Музей произведений Дуомо — один из старейших частных музеев, созданных в Италии [43.3176884N 11.3295919E]. Он был основан в 1869 г. поблизости от Сиенского собора с согласия Министерства просвещения, в чрезвычайно плодотворный период великих свершений. Коллекция хранится в помещениях, образовавшихся в результате перекрытия первых трех пролетов правого нефа так называемого Нового Дуомо, строительство которого, начатое в 1339 г., было прекращено после эпидемии чумы 1348 г.
1.
В галерее собраны работы из собора, среди которых выделяется большая часть художественных произведений Дуччо ди Буонинсенья, в том числе общепризнанный шедевр Маэсты, который когда-то украшал главный алтарь собора, и витраж, посвященный Успению Богородицы. Экспонируются скульптуры Джованни Пизано, Донателло, Якопо делла Кверча, Джованни Дюпре и др., которые ранее украшали фасад и были частью убранства собора. Среди живописных работ выделяются произведения Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Якопо делла Кверча, Франческо ди Вальдамбрино, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Доменико Беккафуми и многих других художников.
2.
При описании музея буду основываться на поэтажных планах музея. Нумерация помещений соответствует принятой в музее, но может не совпасть с маршрутом обхода залов.
3.
Зал Мадонны Большеглазой [1]
В зале экспозицию составляют преимущественно картины маслом по дереву на золотом фоне. Зал Мадонны Большеглазой получил свое название от расписанной и частично рельефной панели второй четверти XIII в., приписываемой Мастеру из Трессы, перед которой представители города дали обет накануне битвы при Монтаперти в 1260 г.
4.
Св. Иоанн Креститель. Св. Бернардин (Содома, ок. 1426-1427). Иоанн Креститель здесь узнаваем: изображены те иконографические атрибуты, с которыми его обычно отождествляют: одежда из звериной шкуры, которую носят отшельники, крест, на который намотана повязка с формулой, произнесенной, согласно Иоанну Евангелисту, Крестителем при Крещении Христа. Св. Бернардин, пожалуй, самый легко узнаваемый святой, поскольку два его главных иконографических атрибута становятся привычными при знакомстве с сиенским искусством: его истощенное лицо, столь характерное для живописи XV в., и, прежде всего, скрижаль с монограммой Иисуса, образующая крест, окруженный лучами Солнца, которой святой обычно завершал свою проповедь, поднимая ее над головой, чтобы благословить толпу перед собой.
5.
Мадонна с Младенцем. Мертвый Христос (Христос в милосердии) (Содома, ок. 1426-1427). Богородица изображена в очень тесном обрамлении, усиливающем впечатление близости. Ее силуэт находится на фоне полуоткрытого миндально-зеленого занавеса, позволяющего разглядеть пейзаж вдалеке. Благодаря этой визуальной хитрости Содом создает два разных и противоположных источника света — решение, благодаря которому он извлекает из всего образа естественный свет большей амплитуды, позволяя ему играть на лицах, цвете лица и тканях всех видов. Богородица кажется погруженной в меланхолию. Ее взгляд, потерянный в неясности и обращенный в противоположную сторону от взгляда Младенца, которого она держит на руках, передает интенсивную эмоциональную плотность. Фигура Христа передает эмоциональный заряд только что произошедшей драмы. Художник использует традиционную иконографию Христа, снятого с креста и демонстрирующего знаки своего мученичества: терновый венец, рана на левом боку, как и раны на руках, увеличиваются исходящими от них лучами света, преображая плоскую и неприглядную реальность. Обвисшее тело, положение ног, видимое, несмотря на узкое обрамление, мягкие формы вздувшегося живота, подчеркнутые тенью, руки, лежащие на ноге, — все это детали, подчеркивающие отказ от смерти.
6.
Символы веры (Бенедетто ди Биндо, ок. 1412). Девять табличек, собранных вместе, происходят из одного из реликвариев в ризнице. Каждая из этих табличек представляет собой статью Символа веры в версии, известной как Никео-Цареградский Символ веры, или первая версия Символа веры, подготовленная на двух соответствующих соборах — Никейском и Константинопольском.
7.
