Сиена. Музейный комплекс Санта-Мария-делла-Скала. Часть 5

Согласно известной легенде, госпиталь Санта-Мария-делла-Скала был основан в 898 г. сапожником по имени Сороре. На самом деле больница возникла при епископальной церкви и первоначально управлялась канониками Дуомо.
1.
Map_of_Siena

В XIX в. были проведены значительные реставрационные работы, в ходе которых, с одной стороны, помещения были приспособлены к меняющимся потребностям больницы, а с другой — восстановлен или воссоздан стиль XIV-XV вв. в соответствии с модным тогда неоготическим вкусом. Необычайное богатство учреждения часто проявлялось в художественных произведениях, над которыми работали величайшие сиенские живописцы и скульпторы; в результате больничный комплекс стал третьим главным художественным центром города после Палаццо Пубблико и Сиенского собора. Сегодня в помещениях госпиталя представлена лишь малая часть его выдающегося художественного наследия: многие картины находятся в Национальной картинной галерее, а другие, например, фрески на фасаде, были утрачены.
2.
DSC_0739-2

Привожу план помещений 4 уровня музейного комплекса. В дальнейшем я буду ссылаться на этот план с указанием номеров помещений.
3.
DSC_0823

Зал Леопольда [10]
В мое посещение в Санта-Мария-делла-Скала проводилась выставка "Идеальный город. Дюрер, Альтдорфер и скандинавские мастера из коллекции Пикколомини Спаннокки в Сиене". Коллекция появилась на свет в 1774 г. в результате брака Катерины Пикколомини ди Моданелла и Джузеппе Спаннокки, представителей двух сиенских семей, принадлежавших к древней знати. К предметам искусства, уже имевшимся в комнатах дворца жениха, добавились те, что были принесены в качестве приданого молодой Пикколомини, многие из которых были привезены из герцогского дворца в Мантуе, разграбленного в 1630 г. во время Тридцатилетней войны, а другие прибыли в город из Тренто в начале XVIII в. В 1835 г. наследники супругов передали семейную коллекцию картин Гражданской общине Сиены, которая в начале XX в. была разделена между нынешней Национальной картинной галереей и Гражданским музеем Сиены. Цель проводимой выставки — представить подборку работ из этой важной коллекции, сосредоточив внимание на скандинавской живописи.
4.
DSC_0958-0

Представленные на выставке работы показывают разнообразные жанры, в частности, священные сцены, портреты, мифологические сцены, натюрморты, бамбошады, охоту, виды и утопии. Выделяются имена Дюрера и Альтдорфера; последний присутствует благодаря передаче двух панелей из галереи Уффици. Завершают выставку два произведения, которые намеренно ассоциируются с названием выставки: "Вид идеального города" Поля Вредемана де Вриса и смелая "Вавилонская башня", представляющая значительный иконографический интерес.
5.
DSC_0958

Прощание св. Флориана с монастырем (Альбрехт Альтдорфер, ок. 1518-1520). Масло по дереву. Альбрехт Альтдорфер был одним из ведущих представителей немецкого Возрождения, учеником Дюрера и работал художником, рисовальщиком, гравером и архитектором. Вероятно, две выставленных панели, на которых подчеркивается новаторское использование света, изначально были частью полиптиха с открывающимися дверями, состоявшего по крайней мере из семи панелей, изображающих истории св. Флориана, изготовленного для коллегиальной церкви св. Флориана в Линце. Четыре панели находятся в музеях Праги и Нюрнберга.
6.
DSC_0863

Мученичество св. Флориана (Альбрехт Альтдорфер, ок. 1518-1520). Масло по дереву. Св. Флориан был римским солдатом, защищавшим христиан в Верхней Австрии в 304 г. В сцене прощания он изображен в образе паломника с процессией, прощающегося с высокопоставленными лицами по пути в Лорх, город, где сорок христиан были арестованы и приговорены к смерти во время гонений Диоклетиана и с которыми он хотел разделить ту же участь. Сцена мученичества изображает момент, когда святой, отдав себя в руки группы солдат, исповедующих его христианскую веру, должен быть брошен своими мучителями в реку Эннс с мельничным жерновом на шее.
7.
DSC_0861

