Согласно известной легенде, госпиталь Санта-Мария-делла-Скала был основан в 898 г. сапожником по имени Сороре. На самом деле больница возникла при епископальной церкви и первоначально управлялась канониками Дуомо.
1.
В XIX в. были проведены значительные реставрационные работы, в ходе которых, с одной стороны, помещения были приспособлены к меняющимся потребностям больницы, а с другой — восстановлен или воссоздан стиль XIV-XV вв. в соответствии с модным тогда неоготическим вкусом. Необычайное богатство учреждения часто проявлялось в художественных произведениях, над которыми работали величайшие сиенские живописцы и скульпторы; в результате больничный комплекс стал третьим главным художественным центром города после Палаццо Пубблико и Сиенского собора. Сегодня в помещениях госпиталя представлена лишь малая часть его выдающегося художественного наследия: многие картины находятся в Национальной картинной галерее, а другие, например, фрески на фасаде, были утрачены.
2.
Привожу план помещений 4 уровня музейного комплекса. В дальнейшем я буду ссылаться на этот план с указанием номеров помещений.
3.
Зал Леопольда [10]
В мое посещение в Санта-Мария-делла-Скала проводилась выставка "Идеальный город. Дюрер, Альтдорфер и скандинавские мастера из коллекции Пикколомини Спаннокки в Сиене". Коллекция появилась на свет в 1774 г. в результате брака Катерины Пикколомини ди Моданелла и Джузеппе Спаннокки, представителей двух сиенских семей, принадлежавших к древней знати. К предметам искусства, уже имевшимся в комнатах дворца жениха, добавились те, что были принесены в качестве приданого молодой Пикколомини, многие из которых были привезены из герцогского дворца в Мантуе, разграбленного в 1630 г. во время Тридцатилетней войны, а другие прибыли в город из Тренто в начале XVIII в. В 1835 г. наследники супругов передали семейную коллекцию картин Гражданской общине Сиены, которая в начале XX в. была разделена между нынешней Национальной картинной галереей и Гражданским музеем Сиены. Цель проводимой выставки — представить подборку работ из этой важной коллекции, сосредоточив внимание на скандинавской живописи.
4.
Представленные на выставке работы показывают разнообразные жанры, в частности, священные сцены, портреты, мифологические сцены, натюрморты, бамбошады, охоту, виды и утопии. Выделяются имена Дюрера и Альтдорфера; последний присутствует благодаря передаче двух панелей из галереи Уффици. Завершают выставку два произведения, которые намеренно ассоциируются с названием выставки: "Вид идеального города" Поля Вредемана де Вриса и смелая "Вавилонская башня", представляющая значительный иконографический интерес.
5.
Прощание св. Флориана с монастырем (Альбрехт Альтдорфер, ок. 1518-1520). Масло по дереву. Альбрехт Альтдорфер был одним из ведущих представителей немецкого Возрождения, учеником Дюрера и работал художником, рисовальщиком, гравером и архитектором. Вероятно, две выставленных панели, на которых подчеркивается новаторское использование света, изначально были частью полиптиха с открывающимися дверями, состоявшего по крайней мере из семи панелей, изображающих истории св. Флориана, изготовленного для коллегиальной церкви св. Флориана в Линце. Четыре панели находятся в музеях Праги и Нюрнберга.
6.
Мученичество св. Флориана (Альбрехт Альтдорфер, ок. 1518-1520). Масло по дереву. Св. Флориан был римским солдатом, защищавшим христиан в Верхней Австрии в 304 г. В сцене прощания он изображен в образе паломника с процессией, прощающегося с высокопоставленными лицами по пути в Лорх, город, где сорок христиан были арестованы и приговорены к смерти во время гонений Диоклетиана и с которыми он хотел разделить ту же участь. Сцена мученичества изображает момент, когда святой, отдав себя в руки группы солдат, исповедующих его христианскую веру, должен быть брошен своими мучителями в реку Эннс с мельничным жерновом на шее.
7.
