Сиена. Базилика Сан-Доменико. Часть 1

По пути от железнодорожного вокзала к базилике на глаза попался бронзовый конный памятник Джузеппе Гарибальди [43.3235464N 11.3266146E].
1.
DSC_9624

Городской совет Сиены решил почтить память Джузеппе Гарибальди возведением памятника уже через несколько дней после смерти полководца, однако работы не начинались из-за долгих споров о наилучшем месте его установки. Эту задачу поручили скульптору Рафаэлло Романелли только в 1891 г., и через пять лет, 20 сентября 1896 г., в годовщину взятия Рима памятник был открыт.
2.
DSC_9615

Конный памятник воспроизводит фигуру Гарибальди в классической одежде, в которой он был главным героем Рисорджименто, в красной рубашке и с головой в шапочке, названными в его честь. На боку у генерала висит меч в ножнах. Всадник, остановив коня и положив правую руку на спину животного, как будто бы смотрит на своих соратников.
3.
DSC_9616

На постаменте расположены два барельефа: «Высадка при Марсале» и «Битва при Ментане». На боках также показаны названия значимых сражений Гарибальди: Осада Монтевидео, Битва при Сант-Антонио, Сражение при Милаццо, Битва при Вольтурно, Бой при Варезе, Битва при Монте-Суэлло, Битва при Сольферино, Битва при Бедзекке, Осада Рима в 1849 г., Бой при Аспромонте, Бой при Калатафими, Сражение при Диджионе.
4.
DSC_9618

5.
DSC_9619

Также на боковой поверхности постамента установлено изображение Сиенской волчицы, вскармливающей двух младенцев. Сиенская волчица увековечивает мифологическое основание города Сением и Асканием, сыновьями Рема, убитого его братом Ромулом при легендарном основании Рима. Таким образом, после убийства своего отца братья бежали от своего дяди на двух лошадях, которых им предоставили Аполлон и Диана (одна белая и одна черная, цвета, которые в конечном итоге станут цветами Бальзаны, герба Сиены). Взяв с собой волчицу, кормившую и защищавшую их отца и дядю, братья сделали ее эмблемой нового города, который они собирались основать в долине, где решили поселиться. Город получил название в честь старшего из двух братьев Сенио, который стал сначала называться Сеной, а позднее — Сиеной.
6.
DSC_9620

Базилика Сан-Доменико
Базилика Сан-Доменико является одной из самых важных церквей Сиены и расположена между площадью Сан-Доменико и улицей Виа делла Сапиенца [43.3199247N 11.3265717E]. Базилика стоит на вершине туфового холма Кампореджо и возвышается над равниной Фонтебранда. Отсюда открывается прекрасный вид на Сиенский собор и Торре-дель-Манджа. Церковь часто называют Катеринианской базиликой из-за связи со св. Екатериной Сиенской и некоторыми эпизодами ее жизни. Базилика является итальянским национальным памятником. В июле 1925 г. папа Пий XI возвел церковь в сан малой базилики.
7.
Map_of_Siena

Монахи-доминиканцы прибыли в Сиену в 1220 г., за год до смерти их основателя св. Доминика Гусмана. Строительство церкви и доминиканского монастыря началось в 1226 г. и было завершено около 1265 г. Примерно в середине XIV в. церковь была расширена, о чем свидетельствует ее полностью готическая структура как в центральном нефе, так и в поперечном крыле, сохранившиеся несмотря на бесчисленные превратности, которые характеризовали ее историю в последующие столетия. В 1443 г. пожар разрушил церковь до основания. В 1531 г. она снова сильно пострадала в результате вспыхнувшего пожара, который поставил под угрозу голову св. Екатерины, спасенную новообращенным монахом. В течение XVII и XVIII вв. церковь претерпела многочисленные изменения в стиле барокко с добавлением боковых алтарей.
8.
DSC_9625-2

