Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого "великого переселения". Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.
Зал сиенских художников XV в. [19, A17]
В этом зале выставлены картины художников сиенской школы живописи. Эту школу отличало особое, присущее только ей смешение византийских, готических и ренессансных элементов. Некоторые мастера, работавшие в сиенской манере, долгое время недооценивались искусствоведческой наукой, что было связано в первую очередь с традицией, идущей от Джорджо Вазари, мнение которого о византийской живописи, стоявшей у истоков сиенской школы, носило негативный характер. Сиена постоянно конкурировала с Флоренцией за гегемонию в Тоскане, а сиенские художники конкурировали с флорентийскими. Сегодня считается устоявшейся точка зрения, что в XIII-XIV вв. сиенская школа шла впереди флорентийской, и только в XV-XVI вв. уступила ей пальму первенства.
Истории св. Бенедикта (Нероччо ди Ланди, ок. 1480). Темпера на панно. На трех панно пределы рассказаны три истории из жизни святого: "Св. Бенедикт на молитве"; "Св. Бенедикт чудесным образом чинит сломанное сито своей кормилицы"; "Св. Бенедикт встречает короля Тотилу". Эта картина была объектом определенных споров как относительно ее даты, так и относительно художника, написавшего ее. По-разному приписываемая Нероччо де Ланди или Франческо ди Джорджо Мартини, она может быть связана с документами, датированными 1481 г., в которых сообщается, что в то время Нероччо был занят росписью алтаря по заказу Джаннино де Бернарди, настоятеля Сан-Сальваторе-а-Сесто-ди-Мориано близ Лукки. Интригующий ландшафт и городские пейзажи придают сценам почти сказочную атмосферу.
3*.
Мадонна с младенцем на троне в окружении святых (Лоренцо ди Пьетро по прозванию Веккьетта, 1457). Темпера по панели. Согласно надписи, в которой указаны подпись художника и дата, эта работа была выполнена для торговца шелком Джакомо д'Андреуччо. Первоначально работа находилась в часовне виллы в Монтекальволи, принадлежащей семье Петруччи, которая в 1798 г. подарила ее великому герцогу Тосканы.
4.
Христос как человек скорби между скорбящей Девой Марией и св. Иоанном Богословом (Сано ди Пьетро, ок. 1455-1460). Темпера по дереву. Это центральная панель в пределле триптиха, изображающего Богородицу с младенцем, св. Иеронима и св. Екатерину Сиенскую, который сейчас находится в Музее изящных искусств в Бостоне. Панель была написана Сано ди Пьетро, который руководил одной из самых важных и плодотворных мастерских в Сиене в XV в.
5.
Мадонна с младенцем (Пеллегрино ди Марьяно, ок. 1450-1460). Темпера по дереву, золотой грунт. Голубая мантия Марии украшена на одном плече звездой — атрибутом Богородицы, ассоциирующимся с гимном Ave maris stella (Радуйся, Звезда морская). Ранее картина приписывалась мастеру из Монтемерано, анонимному художнику, недавно отождествленному с Пеллегрино ди Марьяно, последователем Джованни ди Паоло. Панель, которая во время Второй Мировой войны была незаконно вывезена из Италии, в 1953 г. возвращена благодаря усилиям Родольфо Сивьеро.
6.
Мадонна с младенцем и ангелами (Маттео ди Джованни, ок. 1465-1475). Темпера по дереву. Мария нежно держит на руках своего сына Иисуса, окруженного четырьмя ангелами, один из которых смотрит снизу вверх на множество серафимов. Обнаженное тело младенца Христа подчеркивает человеческую природу Спасителя. Картины небольшого или среднего размера, изображающие Деву с Младенцем, часто заказывались для украшения домов зажиточных граждан. В прошлом эта картина была повреждена во время реставрации.
7.
