Сиена. Кафедральный собор. Баптистерий

Местоположение и конструкция Сиенского баптистерия сильно отличаются от общепринятых в XIV в. канонов, предписывающих строительство отдельного здания для крещения, как правило, восьмиугольной формы. Но такое отступление от правил было большей частью вынужденным, но оригинальным архитектурным решением.
1.
Map_of_Siena

В 1317 г. был расширен на два пролета хор за алтарем Сиенского собора. Однако, поскольку задняя стена хора уже приблизилась к крутому склону холма, существовал большой риск сползания всего здания вниз в долину. Выходом из этого положения было строительство нового здания, потолок которого поддерживал бы пол новых ниш соборного хора. Строительство было поручено тогдашнему мастеру-строителю собора Камаино ди Кресчентино, отцу более известного Тино ди Камаино, и было завершено в 1325 г.
2.
Duomo_4

Этими обстоятельствами объясняется довольно необычный внешний вид баптистерия: покрытый мрамором очень высокий фасад (Доменико ди Агостино, 1355-1382) в сиенском готическом стиле так и не был завершен, при этом само здание чрезвычайно неглубокое. Также не завершенно оформление апсиды собора.
3.
DSC_0688

Незавершенный фасад продолжается вверх, закрывая большую часть апсиды собора. Орнамент типичен для готического стиля, столь любимого в Сиене: полосы белого и зеленого мрамора чередуются на поверхности, а карниз делит высоту на два регистра, пронизанных соответственно тремя окнами со средниками и таким же количеством расширяющихся порталов и увенчанными круглыми стеклами наверху.
4*.
DSC_9729

Перед порталами, наверху лестничного марша, мы можем рассмотреть три каменные росписи, обработанные в технике мраморной инкрустации и сграффито (точно так же, как и пол внутри собора). Иконография росписей отражает основную функцию святого места, в котором находится купель.
5. Рождение (Бартоломео ди Мариано, 1450).
DSC_0193-1

6. Конфирмация (Семейный поход в Баптистерий на конфирмацию детей) (Антонио Федериги (эскиз), 1451).
DSC_0193

7. Крещение (Антонио Федериги (эскиз), 1451).
DSC_0193-2

Порталы баптистерия обрамлены глубокими профилированными арками. Центральный портал увенчан высоким вимпергом, украшенным резными квадрифолиями и пилястрами. На втором ярусе прямо над боковыми порталами находятся профилированные глубокие окна, также увенчанные вимпергами. Окна в среднем регистре фасада были завершены в 1355 г., а в 1356-1357 гг. основные усилия строителей уже были сосредоточены на двухпролетной пристройке.
8. Вимперг центрального портала выше, чем потолок самого здания баптистерия.
DSC_0564

Тогда же был разработан план создания обширного цикла скульптур, включающего серию из двадцати трех больших мужских и женских голов, как они описаны в архивах Оперы дель Дуомо. До наших дней дошли только восемь из них, которые еще не так давно украшали центральную часть фасада Баптистерия, но теперь их заменили копиями. Трудно сказать, придавали ли те, кто заказывал эти головы, им какое-то особое значение.
9.
DSC_0562

Головы были вырезаны под руководством Доменико ди Агостино пятью разными скульпторами, которые получали сдельную оплату за количество вырезанных ими каменных изделий. Пятью скульпторами, работавшими над циклом летом и осенью 1356 г., были: Никколо ди Чекко дель Мерсия, Джованни ди Чекко, Паоло ди Маттео, Микеле ди Нелло и Доменико ди Ванни, все каменотесы, которые, благодаря этим «головам», за исключением будущего мастера по строительству собора Джованни ди Чекко, обрели свою идентичность как скульпторы. Про головы львов я информации не нашел.
10.
DSC_0563

Баптистерий в интерьере представляет собой прямоугольный зал, разделённый на три коротких нефа, перекрытых крестовыми сводами, характерными для готической эпохи.
11*.
DSC_0576

В следующем столетии баптистерий был украшен крестильной купелью, расположенной практически в центре, и являющейся самой ценной частью всего памятника. О самой купели будет отдельный рассказ.
12.
DSC_0674

Своды в трехнефном интерьере, широкие из-за размеров хора наверху, опираются на прочные колонны, поскольку им также приходится нести нагрузку архитектуры части собора.
13.
DSC_0676

14.
DSC_0678

Совершим обход баптистерия, начиная от центрального входа, по часовой стрелке.

