Сиенский собор (кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, собор Санта-Мария-Ассунта), возвышающийся на одноименной площади, является одним из самых ярких примеров итальянской готики [43.3175284N 11.3286477E]. Эту церковь обычно считают одной из самых красивых во всей Италии и, бесспорно, одним из самых значимых произведений искусства. Список скульпторов, работавших на создании храма, представляет собой практически учебник искусства скульптуры: Никола и Джованни Пизано, Якопо делла Кверча, Донателло, Лоренцо Гиберти, Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини. Здесь хранилась одна из величайших картин раннего Возрождения, знаменитая "Маэста" Дуччо ди Буонинсенья, сейчас выставленная в музее собора. Расписанные фресками стены библиотеки Пикколомини, удивительная коллекция иллюминированных хоровых книг, являются одними из величайших работ Пинтуриккьо, важного соратника Рафаэля.
1.
Пол Сиенского собора — один из крупнейших и ценнейших образцов комплекса штучной мозаики, декоративного проекта, продолжавшегося пять столетий, с XIV по XIX в. Как и строительство всего собора, пол также неразрывно связан с историей Сиены и его искусством: по этой причине на протяжении веков сиенцы не жалели ресурсов сначала для создания пола, а затем для его сохранения. Две трети поверхности пола для защиты от износа обычно покрыты в наиболее посещаемых местах листами мазонита (оргалита). Полностью пол открывают каждый год с 18 августа, после Палио дель Ассунта, и до конца октября. Тогда же открывается доступ к главному алтарю, и у посетителей появляется возможность рассмотреть многие шедевры вблизи.
В музее Дуомо выставлен большой план инкрустаций Сиенского собора (Джованни Пачарелли, 1884). Из-за специфики освещения фотография плана получилась с видимыми отражениями. По клику можно открыть другой вариант того же плана.
2.
Для дальнейшего описания я на плане собора пронумеровал имеющиеся основные инкрустации, и в дальнейшем буду указывать эти номера в квадратных скобках.
3.
Средокрестие. Правый трансепт
В правом трансепте декор пола в основном не связан с ветхозаветными сюжетами и представляет собой определенное разнообразие стилей и используемых техник. Вся площадь, как и в левом трансепте, разделена на три полосы: верхняя, в свою очередь, состоящая из двух частей, показывает сцену Императора и Смерть Авессалома; средняя — историю Жертвоприношения Иеффая, богатую фигурами, а нижняя занята небольшими аллегориями перед Капеллой Мадонны дель Вото. Учитывая важность городской святыни, последняя панель обращена часовне, а не к нефу, как остальные истории.
Семь возрастов человека (Антонио Федериги, 1475) [20]. На панели изображены семь возрастов человека (Детство, Отрочество, Юность, Молодость, Мужественность и Старость; в ромбе в центре Дряхлость), представленные мужской фигурой и цветочным мотивом, за исключением Дряхлости, которая идет на костылях к открытой могиле. За каждой фигурой имеется эпиграфическая заглавная надпись с указанием различных эпох. Эти работы были полностью переделаны в 1869-1878 гг. Леопольдо Маккари и Джузеппе Радикки, заменив оригиналы, разработанные Антонио Федериги и сегодня находящиеся в Музее Дуомо.
4.
Религия и три богословские добродетели (Алессандро Франки, 1870) [20]. Ближе к капелле представлены олицетворения Религии (в рамке в центре, соответствующей входу в часовню) и трех богословских добродетелей. Панель была заново переделана в 1870 г. с заменой фигур аналогичной тематики (Карло Амидей и Маттео Пино, 1780). Новые эскизы предоставил художник-пурист Алессандро Франки. Религия (вверху) носит священническое облачение, пастырский посох и ключи Царства; она расправляет крылья в церковной обстановке. Его лицо закрыто, чтобы проиллюстрировать непостижимую природу божественной воли. Благотворительность (слева) — женская фигура, дающая грудь двум детям, стала иконографической нормой с XVI в. Вера (посередине) — мы узнаем ее по чаше, которую она несет в правой руке, и по массивному кресту, который она держит у левого плеча; херувимы, окружающие ее, демонстрируют Священное Писание. Надежда (справа) сидит на сиденье в стиле ренессанс, к которому прислонен морской якорь.