Мадонна с младенцем и ангелами, св. Иоанном Крестителем и св. Иеронимом (Маттео ди Джованни, 1460-1470). Темпера по панели. Это панно поступило в Уффици в 1915 г. из церкви Сан-Себастьяно в Валлепиатте, которая сегодня входит в сиенский район Контрада делла Сельва. Это одна из лучших работ Маттео ди Джованни, сочетающая утонченную элегантность Богородицы с ярко выраженными чертами святых и ангелов, созерцающих Спасителя. Маттео написал это панно на пике своей карьеры, в то время, когда он участвовал в таких престижных заказах, как алтари для кафедрального собора в "новом городе" папы Пия II Пьенце.
8.
Мадонна и Младенец на троне и святые (Алтарь Гуэльфи) (Джованни ди Паоло, 1445). Темпера и золото по дереву. Вероятно, алтарь был написан по заказу семьи Гуэльфи для церкви Сан-Доменико в Сиене. Это единственная работа сиенского мастера XV в. во Флоренции. В большом полиптихе традиционного стиля Мадонна с младенцем и ангелами изображена в центре на золотом фоне между святыми Домиником, Петром, Иоанном Богословом и Фомой Аквинским. Считается, что у алтаря первоначально была пределла с "Историями Бытия" и "Страшным судом", часть которой ("Изгнание из земного рая") выставлена сегодня в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
9.
Зал Мантеньи, Беллини и Антонелло да Мессина [20, A18]
Портрет молодого человека (атр. Джованни Беллини, 1490-1510). Масло по панели. Это панно находится в Уффици с 1753 г. Портрет написан по модной с последних десятилетий XV в. традиции, с фигурами в три четверти, изображенными в виде бюста на парапете, где обычно находится подпись художника. Субъект — молодой человек лет тридцати, с модными тогда пышными волосами и в черном платье со шляпой такого же цвета, что удостоверяет его социально благополучное положение, поскольку это был один из самых дорогих цветов тканей. Лицо спокойное и невозмутимое, как и другие работы художника. Традиционное мнение о том, что этого молодого человека, написанного в типичном портретном стиле XV в., следует отождествлять с самим художником, лишено историко-документальных оснований. Имя художника JOANNES BELLINUS на парапете определенно написано не его рукой.
10.
Воскрешение Лазаря (Пальма иль Веккьо, 1524-1526). Масло по холсту. Согласно Новому Завету, по просьбе Марии и Марфы Иисус воскрешает из мертвых их брата Лазаря. Иисус посетил могилу, когда Лазарь был мертв уже четыре дня. Справа Мария и Марта радостно взирают на чудо. Картина была приобретена из коллекции Сальвадори в Венеции для Уффици в 1916 г.
11.
Мадонна с Младенцем (Якопо Беллини, 1450). Темпера по дереву. Поясная Мадонна изображена на темном фоне с Младенцем на руках, как бы предлагая его созерцанию зрителя. Форма алтаря и рамы предполагает вид из окна, где в аналогичной работе того же периода (в Галерее Академии в Венеции) изображен даже парапет, обновленный с учетом фламандских новшеств. Взгляд Марии устремлен вправо, а Младенец наклоняется вперед в поисках матери. Детали очень тщательно прорисованы, что перекликается с византийской традицией лагуны: корона и нимб с каллиграфическим мотивом, вышитые края мантии, с поочередно нарисованной бахромой внизу вуали.
12.
Оплакивание тела Христова (Джованни Беллини, 1500-1506). Рисунок на панели. Впервые задокументированное в галерее Альдобрандини в Риме, это панно было приобретено дожем Альвизе Мочениго, который подарил его великому великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому. С 1798 г. она находится в Уффици. В этом рисунке Джованни Беллини возвращается к теме, неоднократно поднимавшейся на протяжении всей его деятельности: Мадонна и св. Иоанн Богослов сидят на земле, чтобы поддержать тело Христа, снятое с креста. Вокруг него расставлены различные фигуры, в создании которых, вероятно, участвовал один из сотрудников Джованни. Справа мы узнаем фигуру монаха, анахроничную по отношению к истории Христа, и это дает нам понятие, что картина носила не повествовательный характер, а скорее религиозный, и предназначалась для медитации. Используемая техника — монохромная живопись — очень специфична и придает подготовительному рисунку вид картины. Альтернативная версия состоит в том, что это может быть модель, оставленная в мастерской для изготовления копий для покраски.
