Местоположение и конструкция Сиенского баптистерия сильно отличаются от общепринятых в XIV в. канонов, предписывающих строительство отдельного здания для крещения, как правило, восьмиугольной формы. Но такое отступление от правил было большей частью вынужденным, но оригинальным архитектурным решением.
1.
В центре Сиенского баптистерия находится шестиугольная крестильная купель, произведение огромной ценности, фундаментальный образец скульптуры эпохи Возрождения начала XV в., изготовленный из мрамора, бронзы и эмали. Над купелью в период с 1417 по 1430 г. работали величайшие скульпторы того времени: Донателло, Лоренцо Гиберти, Джованни ди Турино, Горо Нероччо и Якопо делла Кверча.
2.
Решение о переносе купели из собора в новое здание возникло в конце XIV в., когда при расширении апсиды из-за крутого перепада высот потребовалось построить контрфорсы с тыльной стороны. Для этого было построено помещение под собором, в котором было решено устроить баптистерий.
3.
Согласно документу, записанному казначеем Пьетро ди Нофрио, изготовление купели было поручено Якопо делла Кверча в 1417 г. Непосредственно созданием занимались Пьетро ди Томмазо дель Минелла, Бастиано ди Корсо и Нанни да Лукка. Якопо делла Кверча обязался, помимо общего руководства работой, изготовить два из шести барельефов, повествующих об эпизодах из «Истории Иоанна Крестителя», предназначенные для украшения сторон шестиугольной чаши. В том же году остальные четыре барельефа были заказаны у флорентийца Лоренцо Гиберти и в мастерской сиенских ювелиров Турино ди Сано и Джованни ди Турино. На строительство купели ушло пятнадцать лет. Тем временем Якопо делла Кверча решил создать только один из двух рельефов, запланированных на 1417 г. Именно это побудило Оперу Дуомо обратиться к Донателло, возможно, по совету знатока культуры Антонио Казини, епископа Сиены с 1409 по 1427 г.
4.
Купель представляет собой чашу шестиугольной формы. Под краем карниза чаши проходит длинный бордюр с надписью золотыми буквами на синем фоне, цитирующей фразы из Евангелий, касающихся таинства крещения. Вокруг шестиугольной чаши установлены шесть позолоченных бронзовых панелей с «Историями Иоанна Крестителя», перемежающимися по углам изображениями аллегорий Добродетелей в нишах. Столб в центре поддерживает скинию, украшенную с пяти сторон рельефами Пророков; на шестой стене вмонтирована дверка из позолоченной бронзы и эмали с Мадонной с Младенцем. Скиния увенчана четырьмя бронзовыми путти (всего было запланировано шесть) и мраморной статуей св. Иоанна Крестителя. Эпизоды в бронзовых панелях читаются, начиная со стороны, обращенной к алтарю (в этом месте основание купели имеет выступ-ступенька, обеспечивающий священнику доступ к чаше для совершения ритуала крещения. Дальнейшее развитие историй св. Иоанна ведется вправо против часовой стрелки.
5.
Объявление Захарии о рождении Крестителя (Якопо делла Кверча, 1430). Модель для барельефа была изготовлена в 1417 г. Сцена представляет собой момент, когда архангел Гавриил объявляет старому священнику Захарии, что его бесплодная жена Елизавета вскоре зачнет сына.
6.
Рождение св. Иоанна Крестителя (Джованни ди Турино, 1427). Схожесть барельефов Джованни ди Турино с барельефами, созданными Гиберти для северных врат флорентийского баптистерия (иногда почти повторяющиеся), предполагает частое посещение мастерской флорентийского коллеги, а также переписку между два художниками.
7.
Проповедь Иоанна Крестителя (Джованни ди Турино, 1427).
8.
Крещение Христа (Лоренцо Гиберти, 1427). Художник выделяет священную группу, создав вокруг Христа ореол света, полученный гладкой позолотой, в отличие от короны ангелов в дифференцированном рельефе. Креститель, чтобы соответствовать миндалевидной форме ореола вокруг Христа, кажется выгнутым более обычного. Лицо Иисуса в благословляющей позе по традиции кажется здесь более синтетическим, менее связанной с классической лепкой, встречающейся, например, в рельефах флорентийского баптистерия. Слева две женщины беседуют в ожидании завершения таинства, сливаясь с ангельским облаком. Они стоят со спокойной элегантностью в разнообразных позах: одна повернута к зрителю, другая почти отвернулась от зрителя. Драпировка одеяний демонстрирует некоторые уступки декоративному вкусу в оформлении складок.
