Сиена. Базилика Сан-Доменико. Часть 2

Базилика Сан-Доменико является одной из самых важных церквей Сиены и расположена между площадью Сан-Доменико и улицей Виа делла Сапиенца [43.3199247N 11.3265717E]. Базилика стоит на вершине туфового холма Кампореджо и возвышается над равниной Фонтебранда. Церковь часто называют Катеринианской базиликой из-за связи со св. Екатериной Сиенской и некоторыми эпизодами ее жизни. Базилика является итальянским национальным памятником.
1.
Map_of_Siena

Для лучшей ориентации внутри церкви прилагаю план, на котором отмечены основные объекты. Дальнейший осмотр будет произведен от входа по часовой стрелке.
2.
Plan

Часовня справа от главного алтаря [13] также была освещена неестественным сине-фиолетовым светом. Насколько смог, я это освещение компенсировал.
3.
DSC_9660

На правой стене капеллы экспонируется триптих Мадонна с Младенцем между св. Иеронимом и св. Иоанном Крестителем (Маттео ди Джованни, 1476). В центре изображена Мадонна на престоле в окружении ангелов с Младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. Слева, среди скалистого пейзажа, написан коленопреклоненный св. Иероним с распятием и львом, а справа — св. Иоанн Креститель с длинным посохом странника, увенчанным небольшим крестом.
4.
DSC_9660-1

На левой стороне видны два фрагмента фресок из клуатра монастыря, приписываемых Липпо Ванни.
Мадонна с младенцем и донатором (атр. Липпо Ванни, 1375-1399). Мадонна на троне с Младенцем Иисусом, сидящим на коленях, в акте благословения. Слева внизу изображен в профиль, в меньшем масштабе, коленопреклоненный донатор со скрещенными руками.
5.
DSC_9660-2

Два святых (атр. Липпо Ванни, 1350-1374). Внутри двух расписных эдикул в полный рост изображены св. Мария Магдалина с сосудом с миром и книгой и св. Фома Аквинский с раскрытой книгой.
6.
DSC_9660-3

Вторая капелла справа [14] имеет мраморный алтарь с распятием в центре и по бокам двумя фигурами св. Варвары и св. Марии Магдалины (Фламинио дель Турко, 1596-1598). На грустные размышления наводит множество погребальных памятников на двух боковых стенах, связанных с немецкими студентами и завсегдатаями сиенского университета, умершими в XVI и XVII вв.
7.
DSC_9664

В третьей часовне справа [15] есть двойная фреска, возможно, начала XVI в., найденная в захоронении под полом, которая представляет Мадонну на троне с донатором и двумя святыми. К сожалению, я эти фрески не запечатлел, в интернете их изображений не нашел. Сохранились только пара изображений элементов обстановки в капелле.

Реликварий (Джузеппе Пьямонтини, 1711), состоящий из многоугольного основания, трапециевидного сосуда и окна и крышки в виде усеченной пирамиды, украшенной элементами завитков и терновым венцом наверху. У основания окна в центре фигурной папки вырезано сердце.
8.
DSC_9668

Надгробный военный мемориал «Аллегория солдатской смерти» (Фульвио Корсини, 1920). Памятник представляет собой скинию в стиле неоренессанс, которая включает бронзовый барельеф и увенчивает прямоугольное основание, на котором написаны имена павших.
9.
DSC_9669
Правый трансепт украшает в заднем приделе барочный алтарь, посвященный бл. Амброджо Санседони (Маттио Валентини, 1655) [16]. Две мраморные статуи слева и справа — это соответственно св. Фома Аквинский и бл. Якопо да Мевания (Джованни Баттиста Кремонини, Бернардино Кремонини, 1680-1682).
10.
DSC_9659

В центре алтаря картина «Бл. Амброджо Санседони во славе» (Франческо Рустичи по прозванию Рустичино, 1611-1612). Бл. Амброджо Санседони изображен в центре, среди облаков, в окружении летящих херувимов и ангелов. Справа женская фигура в благоговейном поступке, а слева несколько обнаженных человеческих фигур, склонившихся к блаженному. На заднем плане виден город Сиена.
11.
DSC_9670