Обезглавливание св. Иоанна Крестителя (Мастер из Пулкау (?), 1510-1520). Масло по дереву. Анонимный мастер начала XVI в. является автором этой панели, изображающей мученическую смерть св. Иоанна Крестителя, о которой повествует евангелист Марк. Среди руин и пышной растительности палач предлагает голову святого юной Саломее, а женщины из ее свиты, одетые в соответствии со вкусом того времени, беседуют между собой, не обращая внимания на трагичность происходящего. Известны еще две панели, похожие на сиенскую, одна из которых хранится в Музее истории искусств в Вене, а местонахождение другой на сегодняшний день неизвестно.
8.
Рождество Иисуса. Воскресение Христа. Успение Богородицы. Коронация Богородицы (Отто Ван Веен, конец XVI в.). Масло по меди. Эти небольшие панели с Историями из жизни Христа и Богородицы, написанные фламандским мастером Отто ван Вееном, были частью серии из семи картин, которые не дошли до нас в полном объеме. После поездки в Италию в 1575-1580 гг. Ван Веен привез культуру живописи в Антверпен, распространив ее в своей собственной мастерской, где, в частности, обучался молодой Питер Пауль Рубенс. Его живой интерес, особенно к работам современных ему венецианских художников, проявляется в выставленных картинах, которые, вероятно, можно датировать его пребыванием в Италии или вскоре после него. Очень похожая серия, также выполненная рукой мастера, но состоящая из нескольких частей, в настоящее время хранится в Государственной галерее Нойбурга-на-Дунае, являясь частью государственной коллекции Баварии.
9.
10.
11.
12.
Песнь еврейских дев на уничтожение египетской армии (Хендрик ван Бален, 1600-1610). Масло по дереву. Справа внизу — монограмма художника "HVB". Сюжет взят из Книги Исход: слева — Моисей с поднятой рукой, совершающий чудесное рассечение вод, и девы Израиля, танцующие и поющие песнь радости (Песнь моря) в честь чудесного перехода через Красное море после уничтожения египетской армии, изображенной на заднем плане. Картина, благодаря своим очевидным отсылкам к римской живописи и венецианскому хроматизму, была написана после итальянского путешествия Хендрика ван Балена (ок. 1593-1605), чьи виды далеких панорамных гор обнаруживают влияние работ пейзажиста Йосса де Момпера, с которым он сотрудничал.
13.
Пейзаж с Товием и Ангелом (школа Гиллиса ван Конинкслоо, конец XVI — начало XVII в.). Масло по дереву. Гиллис ван Конинкслоо, чьей школе приписывается картина, является одним из лучших пейзажистов антверпенской школы, особенно близкой к окружению Пауля Брилла. Товий представлен атрибутом рыбы, которой он вылечит свою будущую жену Сарру, а отца Товия сопровождает Архангел Рафаил. Действие происходит в естественном ландшафте лесов, пересекаемых тропой с присутствием мелких животных: оленей, птиц, белок, выполненных с большой точностью.
14.
Крестный путь (Франс Франкен II, I половина XVII в.). Копия. Масло по дереву. Наследник семьи живописцев Франс Франкен II углубил свои познания в итальянской живописи, косвенно обучаясь в мастерской отца во время длительного пребывания в Италии, что привело его к сближению, в частности, с венецианской школой. Мастер-эклектик, он специализировался на картинах с мифологическими, историческими, религиозными, аллегорическими и жанровыми сюжетами. Эта работа, старинная копия одной из его картин, изображает момент Крестного пути с падением Христа и встречей со святыми женами-мироносицами.
15.
Явление воскресшего Иисуса апостолам на Галилейском море (мастерская Тобиаса Верхахта, начало XVII в.). Масло по дереву. Эпизод достоверно изображен в соответствии с текстом Евангелия: на рассвете, на берегу Тивериадского озера, Иисус Христос протягивает руку к апостолам, которые в лодке поднимают тяжелую сеть с чудесным уловом, а св. Петр, узнав Христа, прыгает в воду с распростертыми руками к берегу. Рядом с Христом на углях готовится рыба. Атмосферная концепция картины с остроконечными скалистыми горами на фоне деревни с архитектурой в итальянском стиле и тщательная описательность во фламандском стиле напоминают о манере Тобиаса Верхахта, художника, специализировавшегося на пейзажах и совершившего в юности ознакомительную поездку в Италию.
16.