Обезглавливание св. Иоанна Крестителя (Мастер из Пулкау (?), 1510-1520). Масло по дереву. Анонимный мастер начала XVI в. является автором этой панели, изображающей мученическую смерть св. Иоанна Крестителя, о которой повествует евангелист Марк. Среди руин и пышной растительности палач предлагает голову святого юной Саломее, а женщины из ее свиты, одетые в соответствии со вкусом того времени, беседуют между собой, не обращая внимания на трагичность происходящего. Известны еще две панели, похожие на сиенскую, одна из которых хранится в Музее истории искусств в Вене, а местонахождение другой на сегодняшний день неизвестно.
8.
DSC_0865

Рождество Иисуса. Воскресение Христа. Успение Богородицы. Коронация Богородицы (Отто Ван Веен, конец XVI в.). Масло по меди. Эти небольшие панели с Историями из жизни Христа и Богородицы, написанные фламандским мастером Отто ван Вееном, были частью серии из семи картин, которые не дошли до нас в полном объеме. После поездки в Италию в 1575-1580 гг. Ван Веен привез культуру живописи в Антверпен, распространив ее в своей собственной мастерской, где, в частности, обучался молодой Питер Пауль Рубенс. Его живой интерес, особенно к работам современных ему венецианских художников, проявляется в выставленных картинах, которые, вероятно, можно датировать его пребыванием в Италии или вскоре после него. Очень похожая серия, также выполненная рукой мастера, но состоящая из нескольких частей, в настоящее время хранится в Государственной галерее Нойбурга-на-Дунае, являясь частью государственной коллекции Баварии.
9.
DSC_0867

10.
DSC_0868

11.
DSC_0869

12.
DSC_0870

Песнь еврейских дев на уничтожение египетской армии (Хендрик ван Бален, 1600-1610). Масло по дереву. Справа внизу — монограмма художника "HVB". Сюжет взят из Книги Исход: слева — Моисей с поднятой рукой, совершающий чудесное рассечение вод, и девы Израиля, танцующие и поющие песнь радости (Песнь моря) в честь чудесного перехода через Красное море после уничтожения египетской армии, изображенной на заднем плане. Картина, благодаря своим очевидным отсылкам к римской живописи и венецианскому хроматизму, была написана после итальянского путешествия Хендрика ван Балена (ок. 1593-1605), чьи виды далеких панорамных гор обнаруживают влияние работ пейзажиста Йосса де Момпера, с которым он сотрудничал.
13.
DSC_0875

Пейзаж с Товием и Ангелом (школа Гиллиса ван Конинкслоо, конец XVI — начало XVII в.). Масло по дереву. Гиллис ван Конинкслоо, чьей школе приписывается картина, является одним из лучших пейзажистов антверпенской школы, особенно близкой к окружению Пауля Брилла. Товий представлен атрибутом рыбы, которой он вылечит свою будущую жену Сарру, а отца Товия сопровождает Архангел Рафаил. Действие происходит в естественном ландшафте лесов, пересекаемых тропой с присутствием мелких животных: оленей, птиц, белок, выполненных с большой точностью.
14.
DSC_0876

Крестный путь (Франс Франкен II, I половина XVII в.). Копия. Масло по дереву. Наследник семьи живописцев Франс Франкен II углубил свои познания в итальянской живописи, косвенно обучаясь в мастерской отца во время длительного пребывания в Италии, что привело его к сближению, в частности, с венецианской школой. Мастер-эклектик, он специализировался на картинах с мифологическими, историческими, религиозными, аллегорическими и жанровыми сюжетами. Эта работа, старинная копия одной из его картин, изображает момент Крестного пути с падением Христа и встречей со святыми женами-мироносицами.
15.
DSC_0877

Явление воскресшего Иисуса апостолам на Галилейском море (мастерская Тобиаса Верхахта, начало XVII в.). Масло по дереву. Эпизод достоверно изображен в соответствии с текстом Евангелия: на рассвете, на берегу Тивериадского озера, Иисус Христос протягивает руку к апостолам, которые в лодке поднимают тяжелую сеть с чудесным уловом, а св. Петр, узнав Христа, прыгает в воду с распростертыми руками к берегу. Рядом с Христом на углях готовится рыба. Атмосферная концепция картины с остроконечными скалистыми горами на фоне деревни с архитектурой в итальянском стиле и тщательная описательность во фламандском стиле напоминают о манере Тобиаса Верхахта, художника, специализировавшегося на пейзажах и совершившего в юности ознакомительную поездку в Италию.
16.
DSC_0881