В середине XVI в. и церковь, и особенно монастырь, также пострадали в результате оккупации испанскими войсками, дислоцированными в Сиене, но главный удар по доминиканскому комплексу нанесло землетрясение 1798 г., которое привело его в катастрофическое состояние, в результате чего одно из зданий пострадало больше чем другие в городе. После предварительной оценки городские власти даже подумывали о сносе храма, но в конце концов было решено провести сложную реставрационную операцию, которая продолжалась до 1806 г. К этому времени возвышающаяся колокольня с двадцатиметровым шпилем, увенчанным бронзовой статуей св. Екатерины, была укорочена и приведена к своему нынешнему состоянию.
9. На старинной гравюре колокольня (чуть правее центра карты) изображена еще в полную высоту и со статуей св. Екатерины.
siena_map_alt

Последующее разрушение грандиозного здания было преодолено только благодаря длительной послевоенной реставрации 1941-1963 гг., в ходе которой были удалены барочные дополнения, частично восстановлены древние готические формы и добавлены современные витражи, рассказывающие «Истории св. Екатерины» (Бруно Кассинари).
10.
DSC_9625-1

Базилика имеет суровый и массивный вид благодаря своей кирпичной архитектуре, типичной для нищенствующих орденов, которые выбирали скромные материалы для строительства своих церквей. Стиль церкви — цистерцианская готика, особенно заметная в апсиде.
11.
DSC_9625-3

Фасад остроконечный, гладкий и лишен украшений, за исключением высокого окулуса, выполняющего роль окна-розы. Кроме того, он в значительной степени перекрыт выступающей перед фасадом сводчатой часовней, в которую можно попасть изнутри церкви. В итоге на фасаде не осталось места для устройства портала, и в церковь можно попасть с левой стороны нефа. С площади открывается вид на левую часть базилики, где расположен входной портал. Территорию по правую сторону занимают монастырские помещения.
12.
DSC_9625

Небольшое примечание от автора. Фотографировать внутри собора запрещено, но я в нарушение ограничений по мере возможности постарался запечатлеть основные достопримечательности внутри, правда, не всегда с самых удачных ракурсов и оптимального качества. Поэтому для создания более полного отчета был вынужден использовать некоторые фотографии, заимствованные из Википедии.

Вход в церковь осуществляется через высокий портал, украшенные бронзовыми панелями с рельефами. Судя по самим панелям, они изготовлены относительно недавно. На некоторых можно прочесть надписи: «Хаос», «Св. Екатерина и папа Римский», «Агнец Божий», «Св. Екатерина получает стигматы».
13*.
DSC_9689-1

Панели на открывающихся дверях. На двух панелях я смог прочесть надписи: «Св. Екатерина держит Иисуса на руках» и «Мост Христа».
14.
DSC_9689

В плане церковь представляет собой тау-крест (Антониев крест), составленный из очень большого нефа, перекрытого фермами и трансепта с высокими часовнями. По боковым сторонам нефа установлены алтари. Свет попадает в базилику из высоких стрельчатых сдвоенных окон, называемых бифориями. До наших дней сохранилось оригинальное стропильное перекрытие церкви.
15.
DSC_9629

Для лучшей ориентации внутри церкви прилагаю план, на котором отмечены основные объекты. Дальнейший осмотр будет произведен от входа по часовой стрелке.
16.
Plan

Св. Фома Аквинский перед папой Урбаном IV (Гальгано Перпиньяни, ок. 1724) [1]. Картина была заказана рыцарем Альфонсо Аккариджи для фамильного алтаря в 1724 г., но, вероятно, долгое время оставалась в доме заказчика. Известно, что алтарный образ был установлен на полагающееся место в период между 1752 и 1759 г. Картина представляет собой качественную юношескую работу художника, которая восходит к опыту Джованни Джозеффо даль Соле и Карло Чиньяни. Этот св. Фома — работа, относящаяся к одному из самых счастливых периодов творческой карьеры Перпиньяни, когда он еще мог позволить себе конкурировать с Джузеппе Никола Назини.
17.
DSC_9636