Мадонна с младенцем, св. Иоанном, св. Елизаветой и пророками Захарией, Анной и Симеоном (окружение Петера де Витте по прозванию Петр Кандид, начало XVII в.). Масло по меди. Изображено Святое Собеседование: в центре под балдахином сидит Мадонна с Младенцем, протягивающим руки к коленопреклоненному первосвященнику Симеону, который принимает Его в свои объятия, слева — св. Елизавета, также стоящая на коленях, рядом с ней — св. Иоанн, за ней — отец и пророк Захария с чашей в руке, справа — пророчица Анна, указывающая на Иисуса. Картина представляет собой живописный перевод гравюры Рафаэля Саделера I, датированной 1591 г. и выполненной по рисунку, в настоящее время не найденному, Петра Кандида, о чем свидетельствует надпись на нижнем поле гравюры "P.Candidus inventor".
17.
Св. Франциск в цветочной гирлянде (фламандский художник, I половина XVII в.). Масло по меди. Картина на религиозную тему, в которой приятность натюрморта сочетается с религиозным сюжетом по формуле, утвердившейся во фламандской живописи с конца XVI в. Примечательны примеры, выполненные Яном Брейгелем в "Цветах в деревянной кадке" в сотрудничестве с Хендриком ван Баленом в изображении фигур. В центре оживленной цветочной гирлянды изображен св. Франциск, молящийся, держа в руках распятие, череп, четки и бич. Среди множества цветов, изображенных с точным реализмом, — розы, полосатые тюльпаны и двойные маки разных цветов.
18.
Рассвет (Добрый самаритянин). День (Искушаемый Христос). Закат (Христос встречает центуриона). Ночь (Христос идет по воде) (Йохан Кениг, ок. 1610). Масло по холсту. Йохан Кениг, известный немецкий художник-пейзажист, прибывший в Италию в 1610 г., занимает важное место в коллекции. Сначала он жил в Венеции, затем в Риме до 1613 г., где стал последователем Адама Эльсхаймера. На этих подписанных картинах из коллекции Гонзаги четыре времени суток — рассвет, день, сумерки, ночь — изображены в качестве фона для четырех эпизодов из жизни Христа. В композициях преобладает изучение света в разное время суток и детально прописанный пейзаж, в котором маленькие фигурки отходят почти на второй план.
19. Рассвет
20. День
21. Закат
22. Ночь
Св. Иероним в своем кабинете (Хендрик ван Стейнвейк мл., 1602). Масло по меди. Св. Иероним сосредоточенно пишет в своем кабинете — ризнице церкви, мастерски исследованной и описанной: от света, проникающего через окна, до обстановки, письменного стола с песочными часами, полки с книгами и кардинальской шляпой, деревянного алтаря с подсвечниками, над которым возвышается триптих, и акваманилы в умывальнике. Хендрик ван Стеенвейк мл., специалист по росписи церковных интерьеров, обучался в школе своего отца Хендрика ван Стеенвейка ст.
23.
Св. Иероним (Альбрехт Дюрер, 1514). Масло по дереву. На черном фоне выделяется поясной портрет поглощенного и сурового бородатого старика, освещенного тонкими штрихами света, подчеркивающими сеть морщин. Этот человек, закутанный в красную драпированную мантию, по надписи рядом с его головой идентифицирован как св. Иероним. Торжественная, пронизанная светом декорация святого обусловлена знакомством Дюрера с искусством Леонардо да Винчи и Джованни Беллини со времени его второго пребывания в Италии (1505-1507). На основании документальных находок было сделано предположение, что картина Дюрера была приобретена Винченцо I Гонзага в Мюнхене в 1591 г.
24.
Карл V (немецкий художник, ок. 1525-1530). Карл V, император Священной Римской Империи с 1520 по 1556 г., изображался много раз. Христоф Амбергер, немецкий художник из Нюрнберга, также написал около 1532 г. известный портрет императора, вдохновленный настоящим портретом. На картине, хранящейся в коллекции Спаннокки, молодой император изображен с поразительным реализмом в темном костюме, черном берете, с цепью ордена Золотого руна, висящей на груди, широким рукавом, усыпанным жемчугом, с рюшем на шее и правой рукой, сжимающей вышитый носовой платок. Выдающаяся челюсть, знаменитая "губа Габсбургов", здесь подчеркнута наклоненным положением головы, что соответствует манере, которую также использовал Лукас Кранах в своих портретах императора.