Мадонна с младенцем, св. Иоанном, св. Елизаветой и пророками Захарией, Анной и Симеоном (окружение Петера де Витте по прозванию Петр Кандид, начало XVII в.). Масло по меди. Изображено Святое Собеседование: в центре под балдахином сидит Мадонна с Младенцем, протягивающим руки к коленопреклоненному первосвященнику Симеону, который принимает Его в свои объятия, слева — св. Елизавета, также стоящая на коленях, рядом с ней — св. Иоанн, за ней — отец и пророк Захария с чашей в руке, справа — пророчица Анна, указывающая на Иисуса. Картина представляет собой живописный перевод гравюры Рафаэля Саделера I, датированной 1591 г. и выполненной по рисунку, в настоящее время не найденному, Петра Кандида, о чем свидетельствует надпись на нижнем поле гравюры "P.Candidus inventor".
17.
DSC_0882

Св. Франциск в цветочной гирлянде (фламандский художник, I половина XVII в.). Масло по меди. Картина на религиозную тему, в которой приятность натюрморта сочетается с религиозным сюжетом по формуле, утвердившейся во фламандской живописи с конца XVI в. Примечательны примеры, выполненные Яном Брейгелем в "Цветах в деревянной кадке" в сотрудничестве с Хендриком ван Баленом в изображении фигур. В центре оживленной цветочной гирлянды изображен св. Франциск, молящийся, держа в руках распятие, череп, четки и бич. Среди множества цветов, изображенных с точным реализмом, — розы, полосатые тюльпаны и двойные маки разных цветов.
18.
DSC_0883

Рассвет (Добрый самаритянин). День (Искушаемый Христос). Закат (Христос встречает центуриона). Ночь (Христос идет по воде) (Йохан Кениг, ок. 1610). Масло по холсту. Йохан Кениг, известный немецкий художник-пейзажист, прибывший в Италию в 1610 г., занимает важное место в коллекции. Сначала он жил в Венеции, затем в Риме до 1613 г., где стал последователем Адама Эльсхаймера. На этих подписанных картинах из коллекции Гонзаги четыре времени суток — рассвет, день, сумерки, ночь — изображены в качестве фона для четырех эпизодов из жизни Христа. В композициях преобладает изучение света в разное время суток и детально прописанный пейзаж, в котором маленькие фигурки отходят почти на второй план.
19. Рассвет
DSC_0884

20. День
DSC_0885

21. Закат
DSC_0886

22. Ночь
DSC_0887

Св. Иероним в своем кабинете (Хендрик ван Стейнвейк мл., 1602). Масло по меди. Св. Иероним сосредоточенно пишет в своем кабинете — ризнице церкви, мастерски исследованной и описанной: от света, проникающего через окна, до обстановки, письменного стола с песочными часами, полки с книгами и кардинальской шляпой, деревянного алтаря с подсвечниками, над которым возвышается триптих, и акваманилы в умывальнике. Хендрик ван Стеенвейк мл., специалист по росписи церковных интерьеров, обучался в школе своего отца Хендрика ван Стеенвейка ст.
23.
DSC_0888

Св. Иероним (Альбрехт Дюрер, 1514). Масло по дереву. На черном фоне выделяется поясной портрет поглощенного и сурового бородатого старика, освещенного тонкими штрихами света, подчеркивающими сеть морщин. Этот человек, закутанный в красную драпированную мантию, по надписи рядом с его головой идентифицирован как св. Иероним. Торжественная, пронизанная светом декорация святого обусловлена знакомством Дюрера с искусством Леонардо да Винчи и Джованни Беллини со времени его второго пребывания в Италии (1505-1507). На основании документальных находок было сделано предположение, что картина Дюрера была приобретена Винченцо I Гонзага в Мюнхене в 1591 г.
24.
DSC_0898

Карл V (немецкий художник, ок. 1525-1530). Карл V, император Священной Римской Империи с 1520 по 1556 г., изображался много раз. Христоф Амбергер, немецкий художник из Нюрнберга, также написал около 1532 г. известный портрет императора, вдохновленный настоящим портретом. На картине, хранящейся в коллекции Спаннокки, молодой император изображен с поразительным реализмом в темном костюме, черном берете, с цепью ордена Золотого руна, висящей на груди, широким рукавом, усыпанным жемчугом, с рюшем на шее и правой рукой, сжимающей вышитый носовой платок. Выдающаяся челюсть, знаменитая "губа Габсбургов", здесь подчеркнута наклоненным положением головы, что соответствует манере, которую также использовал Лукас Кранах в своих портретах императора.
25.
DSC_0899