5.
Жертвоприношение Иеффая (Нероччо де Ланди или Урбано да Кортона (эскиз), Бастиано ди Франческо, 1481-1485) [21]. История Иеффая, рассказанная в Книге Судей Израилевых, обрамлена изящным фризом, изображающим обращенных к нему дельфинов, ракушки и пальметты. На фоне большого пейзажа с городом-крепостью наверху (в котором видны типично ренессансные здания), горами и военным лагерем происходит битва войск еврейского судьи Иеффая и аммонитян.
6.
Слева Иеффай на своем коне, одетый как римский император, отдает приказы своим людям, а рядом с ним мы видим элегантную беседующую пару двух молодых солдат. На заднем плане Иеффай возвращается в город с победой и встречает свою дочь, предвидя жертву, которую он обещал Богу в обмен на победу. В храме, спланированном по центру, в левом верхнем углу происходит сцена жертвоприношения во исполнение обета. Многие детали были названы "неоаттической гармонией", например, динамика движения лошадей в бою или то, как мавританский воин представлен на переднем плане, и относятся к археологическому вкусу, который процветал в Сиене в конце XV в. До 1661 г. эта часть пола находилась перед Порта дель Пердоно.
7.
Смерть Авессалома (Пьеро дель Минелла (эскиз), 1447) [22]. Панель, обрамленная готическими висячими арками с трилистниками, изображает наказание Авессалома, мятежного сына царя Давида. Авессалом, бывший со своим войском, разбитым близ Иордана, спасался бегством на муле через лес, и повис, зацепившись своими густыми волосами, на сучьях большого дуба. Иоав пронзил его тремя стрелами, хотя Давид строго наказывал своему военачальнику пощадить жизнь своего сына.
8.
Сюжет поясняет надпись, идущая в основании сцены: "Я видел Авессалома, висящего за волосы, потом он заполнил комнату отца своего, и все было поражено стрелами". Возле висящей фигуры Авессалома стоят две группы воинов, идеально объединенные линиями древков копий, пронзающих царевича. Стиль характеризуется четкой ясностью композиции, с некоторыми проявлениями готического вкуса, такими как довольно нервные контурные линии и стилизация природы, например, листья деревьев, представленные один за другим.
9.
Император Сигизмунд со своими министрами (Доменико ди Бартоло, 1434) [23]. В 1431 г. Сиену посетил император Сигизмунд, и граждане горячо надеялись, что он примет участие в войне против Флоренции: по этой причине его фигура встречается среди военных сцен как божество-покровитель считавшегося неизбежным конфликта.
10.
Император изображен восседающим на троне под ренессансной эдикулой с нишей, фризом с окулюсами, небольшими колоннами и фестонами, поддерживаемыми двумя путти с геральдическими щитами двуглавого орла. На ступенях перед троном находятся шесть сидящих или стоящих фигур, одежда которых позволяет идентифицировать их как придворных сановников, гражданских и военных. Панно подвергалось реставрации в 1485 г. и во второй половине XIX в. (ок. 1865).
11.
Истории Моисея на Синае (Истории Исхода) [24]
Большая панель над центральным шестиугольником украшена "Историями Моисея", великолепной работой Доменико Беккафуми, работавшим над ней с 1525 по 1547 г. Работа Беккафуми на этом панно и в области вокруг главного алтаря сильно отличается от всех остальных сцен, в том числе созданных ранее в шестиугольнике, из-за технического приема создания теней не с помощью штриховки, а с помощью вставки шариков разных оттенков, получая эффект большой пластичности и выразительности благодаря лучшим возможностям создания эффектов света и тени и, следовательно, объема.
12*.