25.
Портрет Мартина Шонгавера (немецкий художник, I половина XVII в.). Масло по дереву. Изображенный на портрете человек, как гласит надпись, предположительно Мартин Шонгавер, немецкий живописец и гравер, мастер Альбрехта Дюрера, создатель многочисленных религиозных гравюр. Изображение представлено в ракурсе в три четверти роста и описано с точным вниманием, от почти один в один читаемых волос до натуралистичной прорисовки лица, пронизанного тенями в зависимости от падения света. В правом верхнем углу изображен неопознанный на данный момент герб.
26.
Портрет ювелира (фламандско-немецкий художник, ок. 1530-1540). Масло по дереву. Приписываемый неизвестному фламандскому художнику XVI в., этот портрет, по-видимому, является работой из Антверпена 1530-1540 гг. с немецким влиянием. Фигура изображена фронтально в полуростовой позе на фоне зеленого занавеса. Интенсивный свет особенно подчеркивает физиономию лица, изборожденного морщинами, с седой заплетенной бородой. Выделяются черная берет, красная куртка с золотой цепью и полка, на которой покоятся унизанные кольцами руки и коралловое ожерелье.
27.
Орфей очаровывает животных (мастерская Руланта Саверея, 1600-1610). Масло по холсту. На фоне сельской местности, покрытой густыми лесами и пересекаемой рекой, множество животных всех видов шествуют парами; на заднем плане справа под деревом — маленькая фигурка Орфея, играющего на цитре. Работа является мастерским производным от картины Руланта Саверея, выполненной для Рудольфа II Пражского, у которого художник, признанный специалист по изображению животных и пейзажей, работал до перехода на службу к императору Маттиасу. Сиенская картина, однако, отличается от оригинала тем, что в ней тема Орфея сочетается с библейским сюжетом, идентифицируемым либо со "Входом животных в Ноев ковчег", либо с "Адамом, пересчитывающим животных".
28.
Лукреция (мастерская Лукаса Кранаха, 1510-1512). Масло по дереву. Картина восходит к школе Лукаса Кранаха, в которой были написаны несколько версий картин с Лукрецией, совершающей самоубийство. История Лукреции, римской матроны, жены Луция Тарквиния Коллатина, которая подверглась насилию со стороны Секста Тарквиния и поэтому покончила с жизнью самоубийством, чтобы не жить в позоре, — драматическая и противоречивая история, имевшая различные развития на протяжении веков и в разных школах живописи. Эпизод смерти был передан Титом Ливием в рассказе о становлении республики после монархического периода Семи царей Рима.
29.
Похищение Европы (Йохан Кёниг, I половина XVII в.). Масло по меди. По прибытии в Италию Йохана Кёнига привлекла живопись Венеции XVI в. и, в частности, Паоло Веронезе, у которого он черпал вдохновение. На картине, в большом и светлом лесном пейзаже с животными и видом на город, изображены два момента "Похищения Европы" из "Метаморфоз" Овидия: вдали, очень размыто, "Похищение Европы", а на переднем плане — момент ухаживания девы (Европы) за быком (Юпитером). В сцене ухаживания участвуют подручные, которые занимаются укладкой богатых одежд и свадебных венков молодой женщины. В тщательном описании роскошных парчовых одеяний, украшений и цветочных гирлянд проявляется скандинавский стиль художника.
30.
Путти вокруг бюста сатира (Вальтер Дамери, 1649). Масло по холсту. На фоне барельефов и античных статуй происходит оживленная вакханалия: бюст сатира увенчан виноградными лозами и лаврами игривыми путти, а его спутница держит факел. Художник Вальтер Дамери, которого критики идентифицировали как льежского художника "Монсу Демани", написал "Вакханалию" после возвращения в Льеж (1646), вдохновляясь темами Николя Пуссена и повторяя живописные приемы Пьетро да Кортона, учеником которого он традиционно считается.
31.