13.
Полиптих Учителей Церкви (Триптих Учителей Церкви) (Антонелло да Мессина, ок. 1470-1475). Масло и золото по дереву. Триптих Учителей Церкви представляет собой расчлененную работу, датируемую примерно 1470-1475 гг. Триптих включает в себя фигуры Мадонны на троне с Младенцем между св. Иоанном Богословом и св. Бенедиктом. Некоторые исследователи утверждают, что эта работа является полиптихом, а не триптихом, если с тремя основными алтарными образами увязать еще три панели, перенесенные на холст: Св. Григорий Великий; Св. Иероним; Св. Августин. Эти три панели хранятся в Региональной галерее Сицилии в Палаццо Абателлис. Мадонна с Младенцем восседает на резном троне в каталонском стиле, закутанная в большой синий плащ, усиливающий ее расширенную и объемную пластику. Спинка покрыта белой тканью, а над ней зеленая ткань, на которой видны складки, как будто ее только что разостлали. Это, как и два маленьких ангелочка, держащих венец из роз Марии, представляет собой стилистическую особенность, происходящую из фламандского искусства, главным проводником которого в Италии был Антонелло. Св. Иоанн Богослов (слева) представлен в типично фламандской иконографии с чашей в руке, из которой вылетает маленький дракон, что является отсылкой к чуду, с помощью которого он обнаружил отравленный напиток. Он также держит под мышкой книгу, напоминающую Евангелие. Св. Бенедикт (справа) стоит фронтально, на фоне золотого листа, выполненного в виде кистей. Святитель в плаще монаха под богатым епископским одеянием с митрой, инкрустированной драгоценными камнями, на голове; в руке держит пастырский посох и книгу, напоминающую о бенедиктинском уставе. На своих белых перчатках он носит кольца.
14.
Св. Людовик Тулузский (Бартоломео Виварини, ок. 1465). Темпера по дереву. Вероятно, это часть полиптиха, состоящего из нескольких панелей. Панно изображает св. Людовика Анжуйского, епископа Тулузского, которого можно узнать по анжуйским лилиям, вышитым на его ризе. Святой изображен на золотом фоне, его тело слегка повернуто вправо, а лицо смотрит прямо на зрителя, намекая на почти соучастную улыбку. Скульптурная рельефность, придаваемая светотенью, мраморные краски, внимание к деталям, таким как драгоценные камни на митре, перстни, вышивка на мантии, пастырский посох или даже украшения на книге с обложкой из обработанной кожи, — все это элементы, напоминающие о падуанской школе Франческо Скварчоне и Андреа Мантеньи.
15.
Св. Мария Магдалина, Дева Мария и св. Иоанн Богослов, оплакивающие умершего Христа (Пьета) (Лоренцо д'Алессандро по прозванию Сансеверино, ок. 1490-1495). Темпера по дереву. Эта панель, вероятно, была киматием, венчающим алтарный образ, изображающий мистическое бракосочетание св. Екатерины Сиенской, ныне находящийся в Национальной галерее в Лондоне. Все фигуры и каменный саркофаг представлены ниже в уменьшенном виде. Иисус изображен на краю гробницы, где можно увидеть отодвинутую в сторону плиту. Цветовое великолепие и экспрессия Богородицы, которая держит его, св. Марии Магдалины, целующей одну из его рук, и апостола Иоанна, который в слезах поддерживает тело Христа, демонстрируют влияние живописи венецианского мастера Карло Кривелли.
16.