Портрет Мартина Шонгавера (немецкий художник, I половина XVII в.). Масло по дереву. Изображенный на портрете человек, как гласит надпись, предположительно Мартин Шонгавер, немецкий живописец и гравер, мастер Альбрехта Дюрера, создатель многочисленных религиозных гравюр. Изображение представлено в ракурсе в три четверти роста и описано с точным вниманием, от почти один в один читаемых волос до натуралистичной прорисовки лица, пронизанного тенями в зависимости от падения света. В правом верхнем углу изображен неопознанный на данный момент герб.
26.
DSC_0900

Портрет ювелира (фламандско-немецкий художник, ок. 1530-1540). Масло по дереву. Приписываемый неизвестному фламандскому художнику XVI в., этот портрет, по-видимому, является работой из Антверпена 1530-1540 гг. с немецким влиянием. Фигура изображена фронтально в полуростовой позе на фоне зеленого занавеса. Интенсивный свет особенно подчеркивает физиономию лица, изборожденного морщинами, с седой заплетенной бородой. Выделяются черная берет, красная куртка с золотой цепью и полка, на которой покоятся унизанные кольцами руки и коралловое ожерелье.
27.
DSC_0901

Орфей очаровывает животных (мастерская Руланта Саверея, 1600-1610). Масло по холсту. На фоне сельской местности, покрытой густыми лесами и пересекаемой рекой, множество животных всех видов шествуют парами; на заднем плане справа под деревом — маленькая фигурка Орфея, играющего на цитре. Работа является мастерским производным от картины Руланта Саверея, выполненной для Рудольфа II Пражского, у которого художник, признанный специалист по изображению животных и пейзажей, работал до перехода на службу к императору Маттиасу. Сиенская картина, однако, отличается от оригинала тем, что в ней тема Орфея сочетается с библейским сюжетом, идентифицируемым либо со "Входом животных в Ноев ковчег", либо с "Адамом, пересчитывающим животных".
28.
DSC_0910

Лукреция (мастерская Лукаса Кранаха, 1510-1512). Масло по дереву. Картина восходит к школе Лукаса Кранаха, в которой были написаны несколько версий картин с Лукрецией, совершающей самоубийство. История Лукреции, римской матроны, жены Луция Тарквиния Коллатина, которая подверглась насилию со стороны Секста Тарквиния и поэтому покончила с жизнью самоубийством, чтобы не жить в позоре, — драматическая и противоречивая история, имевшая различные развития на протяжении веков и в разных школах живописи. Эпизод смерти был передан Титом Ливием в рассказе о становлении республики после монархического периода Семи царей Рима.
29.
DSC_0913

Похищение Европы (Йохан Кёниг, I половина XVII в.). Масло по меди. По прибытии в Италию Йохана Кёнига привлекла живопись Венеции XVI в. и, в частности, Паоло Веронезе, у которого он черпал вдохновение. На картине, в большом и светлом лесном пейзаже с животными и видом на город, изображены два момента "Похищения Европы" из "Метаморфоз" Овидия: вдали, очень размыто, "Похищение Европы", а на переднем плане — момент ухаживания девы (Европы) за быком (Юпитером). В сцене ухаживания участвуют подручные, которые занимаются укладкой богатых одежд и свадебных венков молодой женщины. В тщательном описании роскошных парчовых одеяний, украшений и цветочных гирлянд проявляется скандинавский стиль художника.
30.
DSC_0905

Путти вокруг бюста сатира (Вальтер Дамери, 1649). Масло по холсту. На фоне барельефов и античных статуй происходит оживленная вакханалия: бюст сатира увенчан виноградными лозами и лаврами игривыми путти, а его спутница держит факел. Художник Вальтер Дамери, которого критики идентифицировали как льежского художника "Монсу Демани", написал "Вакханалию" после возвращения в Льеж (1646), вдохновляясь темами Николя Пуссена и повторяя живописные приемы Пьетро да Кортона, учеником которого он традиционно считается.
31.
DSC_0906

