Сиена. Пинакотека. Часть 1

По узкой старинной улочке виа дель Капитано от пьяцца дель Дуомо пойдем к главному художественному музею Сиены — Пинакотеке.
1.
Map_of_Siena

В центре пьяцца ди Постиерла установлена мраморная колонна XV в. с кованым держателем флага и эмблемой города — сиенской волчицей [43.3162872N 11.3297448E].
2.
DSC_0959

У фасада палаццо Киджи алла Постиерла построен крестильный фонтан контрады Орла (Бруно Бураккини, 1963), увенчанный символом контрады — чёрным двуглавым орлом, держащим в лапах державу, меч и скипетр
3.
DSC_0958

Название площади происходит от постиерлы (потерны), потому что именно здесь первый круг городских стен заканчивался воротами Ория (или Ауреа), которые в конце Средневековья стали второстепенными воротами и, соответственно, «постиерла».
4.
DSC_0959-1

В конце виа Сан Пьетро возле Пинакотеки мы видим фасад церкви св. Петра.
5.
DSC_0960

Главный государственный музей Сиены — Пинакотека занимает площади палаццо Бриджиди (XIV в.) и палаццо Буонсиньори (XV в.), восстановленных в XIX в. в стиле пуризма. Здесь хранится фундаментальная коллекция произведений сиенской школы живописи с XIII по XVII век, а также картины, ранее находившиеся в Академии изящных искусств. Пинакотека начала принимать посетителей в 1932 г.
6.
DSC_0015

Палаццо Буонсиньори было построено после 1440 г. для банкира Джованни Бичи ди Гуччо. Это большое здание в стиле поздней готики, входящее в число самых красивых частных дворцов города. В 1459 г. дворец был продан семье Тельяччи, а затем куплен в 1476 г. семьей Буонсиньори. Фасад кирпичный, зубчатый, и имеет каменный фундамент в форме сидения. Верхние этажи украшают два ряда изящных стрельчатых окон-трифориев, разделенных карнизом с висячими арками.
7.
DSC_0013

Палаццо Бриджиди, традиционно называемый dei Pannocchieschi по фамилии первых владельцев, был построен в XIV в. и имеет простой фасад, украшенный двумя этажами многослойных окон со стройными мраморными колоннами и разнообразными капителями.
8.
DSC_0014

Первоначальное ядро картинной галереи было сформировано ещё в XVIII в. за счёт коллекции картин аббатов Джузеппе Чаккери и Луиджи де Анджелиса, желавших сохранить самые старые произведения сиенского искусства, которые с подавлением монастырей и других религиозных институтов рисковали быть уничтоженными или отнятыми. Так, в частности, золотые фоны сиенских «примитивов», алтарные столы, большие полиптихи или отдельные панели составляли коллекцию Галереи Академии. Коллекция продолжала расширяться в течение XIX в. благодаря участию города; так, например, основная часть картин поступило в хранилище из Санта-Мария-делла-Скала, а семья Пикколомини-Спаннокки пожертвовала свою коллекцию. Впрочем, в 2021 г. коллекция Пикколомини-Спаннокки передана в Санта-Мария-делла-Скала и выставляется там. Пинакотеке принадлежат и другие места культуры: Палаццо Киджи Пикколомини алла Постиерла, Вилла Бранди и Национальный археологический музей, который можно посетить на территории больницы Санта-Мария-делла-Скала.
9.
DSC_0010

В середине здания устроен внутренний небольшой дворик, который отвечает многим принципам обустройства внутренних двориков монастырей: здесь имеется и колодец в центре, и раковина для омовения рук и галереи по периметру. Центр двора занимает восьмигранный фонтан с каменными медальонами на боковых поверхностях. Во внутреннем дворике стоит саркофаг и рядом усыпальница с фреской XV в., увенчанная античной раковиной умывальника. Под навесом над раковиной фреска в виде мозаичной иконы «Христос во гробе».
10.
DSC_0011