Сцены из жизни Христа: "Вознесение", "Поклонение волхвов", "Обрезание" (Триптих Уффици) (Андреа Мантенья, 1463-1464). Темпера на панели. Триптих Уффици состоит из трех панелей, собранных вместе только в XIX в., реальная целостность которых как триптиха подвергается сомнению многими историками искусства. Панели были частью декоративного цикла, созданного Мантенья по заказу Людовико Гонзаги для часовни замка Святого Георгия в Мантуе, и утраченного в ходе последующих реконструкций здания. К этому же циклу принадлежали сцены "Смерть Богородицы" и, возможно, "Воскресение Богородицы" и "Христос и сошествие в Лимбо", в настоящее время выставленные в различных музеях. Создание этого живописного цикла совпадает с периодом, когда художник переехал из Падуи в Мантую в 1460 г. и где оставался до своей смерти, став, таким образом, любимым художником правящей семьи Гонзага. Рекомпозиция произведения произведена в 1827 г. с новой резной и позолоченной рамой в стиле неоренессанс, которая компенсировала различия между центральной (почти квадратной и слегка вогнутой) и боковыми панелями.
17.
Вознесение имеет более жесткую и суровую схему, что, однако, усиливает мистический смысл сцены. Разделенная на две горизонтальные полосы, внизу изображает Богородицу и апостолов, которые, окружив гробницу, с жестами удивления смотрят на Христа, возносящегося в верхней половине, покоящегося на облаке и окруженного небесной мандорлой из серафимов (красных ангелов) и делающего жест благословения и в знак триумфа держащего в левой руке флаг крестоносцев.
18.
Поклонение волхвов, пожалуй, самое живое и красочное произведение Мантеньи. Шествие волхвов идет с уходящей вдаль дороги, по извилистой дороге между скальных отрогов, и приходит на переднем плане к пещере Рождества. Здесь, в темной арке проема, изображена Богородица с Младенцем в мандорле серафимов, подчеркивающих священную группу, а справа — изогнутая седая фигура св. Иосифа. Вверху в пещере молятся четыре ангела, а вол и осел находятся отдельно, слева от входа. Трое волхвов стоят на коленях.
19.
Обрезание — самая изысканная сцена триптиха, где Мантенья полностью воссоздает классический интерьер с обилием изящных украшений, которых нет ни в одной другой его работе такого формата. Иконографически он представляет собой редкое сочетание двух эпизодов: Принесения в храм и Обрезания. Поступок священника фактически относится ко второму эпизоду, не часто изображаемому в искусстве того времени, тогда как остальная часть сцены относится к Принесению в храм: действительно появляется пророчица Анна и св. Иосиф приносит в жертву двух горлиц, необходимый для обряда очищения Марии, совершавшегося, по еврейскому обряду, после рождения первого ребенка мужского пола. В люнетах двух арок изображены в монохромном виде "Жертвоприношение Исаака" и "Вручение Скрижалей Закона", которые символизируют верность божественному закону.
20.
Священная аллегория (Джованни Беллини, 1490-1499). Масло по холсту. Обладая поразительным поэтическим очарованием, это одно из самых завораживающих произведений Италии XV в. благодаря своей сложной иконографии, наполненной фигурами, которые трудно идентифицировать, и неясными культурными отсылками. На картине изображена Мадонна, восседающая на троне слева, а также группа святых и херувимов над большой террасой рядом с отражающим прудом с водой перед скалистым массивом. пейзаж. Среди персонажей — св. Иоанн за балюстрадой и св. Павел с мечом мученика, а два полуобнаженных святых справа — отшельник св. Онуфрий, отличающийся неотесанной внешностью и загорелой кожей, и св. мученик Себастьян. Ребенок, сидящий на подушке в центре картины, возможно, Иисус, также представленный крестом, воздвигнутым на заднем плане справа, которому ангелы предлагают плоды с древа жизни и познания. Поэтический пейзаж на заднем плане усеян зданиями, животными и святыми, такими как св. Антоний Великий, изображенный спускающимся по лестнице навстречу кентавру, который проведет его через Фиваидскую пустыню к монастырю Святого Павла.
21.