Возле левого портала картина Пьета (Антонио Буонфильи, I половина XVIII в.). Масло по холсту. Перенесена из церкви Сан-Стефано-алла-Лицца.
15.
DSC_0584

Две чаши для святой воды установлены симметрично у пилястр контрфасада. Информации о чашах найти не удалось.
16.
DSC_0586

17. Левая стена баптистерия
DSC_0587

Явление Богородицы св. Филиппо Нери (Экстаз св. Филиппо Нери) (Джованни Мария Моранди, 1680). Масло по холсту.
18.
DSC_0589

Левый алтарь
Фреска над алтарем изображает Чудеса св. Антония Падуанского (Бенвенуто ди Джованни, ок. 1460).
19.
DSC_0591

На левой стене алтаря установлено Крещение Христа (Андреа Пиччинелли по прозванию Брешианино и Рафаэлло Пиччинелли, 1524). Масло по холсту.
20.
DSC_0595

Мраморный алтарь с установленной деревянной статуей Иисуса Христа с колонной.
21.
DSC_0594

Главный алтарь
Нормально сфотографировать главный алтарь не получается из-за установленной крестильной купели.
22.
DSC_0680

Фреска по центру Крещение Христа (Алессандро Франки, 1907). Слева и справа — Благовещение (Лоренцо ди Пьетро по прозванию Веккьетта, ок. 1450-1453).
23.
DSC_0626

В конхе апсиды три сегмента фрески с сюжетами: Молитва в Гефсиманском саду, Распятие и Положение во гроб (Микеле ди Маттео Ламбертини, 1447). В арке апсиды Мадонна во славе среди ангелов (Веккьетта, ок. 1450-1453).
24.
DSC_0637

На левой стене апсиды Бичевание Христа (Веккьетта, ок. 1450-1453).
25.
DSC_0631

На правой стене апсиды Путь на Голгофу (Веккьетта, ок. 1450-1453).
26.
DSC_0628

Правый алтарь
Фреска над алтарем изображает Омовение ног (Пьетро Ориоли, 1489).
27.
DSC_0659

Алтарный образ — триптих в неоготическом стиле Непорочное зачатие между св. Иосифом, св. Анной, св. Елизаветой и апостолом Павлом (Джузеппе Катани Чити, 1896). Масло по дереву.
28.
DSC_0661

Правая стена баптистерия
Справа от полиптиха стоит большой канделябр, используемый во время проведения Тёмной утрени. Название Тёмной утрени обязано «театрализованному» ритуалу: в начале утрени зажигались 15 свечей, которые по ходу службы — после каждого из 15 псалмов (включая функционально тождественные им кантики) — гасили, символизируя мрак, всё более охватывавший страдающего Христа; таким образом, после последнего кантика в храме воцарялась кромешная тьма.
29.
DSC_0664

Полиптих Мадонна с Младенцем и св. Иаковом Великим, св. Стефаном, св. Иоанном Крестителем и св. Варфоломеем (Андреа Ванни, ок. 1400).
30.
DSC_0667

Пределла полиптиха рассказывает Истории св. Стефана (Св. Стефан вскармливается ланью, Мучения св. Стефана, Паломники у могилы св. Стефана, Распятие в обрамлении св. Иеронима и св. Бернарда, Открытие захоронения св. Стефана и его спутников, Священник Люциан рассказывает свой сон епископу Иерусалима, Гамалиил является во сне священнику Люциану) (Джованни ди Паоло, ок. 1450). Полиптих перенесен из церкви Сан-Стефано-алла-Лицца.
31*.
DSC_0667-1

Левая часть контрфасада. Чаша для святой воды установлена симметрично относительно аналогичной чаши справа.
32.
DSC_0670

Возле портала картина Встреча Марии и Елизаветы (Рутилио Манетти, I половина XVII в.). Масло по холсту. Перенесена из церкви Сан-Стефано-алла-Лицца.
33.
DSC_0671

