Сиена. Кафедральный собор. Часть 3

Сиенский собор (кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, собор Санта-Мария-Ассунта), возвышающийся на одноименной площади, является одним из самых ярких примеров итальянской готики [43.3175284N 11.3286477E]. Эту церковь обычно считают одной из самых красивых во всей Италии и, бесспорно, одним из самых значимых произведений искусства. Список скульпторов, работавших на создании храма, представляет собой практически учебник искусства скульптуры: Никола и Джованни Пизано, Якопо делла Кверча, Донателло, Лоренцо Гиберти, Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини. Здесь хранилась одна из величайших картин раннего Возрождения, знаменитая «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья, сейчас выставленная в музее собора. Расписанные фресками стены библиотеки Пикколомини, удивительная коллекция иллюминированных хоровых книг, являются одними из величайших работ Пинтуриккьо, важного соратника Рафаэля.
1.
Map_of_Siena

Совершим обход собора по часовой стрелке, начиная от входа. Для лучшей ориентации прилагаю план собора, на котором отмечены основные достопримечательности.
2.
plan

Чаши со святой водой [1]
Чаша со святой водой используется в католической церкви для крестного знамения святой водой при входе в церковь.
3.
DSC_9805

Чаши со святой водой сиенского собора представляют собой две скульптурные работы из белого каррарского мрамора (Антонио Федериги, 1458-1467). Обе чаши имеют одинаковую форму и размер: их высота составляет около 140 см, а максимальный диаметр — около 80 см. Они расположены возле первых двух колонн центрального нефа, соответственно справа и слева. Они имеют расширенную у основания ножку, поддерживающую емкость с узором снаружи, но при этом представляют собой разное скульптурное оформление. У левой верхняя полоса емкости для воды украшена ракушками, рыбами, головами херувимов и пальметтами. Ниже мы видим орлов с распростертыми крыльями, вцепившихся когтями в змею. Стебель треугольной формы, опирающийся на головы херувимов, украшен полнофигурными херувимами, поддерживаемыми дельфинами. Завершают оформление фестоны из фруктовых и растительных элементов. У правой на уровне емкости для воды изображено чередование голов херувима и дельфина. Дальше внизу гирлянды фруктов чередуются с драконами, отрывающими головы черепах. Квадратное основание, опирающееся на ноги, украшено гирляндами, а ниже — четырьмя обнаженными закованными в кандалы мужскими и женскими фигурами.
4.
DSC_9804

Согласно недавним исследованиям, две чаши несут в себе аллегорическое послание, которое можно понять, анализируя оба произведения в целом. Чаша справа выражает падение человека, первородный грех которого от состояния заточения материального мира осажден благодатью Божией, выраженной верхней частью емкости с головами херувимов и дельфинов и гирляндами фруктов. Чаша слева показывает искупление человека, который даже на земле может найти знаки благодати Божией (гирлянды на нижнем уровне) и благодаря толчку дельфинов (символы Христа-Искупителя) вернуться наверх, где орлы с распростертыми крыльями (символы спасения и победы над дьяволом, изображенным в виде змея) ведут обратно к исходной точке рая. Спасение дается Христом-Искупителем и осуществляется посредством омывания посетителя святой водой.
5.
DSC_9803

Папа Марцелл II [2]
На углу контрфасада и левой стены нефа установлен мраморный памятник папы Марцелла II. Памятник был создан по заказу ректора Джугурты Томмази и изначально изображал уроженца Сиены папу Александра III (Доменико Кафаги, 1591). Однако впоследствии из-за реализации представительства всех сиенских пап новыми скульптурными изображениями, этот памятник был преобразован в Марцелла II путем добавления бороды (мастерская Маццуоли, 1680-1690).
6.
DSC_9808

Ранее в боковых алтарях собора находился исключительный цикл рассказов о деве Марии, завершавший грандиозный алтарный образ Маэсты Дуччо ди Буонинсенья. Это были шедевры крупнейших сиенских художников XIV в. (Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Симоне Мартини, Сассетта и др.), которые в XVII в. были заменены на новые и в XVIII в. оказались в разных местах.