9.
Арест Иоанна Крестителя (Лоренцо Гиберти, 1427). Комната с портиком, простирающаяся в перспективе на несколько этажей, является фоном для сцены, когда Креститель предстает перед Иродом. Царь Иудеи изображен сидящим на постаменте, украшенном спиралями листьев аканта, одетым как солдат, в доспехах и шлеме. Правой рукой он указывает Крестителю на сидящую рядом с ним Иродиаду, в то время как группа солдат удерживает Крестителя, который приходит в ярость, поднимает руки и хмурится. Движение и возбуждение правой половины сцены достигается использованием ломаных и диагональных линий, в отличие от спокойной левой половины, в которой жесты происходят по ортогональным линиям. Как и в других работах Гиберти, рельеф искусно модулируется разной толщиной, чтобы подчеркнуть выразительность сцены и усилить пространственное ощущение.
10.
Пир Ирода (Донателло, 1427). На панели показаны три момента пира, рассказанные в Евангелиях от Матфея и Марка. Ирод Антипа, тетрарх Иудеи, жил с Иродиадой, женой своего сводного брата. Получив упрек за это прелюбодеяние со стороны Иоанна Крестителя, он по наущению своей возлюбленной запер его в темницу. Позже во время пира Ирод был очарован танцем Саломеи, молодой и красивой дочери Иродиады, и пообещал ей в награду все, что она пожелает. Тогда Саломея, по наущению матери, попросила голову Крестителя. Ирод, хотя и был против этого, так как чувствовал истину в словах Иоанна, приказал обезглавить его и передать ему голову, что и произошло во время пира вместе с гостями.
11.
В углах шестиугольника изображены шесть аллегорий Добродетели из позолоченной бронзы высотой около 52 см, стоящие в нишах в разных позах и сопровождаемые своими атрибутами. Рассмотрим их также, против часовой стрелки, начиная от стороны к алтарю.
12*.
Аллегория Справедливости (Джованни ди Турино, 1427).
13.
Аллегория Благотворительности (Джованни ди Турино, 1427).
14.
Аллегория Благоразумия (Джованни ди Турино, 1427).
15.
Аллегория Веры (Донателло, 1427) изображена в виде женщины, закутанной в тяжелый плащ, держащей в левой руке богослужебную чашу (потир), что символизирует отпущение грехов.
16.
Аллегория Надежды (Донателло, 1427) изображена в виде женщины-ангела без каких-либо атрибутов, кроме рук и выразительно поднятого взгляда к Богу.
17.
Аллегория Мужества (Горо ди Нероччио, 1427)
18.
Дверка с Мадонной с Младенцем (Джованни ди Турино) встроена в одну из граней скинии. Позолоченная бронза и эмаль. Дверь находится со стороны алтаря.
19.
С остальных сторон на гранях скинии изображены рельефы пророков.
20*.
Четыре бронзовых фигурки наверху изображают танцующих и музицирующих ангелов (путти). Если смотреть в сторону алтаря, то путти слева — работа Джованни ди Турино, а справа — Донателло (1424).
21*. Путто с трубой (Донателло). Танцующий путто (Джованни ди Турино). Путто с мячом (Джованни ди Турино). Танцующий путто (Донателло).
Оставшиеся две фигурки ангелов хранятся в музеях. Танцующий путто (прип. Донателло, 1423-1427), возможно, является работой, исключенной из серии, и сегодня находится в музее Барджелло. Путто с бубном (Донателло, 1429) сегодня находится в Музее Боде в Берлине.
22.
Венчает скинию мраморная статуя Иоанна Крестителя (Якопо делла Кверча).
23.
Напоследок хочется отметить, что из-за высокой художественной ценности, крестильная купель сиенского баптистерия представлена в различных музеях мира. Так, в частности, полноразмерные копии выставлены в Музее Виктории и Альберта и в Художественном музее Карнеги. Копии различных панелей и скульптур из состава купели также выставлены в Пушкинском музее.
24. Купель в Музее Виктории и Альберта
25. Купель в Художественном музее Карнеги
26. Купель в Пушкинском музее
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.