Среди немногих сохранившихся исторических фресок Сиены XV в. особенно важное значение имеют фрески Баптистерия. Это крупнейший декоративный ансамбль религиозного характера того периода, до сих пор существующий в городе (другой большой цикл сиенских фресок мастеров XV в., в основном на нерелигиозный сюжет, написан в больнице Санта-Мария-делла-Скала).
Украшение фресками сводов в задних отсеках (Веккьетта, 1450), ближе к апсиде, представляет собой иллюстрацию двенадцати статей Апостольского символа веры, который с первых веков христианства использовался римской церковью в таинстве крещения. Проповедь, приписываемая св. Августину, авторство которой не вызывало сомнений в средние века, рассматривает каждого из апостолов как автора статьи Апостольского символа веры. Однако цикл Сиенского баптистерия имеет особенность, заключающуюся в точном формулировании Ветхого и Нового Заветов в соответствии с принципом, придуманным в XIII в., состоящим в сопоставлении двенадцати стихов Апостольского символа веры с двенадцатью цитатами пророков Ветхого Завета, взятыми из Книг Евангелия. В дальнейшем описании нам поможет план расположения фресок.
34.
plan

Бог-Отец [1]. Апостол Петр сказал: «Верую в Бога Отца всемогущего… творца неба и земли». Петру соответствует пророк Иеремия. В центре изображена фигура Господа с поднятой к небу правой рукой. Вполне вероятно, что левой рукой, которая теперь исчезла из-за деградации фрески со временем, он указывал на землю. Бог купается в ореоле света, охватывающем ряд концентрических кругов, который призван обозначать вселенную, какой ее представляли в средние века. Таким образом, он предстает творцом небесных и земных вещей.
Иисус Христос [2]. Апостол Андрей сказал: «И в Иисуса Христа Его Сына… Господа нашего». Андрею соответствует пророк Давид. Иисус Христос, герой второй статьи Апостольского символа веры, изображен спереди, покрытый плащом в римском стиле, открывающим рану на правом боку. У его ног коленопреклоненная фигура молящегося человека, представленная в меньшем масштабе, произносит, как и призывают верующих, формулу, взятую из декларации веры.
Благовещение [3]. Апостол Иаков Зеведеев сказал: «Который был зачат Святым Духом… рождён Девой Марией». Иакову соответствует пророк Исаия. Сцена изображает архангела Гавриила, посланника Божьего, преклонившего колени перед Богородицей, согласно традиционной иконографии Благовещения.
Бичевание [4]. Апостол Иоанн сказал: «Страдал при Понтии Пилате… был распят, умер и погребён». Иоанну соответствует пророк Иезекииль. В этой сцене группируются три момента Страстей: Бичевание, Распятие и Положение во гроб. В центре изображения доминирует Бичевание: Христа, привязанного к колонне, бьют плетьми. За этой сценой наблюдает Понтий Пилат с лавровым венком на голове. В верхней части изображено Распятие, а в правом углу свода Положение во гроб обозначено совершенно синтетическим образом: в саркофаге лежит завернутое в пелены тело Христа.
35.
DSC_0646

Сошествие в ад [5]. Апостол Фома сказал: «Сошёл в ад… в третий день воскрес из мёртвых». Фоме соответствует пророк Осия. В центре фрески Христос только что сошел в ад после того, как выбил дверь, под которой лежит демон. Он приносит плод искупления Праведникам, жившим до его смерти и воскресения. Собравшись в пещере, они молят своего Спасителя. Среди них и патриархи: Адам — старец с длинной седой бородой, который приближается, склонившись ко Христу, с протянутой рукой. Ева стоит на коленях, скрестив руки; справа виден Иоанн Креститель, одетый в звериную шкуру и пурпурный плащ. Вверху изображен эпизод Воскресения. Христос изображен стоящим в полуоткрытой гробнице с белым знаменем Воскресения, отмеченным красным крестом.
Вознесение Христа [6]. Апостол Иаков Алфеев сказал: «Восшёл на небеса… восседает одесную Бога Отца Всемогущего». Иакову соответствует пророк Софония. Искупитель изображен в иератической позе, сидящим в мандорле, из которой, кажется, исходит божественный свет; оранжевое одеяние, в которое он одет, производит тот же сверхъестественный эффект; фигура Христа невесомо возвышается в абстрактной необъятности, небесный характер которой, однако, обозначен темно-синим фоном, усеянным звездами; внизу земля изображена на большом расстоянии благодаря игре масштаба.
36.
DSC_0640