Св. Гиацинт, спасающий статую Богородицы и Святые Дары (Франческо Ванни, 1599-1600) [2]. Св. Гиацинт, принадлежавший к Ордену проповедников, только что завершил строительство в Киеве великолепного храма, посвященного Пресвятой Богородице. Однажды татары, самые непримиримые враги христиан, достигли городских стен и пытались проникнуть внутрь. Святой спрятал киворий под хитоном, взял в руки статую Мадонны и в сопровождении своих братьев и верующих беспрепятственно прошел сквозь ряды врагов, которые по воле Божией на некоторое время были поражены слепотой. Достигнув берегов Днепра, они не нашли возможности перейти на другой берег. Полный уверенности в силе Святого Дара, которое он нес в одной руке, и в защите Марии, чью статую он нес в другой руке, св. Гиацинт перекрестился и стал ставить ноги на поверхность воды, сумев добраться до противоположного берега, даже не намочив подошвы сандалий. Картина показывает чудо пересечения Днепра.
18.
DSC_9637

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской (Себастьяно Фолли, 1607-1609) [3]. Св. Екатерина Александрийская получает кольцо от Младенца Иисуса, сидящего на коленях Девы Марии. Справа изображена св. Агата с грудью на блюде; на переднем плане св. Маргарита, топчущая дракона, сидящая на ступеньках, с крестом в руке; на заднем плане св. Луция с кинжалом; слева — на переднем плане сзади св. Петр, держащий в руке раскрытую книгу; св. Доминик сидящий на ступеньках с ключами и книгой; св. Фома Аквинский с раскрытой книгой и солнцем на груди, рядом с ним св. Франциск во францисканском хабите с крестом; на заднем плане св. Леонард с мечом.
19.
DSC_9638

Св. Антоний Аббат, освобождающий одержимую женщину (Рутилио Манетти, 1628) [4]. На заднем плане видны улетающие черти, изгнанные из тела женщины.
20.
DSC_9639

21.
DSC_9640

В последнем алтаре слева можно увидеть остатки древних фресок с изображением св. Фомы Аквинского на кафедре, написанные неизвестным автором [5]. Правее алтаря «Св. Антонин Пьероцци» (Франческо Ванни).
22.
DSC_9641

Пространство алтаря дополнено пределлой, содержащей пятнадцать небольших панелей с Тайнами Розария (атр. Содома, первая половина XVI в.)
23.
DSC_9641-1

Распятие с бл. Джованни и бл. Екатериной Коломбини (Вентура Салимбени, 1600-1610). Сиенский купец Джованни Коломбини — основатель ордена Иезуатов. Женская ветвь ордена Иезуатов основана его племянницей Екатериной Коломбини. Картина была написана для алтаря семьи Коломбини, где оставалась до 1954 г. В ней очевидны архаичность стиля и модели Пьетро Перуджино: лаконичное построение макета, сдержанная выразительность персонажей, четкая широта холмистого ландшафта, погруженного в чистую атмосферу.
24.
DSC_9644-1

Мемориальный памятник Джузеппе Пьяниджани — сиенскому инженеру, спроектировавшему, среди прочего, железнодорожную линию Сиена-Эмполи (Энеи Бечерони и Тито Саррокки, 1855) [6]. Мраморный памятник включает наверху статую знаменитого инженера в классической драпировке с двумя гениями у его ног. В основании памятника в трех нишах в стиле ренессанс изображены аллегории Механики, Архитектуры и Физики.
25.
DSC_9644

Алтарь св. Доминика [8]. В центре алтаря на весьма посредственном современном полотне написан св. Доминик, авторство которого приписывается художнику-доминиканцу фра Анджелико Спинилло. Две мраморные фигуры слева и справа -соответственно св. Мария Магдалина и св. Екатерина Александрийская.
26.
DSC_9643

В капелле [9] на левой стене находится деревянное распятие (атр. Векьетта, 1500-1510). Распятие представляет собой иконографию «Christus patiens» (Христос страждущий) с откинутой головой и бедрами, укрытыми набедренной повязкой. Распятие установлено над фоном из светло-голубого атласного дамаста с цветочными мотивами с золотой холщовой тесьмой XVIII в.
27.
DSC_9646

Мадонна с Младенцем, св. Екатерина и другие святые (Себастьяно Фолли, ок. 1600-1610).
28.
DSC_9645