Стену украшает фреска «Не прикасайся ко Мне» (Noli me tangere) (Бенвенуто ди Джованни, ок. 1500). Перенесена из бывшего монастыря Сан-Джироламо-ин-Кампанси. Евангельский сюжет описывает первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине, первой увидевшей воскресшего Спасителя. Мария Магдалина изображена протягивающей руки к Христу; на заднем плане — обязательный в иконографии этого сюжета — Небесный Иерусалим. Некоторые исследователи считают автором фрески Джироламо ди Бенвенуто.
11.
DSC_0003

Портал (Лоренцо ди Мариано Фуччи по прозванию иль Маррина). Мрамор. Перенесен из оливетанского монастыря возле Порта Туфи.
12.
DSC_0002

В помещении, которое сегодня служит гардеробом для посетителей музея, есть ниша, украшенная фреской Мадонна с Младенцем (Андреа ди Никколо, ок. 1500-1510).
13.
DSC_0001

В конференц-зале расположены два полиптиха, а также глазурованное керамическое тондо в стиле Андреа делла Роббиа.

Мадонна с младенцем между св. Кларой, св. Иоанном Богословом, св. Мартином и св. Франциском (Сано ди Пьетро, ок. 1470-1480). Темпера и золото по дереву. На центральной панели изображена Богородица, восседающая на подушке большого трона, на спинке которого натянуто ослепительно-красное почетное полотно, украшенное золотыми мотивами и ниспадающее тяжелыми складками по подлокотникам мебели. Младенец Иисус стоит прямо на коленях матери, вероятно, делая благословляющий жест. По обе стороны изображены четыре святых в полный рост: слева — св. Клара Ассизская и св. Иоанн Богослов, справа — св. Мартин Турский и св. Франциск Ассизский. Полиптих имеет значительную степень деградации, особенно вокруг лица Христа, которое почти полностью утрачено.
14.
DSC_0007

Мадонна на троне с Младенцем и два ангела-музыканта; св. Стефан, св. Иоанн Богослов, св. Доротея и св. Иероним (Андреа ди Бартоло, ок. 1420). Темпера и золото по дереву. В пределе написано пять сюжетов: Молитва в Гефсиманском саду, Бичевание Христа, Оплакивание Христа, Иисуса пригвождают к Кресту и Иисус несет свой Крест.
15.
DSC_0008

Художественная галерея, наполненная картинами изысканного качества, по существу документирует эволюцию сиенской живописи с XIII по XVIII в. Осмотр музея начинается с третьего этажа (XII-XV вв.) и продолжается в хронологическом порядке по направлению к нижним этажам. На лестничной площадке второго этажа выставлен Портрет Никколо Буонсиньори (сиенский художник, XIX в.). Масло по холсту. Никколо Буонсиньори — сиенский дворянин, который в начале XIX в. пожертвовал принадлежащий ему Палаццо с целью «устроить там музей или пинакотеку».
16.
DSC_0009

На лестничной площадке третьего этажа выставлены декоративные элементы органа (Нероччо ди Бартоломео Ланди). Полихромные лепные барельефы на панно. Перенесены из больницы Санта-Мария-делла-Скала.
17.
DSC_0012

Маршрут осмотра музейной экспозиции в соответствии с хронологическим порядком начинается с третьего этажа. Нумерация помещений традиционная от 1 до 37, причем на сегодняшний день некоторые помещения в планах музея отсутствуют, вероятно, в результате объединения смежных залов.

Третий этаж посвящен шедеврам Дуччо Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Джованни ди Паоло и Сано ди Пьетро, а также художникам, наиболее чувствительным к эпохе Возрождения, таким как Сассетта, Веккьетта, Маттео ди Джованни и Франческо ди Джорджио Мартини. В качестве примечания: некоторые выставляемые экспонаты в залах периодически меняются на другие, поэтому описание залов может не полностью совпасть с увиденным в каждый текущий момент (даже наверняка не совпадет).
18. План третьего этажа
second_floor-new

Зал 1. Истоки сиенской живописи
Зал посвящен сиенской живописи эпохи до возникновения готики, с конца XII по конец XIII в.
19.
DSC_0100

Мадонна с Младенцем (Дуччо ди Буонинсенья и мастерская). Темпера по дереву. Перенесена из церкви Компании Санта-Мария-делла-Гротта в Сант-Андреа-ин-Монтеккьо. Это произведение стало одним из символов музея.
20.
DSC_0101