Алтарь Четырех Коронованных Святых [3]
Часовня, существовавшая ранее при алтаре, украшалась несколько раз: первый раз фресками Бартоло ди Фреди и алтарем работы Паоло ди Джованни Феи. Мраморные изделия XV в. теперь находятся на контрфасаде. В 1534-1535 гг. часовня была реконструирована рельефом Мадонны с Младенцем со святыми и фресками (Бартоломео Нерони, 1534-1535), фрагменты которых, изображающие Мученичество четырех коронованных святых, сегодня находятся в Музее Дуомо.
7.
DSC_9809

Современный алтарь представляет собой алтарный образ, изображающий Четырех коронованных святых (Франческо Тревизани, 1684-1687).
8.
DSC_9811

Алтарь св. Иакова и св. Филиппа [4]
Общий вид алтаря.
9.
DSC_9812

Запрестольный образ «Христос со святыми Иаковом и Филиппом» (Франческо Тревизани, 1687).
10.
DSC_9815

Алтарь Богоявления [5]
Общий вид алтаря.
11.
DSC_9817

Запрестольный образ «Поклонение волхвов» (Пьетро Сорри, 1588).
12.
DSC_9820

Алтарь Пикколомини [6]
Расположенный вдоль левого нефа, алтарь из каррарского мрамора был заказан кардиналом-архиепископом Сиены Франческо Тодескини-Пикколомини, в 1503 г. избранным папой Пием III и занимавшим папский престол только 26 дней. Исполнителем был выбран скульптор и архитектор Андреа Бреньо. Пикколомини планировал посвятить грандиозное художественное произведение своему дяде папе Пию II, одновременно закрепляя политическое и культурное присутствие семьи Пикколомини в Сиене. По контракту, Андреа Бреньо обязался украсить алтарь 16 статуями.
13.
DSC_9824

Скульптор создавал алтарь между 1481 и 1485 гг., однако в 1486 г. оставил работу неоконченной, без статуй и центрального алтаря по причине физического и творческого кризиса. Впрочем, центральный мраморный алтарь был изготовлен в мастерской автора в последующие годы. Кардинал Франческо Тодескини-Пикколомини долго искал художников, способных завершить работу, и в итоге нанял Пьетро Торриджано, однако он создал только статую св. Франциска в левом верхнем углу, прежде чем работа была внезапно прервана, вероятно, из-за недовольства одной из двух сторон.
14.
DSC_9828

19 июня 1501 г., при посредничестве банкира Якопо Галли, был заключен контракт с молодым Микеланджело Буонарроти, только что сенсационно прославившегося после своего первого пребывания в Риме, во время которого он создал ослепительную Ватиканскую Пьету. Как только Микеланджело приступил к работе, на него начали сыпаться другие амбициозные предложения, первым из которых было создание гигантского флорентийского Давида. Сиенский заказ художник стал считать второстепенным и работал над ним лишь изредка, по остаточному принципу. В 1503 г. кардинал Пикколомини был избран папой, но умер всего через 26 дней после интронизации. Его наследники убедили 26-летнего Микеланджело заключить новый контракт от 11 октября 1504 г., поэтому алтарь был украшен четырьмя статуями, установленными в нижних боковых нишах: св. Петра и св. Пия слева, св. Павла и св. Григория Великого справа. Другие предусмотренные контрактом скульптуры так и не были изготовлены, и в конце концов архиепископ Сиены Франческо Бандини-Пикколомини расторг контракт в 1530-х гг., избавив художника от моральных и экономических проблем, связанных с возможными штрафами за ущерб и возвратом уже полученных платежей. С тех пор семья Пикколомини перестала интересоваться алтарем, который навсегда так и остался незавершенным.
15.
DSC_9825

В конце XVIII в. в центральную нишу верхней части алтаря была помещена статуя Мадонны с Младенцем, которая до последних лет считалась юношеской работой Якопо делла Кверча, а сегодня приписывается Джованни ди Чекко (1371). Статуя происходит из алтаря св. Фомы Аквинского, а до этого — из алтаря св. Якова Персянина, находящихся в соборе.
16.
DSC_9824-1