Из правого трансепта можно пройти в большую ризницу [17]. Картины XVII в., находящихся на стенах ризницы, представляют собой копии живописного цикла, находящегося в хоровой капелле Сан-Лоренцо в Риме, выполненные Джованни Ланфранко и другими эмилианскими художниками. На своде сохранились небольшие фрагменты старинных фресок.
12.
DSC_9673

Барочный алтарь (сиенская мастерская Маццуоли, XVIII в.) с процессионным штандартом «Мадонна во Славе» (атр. Содома, 1525).
13.
DSC_9671

На противоположной от алтаря стороне большая картина Умножение хлебов и рыб (Людовико Донди, 1585). Это первая подписанная работа малоизвестного представителя позднего мантуанского маньеризма. В картине с великолепием стиля и риторическим подходом переработаны элементы римского маньеризма, вдохновленные Франческо Сальвиати.
14.
DSC_9672

В первой к главному алтарю капелле по правой стороне нефа [18] Поклонение Младенцу (Франческо ди Джорджо, ок. 1490). Алтарный образ сопровождается люнетом Пьета между св. Михаилом и св. Магдалиной (Маттео ди Джованни, ок. 1490) и пределлой с пятью разлиичными сценами (Бернардино Фунгаи, ок. 1490). На фоне величественной древней разломанной арки, утопающей в идиллическом пейзаже, происходит поклонение пастухов Младенцу, покоящемуся внизу в центре на мраморном фрагменте, символизирующем зарождение христианской цивилизации из древних руин. Расположенные вдоль двух симметричных диагональных линий, которые усиливают ощущение пространственности, св. Иосиф и два ангела расположены слева, а Дева Мария и два пастуха — справа. Темная кожа пастухов и их живые изгибы контрастируют с идеально прозрачными ангелами на противоположной стороне.
15.
DSC_9675

Во второй от главного алтаря капелле справа [19] находится Мадонна с младенцем (Франческо ди Ваннуччо, ок. 1375), обрамленная панелью «Вечный отец и святые» («Бог-Отец, св. Себастьян, св. Екатерина, св. Сигизмунд и св. Винсент Феррера», » Троица со святыми») (Содома, 1531).
16.
DSC_9674

17.
DSC_9676

Капелла св. Екатерины [20]
Капелла св. Екатерины (Никколо Бенси, 1466) изначально была предназначена для хранения реликвии головы этой святой. Голову отделил от бездыханного тела ее духовник бл. Раймонд Капуанский на следующий день после ее кончины в Риме в 1380 г, а в 1384 г. реликвию по многочисленным просьбам горожан, желавших получить мощи своей почитаемой святой, перевезли в Сиену. Фрески XVI в. в часовне написаны Содомой и Франческо Ванни. Купол был перестроен после землетрясения 1798 г.
18.
DSC_9677

В центре часовни находится мраморный алтарь (Джованни ди Стефано, 1469), созданный по проекту Никколо Бенси. Алтарь окружают Экстаз св. Екатерины (слева) и Обморок св. Екатерины, вызванный стигматами (справа) (Содома, 1526), считающиеся одними из самых успешных работ художника.
19.
DSC_9679

Голова расположена за решеткой внутри небольшого неоготического реликвария в форме храма.
20.
DSC_9681

На левой стене изображено Обезглавливание Никколо ди Тульдо (Содома, 1526). Молодого человека приговорили к смерти, но он обратился в христианство за несколько часов до казни, и св. Екатерина помогала ему до самой казни.
21.
DSC_9680

На правой стене можно увидеть Освобождение одержимой св. Екатериной (Франческо Ванни, 1596). Этот же художник также расписал арку часовни, изобразив бл. Раймонда Капуанского и Томмазо Каффарини, авторов «Большой легенды» и «Малой легенды» о святой. Вверху, в арке, св. Лука и св. Иероним (Содома, 1526).
22.
DSC_9678