Часовня Вентурини [10]
Эта часовня является самой монументальной и самой украшенной в трансепте. Алтарь изготовлен Джузеппе Никола Назини и Якопо Франчини в 1705 г. В центре установлена знаменитая Маэста (Гвидо да Сиена, ок. 1265-1270). Однако проставленная на панно дата (1221), которая сделала бы эту работу самой ранней византийской и наиболее полной в тосканском и итальянском искусстве в целом, большинством ученых больше не считается достоверной, которые вместо этого отдают предпочтение датировке примерно 1270 г. Исследователи полагают, что лики Богородицы и Младенца были переписаны основателем сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья в начале XIV в.
29.
DSC_9652

На левой стене капеллы надо рассмотреть драгоценное полотно Мадонна с младенцем между св. Григорием, св. Иаковом, св. Иеронимом и св. Себастьяном и в люнете Пьета (Бенвенуто ди Джованни, 1483). В центре изображена Мадонна на троне с Младенцем Иисусом, сидящим на ее коленях. По бокам престола преклоняют колени: справа св. Иоанн Богослов с книгой в руке, слева св. Иаков с посохом, раковиной наверху и книгой. На заднем плане Папа-мученик, св. Себастьян и четыре ангела, держащие ткань.
30.
DSC_9650-1

Выше расположена фреска, рассказывающая Историю св. Гиацинта (Джузеппе Никола Назини, 1706). Доминиканский монах св. Гиацинт, изображенный в центре, прогоняет дьявола. Сцена происходит в естественной среде.
31.
DSC_9650

На правой стене капеллы Св. Варвара со св. Марией Магдалиной и св. Екатериной Александрийской с киматием с изображением Богоявления и в люнете Поклонение волхвов (Маттео ди Джованни, 1479).
32.
DSC_9648-1

Выше расположена фреска с Историей бл. Санседони (Джузеппе Никола Назини, 1706). Бл. Амброджо Санседони прогоняет дьявола в образе двух молодых женщин. Действие происходит в естественном ландшафте; на заднем плане слева две мужские фигуры.
33.
DSC_9648

Ближайшая к главному алтарю капелла слева [11] была подсвечена ярким и «мертвым» сине-сиреневым светом, и все это усугублялось контровым освещением сквозь окно. Я как мог, постарался компенсировать сильные цветовые искажения. На алтарном столе стоит деревянная фигура св. Антония Аббата (Франческо ди Вальдамбрино, 1426). Франческо был другом и учеником Якопо делла Кверча. Полихромное окрашивание фигуры осуществил Мартино ди Барфоломео.
34.
DSC_9654

На левой стене капеллы находится одна из самых важных работ в базилике — фреска с изображением Мадонны с младенцем, св. Иоанна Крестителя и коленопреклоненного рыцаря (Пьетро Лоренцетти, ок. 1325) из клуатра монастыря.
35.
DSC_9654-1

Справа вывешено Распятие со св. Евгением и св. Бенедиктом (Рафаэлло Ванни, 1649). В центре изображен распятый Христос в окружении херувимов. У подножия креста ангел, опирающийся на посох. По бокам св. Евгений и св. Бенедикт в благоговейной позе. На заднем плане изображен город Сиена.
36.
DSC_9654-2

Современный главный алтарь [12] украшен киворием и двумя ангелами (Бенедетто да Майано, 1475-1480). Белый каррарский мрамор. В основании кивория в медальонах изображены четыре евангелиста. Гипсовая копия кивория выставлена в Пушкинском музее.
37.
DSC_9658

На боковых стенах алтаря выставлен цикл картин не самого известного и популярного художника Джованни Баттиста Джустаммиани по прозванию иль Франчезино, рассказывающий Истории из жизни св. Бенедикта.
38. Приветствие св. Мавра и св. Плакида
DSC_9658-1

39. Неопознанная история
DSC_9658-2

40. Св. Бенедикт воскрешает ребенка
DSC_9658-3

41. Св. Бенедикт исцеляет калеку
DSC_9658-4

Современные большие витражи в пресвитерии выполнены в несколько необычной для готической церкви манере (Бруно Кассинари, 1982).
42.
DSC_9642

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.