Зал венецианских художников XV в. [21, A19]
Спор в храме, или Иисус среди Учителей церкви (Джованни ди Никколо Мансуэти, 1490-1500). Темпера по холсту. Эта картина поступила в Уффици в 1852 г. по завещанию Томмазо Пуччини, бывшего директора Галереи с 1795 по 1811 г. Мансуэти, ученик и ассистент Джентиле Беллини, известен прежде всего своими религиозными картинами, содержащими множество фигур и повествовательных деталей в величественных архитектурных декорациях. Этот спор, близкий к двум сценам, написанным художником для цикла "Чудеса истинного креста" по заказу Великой школы Сан-Джованни Евангелиста в середине 1490-х гг. (Галерея Академии, Венеция), в которых он раскрывает свой долг перед Джентиле, критики приписывают зрелости художника. Картина подписана у основания лестницы.
22.
Апостол (?) (Витторе Беллиниано, ок. 1510). Масло по холсту. Витторе ди Маттео, более известный как Витторе Беллиниано, ученик Джентиле Беллини, после смерти последнего в 1516 г. унаследовал мастерскую и самые престижные заказы и, прежде всего, долгое время сотрудничал с братом Джентиле, Джованни Беллини. Хотя заказчик и первоначальное происхождение этой работы неизвестны, впервые она была задокументирована в коллекции Баруффи в Ровиго в 1871 г. Найденная в Германии вместе с другими картинами Родольфо Сивьеро в 1953 г., она находится в Уффици с 1990 г. Атрибуция и идентификация фигуры, вероятно, апостола, все еще неясны.
23.
Сибилла (?) (атр. Никколо Рондинелли, ок. 1511). Масло по холсту. Эта картина находилась в 1871 г. в коллекции Баруффи в Ровиго, а затем была выставлена в коллекции Контини Бонакосси. Репатриированная в Германии министром Родольфо Сивьеро в 1953 г., она находится в Уффици с 1990 г. Авторство картины приписывается Никколо Рондинелли, ученику и последователю Джованни Беллини, работавшему в Эмилии-Романье. Назначение панно — частный заказ; присутствие таких элементов, как мальтийский терьер, считается неподходящим для священных произведений искусства.
24.
Алабардисты и старейшины (Витторе Карпаччо, 1490-1493). Масло по дереву. Картина представляет собой фрагмент более крупного произведения, возможно, "Распятия" или "Десяти тысяч мучеников", которое художник по обыкновению поместил в бытовую сцену с современными персонажами. В работе мы видим группу солдат с алебардами, расположившихся почти полукругом вокруг двух пожилых людей в богатой еврейской одежде. Один солдат сидит на брусе, который, вероятно, был основанием будущего распятия Иисуса. По другой версии, изображена сцена Десяти тысяч мучеников на горе Арарат. На одном из флагов написано SPQR, что подтверждает одну из двух возможных атрибуций. Ранее документированная в коллекции Изабеллы Бьянчарди-Пини во Флоренции, эта работа поступила в Уффици в 1882 г.
25.
Мадонна с младенцем (Чима да Конельяно, ок. 1504). Темпера по дереву. На фоне, наполовину составленном из зеленой занавески, а наполовину открытым на холмистый пейзаж, где видны горы и укрепленный замок, на переднем плане выделяется Мадонна с Младенцем, сидящем на коленях. Необычный жест младенца Иисуса, хватающего левой рукой за большой палец своей матери, отличает эту картину от аналогичных на ту же тему. Физический тип, композиция и стиль изображения Марии с темными и плавными тенями на ее лице типичны для стиля Чимы, как и хроматическое богатство, гармонирующее с контрастными нотами синего и красного цвета одежды Марии, охры в тонах кожи и зеленого на заднем плане, как в драпировке, так и на природе. Атмосфера остановленного созерцания восходит к работам Джованни Беллини и типична для венецианской живописи до тонализма. Замок, возвышающийся на холмах на заднем плане, вероятно, отсылает к родине художника. Изысканные портьеры и одеяния напоминают стиль Мантеньи. Приобретенная в 1818 г. Флорентийской академией изящных искусств, эта картина поступила в Уффици в 1882 г.
26.