Расписанный алтарный образ «Мадонны-млекопитательницы» (Паоло ди Джованни Феи, ок. 1385) (копия, оригинал находится в Музее Дуомо).
17.
DSC_9826

Портал Пикколомини [7]
Кардинал Франческо Тодескини-Пикколомини, епископ Сиены, создал с 1492 по 1502 г. в некоторых комнатах приходского дома, примыкающих к левой части собора, специальное помещение, предназначенное для размещения драгоценной коллекции книг его дяди, гуманиста Энеа Сильвио Пикколомини, в будущем папы Пия II. Библиотека украшена грандиозным мраморным фасадом в нефе собора с двойной аркой, покрытым рельефами работы Лоренцо ди Мариано, известного как «иль Маррина» (1497), с очень тонким декором в классическом стиле. Вход в библиотеку устроен в левой арке, через две бронзовых створки двери (Антонио Орманни, 1497).
18.
DSC_9832

Епископский и папский гербы семьи Пикколомини в люнетах арок.
19.
DSC_9831

Справа от входной двери Лоренцо ди Мариано создал алтарь, в центре которого размещено тондо, изображающее св. Иоанна Богослова (атр. Джованни ди Стефано, конец XV в.). Тондо, вероятно, происходит из портала капеллы св. Иоанна Крестителя и установлено в портале Пикколомини только в XIX в.
20.
DSC_9833

Под алтарем св. Иоанна Богослова находится Пьета из полихромного дерева (Альберто ди Бетто д’Ассизи, 1421), созданная для алтаря Распятия.
21.
DSC_9834

В XVI в. архиепископ Франческо Бандини-Пикколомини заказал изготовление памятника слева от мраморного фасада библиотеки Пикколомини. Этот погребальный памятник, на котором выделяется фигура воскресшего Искупителя, создан в честь брата и племянника заказчика Бандино и Германико Бандини-Пикколомини, которые отдали себя церковной карьере и преждевременно умерли в 1521 и 1569 гг. соответственно. Имя автора памятника остается неизвестным.
22.
DSC_9829

Над порталом находится большая фреска «Коронация Пия III» (Пинтуриккьо, 1503-1508), написанная по заказу наследников понтифика, скончавшегося 18 октября 1503 г.
23. По клику можно посмотреть на ту же фотографию, но до обработки.
DSC_9830

Библиотека Пикколомини [8]
Библиотека Пикколомини внутри собора была заказана в 1492 г. архиепископом Сиены кардиналом Франческо Пикколомини-Тодескини (впоследствии Папой Пием III), для хранения книжного наследия, собранного его дядей Пием II Пикколомини. Некоторые помещения старого приходского дома, примыкавшего к собору, были преобразованы в большое прямоугольное помещение со входом из левого нефа собора. Свод разделен на два люнета по короткой стороне и на четыре по длинной стороне; люнеты соединены со стенами пилястрами, украшенными гротескными мотивами. Вдоль стен внизу в деревянных шкафах лежат иллюминированные рукописи градуалов и антифонариев, иллюстрированные Сано ди Пьетро, Джироламо да Кремона, Либерале да Верона, Пеллегрино ди Марьяно и Гвидоччо Коццарелли.
24.
DSC_0161

На перемычке между окнами установлены большие гербы семей Пикколомини (сверху) и Пикколомини-Тодескини (лордов Джильо и Кастильоне-делла-Пеская (внизу слева) и лордов Кастилии и Арагона (внизу справа)).
25.
DSC_0178

Свод состоит из длинного центрального прямоугольника, поддерживаемого парусами и ребрами половинных крестовых сводов, и архитектурно определяется как цилиндрический свод с цилиндрическими люнетами. Украшение вдохновлено квадратными сводами Золотого дома Нерона, открытыми в те годы и ставшими объектом частого подражания среди художников того поколения, но переносит модель на средневековую архитектурную типологию. На длинных сторонах имеется по четыре паруса с золотисто-желтым фоном и три ребра на синем фоне.
26*.
DSC_0136