Кассоне (сиенская школа, ок. 1450-1475). Украшение в технике пастилья с позолотой. Кассоне (иногда используется термин кофано) представляет собой сундук, распространённый в Италии и предназначенный для хранения носильных вещей, тканей, белья, всего того, что женщины обычно приносили в приданое к свадьбе (свадебный сундук). На таких сундуках сидели и даже спали, пока не получили достаточного распространения другие типы мебели. Вначале его украшали стукко, обивали бархатом или камчатой тканью, а с XVI в. часто украшали резным и расписным декором с позолотой.
8.
Богоматерь смирение с Младенцем (Сассетта, ок. 1435). Масло и золото по дереву. Перенесена из церкви Сан-Джованни Евангелиста в Башано. Небольшие размеры панно (74×53 см) указывают на то, что это, безусловно, произведение было предназначено для личного поклонения. Иконографическая модель — византийская модель Богоматери Смирение. Богородица восседает на золотой парчовой подушке, которая видна позади нее, что подтверждается положением ее согнутых под прямым углом ног. Сама подушка кладется на пол, покрытый плиткой со сложным орнаментом. Все исполнено величайшей деликатности, как в выражении лица, так и в миниатюрной обработке волос, которые кажутся нарисованными один за другим. Задумчивая и хрупкая красота Мадонны контрастирует с геркулесовым телосложением Младенца, которого она представляет зрителю в манере Одигитрии, модели, подтвержденной жестом благословения, который Христос обращается к смотрящим на него, при этом левой рукой он словно подает знак мира.
9
Мадонна с младенцем и св. Иоанном (Пеллегрино ди Марьяно, ок. 1470-1490). Темпера по холсту. Эта работа — один из редких дошедших до нас образцов живописи на холсте эпохи Кватроченто. Ранее приписывалась Сано ди Пьетро. Фигуры относительно статичны, что не мешает замечательному и гармоничному изяществу их лиц и их задумчивой выразительности. Цвета, слегка песочные и приглушенные из-за того, что синева фона стала серо-зеленой, придают произведению налет поэтической и «средневековой» архаики.
10.
Явление св. Франциска Арльскому капитулу (Джованни ди Паоло, 1440-1445). Темпера по дереву. Сцена представляет собой одно из чудес, совершенных св. Франциском: его появление в капитуле Арля, куда святой не смог придти. Безупречное представление перспективы (сцена словно разворачивается в «космической коробке») почти всем обязано Джотто, который изобразил эту же сцену в верхней базилике церкви в Ассизи в последнее десятилетие XIII в., почти на полтора века раньше и в то время, когда эффективность изображения пространства все еще во многом была обязана эмпиризму «безусловно блестящего художника».
11.
Мадонна с большими глазами (Мадонна Большеглазая) (Мастер из Трессы, II четверть XIII в.). Одна из древнейших картин сиенской школы, перед которой сиенцы во главе с мэром Буонагвида Лукари произнесли молитву о вверении города Богородице перед битвой при Монтаперти в 1260 г. Образ Богородицы тогда был частью запрестольного образа, украшавшего главный алтарь собора. Мария восседает на деревянном троне без спинки, построенном из перекрывающихся лент и завершающемся красной цилиндрической подушкой; единственным исключением из фронтальной схемы является платформа, которая в рудиментарном аксонометрическом представлении смещается влево. На коленях Мария держит благословляющего Младенца, похожего на маленького античного философа, завернутого в тогу и держащего типично византийский свиток. Их нимбы и некоторые детали престола дополнены рельефными вставками в технике пастилья, имитирующими иконы, обогащенные металлическими окладами. В документе 1442 г. отмечалось, что по бокам панели располагались другие рельефные фигуры и что после украшения главного алтаря она была перенесена на стену в правой части нефа, где позже ее заменил новый алтарный образ Мадонны дель Вото, написанный Диетисалви ди Спеме, который и сегодня находится в одноименной часовне XVIII в. внутри собора. На раме образа сохранились следы первоначального присутствия больших полудрагоценных камней, ранее украшавших картину.
12.
Полиптих Толомеи (Мадонна Смирение и святые) (Грегорио ди Чекко, 1423). Столярные работы выполнил Доменико ди Никколо. Темпера и золото по дереву. Это единственная надёжно атрибутированная работа мастера, являющаяся вершиной поздней готики Сиены. Полиптих предназначался для капеллы Толомеи в правом трансепте Сиенского собора, построенной по распоряжению каноника Франческо ди Бьяджо Толомеи. Строительство часовни было начато в 1422 г. и закончено в 1424 г. В центральной панели изображены Мадонна Смирение и шесть ангелов-музыкантов; в боковых панелях — св. Августин, св. Иоанн Креститель, св. Петр и св. Павел; в пинаклях — четыре евангелиста, над ними — св. Власий и св. Ансаний; в навершии — Богородица Успения. Две недостающие детали наверший-пинаклей с изображением сцены Благовещения («Ангел Благовещения» и «Благовестуемая Богоматерь») находятся в сторонних коллекциях.