Завершает часовню мраморный инкрустированный пол XV в. с изображением Орфея, играющего на лире, и животных (Франческо ди Джорджо, 1490-1499).
23.
DSC_9681-1

Следующий алтарь [21] создали Доменико Кафаги, Джованни Антон Мария ди Пьер, Джузеппе Картони и Джузеппе Пампалони (1530-1690). Алтарный образ Рождество Богородицы (Алессандро Казолани, 1585). Полотно Казолани считается шедевром этого художника, а также лучшим сиенским полотном того периода. Левее алтаря в стену вмонтирована небольшая витрина (реликварий) с мощами св. Екатерины. Справа от алтаря большое деревянное распятие XV в. Под распятием деревянная скульптурная группа XV в., изображающая Христа, тело которого поддерживают дева Мария, св. Иоанн и св. Мария Магдалина.
24.
DSC_9682

Успение Богородицы с бл. Джованни Коломбини и бл. Амброджо Санседони (сиенская школа) [22]. На заднем плане — Сиена.
25.
DSC_9683

Явление Богородицы бл. Галлерани (Стефано Вольпи, 1630) [23].
26.
DSC_9685

27.
DSC_9684

Мученичество св. Петра Веронского (Арканджело Салимбени, 1579) [24]. Картина, заказанная Камилло Аскарелли для семейного алтаря, считается шедевром недолгой творческой карьеры сиенского художника. Она, хоть и следует стилистической традиции позднесиенского маньеризма от Содомы до Риччо, знаменует собой разрыв с предыдущими работами художника.
28.
DSC_9688

Купель для крещения [25]. Многолопастная мраморная чаща украшена в основании растительными спиральными мотивами, в центре лентой с надписью, а по верхнему краю зубчатыми элементами.
29.
DSC_9688-1

Часовня сводов [26]
Часовня сводов — древнее место молитвы доминиканок-терциаров, называемых Мантеллате, датируемая XIV в. По легендам, в этой часовне св. Екатерина Сиенская получила хитон Мантеллате, ее несколько раз видели в экстазе, говорили, что она несколько раз читала Псалмы вместе с Иисусом, что она обменялась с ним своим сердцем и что она отдала Христу в образе паломника свое одеяние. Капелла состоит из двух пролетов с крестовыми сводами, которые когда-то были закрыты стеной, отделявшей на уровне контрфасада помещение часовни от нефа церкви. В ходе реставрации XX в. разделительную стену убрали и справа разместили широкую лестницу, по которой можно попасть в часовню. Хоры (тосканская мастерская, 1475-1499) расположены на одной стороне часовни. Шпалера характеризуется лепным каркасом с вкраплениями рифленых пилястр. Сиденье состоит из одной прямоугольной скамьи, поддерживаемой спиральными элементами.
30.
DSC_9686

На левой стене часовни выделяется изображение св. Екатерины с благочестивым донатором (Андреа Ванни, ок. 1380-1381). Первоначально фреска находилась на прилегающей стене, образуя угол с церковью; в 1667 г. она была отделена и перенесена на нынешнее место. Фреска обрамлена в архитектурный каркас (тосканская мастерская, 1667), поддерживаемый полкой, украшенный снизу херувимом и скульптурными растительными мотивами и завитками. Зигзагообразная рама из полихромного мрамора окружена с боков двумя херувимами вверху и двумя спиральными элементами аканта внизу. Фронтон представляет собой треугольный тимпан с обращенными к нему волютами, украшенный сердцем с терновым венцом вокруг него, вырезанным внутри картуша.
31.
DSC_9686-1