Натюрморт (атр. Осиас Берт, начало XVII в.). Масло по меди. Картина с необычайной остротой описания, подчеркнутой искусным использованием света, приписывается Осиасу Берту, фламандскому художнику натюрмортов и цветочных композиций, работавшему в основном в Антверпене. В этой картине, напоминающей о четырех временах года: земляника (весна), ежевика (лето), вино в бокалах (осень), лесные орехи (зима) с бабочкой и хлебом на переднем плане, проявляется особая чувствительность художника к цвету и материалу.
32.
Натюрморт (северная школа, I половина XVII в.). Масло по холсту. На картине изображены фрукты и предметы обстановки, расположенные на столешнице и отличающиеся ярко выраженным реализмом и виртуозностью, характерными для художников скандинавской культуры. На переднем плане — лимоны, описанные на разных стадиях увядания, прозрачный стеклянный кувшин, в котором отражается окно, от которого свет отражается в винограде. Потир с ножкой в венецианском стиле отсылает к образцам центрально-европейского стекла XVII в.
33.
Цветы (Якоб Маррелл, 1655). Две драгоценные картины немецкого флориста Маррелла заключены в ровесницы картин — оригинальные резные рамки из слоновой кости с украшениями из позолоченного дерева. Яркие композиции резкого реализма тщательно изучены, особенно среди цветов, собранных в прозрачных стеклянных вазах, пересекаемых светом, выделяются пестрые тюльпаны, пестрые двойные гвоздики, двойные маки разных цветов, лазурные колокольчики, двойные розы, аквилегия, анагаллид (небольшое травянистое растение, которое растет на лугах и цветет летом). На второй картине, помимо уже упомянутых видов цветов, опознаются: цикламены, бархатцы, миозотисы. Завершает ансамбль присутствие мелких насекомых: бабочек, а также улитки.
34.
35.
Натюрморт с цветами и куропатками (фламандский художник, середина XVII в.). Масло по холсту. Работа из окружения Яна Фейта, но близкая к композициям Никасиуса Бернартса, известного как Монсу Никасио, фламандского живописца животных, сцен охоты, цветов и натюрмортов, ученика Франса Снейдерса. Возле стеклянного кувшина, освещенного светом, изображены две мертвые куропатки и весенние цветы лиловой и белой двуцветковой сирени.
36.
Натюрморт с кошкой и птицами (Питер Буль (?), середина XVII в.). Масло по холсту. Картина приписывается Питеру Булю, художнику, прибывшему в Италию около 1647 г. сначала в Рим, а затем переехавшему на постоянное место жительства в Геную к фламандскому купцу Корнелису де Валю (по этой причине он был важной фигурой для фламандских художников, приезжавших в лигурийский город). Он был учеником Яна Фейта, от которого перенял интерес к изображению натюрмортов и животных с мельчайшим реализмом. В этой картине есть контраст между мертвыми животными на переднем плане и живыми: кошка выходит из темного фона и настороженно смотрит на наблюдателя.
37.
Дичь (школа Филипа Питера Рооса по прозванию Роза Тиволи, конец XVI — начало XVIII в.). Масло по холсту. Филипп Петер Роос принадлежал к семье немецких живописцев и граверов. Своим прозвищем он обязан проживанию в окрестностях Тиволи, где он усовершенствовал свою склонность к написанию сцен с животными. Два полотна, изображающие охотничью добычу, ружья и патронташи, отличаются более спокойной атмосферой, чем те же сцены, приписываемые мастеру, что вполне оправдывает их приписывание к школе художника.
38.
39.
Бамбошада (Питер ван Лар по прозванию Бамбоччо, 1625-1639). Масло по холсту. Голландец Питер ван Лар является основателем жанровой живописи "бамбошада" с ярко выраженными реалистическими чертами, в которой описываются эпизоды из реальной жизни низших слоев населения. От прозвища Бамбоччо (карапуз) его последователи получили название "Бамбоччианти". На этих двух полотнах изображены всадники, остановившиеся у таверны и нападающие на путников — сюжеты, полностью соответствующие жанру, разработанному Ван Ларом, к стилю которого также относится особое внимание, уделенное описанию пейзажа на заднем плане.
40.
41.