Статуя св. Климента (умбрийский последователь Арнольфо ди Камбио, 1290-1300). Полихромное резное дерево. Благодаря фронтальному эффекту и четко структурированным объемам, работа очень напоминает фигуру папы Бонифация VIII, изваянную великим Арнольфо ди Камбио для фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре, которая сейчас находится в Музее оперы дель Дуомо во Флоренции.
21.
DSC_0102

Преображение; Вход в Иерусалим; Воскрешение Лазаря (Гвидо да Сиена, ок. 1270-1275). Темпера и золото по льняному холсту. Данный антепендиум считается одним из старейших сохранившихся образцов живописи на холсте. Перенесена из церкви Санта-Чечилия-ин-Креволе, небольшой церкви, затерянной на близлежащих сиенских холмах недалеко от Мурло.
22.
DSC_0103

Благословляющий Искупитель (Алтарь Спасителя) (Мастер из Трессы, 1215). Темпера по дереву. Происходит из монастыря Санти Сальваторе и Алессандро в Фонтебуоне. Палиотто (антепендиум) Спасителя документально подтверждено как самое древнее произведение сиенской школы. Это также самая ранняя из известных работ Мастера из Трессы, работавшего со второго десятилетия до середины XIII в. Стиль алтарного фронтона отмечен «неокоптской» культурой, характерной для многих картин в западной Тоскане, созданных между XII и XIII вв., часто с применением техники пастильи. В центральной части находится полихромный барельеф, вписанный в квадрат. На нем изображен не Христос Искупитель, благословляющий между двумя ангелами, а Majestas Domini согласно иконографии, вдохновленной византийским Пантократором. Христос изображен сидящим на арке, украшенной звездами, символизирующими мир, внутри мандорлы, которая сама по себе является метафорой его божественной природы, контуры которой также украшены звездами, которые здесь означают небосвод. На нем пурпурный стихарь — цвет одеяний императоров — символизирующий его владычество над миром, а также подтверждение его божественности. Христа сопровождают два ангела. По всей вероятности, это архангелы Михаил (справа) и Гавриил (слева), как часто встречается на картинах того же периода. Слева и справа изображены шесть сюжетов из Истории Истинного креста: с левой стороны истории на тему «Триумф креста» (Еврейский банкет перед Распятием, Распятие возмущено евреями, Чудо кровоточащего образа и исцеление больных), с правой — истории из жития св. Елены (Допрос евреев на острове Святой Елены, Доказательство истинного Креста, Св. Александр и св. Эванс в печи).
23.
DSC_0104

Расписной крест (Мастер из Трессы (?), начало XIII в.). Окрашенное дерево. Перенесено из монастыря Санта-Клара в Сиене. Расписные кресты появились в Италии в первой половине XII в. и быстро распространились в основном в центральных районах Италии. На протяжении всего Средневековья Христос чаще всего представлялся в образе Christus Triumpers (Христос торжествующий), потому что он равнодушен к страданиям и, прежде всего, побеждает смерть. Мы видим его с широко открытыми глазами и взглядом, устремленным на зрителя, с прямой головой и выпрямленным телом без следов нанесенного ему насилия (не изображено ни капли крови, несмотря на наличие оставленных следов от гвоздей и копья). На табеллоне представлены шесть сцен из «Страстей», которые сегодня читаются с большим трудом: Поцелуй Иуды, Осмеяние Христа и Бичевание Христа (слева) и Снятие с Креста, Женщины у гроба и Сошествие в Лимбо (справа).
24.
DSC_0105