Этот портрет исключительно важен, поскольку написан еще при жизни св. Екатерины, поэтому его по праву считают истинным изображением ее черт лица. Это подтверждается еще и тем, что Андреа Ванни был верным учеником святой, написавшей ему несколько писем. Этой работой художник хотел выразить всю свою преданность женщине, которую считал «матерью и учителем». На фреске Екатерина предстает в белом облачении и черном плаще «мантеллата»; она держит лилию, символ чистоты, которая со временем станет ее традиционным иконографическим атрибутом. На ее руках имеются следы стигматов, которые, по легенде, святая получила 1 апреля 1375 г. в церкви Санта-Кристина в Пизе. Молодая женщина, преклонившая колени в позе преданности и целующая пальцы, является ученицей, символом всех духовных детей Екатерины, как вчера, так и сегодня, и всех тех, кто хочет знать ее жизнь, труды и послание мира.
32.
DSC_9686-2

Вдоль длинной стены часовни над хорами установлены три больших картины, рассказывающие эпизоды из жизни св. Екатерины.

Св. Екатерина читает службу в компании Иисуса (Крещенцио Гамбарелли, 1602). Сверху изображена Богородица во славе.
33.
DSC_9686-3

Явление св. Екатерины св. Розе Лимской (Дейфебо Бурбарини, 1676). Св. Роза увенчана розами и работает с коклюшками, вверху — Мадонна с Младенцем среди облаков, окруженная ангелами, и св. Доминик, преклонивший колени перед ними.
34.
DSC_9686-4

Смерть св. Екатерины (Крещенцио Гамбарелли, 1602). В верхней части картины Екатерину приветствует Святая Троица. На картине изображено много различных персонажей, идентифицировать которых мне не удалось.
35.
DSC_9686-5

На правой стене первого пролета большое полотно Канонизация св. Екатерины Сиенской (Маттиа Прети, 1672). Некоторые исследователи считают название не совсем корректным: сцена относится к папскому благословению, данному папой Пием II (Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини) 29 июня 1461 г. по случаю празднования канонизации сиенской святой. Кардиналом, получившим благословение, скорее всего, был племянник папы Франческо Нанни Тодескини-Пикколомини, в будущем папа Пий III. С учетом их родственных связей, вполне вероятно, что и другие кардиналы на картине также принадлежат семье Пикколомини. Большое полотно находится в окружении двух парных картин. Слева — Св. Екатерина Сиенская преподносит крест Христу (Крещенцио Гамбарелли, 1602). По другим данным, Иисус возвращает св. Екатерине крест, который он получил от нее как паломник. Справа — Св. Екатерина Сиенская дает одежду Иисусу (Крещенцио Гамбарелли, 1602). Святая, изображенная босиком, в религиозной одежде, с лилией и книгой в руках, подает Иисусу одежду.
36.
DSC_9686-6

Под храмом располагается трехнефная крипта, построенная в готическом стиле. Созданная на фундаменте церкви в начале XIV в., она позже была заброшена и предназначалась для светских целей в XVI в., пока не была восстановлена и повторно освящена в 1935 г. В настоящее время в крипте проводятся церковные службы и музыкальные концерты.
37.
DSC_9690-1

В огромном зале за главным алтарем находится большой Расписной крест (Сано ди Пьетро).
38.
DSC_9690-2

В крипте имеется еще один позолоченный деревянный алтарь (сиенская мастерская, первая половина XVII в.) в стиле барокко, увенчанный большой короной. Алтарным образом является Мадонна с Младенцем (Сано ди Пьетро, 1450-1474). В некоторых источниках приводится второе, на мой взгляд, несколько парадоксальное, название — Мадонна дель Парто, но, как утверждается, именно под таким названием она была почитаема населением Сиены в прошлом. Картина ранее служила знаком процессии по улицам Сиены во время Белого воскресенья и уже тогда пользовалась особым почитанием. До 1624 г. картина находилась, в частности, в церквях Сан-Антонио и Сан-Джачинто, а затем была перенесена семьей Аккариджи в церковь св. Фомы Аквинского. Мадонна XV в. прошла реставрацию в 1915 г., а в 1950-е годы была радикально отреставрирована и затем перенесена в склеп. В 1978 г. картина еще раз была отреставрирована Бруно Корсо и перенесена в монастырь, а на алтаре, по соображениям безопасности, она была заменена цветной копией.
39.
DSC_9690-3

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.