Страшный суд [7]. Апостол Филипп сказал: «Оттуда придёт судить живых и мертвых». Филиппу соответствует пророк Иоиль. В центре Христос Судья восседает посреди круга, образованного апостолами, теми самыми сподвижниками, которым Он возвещал после Тайной Вечери: «Истину говорю вам, когда Сын Человеческий, при обновлении превыше всего сядете на престоле славы Его, вы, последовавшие за Мною, сядете на двенадцати престолах, и будете судить двенадцать колен Израилевых. Рядом с Христом стоят Богородица и Иоанн Креститель, а прямо над фигурой Христа виден архангел Михаил, одетый в черное, который взвешивает души умерших.
Сошествие Святого Духа [8]. Апостол Варфоломей сказал: «Верую в Святого Духа». Варфоломею соответствует пророк Амос. Голубь, символ Святого Духа, опускается, купаясь в луче света, на остии, расположенные над киворием, поставленном на алтаре: это момент тайны Евхаристии, которая должна повторяться каждый раз, когда священник представляет хлеб, сущность которого стала телом Христовым.
37.
DSC_0644

Аллегория Церкви [9]. Апостол Матфей сказал: «Святую Вселенскую Церковь… общение святых». Матфею соответствует пророк Аггей. В центре мы видим фигуру папы, стоящего у тела апостола Петра, которого можно увидеть полулежащим на земле. Петр символизирует Церковь, первым понтификом которой он был. Левой рукой Папа вручает Петру ключи, а правой совершает Крещение оглашенного, погруженного в воду крещенской купели.
Исповедь [10]. Апостол Симон сказал: «Прощение грехов». Симону соответствует пророк Малахия. В этой сцене священник возлагает правую руку на голову кающегося, стоящего перед ним на коленях в молитве; это тот самый момент отпущения грехов, произнесенного «во имя Отца, Сына и Святого Духа».
Воскресение мертвых [11]. Апостол Фаддей сказал: «Воскресение тела». Фаддею соответствует пророк Захария. В верхней части сцены четыре ангела, посланные Богом, играют на трубах, чтобы собрать «избранных четырех ветров, от концов земли до концов неба». По призыву труб, в которые трубят эти четыре ангела, мертвые просыпаются и постепенно выбираются из недр земли. Пустынный пейзаж оживает в том же ритме благодаря появлению воскресших тел. Их разнообразные позы свидетельствуют о чувствах, сочетающих в себе изумление и томление, типичное для человека, пробуждающегося от долгого сна.
Рай [12]. Апостол Матфий сказал: «Жизнь вечную». Матфию соответствует пророк Авдий. Цикл фресок завершается видением Рая, который мы видим в виде сада, наполненного цветами. Сцена разделена на две части: вверху Христа и Богородицу поднимают херувимы, а внизу появляются ангелы-музыканты и несколько святых, среди которых мы можем узнать сиенца Бернардино, а также четырех святых покровителей из Сиены: св. Ансана, св. Крискентия, св. Савина и  св. Виктора.
38.
DSC_0655

Второй раздел фресок, написанных в сводах, примыкающих ко входу, посвящен двенадцати апостолам, которые в то время считались авторами двенадцати статей Апостольского символа веры.

В левом отсеке изображены апостолы: св. Петр, св. Андрей, св. Иаков Зеведеев и св. Варфоломей (Агостино ди Марсильо).
39.
DSC_0650

В среднем отсеке изображены апостолы: св. Филипп, св. Иаков Алфеев, св. Матфей и св. Иоанн Богослов (Веккьетта, 1450).
40.
DSC_0652

В правом отсеке изображены апостолы: св. Фома, св. Симон, св. Матфий и св. Фаддей (Агостино ди Марсильо).
41.
DSC_0657

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.