Истории Моисея (Доменико Беккафуми (эскиз), 1531) рассказаны в шести частях, объединенных в одну большую сцену. Оригинальные карикатуры сохранились и сегодня выставлены в Сиенской Пинокотеке. Вверху в центре, на скале, изображающей гору Синай, Моисей преклоняет колени и получает Десять заповедей из круглого отверстия в небе. Тем временем, по сути, народ Израиля ослушался его: вверху слева старейшины Израиля пытаются убедить Аарона, указывающего на вершину горы, наделить Израиль новой божественностью. В нижнем уровне слева израильтяне выливают в огонь золото и драгоценности, отлив золотого тельца, показанного справа. Люди поклоняются тельцу, приводя в ярость Моисея, который только что спустился с горы, где он получил божественное откровение. Внизу в центре он поднимает Скрижали завета над головой, чтобы разбить их об камни. Наверху грешники поражены чумой и умирают в муках.
13*.
Моисей добывает воду из скалы Хорив (Доменико Беккафуми (эскиз), 1524-1525). Ниже большой панели над верхней стороной центрального шестиугольника находится длинная и узкая полоса, на которой изображен Моисей, заставляющий воду течь со скалы Хорив. Здесь изображена многолюдная сцена, заимствованная из истории, рассказанной в Книге Исход, с фигурами, представляющими различные составляющие народа Израиля и разворачивающимися в две идеальные полукруглые линии, сходящиеся в центре, где Моисей, среди различных персонажей ударяет тростью по камню и заставляет течь воду. Сцена, оригинальные карикатуры Беккафуми на которую сохранились в Сиенской пинакотеке, характеризуется необыкновенным разнообразием поз и положений, в отличие от торжественной и монументальной фигуры Моисея в центре.
14**.
Пресвитерий
Перед главным алтарем, на уровне капеллы св. Ансано и часовни Святого Причастия, находится приподнятая на одну ступень полоса. Здесь расположены три основных панно и четыре фигуры пророков. Эти сцены из Ветхого Завета нелегко читать, в том числе из-за плохой сохранности мрамора, который предназначен для широкого использования во время литургических функций.
Иисус Навин побеждает амореев (Сассетта (эскиз), Паоло ди Мартино, 1426) [25]. На первой панели слева изображен Иисус Навин, побеждающий амореев в ходе завоевания Ханаана. По молитве Иисуса Навина Солнце остановилось на небе, чтобы у евреев было побольше времени на истребление врагов.
15.
На панели изображена битва между евреями и амореями, обрамленная круглыми арками-трилистниками. Пятеро аморейских царей пытались скрыться в пещере близ Маккеда, но были обнаружены и повешены по приказу Навина.
16.
Истории Давида (Доменико ди Никколо (эскиз), Бастиано ди Корсо и Агостино ди Никколо, 1423) [26]. Перед алтарной ступенью находится большое панно, посвященное царю Давиду. По бокам в микстилинейных рамках изображены Давид-пращник (т.е. тот, кто бросает камни с помощью пращи) и Голиаф, пораженный только что брошенным Давидом камнем и падающий назад. Любопытно, что у Голиафа во лбу уже есть дыра, хотя камень еще не долетел до него и что камень находится как в праще Давида, так и перед Голиафом.
17.
Большой медальон в центре также можно соотнести по одной руке с Давидом-псалмопевцем, то есть самим Давидом, ныне царем, который посвящает себя сочинению псалмов возле раскрытой книги на аналое в сопровождении вибрафона. Симметрично на ступенях вокруг Давида расположены четверо детей с музыкальными инструментами: переносным аккордеоном, бубном, лютней и альтом. Вдоль рамы, украшенной арками-трилистниками, проходит длинная надпись с рукой, указывающая начальную точку. Все эти фигуры были отреставрированы Маттео Пини по рисунку Карло Амидеи в 1777 г.
18.
Слева и справа от панно изображены Иисус Навин и царь Соломон.
19.