Натюрморт (атр. Осиас Берт, начало XVII в.). Масло по меди. Картина с необычайной остротой описания, подчеркнутой искусным использованием света, приписывается Осиасу Берту, фламандскому художнику натюрмортов и цветочных композиций, работавшему в основном в Антверпене. В этой картине, напоминающей о четырех временах года: земляника (весна), ежевика (лето), вино в бокалах (осень), лесные орехи (зима) с бабочкой и хлебом на переднем плане, проявляется особая чувствительность художника к цвету и материалу.
32.
DSC_0941

Натюрморт (северная школа, I половина XVII в.). Масло по холсту. На картине изображены фрукты и предметы обстановки, расположенные на столешнице и отличающиеся ярко выраженным реализмом и виртуозностью, характерными для художников скандинавской культуры. На переднем плане — лимоны, описанные на разных стадиях увядания, прозрачный стеклянный кувшин, в котором отражается окно, от которого свет отражается в винограде. Потир с ножкой в венецианском стиле отсылает к образцам центрально-европейского стекла XVII в.
33.
DSC_0938

Цветы (Якоб Маррелл, 1655). Две драгоценные картины немецкого флориста Маррелла заключены в ровесницы картин — оригинальные резные рамки из слоновой кости с украшениями из позолоченного дерева. Яркие композиции резкого реализма тщательно изучены, особенно среди цветов, собранных в прозрачных стеклянных вазах, пересекаемых светом, выделяются пестрые тюльпаны, пестрые двойные гвоздики, двойные маки разных цветов, лазурные колокольчики, двойные розы, аквилегия, анагаллид (небольшое травянистое растение, которое растет на лугах и цветет летом). На второй картине, помимо уже упомянутых видов цветов, опознаются: цикламены, бархатцы, миозотисы. Завершает ансамбль присутствие мелких насекомых: бабочек, а также улитки.
34.
DSC_0936

35.
DSC_0932

Натюрморт с цветами и куропатками (фламандский художник, середина XVII в.). Масло по холсту. Работа из окружения Яна Фейта, но близкая к композициям Никасиуса Бернартса, известного как Монсу Никасио, фламандского живописца животных, сцен охоты, цветов и натюрмортов, ученика Франса Снейдерса. Возле стеклянного кувшина, освещенного светом, изображены две мертвые куропатки и весенние цветы лиловой и белой двуцветковой сирени.
36.
DSC_0931

Натюрморт с кошкой и птицами (Питер Буль (?), середина XVII в.). Масло по холсту. Картина приписывается Питеру Булю, художнику, прибывшему в Италию около 1647 г. сначала в Рим, а затем переехавшему на постоянное место жительства в Геную к фламандскому купцу Корнелису де Валю (по этой причине он был важной фигурой для фламандских художников, приезжавших в лигурийский город). Он был учеником Яна Фейта, от которого перенял интерес к изображению натюрмортов и животных с мельчайшим реализмом. В этой картине есть контраст между мертвыми животными на переднем плане и живыми: кошка выходит из темного фона и настороженно смотрит на наблюдателя.
37.
DSC_0930

Дичь (школа Филипа Питера Рооса по прозванию Роза Тиволи, конец XVI — начало XVIII в.). Масло по холсту. Филипп Петер Роос принадлежал к семье немецких живописцев и граверов. Своим прозвищем он обязан проживанию в окрестностях Тиволи, где он усовершенствовал свою склонность к написанию сцен с животными. Два полотна, изображающие охотничью добычу, ружья и патронташи, отличаются более спокойной атмосферой, чем те же сцены, приписываемые мастеру, что вполне оправдывает их приписывание к школе художника.
38.
DSC_0924

39.
DSC_0927

Бамбошада (Питер ван Лар по прозванию Бамбоччо, 1625-1639). Масло по холсту. Голландец Питер ван Лар является основателем жанровой живописи "бамбошада" с ярко выраженными реалистическими чертами, в которой описываются эпизоды из реальной жизни низших слоев населения. От прозвища Бамбоччо (карапуз) его последователи получили название "Бамбоччианти". На этих двух полотнах изображены всадники, остановившиеся у таверны и нападающие на путников — сюжеты, полностью соответствующие жанру, разработанному Ван Ларом, к стилю которого также относится особое внимание, уделенное описанию пейзажа на заднем плане.
40.
DSC_0921