Мадонна с младенцем и ангелами, св. Петр и св. Марина (Пьетро ди Никколо Дуйа, ок. 1510-1520). Масло по холсту. Это панно, которое было перенесено из Палаццо Питти в Уффици в 1798 г., единодушно приписывается Пьетро Дуиа, последователю Джованни Беллини, чьи работы послужили источником вдохновения для этого Святого собеседования, происходящего в пейзаже. Св. Петра можно опознать по ключам, которые он носит, в то время как фигура монаха, держащего новорожденного младенца, может быть отождествлена со св. Мариной, которая притворялась мужчиной, чтобы жить в монастыре, и воспитывала ребенка, отцом которого ее ошибочно считали, чтобы избежать раскрытия своей тайны.
27.
Христос, несущий крест (Джованни Франческо Майнери, 1505). Масло по дереву. Формат полуфигуры Христа, несущего крест, занимающий все пространство изображения, заимствован из утерянного прототипа Джорджоне, источника бесчисленных реплик и вариаций в Венето и Ломбардии. Христос на темном фоне идет с крестом на плече, склонив голову, с прекрасным описанием мягких завитков волос и рук, протянутых для удержания деревянной поперечины. Акцент делается на элементах жалости, таких как раны, нанесенные терновым венцом, и выражение болезненного принятия Спасителем. Ранее находившаяся в коллекции Вольпи во Флоренции, картина была подарена Уффици в 1906 г. Родом из Пармы, художник выполнял свои работы в основном в Ферраре, где он работал на семью Эсте с 1489 г. С 1498 года он периодически работал в Мантуе как художник при дворе Гонзаги, где создал несколько ныне утраченных портретов. На художника оказали влияние Эрколе де Роберти и феррарская живопись. Майнери написал несколько версий сюжета с Христом, несущим Крест, которые находятся в различных музеях.
28.
Святое семейство с юным св. Иоанном Крестителем (Никколо Пизано, 1505-1510). Масло по дереву. Эта картина, которая была перенесена из Палаццо Питти в Уффици в 1925 г., является работой художника из Пизы, который провел большую часть своей карьеры в регионе Эмилия-Романья как в Ферраре, где он работал на герцога Альфонсо д'Эсте в 1499 г., так и в Болонье, где он написал несколько картин для главных алтарей. Он вернулся в родной город в последние годы своей жизни, примерно в 1537 г. Картина раскрывает интерес Никколо к классическим моделям, популярным в районе долины По, и демонстрирует впитывание стилистических особенностей феррарской школы, смягченных созерцательным спокойствием, напоминавшим его первого мастера Перуджино и новации Рафаэля.
29.
Портрет Евангелисты Скаппи (Франческо Франча, ок. 1505). Темпера по дереву. Франческо Франча, получивший образование ювелира, впервые упоминается как живописец в 1486 г. Главный герой, нотариус из Болоньи, изображен в пояс на фоне пейзажа. Он смотрит почти фронтально к зрителю и носит шляпу и черную мантию поверх белой рубашки — типичную одежду итальянских богатых классов XV и XVI вв. Этот полуфигурный портрет вдохновлен традициями Умбрии и Флоренции; натурщик опирается руками на выступ на фоне широкого пейзажа. Мужчина держит в руках письмо. Черты лица натурщика отличаются почти фламандской резкостью, но в то же время они "смягчены" безмятежным классицизмом, который Франча унаследовал от Перуджино. До 1773 г. картина находилась в Палаццо Питти.
30.
Святое семейство со св. Марией Магдалиной и младенцем св. Иоанном (Пальма иль Веккьо, ок. 1515). Масло по дереву. Пальма иль Веккьо, чье настоящее имя было Якопо Негретти, родом из района Бергамо, но большую часть своей жизни он работал в Венеции. Богородица с младенцем и святыми в горизонтальном пейзаже — один из его любимых сюжетов. Картина поступила в Уффици в 1792 г. из Венской императорской галереи в рамках обмена произведениями искусства. Картина помещена в драгоценную барочную раму из резного, позолоченного и крашеного дерева, украшенную фестонами из лавровых листьев.
31.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.