История Самсона (Сассетта (эскиз), 1426) [27]. Панно "История Самсона" окружено фигурами Моисея и Иуды Маккавея. В сцене, приписываемой Сассетте, как и в симметрично расположенной сцене возле левого трансепта и похожей по технике и стилю, доминирует гигантская фигура Самсона, прославившегося своими подвигами в борьбе с филистимлянами.
20*.
Однажды к Самсону в его убежище в горах пришло три тысячи соплеменников. Евреи начали укорять Самсона, говоря, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать. Ну что ж, — сказал Самсон, — крепко свяжите мне руки и отдайте меня нашим врагам. Таким образом они дадут вам покой. Только пообещайте, что не убьете меня. Самсону связали руки крепкими веревками и вывели из ущелья, где он скрывался. Но когда подошли филистимляне, чтобы взять его, он напряг свои силы, разорвал веревки и убежал. Не имея при себе оружия, он нашел на дороге челюсть осла и стал убивать ею встречавшихся врагов. На панно одни филистимляне уже повалены на землю, а другие в смятении убегают. Здесь также вверху повторяется мотив круглых трилистниковых арок.
21.
Жертвоприношение Исаака (Доменико Беккафуми, 1547) [28]. Правая и левая стороны алтаря, а также алтарь со стороны нефа украшены двойной полосой мраморных инкрустаций, которая на передней стороне также включает большую сцену Жертвоприношения Исаака.
22.
В "Жертвоприношении Исаака" цикл инкрустаций полов получает свое идеальное завершение. Бог хочет испытать Авраама, и для этого он приказывает ему взять своего единственного сына Исаака и направиться к горе Мориа, чтобы принести его в жертву. Когда все готово, ангел Господень вмешивается и останавливает Авраама, который увидел барана, застрявшего неподалеку в кустах. Вместо ребенка в жертву принесут животное. Эпизод заканчивается возобновлением обещания, данного Аврааму, умножить свое потомство, как звезды на небе и песок на берегу моря. Эта сцена в отличие от других была нарисована без доминирования человеческого элемента; здесь, скорее, важную роль играет окружающая среда, с призрачными проблесками пейзажа, в которых преобладают искривленные, почти зигзагообразные деревья, или ярко реалистические обозначения, такие как навьюченный осел справа. Сцена имеет спиральное развитие, с посланием ангела Аврааму вверху слева, указанием места жертвоприношения слева, и самого жертвоприношения в центре.
23*.
Внешняя полоса фриза представляет собой непрерывный ряд фигур, разбитый на три части (по одной с каждой стороны), на котором изображена оживленная процессия, состоящая из мужчин и женщин всех возрастов, с яркими контрастами света, которые, вероятно, представляют детей Израиля в поисках земли обетованной. Они сходятся к жертвеннику в центре внизу, отмечая идеальное завершение "Историй Моисея".
24**.
Внутренняя полоса боковых частей двойного фриза украшена библейскими сценами, часто сводящимися к одиночным изображениям персонажей. Эти фигуры зачастую трудно идентифицировать из-за скудости иконографических отсылок.
25*. Правая часть фриза
Кардинальные добродетели (Мартино ди Бартоломео, 1406) [29]. В хоре вокруг алтаря расположен ряд из четырех медальонов, изображающих кардинальные добродетели: Мужество, Справедливость, Благоразумие и Умеренность.
27.
Каждый медальон помещен в рамку, состоящую из лучей трехлопастных стрельчатых арок, и выделяется на фоне черного мрамора. Мужество представлено с типичными атрибутами — щитом, мечом справа и колонной слева. Справедливость держит земной шар и обнаженный меч. Благоразумие имеет три лица, смотрящие в разные стороны и держит в руке маленькую змею. Умеренность переливает жидкость из одной амфоры в другую. Реконструкция Добродетелей датируется 1823-1839 гг
28*.
Завершаю свой рассказ еще одним видео о мозаичном поле в Сиенском кафедральном соборе.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.