На коротких сторонах свода — желтое перо и два красных паруса. Яркие цвета парусов и ребер расписаны густыми старомодными гротесками.
27.
DSC_0135

Своды, расписанные гротесками, содержат аллегорические фигуры, сцены вакханалий, морских тиазов, пасторалей, две большие панели на сюжеты из классической мифологии («Диана и Эндимион» и «Похищение Прозерпины»). Центральный прямоугольник разделен на фризы и геометрические отсеки, вдохновленные Золотым сводом дворца Нерона, с гербом Пикколомини в гирлянде в центре. В отсеках, расписанных Джироламо дель Паккья, находятся Добродетели и языческие мифы, вдохновленные рельефами на саркофагах. Четыре добродетели, вероятно, написаны иллюминатором и миниатюристом Литтифреди Корбизи, приехавшем в Сиену в 1494 г. и, возможно, уже работавшем вместе с Пинтуриккьо в апартаментах Борджиа. В основу «Сцены похищения Прозерпины» был взят рисунок римского саркофага. Амико Аспертини добавил мужскую фигуру на колеснице, запряженной двумя змеями, в том месте, где был разрушен рельеф саркофага (его можно увидеть в Лувре), где вместо нее стояла мать Прозерпины Церера. Пинтуриккьо или тот, кто скопировал рисунок, интерпретировал мужчину как Сатурна, приписав ему использование змей вместо обычных черных лошадей. Свод стал одним из самых сложных свидетельств переосмысления древних тем в те годы во имя настоящего Возрождения в отличие от показной эрудиции и фантастического переосмысления начала XV в.
28*.
DSC_0137

Стены библиотеки разделены на десять частей, живописный каркас которых имитирует арки в ракурсе. Нарисованные пилястры, украшенные гротесками, образуют своего рода лоджию, которая опирается на фальшивый мраморный парапет, содержащий рельефы в античном стиле и пояснительные надписи золочеными заглавными буквами на синем фоне, отличающиеся изысканным эстетическим качеством. Темой фрескового декора стала «рисованная хроника» жизни Пия II, взятая из биографии Джованни Антонио Кампано и комментариев, написанных самим Энеа Сильвио. Рисунки сцен показывают толпы персонажей, проработанных таким образом, чтобы возвысить действия главного героя, и разворачиваются как в помещениях, так и на открытом воздухе, где приятные пейзажи чередуются с монументальными городскими сценами. Сейчас установлено, что на этапе рисования эскизов (картонов) Пинтуриккьо воспользовался помощью молодого человека «из школы Пьетро Перуджино«, которым был молодой Рафаэль Санти. Однако исполнение фрескок, безусловно, принадлежит Пинтуриккьо и его помощникам (включая, возможно, сиенцев Джироламо дель Паккья и Джакомо Паккьяротто), Осмотр фресок лучше всего вести по часовой стрелке, начиная от окна у правой стены.
29.
DSC_0145

Энеа Сильвио Пикколомини отправляется в Совет Базеля
Элегантный рыцарь в центре композиции, повернувшийся к зрителю, — двадцатишестилетний Энеа Сильвио. О превратностях его отъезда на Базельский собор вспоминается в «Комментариях», ссылаясь на шторм, обрушившийся на корабль между островами Эльба и Корсика, отклонивший его на юг. Эти события возвещаются в темном облаке слева, но радуга напоминает об успешной высадке между Порто-Венере и Генуей и мирном возвращении.
30.
DSC_0155

Посол Энеа Сильвио при дворе Шотландии
В следующей сцене показан Энеа Сильвио, который вслед за кардиналом Никколо Альбергати отправляется к шотландскому королю Якову I с поручением Базельского совета обсудить союз с государем. Сцена, в центре которой находится трон монарха, оформлена в грандиозной архитектуре с широким углом обзора, позволяющим хорошо видеть как пол с геометрическими мотивами «белое на белом» и тонким восточным ковром, так и потолок с лакунарами и золотистыми розетками.
31.
DSC_0156