Гадание (Бартоломео Виттиг, 1630-1640). Масло по холсту. На переднем плане, у входа в таверну, элегантный рыцарь в плаще подает руку мужчине под пристальным взглядом спутницы и женщины с ребенком. На заднем плане — живописная архитектурная декорация с персонажами, примостившимися на балконе, и дворец, увенчанный балюстрадой, замыкающей композицию. Сцена, относящаяся к жанру скандинавских бамбоччианти, действовавших в Риме с третьего десятилетия XVII в., скорее всего, относится ко времени пребывания Бартоломео Виттига в Италии.
42.
Бамбошада (Теодор Хельмбрекер, XVII в.). Теодор Хельмбрекер, последний из бамбоччанти, отличается сложными композициями, наполненными анекдотическими и сложными сценами на фоне древних пейзажей или разрушенных зданий, которые, кажется, предвосхищают дух XVIII в. Два полотна из Городского музея Сиены, более подробные копии двух работ из коллекции Палаццо Киджи-Сарацини в Сиене, изображают, соответственно, завсегдатаев таверны с другими персонажами, описывающими их деятельность, и раздачу супа бедным у дверей монастыря.
43.
44.
Морской шторм (атр. Андрис ван Эртфельт, I половина XVII в.). Масло по дереву. В качестве возможного автора картины указан Андрис ван Эртфельт, первый фламандский художник-маринист, который после 1627 г. жил в Генуе вместе с Корнелисом де Валем. На картине в серебристо-зеленых тонах изображено море в шторм с кораблями, разбивающимися о скалы, на которых группы людей занимаются спасательными операциями.
45.
Битва голландской армии (Питер Снайерс, XVII в.). Масло по дереву. Питер Снайерс, фламандский живописец, ученик Хендрика ван Балена, известен в основном своими изображениями исторических панорамных батальных сцен и кавалерийских стычек. Он вступил в Гильдию св. Луки в Антверпене в 1612 г. и стал образным летописцем Тридцатилетней войны, которой посвятил множество работ. Здесь изображено крупное сражение голландской армии — битва при принце Оранском. На флаге на переднем плане написано: "PRO LIBER(TATE)", что является девизом Генеральных штатов Голландии. В ожившей сцене выделяются как поиск драгоценности цвета, так и линзовидная прорисовка деталей.
46.
Вид идеального города (Пол Вредеман де Врис, 1607). Масло по дереву. Поль Вредеман де Врис был художником, специализировавшимся на архитектурной живописи, интерес к которой возник благодаря его обучению у отца Ганса, работавшего архитектором, инженером и художником. В этой картине обобщены характерные черты художника: тщательное внимание к расположению архитектуры в строго перспективном пространстве, точное описание архитектуры и повторяющееся присутствие цветущих дворов с фонтанами и скульптурами, которые служат декорациями для сюжетных сцен.
47.
Вавилонская башня (окружение Абеля Гриммера, конец XVI — начало XVII в.). Масло по дереву. Изображенный здесь ветхозаветный эпизод строительства Вавилонской башни дает художнику возможность описать широкую речную долину, в которой возвышается грандиозное сооружение, и оживленный город, окружающий его. Действие происходит под управлением Нимрода, потомка Ноя, чья самонадеянность навлечет на человечество божью кару с рождением всех языков мира. Автор панно вдохновился некоторыми работами фламандского художника Абеля Гриммера, который вместе со многими другими последователями Питера Брейгеля ст. посвятил себя этой теме на рубеже XVI и XVII вв.
48.
С 2021 г. в музее Санта-Мария-делла-Скала на постоянной основе работает новая музейная выставка, полностью посвященная коллекции Пикколомини Спаннокки. Наконец-то воссоединилась коллекция из 165 картин, которыми можно насладиться в специально отведенном для этого пространстве. 137 работ происходят из Национальной художественной галереи, 24 — из Гражданского музея Сиены, 2 — из администрации провинции и 2 — из галереи Уффици. Среди произведений, расположенных в помещениях четвертого уровня старинной больницы, немало интересных шедевров таких авторов, как Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Морони, Содома и Альбрехт Дюрер, Отто ван Вин, Альбрехт Альтдорфер, Петер Снайерс.
49.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.