Св. Франциск (Маргаритоне из Ареццо, ок. 1270-1280). Темпера по дереву. Рамка современная. Вероятно, это одна из многочисленных копий, вышедших из мастерской Маргаритоне, художника из Ареццо, роль которого, как мы знаем, заключалась в распространении с XII в. по всей центральной Италии культа, посвященного св. Франциску. Изображение имеет несколько стереотипный вид прототипа, но не лишено очарования. Обратите внимание на значительные усилия по переводу объема тела святого. Он слегка покачивает бедром, опираясь на правую ногу, в результате чего его левая нога по-другому воспринимает свет, незаметно напоминая о присутствии тела святого под толстым францисканским одеянием. В то время как св. Франциск ясно показывает раны на руках и ногах, пятая рана на боку остается скрытой под тяжелой мантией за правой рукой, поднятой в приветствии. Удивительная линейность рисунка тяготеет к своего рода абстракции, кульминацией которой является очертание почти идеального овала, ограничивающего отверстие пальто, обнажающего не лишенное определенной выразительности лицо.
25.
DSC_0106

Зал 2. Истоки сиенской живописи
В этом зале представлены некоторые работы Гвидо да Сиены и его последователей.
26.
DSC_0200

Св. Иоанн Креститель на престоле и истории его жизни (византийский сиенский мастер середины XIII в., ок. 1270-1280). Темпера по дереву. Перенесено из бывшего монастыря Санта-Петронилла в Сиене. Стиль работы очень явно византийский, до такой степени, что критики иногда задавались вопросом, не был ли ее автор художником из Константинополя или, в более широком смысле, с Ближнего Востока, который вступил в контакт с западной культурой, заимствуя по пути некоторые фрагменты латинского письма, которыми он перемежает изображение. В центре этого расписного антепендиума св. Иоанн Креститель, сидящий и коронованный, с безупречной точностью делающий жест благословения. В правой руке он держит глобус, из которого прорастает молодой росток, символизирующий его роль Предтечи. Его сопровождают, как это часто бывает в византийском искусстве, два больших ангела, порхающих над его головой. По обе стороны от главной панели расположены двенадцать чудесных сцен из жизни св. Иоанна Крестителя, составляющих один из самых ранних и важных циклов, которые итальянская живопись и искусство когда-либо посвящали двоюродному брату Христа. Все сцены изображены в стиле, который граничит с абстракцией, в цветовой гамме, отличающейся несравненной оригинальностью и красотой, которая прекрасно подходит для такого типа повествования: Объявление Захарии. Встреча Марии и Елизаветы. Рождение св. Иоанна Крестителя. Представление Иисуса св. Елизавете и маленькому Иоанну Крестителю. Иоанн Креститель переносится ангелом в пустыню. Иисус говорит с Иоанном Крестителем (слева) и Св. Иоанн Креститель указывает Иисусу на двух учеников. Крещение Иисуса св. Иоанном Крестителем. Обезглавливание Крестителя. Голова Иоанна Крестителя преподносится Саломеей Ироду. Креститель в лимбо. Св. Иоанн перед Иисусом и Богородицей (справа).
27.
DSC_0201

Св. Петр на троне и сцены из Евангелия (Доссаль св. Петра) (Гвидо ди Грациано, ок. 1280-1290). Темпера и золото по дереву. Перенесено из разрушенной церкви Сан-Пьетро-ин-Банчи в Сиене. Автор алтарного образа долгое время считался неизвестным; было выдвинуто множество гипотез, прежде чем критики сошлись на имени Гвидо ди Грациано. Рисунок отличается большой утонченностью и разборчивостью, которую подчеркивает золотой фон; мы не можем не восхищаться красками, свежесть и деликатность которых необычайны. В центральном отделении св. Петр восседает на троне в окружении двух полуфигур ангелов, наблюдающих за ним над аркой с трилистником. По обе стороны от фигуры св. Петра расположены две серии из трех сцен, красоте которых сравнима с историями, возвышенно пересказанными Дуччо ди Буонинсенья в знаменитой «Маэсте». Слева: Благовещение. Рождество Иисуса. Призвание св. Петра и св. Андрея. Справа: Освобождение св. Петра из темницы. Падение Симона волхва. Мученичество и смерть св. Петра.
28.
DSC_0202