Энеа Сильвио коронован императором Фридрихом III как поэт
Энеа Сильвио был отправлен антипапой Феликсом V в Аахен, чтобы воздать почести новоизбранному императору Фридриху III. При его дворе Пикколомини пользовался большим авторитетом, получив должность апостольского протонотария, престижную коронацию лавровым венком как поэт и другие привилегии. Сцена показывает коронацию, организованную в профиль: Энеа Сильвио стоит в центре, лицом к императорскому трону слева, на многолюдной площади, на заднем плане которой доминирует бело-розовый дворец.
32.
DSC_0157

Энеа Сильвио совершает акт подчинения Евгению IV
Будучи представителем Фридриха III, Энеа Сильвио совершил акт подчинения папе Евгению IV, присягнув ему на повиновение. Сцена, на самом деле происходившая в спальне больного Папы, изображена в придворном тронном зале, а главное действие искусно организовано в центре круга кардиналов. Энеа Сильвио, одетый в желтое, целует ноги понтифика, который с любовью благословляет. За лоджией открывается вид на город, где изображена сцена посвящения Энеа Сильвио в сан епископа Триеста в 1447 г.
33.
DSC_0158

Энеа Сильвио, епископ Сиены, представляет Элеонору Португальскую императору Фридриху III
Энеа Сильвио уже был епископом Сиены, когда представил Фридриху III его будущую невесту Элеонору Елену Португальскую. Епископ занимался переговорами о браке и пригласил будущих супругов в Сиену 24 февраля 1452 г. Фон очень подробно изображает реальное место события, то есть за пределами Порта Камолия. В центре можно увидеть колонну с гербами двух супругов, воздвигнутую по этому случаю Сиенской Республикой и существующую до сих пор.
34.
DSC_0159

Энеа Сильвио получает кардинальскую шляпу
Назначение папой Каликстом III Энеа Сильвио кардиналом с титулом Санта-Сабины датируется 1456 г. Действие этой сцены, как и других, происходит в роскошном интерьере с широкоугольной перспективой. На переднем плане слева папа при различных свидетелях, среди которых выделяются двое на переднем плане, жестом указывающих точку опоры сцены, надевает кардинальскую шляпу на голову коленопреклоненного Пикколомини. В обстановке в центре выделяется алтарь капеллы, украшенный запрестольным образом со Святым собеседованием с Мадонной с Младенцем между св. Иаковом старшим и св. Андреем, покровителями рода Пикколомини.
35.
DSC_0160

Пий II, коронованный понтифик, въезжает в Ватикан
Прибытие Пия II, нового понтифика, в Латеранскую базилику 3 сентября 1458 г. организовано динамично: папский портшез проносят слева, а папа сидит в профиль и иератически благословляет окружающих. Во время кульминации церемонии перед новым папой зажигается пламя в память о скоротечности земной жизни. Ряд белых епископских шапок в центре нефа уводит взгляд вглубь, к изображению, свидетельствующему о внешнем виде базилики до последующих реконструкций.
36.
DSC_0144

Пий II созывает Мантуанский собор
Среди приоритетов понтификата Пия II было остановить наступление османов и вернуть Константинополь после его падения в 1453 г. В этой логике в 1459 г. Пий II собрал Мантуанский собор при дворе Людовико Гонзаги. На переднем плане, вокруг стола, покрытого ковром с книгами и другими орудиями познания, стоит ряд сановников, среди которых в стоящем перед Папой пожилом мужчине можно узнать Константинопольского Патриарха Геннадия Схолария.
37.
DSC_0151

