.
В конхе мы видим «Иисуса Благословляющего» в мандорле из серафимов.
26.
Боковые стены расписаны относительно простым геометрическим узором, созданным в неоготическом стиле ок. 1920 г. По периметру размещены клипеи с монохромными фигурами, вероятно, членами ордена сервитов.
27.
Вотивные предметы на стене слева от витражей часовни.
28.
Вторая часовня справа [18], затронутая сложными событиями, претерпела многочисленные изменения в посвящении в зависимости от произведений, которые были размещены там на протяжении веков. Семья Петрони, первые покровители часовни, заказала фрески XIV в., среди которых сегодня можно увидеть «Избиение младенцев», и поместила туда «Мадонну Бельведер» работы Якопо ди Мино дель Пелличчаио, которая сегодня выставлена во второй часовне левого нефа. В 1602 г. часовня была освящена во имя св. Лаврентия, а в XIX в. сюда была перенесена «Мадонна дель Пополо» Липпо Мемми, которая сегодня находится в Национальной пинакотеке.
29.
В качестве алтарного образа сегодня выступает копия «Мадонны дель Пополо». Работа, датируемая четвертым десятилетием XIV в., представляет собой Мадонну с Младенцем, держащим в правой руке свиток с надписью «Я есмь путь, истина», а в левой руке — щегла, символ Страстей Христовых. Согласно легенде, когда птица приблизилась к Иисусу на кресте, чтобы удалить один из шипов из венца, его голова обагрилась кровью, и с тех пор она стала красной.
30.
В этой же часовне можно увидеть фреску с изображением «Избиения младенцев», написанную Пьетро Лоренцетти в сотрудничестве с братьями Франческо и Никколо ди Сенья в 1330-1340 гг. Она является частью цикла фресок в капеллах пресвитерия базилики, частично утраченного, из которых только эта сцена приписывается непосредственному и последовательному вмешательству Пьетро Лоренцетти.
31.
Действие происходит в Сиене, о чем свидетельствует часть собора и кампанилы, видимая выше, и с иконографической точки зрения она отсылает к схеме, также использованной Джотто в правом трансепте нижней базилики в Ассизи.
32. Фреска Джотто
Избиение младенцев — эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорождённому Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Фактически на фреске изображен момент, когда, стоя на балконе, Ирод отдает жестокий приказ, который выполняется группой воинов, безжалостно убивающих маленьких детей, уже сваленных в кучу на земле, не обращая внимания на отчаяние их матерей. Однако, в отличие от Джотто, Лоренцетти не разделил массы действующих лиц, а создал судорожный ансамбль, который кажется почти раздавленным между стенами кулис, в хаосе, который подчеркивает драматизм события.
33.
Фигура св. Агнессы была написана либо самим Пьетро Лоренцетти, либо его школой.
34.
К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.