Мадонна деи Мантеллини (Мадонна с Младенцем) (Мастер свв. Космы и Дамиана или Джилио ди Пьетро, ок. 1260-1270). Темпера и золото по дереву. Перенесено из церкви Сан-Николо аль Кармине в Сиене. Позиция Богородицы, подающей Младенца правой рукой, заимствована из модели Одигитрии, часто встречающейся в Сиене. Фигура Младенца, чье лицо сегодня выглядит проблематично, в целом «режет» неподготовленный глаз, так как она ближе по форме к взрослому человеку в миниатюре, чем к маленькому ребенку, которого мы обычно хотим видеть пухлым, как херувим, лысеющим с ранних лет, смотрящим на мать глубоким, вопрошающим взглядом, который больше подошел бы «взрослому», Младенец Иисус выражал свою божественную природу в глазах верующих, для которых предназначался этот образ в конце XIII в. Два крошечных ангела, расположенные в верхних углах, с протянутыми к Иисусу руками, почтительно прикрытыми краями плащей, чтобы избежать прямого контакта, как будто ждут, чтобы нежно взять в руки того, кого они сразу узнали.
29.
DSC_0203

Триптих св. Клары (Гвидо да Сиена или Диетисальви ди Спеме, ок. 1265-1270). Перенесено из монастыря Санта-Петронилло в Сиене. До недавнего времени в Пинакотеке хранились только дверки, расписанные только с одной стороны, которые считались дверями шкафа с реликвиями (арликьера). Левая панель содержит две сцены: Получение стигматов св. Франциском. Св. Клара отражает сарацинов с помощью дароносицы. Правая панель также содержит две сцены: Мученичество св. Варфоломея. Мученичество св. Екатерины Александрийской.
30.
DSC_0204-2

Но недавно ученые соотнесли дверки с панелью Мадонны с Младенцем, хранившейся в Галерее Академии во Флоренции и в результате обмена между музеями в Пинакотеке выставлен полный триптих. Центральная часть с изображением Мадонны с Младенцем, приписываемая Гвидо да Сиена, изображена в соответствии с византийской иконографией одигитрии — Богородица восседает на роскошном троне, обозначая своего сына, в то время как в боковых панелях, относящихся к Дитисальви ди Спеме, сцены, связанные с двумя эпизодами из жизни св. Франциска и св. Клары, расположены параллельно с мученичеством св. Варфоломея и св. Екатерины Александрийской, связывая таким образом современных святых с теми, кто жил в первые века христианства.
31.
DSC_0204-1

Пять панелей из Доссаля Бадиа Арденга (Диетисальви ди Спеме, ок. 1280). Темпера и золото по дереву. Происходит из Бадиа Арденга в Монтальчино. Доссаль Бадиа Арденга — фрагментарная и расчлененная картина работы Гвидо да Сиены и Дитисалви ди Спеме, датируемая примерно 1280 г. и хранящаяся в пяти различных европейских и американских музеях. На пяти панелях разного размера, выставленных в Пинакотеке, изображены сцены: Избиение невинных; Поцелуй Иуды; Распятие; Снятие с креста и Оплакивание мертвого Христа.
32.
DSC_0211

Мадонна на троне с младенцем (Мадонна Галли Данн) (школа Гвидо да Сиена или Дитисалви ди Спеме, ок. 1265). Темпера по дереву. Перенесена из базилики Сан-Доменико; дар Марчелло Галли Данна в 1906 г. Возможно, первоначально панель была установлена на главном алтаре Сиенского собора после того, как Мадонна с большими глазами была перенесена на второй алтарь, и до установки «Маэсты» Дуччо Буонинсенья.
33.
DSC_0205

Мадонна с младенцем и св. Павлом, св. Петром, св. Иоанном Богословом, св. Андреем (Доссаль № 6) (Гвидо да Сиена, II половина XIII в.). Темпера по дереву. Такой вид работ в итальянской терминологии называется доссаль (алтарный образ). Это предмет художественного характера, предназначенный для размещения в задней части алтаря. Таким образом, досаль является прародителем алтарных предметов и полиптихов в их различных формах, расписных или скульптурных. Доссаль следует отличать от антепендиума — декоративного предмета, предназначенного для украшения передней части алтаря. В настоящее время на панели отсутствуют два святых, изображенных на двух его концах. На раме изображены шесть фигур ангелов; четвертый и шестой полностью перерисованы.
34.
DSC_0206

Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна Сан-Бернардино) (Диетисалви ди Спеме, 1262). Темпера по дереву. Происходит из церкви Санта-Мария-дельи-Анджели, посвященной св. Бернардину, дар отца Чаккери. Сюжет напрямую унаследован от модели Девы Одигитрии, которая в византийской иконографии обозначает своего Сына правой рукой. Согласно традиционной иконографии Богородицы, Мария здесь одета в красное платье, цвет ее человеческой природы, и голубую мантию, небесный цвет божественности. Младенец держит левой рукой свиток Закона. По легенде, эта модель восходит к портрету Богородицы, написанному св. Лукой, который, как считается, исчез во время взятия Константинополя в 1453 г. Архаичный стиль этой работы можно сравнить с Мадонной с младенцем из базилики Санта-Мария-деи-Серви, написанной флорентийцем Коппо ди Марковальдо, чтобы выкупить свою свободу после заключения в сиенскую тюрьму. Сохранение некоторых архаизмов, исчезающих в более поздних работах, позволяет отнести ее исполнение к 1262 г., то есть к началу карьеры художника. К таким архаизмам относятся, например, графическое оформление анатомических обозначений, использование хризографии на поверхностях одежд, а также мотивы византийской традиции, такие как ангелы на двух медальонах.
35.
DSC_0207

Мадонна с Младенцем со св. Франциском, св. Иоанном Крестителем, св. Иоанном Богословом, св. Марией Магдалиной (Доссаль № 7) (Гвидо да Сиена, 1270). Темпера и золото по дереву. Происходит из монастыря Сан-Франческо в Колле-ди-Валь-д’Эльса. Оба конца доссаля обрезаны так неуклюже, что были повреждены фигуры св. Франциска и св. Марии Магдалины. Вероятно, в удаленных частях были изображены еще две фигуры святых. Надпись, состоящая из ряда псевдокуфических букв, напоминает надпись, сопровождающую «Маэсту», также выполненную Гвидо да Сиена, которая находится в базилике Сан-Доменико. Пышность и богатство, с которыми была выполнена доссаля, сегодня сравнивают с Мадонной дель Бордоне работы Коппо да Марковальдо, особенно благодаря материальной роскоши орнамента, усиленной драгоценными камнями и стеклянными пастами в ячейках, а также золотой работой (к сожалению, почти полностью утраченной).
36.
DSC_0208

Св. Франциск и сцены из его жизни (Гвидо ди Грациано, 1270). Темпера и золото по дереву. Происходит из монастыря Сан-Франческо в Колле-ди-Валь-д’Эльса. Алтарная часть разделена на три части изящными пилястрами, завершающимися остроконечными арками. Св. Франциск изображен стоящим в центральной части, держащим книгу и маленький черный крест. По обе стороны от главной фигуры алтарника расположены восемь сцен из жизни святого. Хронология сцен читается слева снизу вверх, а справа — наоборот, сверху вниз: Проповедь птицам; Сон папы Иннокентия III; Св. Франциск у подножия Распятия в Сан-Дамиано; Отказ от отцовской собственности; Огненная колесница; Стигматы св. Франциска; Создание вертепа в Греччо; Смерть св. Франциска. В верхней части алтарной композиции в центре восьми ангелов можно различить фигуру Христа Искупителя, от которого видна только правая часть торса и жест благословения.
37.
DSC_0209

В центре комнаты представлен Диптих бл. Андреа Галлерани (Диетисальви ди Спеме, ок. 1270). Темпера и золото по дереву. Еще недавно пояснительная табличка в музее указывала, что автором этой работы является соратник Гвидо да Сиены, и она датируется концом XIII в. Асимметричный формат указывает на то, что перед нами, скорее всего, две панели реликвария, но на музейной табличке указано «диптих». На внешней стороне дверок (на фото справа) написана сцена «Бл. Андреа Галлерани приветствует четырех нищих и паломников». На внутренней стороне створок: Стигматы св. Франциска и Милостыня, пожертвованная бл. Андреа Галлерани (слева) и Явление святых женщин св. Регинальду; Св. Доминик молится об исцелении св. Регинальда и Молитва бл. Андреа Галлерани перед крестом (справа).
38.
DSC_0210

При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.