Пий II канонизирует святую Екатерину Сиенскую
Длительный процесс, приведший к канонизации св. Екатерины Сиенской, завершился 29 июня 1461 г. Сцена организована, в соответствии с разнообразием стен, фронтально на двух перекрывающихся главных регистрах. Верхний регистр с папской трибуной, с троном Пия II, покрытым изящными гротесками (на одном читается загадочное имя «Бимбо»), и телом святой у подножия лестницы. На нижнем изображен ряд свидетелей, в том числе святителей и мирян, с зажженными свечами в руках. В этой последней группе выделяются два персонажа слева в изысканной одежде и слегка показной позе, которые, как считается, соответствуют портретам Рафаэля и Пинтуриккьо: последний на самом деле очень напоминает автопортрет в капелле Бальони в Спелло.
38.
DSC_0152

Пий II прибывает в Анкону, чтобы начать крестовый поход
Последним начинанием Пия II было объявление, преодолев сопротивление европейских правителей, крестового похода против турок-османов, завоевавших под предводительством Мехмеда II Константинополь и собиравшихся овладеть всей Византийской империей. По этой причине, теперь уже старый и больной, папа 18 июня 1464 г. прибыл из Рима в Анкону, чтобы лично возглавить армию, которой суждено было отправиться в продвигаемый им крестовый поход. Здесь он успел увидеть прибытие венецианского флота перед своей кончиной 14 августа 1464 г. После смерти Папы армия крестоносцев немедленно распалась.
39.
DSC_0153

Три грации
Скульптура, расположенная в центре библиотеки, изображает Трех граций. Это древнеримская копия с эллинистического оригинала (IV-II в. до н.э.), принадлежащая Франческо Тодескини-Пикколомини. Пьедестал и чаша, составляющие основу скульптуры, созданы Джованни ди Стефано в последнем двадцатилетии XV в.
40.
DSC_0176

С окончанием эпохи Возрождения и привязанностью к классическому искусству у скульптуры была тяжелая жизнь. Настоятель XVII в. писал, что три грации неприличны и не подходят для священного места. В XIX в. папа Пий IX, посещая собор, заметил их и сказал, что было оскорбительно видеть трех обнаженных женщин в ризнице церкви. На самом деле библиотека Пикколомини никогда не была ризницей, но замечание Папы нельзя было игнорировать, поэтому скульптуру поместили в Музей Дуомо. На свое место она вернулась в конце того же столетия благодаря сердечной просьбе русского художника (нигде не написано, кого именно), обращенной к принцу Неаполитанскому Виктору Эммануилу, по случаю визита последнего в Москву. С приходом фашизма люди снова стали думать так же, как Пий IX, и таким образом работа снова была перемещена в музей. В 1972 г. Энцо Карли вернул «Три грации» обратно в Библиотеку, прикрепив пьедестал XV в. к полу, возможно, чтобы препятствовать дальнейшим перемещениям.
41.
DSC_0177

Изгнание Адама и Евы из земного рая
Лепная эдикула со сценой изгнания Адама и Евы, расположенная над дверью Библиотеки, является работой художника, которого многие отождествляют с Лоренцо ди Мариано (автором мраморного фасада Библиотеки). Однако имеются предположения, что скинию вырезал его учитель Джованни ди Стефано. Ученые датируют скульптуру концом XV — началом XVI в. Хотя архитектурная эдикула оригинальна, сама сцена Изгнания из земного рая представляет собой копию одного из мраморных отсеков Фонтана Радости работы Якопо делла Кверча. Несмотря на невысокую художественную ценность, скиния, тем не менее, привлекает человеческим и религиозным посланием, которое изображено на архитраве: DEUM MAXIMUM ET POSTEROS OF / FENDI UTRIUSQUE DEBEO NEUTER MIHI (Я оскорбил Бога Максима и потомство. Обоим я обязан, но ни один из них не обязан мне). Именно эти слова произнес Папа Энеа Сильвио Пикколомини на смертном одре. Это был акт смирения и покаяния в грехе или ряде неопределенных грехов, которые оскорбили Бога и потомство и, следовательно, относятся к первородному греху Адама и Евы. Над надписью в центре тимпана изображена эмблема Искупителя.
42.
DSC_0179

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

One thought on “Сиена. Кафедральный собор. Часть 3

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.