Сиена. Пьяцца Салимбени

Пьяцца Салимбени — одна из главных площадей Сиены. Площадь, созданная в XIX в. и окруженная зданиями разных эпох (с XIII по XVI в.), расположена в историческом центре города, на пересечении улицы Банки-ди-Сопра с улицами Виа-деи-Монтанини и Виа-Пьяниджани [43.3211912N 11.3307144E]. Здесь находится историческая штаб-квартира «Монте дей Паски ди Сиена» — старейшего банка в мире, существующего до сих пор.
1.
Map_of_Siena

Первоначально, в эпоху Средневековья и Возрождения, район имел сложную и многоуровневую конфигурацию, характеризующуюся лабиринтом узких улочек и укрепленных зданий. Старейшим элементом всего комплекса являются сооружения палаццо Салимбени, относящиеся к XIII в. Это здание представляло собой центр обширного комплекса укрепленных сооружений, известных как «кастелларе», которые с начала XIII в. стали резиденцией семьи Салимбени, разбогатевшей за счет торговли зерном и специями.
2. Вид на почтовое отделение, таможню и другие учреждения, а также дворец Спаннокки (Джоаккино Фалуски, 1784).
DSC_0008

Начиная с 1873 г., банк «Монте дей Паски ди Сиена» начал проект городской реконструкции, приобретая пространства и снося строения, чтобы создать новую, более гармоничную площадь, которая бы представляла историю города. Архитектор Джузеппе Партини разработал проект, направленный на реорганизацию и улучшение площади, кульминацией которого стал снос террасы дворца Спаннокки и создание неоготического фасада для самого дворца, вдохновленного стилями XV в. Площадь была завершена в 1882 г. возведением памятника, посвященного известному сиенскому экономисту Саллюстио Бандини.
3. Проект новой площади Салимбени (Джузеппе Партини, 1881).
DSC_0001

4. Вид на площадь на старинной гравюре.
DSC_0015

Дворец Тантуччи
Здание палаццо Тантуччи было построено в 1548 г. по заказу его первого владельца, Мариано Тантуччи, сиенским архитектором Бартоломео Нерони, известным как «Иль Риччо». Здание в стиле маньеризма было впоследствии отреставрировано в XIX в. Джузеппе Партини, а затем, в следующем столетии, пережило вторую реконструкцию. С 1868 г. здесь размещаются офисы банка «Монте дей Паски ди Сиена». В 1970-х гг. по проекту архитектора Пьерлуиджи Спадолини дворец был объединен с соседними зданиями.
5.
DSC_0030

Палаццо Спаннокки
Справа от палаццо Салимбени находится дворец Спаннокки. Его строительство датируется 1473 г. и было заказано сиенским купцом Амброджо Спаннокки, который хотел закрепить свое политическое и экономическое могущество, которого его семья достигла в то время благодаря своей торговой деятельности и назначению казначеем папой Пием II из рода Пикколомини. Архитектором, которому было поручено выполнение работ, был Джулиано да Майано, который спроектировал дворец в классическом стиле: фасад украшали скульптурные элементы с резными головами древнеримских императоров, а внутри резиденции был открыт двор, окруженный большой лоджией. Большая часть голов древнеримских императоров вырезана братом архитектора Бенедетто да Майано.
6.
DSC_0024

Среди древнеримских императоров затесался один бюст, явно выпадающий из общего списка.
7.
DSC_0023

Внимательный читатель наверняка поймет, о ком идет речь.
8.
DSC_0022

Конечно же, это поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель, создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введенный Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры, Данте Алигьери.
9.
DSC_0021

Среди скульптурных портретов имеется и портрет Амброджо Спаннокки, по заказу которого построен весь дворец.
10.
DSC_0025

В 1880 г. Джузеппе Партини отреставрировал дворец в едином для всей площади стиле, снеся висячий сад и добавив северный фасад, имитирующий фасад на улице Банки-ди-Сопра.
11. Проект фасада дворца Спанокки (Джузеппе Партини, 1881).
DSC_0002

Сегодня это здание, как и те, что расположены напротив и рядом с ним, является штаб-квартирой «Монте дей Паски ди Сиена». Внутренний двор палаццо, также реконструированный Джузеппе Партини, сохранил свои оригинальные капители и лоджии, а с 1970-х годов был преобразован в кассовый зал банка.
12.
DSC_0020

Памятник Саллюстию Бандини
В центре пьяцца Салимбени стоит мраморный памятник священнику из Сиены, политику и ученому-экономисту Саллюстию Бандини. Бандини был архидьяконом и известен трудами по экономике сельского хозяйства и философии морали. Является изобретателем способа дистанционного платежа, праобраза переводного векселя. Большая его заслуга перед родным городом Сиеной в том, что передав городу свое немалое собрание книг, он основал таким образом городскую библиотеку.
13.
DSC_0016

Памятник был заказан банком скульптору Тито Сарроччи в декабре 1878 г., который завершил работу в следующем году, следуя общему проекту Джузеппе Партини, и в 1880 г. передал ее в дар Сиене. Памятник был открыт в 1882 г. Работа, отличающаяся предельным реализмом, характерным для конца XIX в., была отреставрирована муниципалитетом Сиены в 2015 г.
14.
DSC_0012