41.
DSC_0920

Гадание (Бартоломео Виттиг, 1630-1640). Масло по холсту. На переднем плане, у входа в таверну, элегантный рыцарь в плаще подает руку мужчине под пристальным взглядом спутницы и женщины с ребенком. На заднем плане — живописная архитектурная декорация с персонажами, примостившимися на балконе, и дворец, увенчанный балюстрадой, замыкающей композицию. Сцена, относящаяся к жанру скандинавских бамбоччианти, действовавших в Риме с третьего десятилетия XVII в., скорее всего, относится ко времени пребывания Бартоломео Виттига в Италии.
42.
DSC_0919

Бамбошада (Теодор Хельмбрекер, XVII в.). Теодор Хельмбрекер, последний из бамбоччанти, отличается сложными композициями, наполненными анекдотическими и сложными сценами на фоне древних пейзажей или разрушенных зданий, которые, кажется, предвосхищают дух XVIII в. Два полотна из Городского музея Сиены, более подробные копии двух работ из коллекции Палаццо Киджи-Сарацини в Сиене, изображают, соответственно, завсегдатаев таверны с другими персонажами, описывающими их деятельность, и раздачу супа бедным у дверей монастыря.
43.
DSC_0914

44.
DSC_0915

Морской шторм (атр. Андрис ван Эртфельт, I половина XVII в.). Масло по дереву. В качестве возможного автора картины указан Андрис ван Эртфельт, первый фламандский художник-маринист, который после 1627 г. жил в Генуе вместе с Корнелисом де Валем. На картине в серебристо-зеленых тонах изображено море в шторм с кораблями, разбивающимися о скалы, на которых группы людей занимаются спасательными операциями.
45.
DSC_0947

Битва голландской армии (Питер Снайерс, XVII в.). Масло по дереву. Питер Снайерс, фламандский живописец, ученик Хендрика ван Балена, известен в основном своими изображениями исторических панорамных батальных сцен и кавалерийских стычек. Он вступил в Гильдию св. Луки в Антверпене в 1612 г. и стал образным летописцем Тридцатилетней войны, которой посвятил множество работ. Здесь изображено крупное сражение голландской армии — битва при принце Оранском. На флаге на переднем плане написано: "PRO LIBER(TATE)", что является девизом Генеральных штатов Голландии. В ожившей сцене выделяются как поиск драгоценности цвета, так и линзовидная прорисовка деталей.
46.
DSC_0950

Вид идеального города (Пол Вредеман де Врис, 1607). Масло по дереву. Поль Вредеман де Врис был художником, специализировавшимся на архитектурной живописи, интерес к которой возник благодаря его обучению у отца Ганса, работавшего архитектором, инженером и художником. В этой картине обобщены характерные черты художника: тщательное внимание к расположению архитектуры в строго перспективном пространстве, точное описание архитектуры и повторяющееся присутствие цветущих дворов с фонтанами и скульптурами, которые служат декорациями для сюжетных сцен.
47.
DSC_0946

Вавилонская башня (окружение Абеля Гриммера, конец XVI — начало XVII в.). Масло по дереву. Изображенный здесь ветхозаветный эпизод строительства Вавилонской башни дает художнику возможность описать широкую речную долину, в которой возвышается грандиозное сооружение, и оживленный город, окружающий его. Действие происходит под управлением Нимрода, потомка Ноя, чья самонадеянность навлечет на человечество божью кару с рождением всех языков мира. Автор панно вдохновился некоторыми работами фламандского художника Абеля Гриммера, который вместе со многими другими последователями Питера Брейгеля ст. посвятил себя этой теме на рубеже XVI и XVII вв.
48.
DSC_0953

С 2021 г. в музее Санта-Мария-делла-Скала на постоянной основе работает новая музейная выставка, полностью посвященная коллекции Пикколомини Спаннокки. Наконец-то воссоединилась коллекция из 165 картин, которыми можно насладиться в специально отведенном для этого пространстве. 137 работ происходят из Национальной художественной галереи, 24 — из Гражданского музея Сиены, 2 — из администрации провинции и 2 — из галереи Уффици. Среди произведений, расположенных в помещениях четвертого уровня старинной больницы, немало интересных шедевров таких авторов, как Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Морони, Содома и Альбрехт Дюрер, Отто ван Вин, Альбрехт Альтдорфер, Петер Снайерс.
49.
DSC_0958-1

При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.