13.
Распятие (Грегорио ди Чекко, 1423). Из пяти деталей пределлы полиптиха Толомеи сегодня известны лишь три: «Распятие», «Рождество Богоматери» (Пинакотека Ватикана), и «Обручение Марии» (Национальная галерея в Лондоне).
14.
Виртуальная реконструкция полиптиха Толомеи с использованием отдельных его элементов, находящихся в сторонних коллекциях.
15.
Святое семейство со св. Иоанном (сиенская школа, I половина XVI в.).
16.
Расписные дверки типа arliquiera (Бенедетто ди Биндо и помощники, 1412), Ставни ниши в ризнице, где хранились реликвии, состоящие из восьми деревянных панелей, расписаны с двух сторон. Внешняя сторона поделена на 32 сектора, в каждом из которых Бенедетто изобразил ангела, держащего свиток с названием реликвии. Вероятно, изначально существовало 12 таких створок. Две продолговатые панели (из шести существовавших ранее), выставленные под дверями, состоят из различных отделений, верхняя часть которых имеет трехлопастной формат, характерный для готического стиля. В изображениях чередуются пророки, апостолы и ангелы.
17. В нижней панели: пророк Иеремия, св. Петр, ангел, пророк Давид, св. Андрей, ангел.
18. В нижней панели: св. Иаков Великий, ангел, пророк Захария, св. Иоанн Богослов, ангел, пророк Осия.
Внутреннюю сторону дверок художник расписал сценами из историй «Обретения Истинного креста». К сожалению, музейная экспозиция не обеспечивает осмотр обратной стороны створок, но все-таки их фотографии в интернете были найдены. Названия сюжетов даны сверху вниз, слева направо.
19. Мудрецы, старейшины и первосвященник в синагоге Иерусалима решают не раскрывать Елене, где хранится Истинный крест. Иуда представлен Елене, которая угрожает евреям подвергнуть его испытанию огнем. Иуда подвергается пыткам у колодца. Иуда указывает место, где зарыт Истинный крест.
20. Чудо юноши, воскресшего от прикосновения к кресту. Поднесение креста Елене. Явление ангела императору Ираклию, несущему крест в Иерусалим. Ираклий проявляет смирение, неся крест у входа в Иерусалим.
Проповедь св. Бернардина на площади Пьяцца дель Кампо (Сано ди Пьетро, 1440-1450). Панель представляет знаменитую проповедь, произнесенную Бернардино дельи Альбицци 28 мая 1425 г. на площади Пьяцца дель Кампо. В этот день св. Бернардин представил тридцати тысячам верующих, собравшимся на площади, табличку с именем Иисуса, триграммой «IHS» внутри сияющего солнца, и использовал ее, чтобы благословить толпу. Картина является ценным документом, визуализирующим точное состояние структуры Палаццо Публико с его типично готическими тройными окнами, строго гвельфскими зубцами, меридианными часами, видимыми у подножия башни Манджиа и разрушенными впоследствии, отсутствием второго этажа, построенного позже. Белая мраморная капелла ди Пьяцца, видимая слева, все еще имеет свою первоначальную структуру, несмотря на дополнения, сделанные в конце XVII в., в основном состоит из античных орнаментов, соответствующих вкусам того времени. Обратим внимание на два штандарта — городской (черно-белый) и народный (Лев на красном фоне), которые вывешены на втором этаже. Наверху центральной части здания две сиенские волчицы охраняют площадь.
21.
Св. Бернардин во славе (Сано ди Пьетро, ок. 1450). Перенесено из зала Капитула Сиенского собора. Вертикальное пространство картины целиком занято фигурой святого в полный рост с исхудавшим лицом. Одетый во францисканский хабит, завязанный на талии веревкой с тремя узлами, характерной для религиозных деятелей этого ордена, св. Бернардин держит в левой руке раскрытую книгу, в которую вписаны слова из Евангелия от Иоанна, часто сопровождающие его и словно знаменующие его собственное существование в служении Богу, которого он почитает. Монограмма Христа, обрамленное лучами солнца, высший символ св. Бернардина, виден дважды — на изображении и на раме.