Палаццо Салимбени
Палаццо Салимбени (ранее Рокка Салимбени или Кастелларе Салимбени) был построен в XIV в., расширив ранее существовавший замок семьи Салимбени XII или XIII в., возведенный у городских стен раннего средневековья рядом с церковью Сан-Донато. Задняя часть дворца демонстрирует наиболее заметные следы средневековой постройки. Сохранились одна из двух старинных башен и оригинальный склад Салимбени.
15. Рокка Салимбени на площади Пьяцца дель Аббадия до реставрации.
DSC_0007

Из-за многочисленных попыток захвата власти в городе и гвельфских взглядов в 1419 г. семья Салимбени была изгнана из города, а ее имущество, включая Палаццо, было конфисковано городом и Сиенской республикой. Городской совет устроил здесь соляную таможню и таможенное управление. С 1472 г. здесь также располагалась Монте Пио (Monte di Pieta) — учреждение по борьбе с ростовщичеством. В 1866 г. Монте Пио вошла в состав другого учреждения, Монте дей Паски (пастбищ), которое предоставляло ссуды, используя в качестве обеспечения своих операций ежегодные доходы от пастбищ Мареммы, контролируемых сиенским государством. Монте дей Паски за 60743 лир выкупил здание и сделал его своей штаб-квартирой, отреставрировав в 1877 г. палаццо в неоготическом стиле по проекту Джузеппе Партини.
16. Проект перестройки Рокка Салимбени со стороны пьяцца дель Аббадия (Джузеппе Партини, 1881).
DSC_0003

Трехэтажный дворец был возведен в XIV в., вероятнее всего, на фундаменте существовавших в XII-XIII вв. других строений. В XIX в. он был перестроен в неоготическом стиле и украшен некоторыми деталями вроде зубчатых бойниц, глухих арок и тройных сводчатых окон, на которые архитекторов вдохновило другое средневековое строение — Палаццо Пубблико.
17. Вид на Рокка Салимбени с террасы Догана и со стороны улицы Виа дель Аббадия.
DSC_0017

В дальнейшем, в XX в., над реконструкцией здания работал архитектор Пьерлуиджи Спадолини, которому руководство банка поручило обновить облик своей исторической резиденции в стиле сиенской готики.
18.
DSC_0009

Неоготические реставрации XIX и XX вв. пытались воспроизвести стиль Сиены XIV в. с ее окнами-трифориями в стрельчатых арках, зубчатыми стенами над ними и непрерывным рядом глухих арок под ними — все элементы напоминают палаццо Пубблико XIV в.
19.
DSC_0010

20. Ночной вид на площадь Салимбени с Палаццо Салимбени в центре, Палаццо Тантуччи — слева и Палаццо Спаннокки — справа.
DSC_0013

Портал со стороны площади Салимбени является единственным входом в одноименный палаццо.
21.
DSC_0014

Перестройка палаццо в XX в., выполняемая Пьерлуиджи Спадолини, постоянно контролировалось, обсуждалось и поддерживалось комиссией под председательством историка искусства Рануччо Бьянки-Бандинелли и местным суперинтендантом. Спадолини уделил особое внимание центральной лестнице, учебному и конференц-залам, а также перепланировке фасадов, выходящих на таможенный двор. Проектирование и строительство проходили в несколько отдельных последовательных этапов. На первом этапе было осуществлено строительство новой лестницы, соединяющей различные офисные комплексы, которое включало в себя снос нескольких зданий и создание подземного туннеля (соединяющего новое отделение с сокровищницей), что послужило восстановлением фундамента склада.
22.
DSC_1400-1

Второй этап, направленный во внутренний двор, включал в себя снос старой неоготической пристройки и открытие двора с видом на древний замок в сторону долины. В результате был обнаружен старый фасад и перекрывающие арки так называемой галереи Перуцци.
23. Внутренний двор палаццо с гербом Медичи.
DSC_0004

24. Герб Медичи (Доменико Кафагги по прозванию Капо, 1572)
DSC_0004-1

Третий этап перестройки включал полную реконструкцию палаццо Салимбени, которое было перепроектировано с новым кирпичным фасадом, а также реставрацию интерьеров старого склада и большого вестибюля.
25. Проект обустройства внутреннего двора Палаццо Спаннокки (Джузеппе Партини, 1879).
DSC_0006

26. Проект оформления Галереи Перуцци (Джузеппе Партини).
DSC_0005

В результате всех проведенных работ Палаццо Салимбени, историческая штаб-квартира банка «Монте дей Паски ди Сиена», в основном стала выполнять представительские функции: большой зал крепости — для проведения конференций и конгрессов, оружейная комната — для хранения исторических архивов, галерея Перуцци — в качестве места зала ожидания для прохода в комнату административной Депутации и зону Президента, старинные склады — в качестве входа, а часть за складом — в качестве картинной галереи. В силу определенной закрытости банка фотографий внутренних помещений в Интернете почти что не найти. Поделюсь своими находками.
27. Кабинет президента
DSC_0101

28. Салон Строцци.
DSC_0102

29. Зал Рокка (Большой зал).
DSC_0103

30. Зал административной депутации.
DSC_0104

31. Зал архива (бывшая оружейная комната)
DSC_1300-3

32. Лоджия Перуцци
DSC_1501

Историческая штаб-квартира банка открыта для публики два дня в году; бесплатные экскурсии (на итальянском и английском языках) проводятся без предварительной записи во время Палио: утром 2 июля, в день Палио ди Провенцано и утром 16 августа, в день Палио дель Ассунта.

К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из следующих источников: Википедии, provincedesienne.com и исторического очерка о банке «Монте дей Паски ди Сиена». Несмотря на довольно объемный труд по поиску и обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.