22.
Проповедь св. Бернардина на площади Сан-Франческо (Сано ди Пьетро, 1440-1450). Проповедь произносится на площади Сан-Франческо, перед одноименной церковью и монастырем, принадлежащими францисканскому ордену, членом которого является сам св. Бернардин. Сцена, которая является историческим событием, происходит перед зданием, которое через несколько десятилетий станет ораторием св. Бернардина и которое можно посетить сегодня. Незавершенный фасад церкви находится в состоянии XIV в. с типичным сиенским декором из черного и белого мрамора, который должен был быть нанесен на него полностью, но из которого выполнена была только нижняя часть. Огромной толпе, собравшейся послушать проповедь св. Бернардина с вершины кафедры, он подарил большое деревянное распятие, которое в конце своей речи заменил монограммой Христа. Эта и следующая панель ярко описывают здания, одежду и быт того времени.
23.
Св. Бенедикт, св. Екатерина Александрийская, св. Мария Магдалина, св. Франциск (Амброджо Лоренцетти, 1320-1330). Четыре панели относятся к полиптиху, центральная часть которого отсутствует. На них изображены: св. Бенедикт, основатель ордена, носящего его имя. Его можно узнать по белой мантии, характерной для бенедиктинцев, и посоху аббата, который он держит в руке; св. Екатерина Александрийская, в драгоценном одеянии и короне, напоминающие о ее статусе принцессы; св. Мария Магдалина в красном одеянии, она несет сосуд с мазью, по которой ее всегда можно узнать; св. Франциск Ассизский в коричневом хабите, его сложенные руки выделяют один из стигматов, которые, как говорят, он получил во время видения; три пары красных крыльев, которые словно трепещут вокруг его рук, напоминают Христа, явившегося ему во время стигматизации в виде шестикрылого серафима.
24.
Св. Иероним (Джованни ди Паоло, ок. 1440). Темпера по дереву.
25.
Распятие (Джованни Пизано, 1270-1280). Резное, расписанное и позолоченное дерево. Процессионное распятие изготовлено Джованни Пизано, сыном и учеником основателя школы итальянской скульптуры Никколо Пизано, которое до сих пор сохранило свой оригинальный крест. Распятие имеет форму буквы эпсилон и создано из ствола сучковатого дерева, в основании которого изображен череп Адама. Принято считать, что работа создана в юности скульптора и относится к длительному периоду критического застоя для этого вида резьбы по дереву. В настоящее время к руке Джованни относится группа из по меньшей мере девяти деревянных Распятий, хронологически сгруппированных по двум различным периодам. Жалкие, истощенные фигуры Джованни построены на контрастах, поворотах и динамических зазорах между различными частями тела, точно переданных по костям, давящим под натянутой кожей, и по напряженным мышцам, вызванным вынужденным положением на Y-образном кресте.
26.
На площадке лестницы на верхнем этаже выставлены три фрески из алтаря Санти-Кватро-Коронати собора.
Мадонна с Младенцем, два святых мученика и два ангела (Бартоломео Нерони по прозванию «Иль Риччо», 1534-1535). Эта часть фрески, написанная на крышке апсиды капеллы Кватро Санти Коронати, была помещена под сцену, изображающую мученичество четырех святых. Богородица окружена двумя ангелами и двумя другими венценосными святыми.
27.
Святой мученик (Бартоломео Нерони, 1534-1535). Наряду с двумя другими более крупными фрагментами, представленными рядом, эта голова юного святого — все, что осталось от фресок в капелле Санти Кватро Коронати. Помимо великой пластической красоты, в ней обнаруживается влияние Содомы, который был одновременно выдающимся художником и тестем Бартоломео Нерони.
28.
Мученичество четырех коронованных святых (Бартоломео Нерони, 1534-1535). Это главная сцена, когда-то написанная на крышке апсиды часовни, где в Сиенском соборе был установлен древний алтарь Четырех Коронованных Святых. Она представляет собой мученическую смерть святых: трое из них живыми помещены в огромный котел с кипящим маслом (вопреки традиции, согласно которой их запирали в свинцовых гробах и бросали в море). Приспешник бросает в котел четвертого мученика, который безвольно бьется у него на руках.
29.
Рядом экспонируется еще одно распятие (cиенская школа, XIV в.).
30.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.