Флоренция. Галерея Уффици. Часть 14

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
mappa_firenze1_uffizi

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого «великого переселения». Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.
III_floor

Комната Гермафродита [43, A40]
Спящий Гермафродит (Рим, I-II вв. н.э.) [3D]. Паросский мрамор. Одна из многих (не менее семи) копий с позднеэллинистического оригинала II-I вв. до н.э., упомянутого в «Естественной истории» Плиния Старшего. Старинный мрамор вошел в наследие семьи Медичи во времена кардинала Леопольдо, который в 1669 г. приобрел ее для своего брата Фердинандо II из коллекции Людовизи на вилле возле Порта Пинчиана. Благодаря своей исключительности мрамор сразу же занял место в семейной галерее на верхнем этаже комплекса Вазари. Любопытно, что вместе со скульптурой шел резной деревянный постамент, созданный специально для нее в XVII в., а также сопровождавший его синий дамасский чехол.
3. Рисунок Гермафродита, выставленного в Лувре.
DSC_5724

Скульптура изображает персонажа древнегреческой мифологии Гермафродита, тело которого сочетает женские (грудь и бедра) и мужские (гениталии) черты. Лежащая фигура наполовину повернута на бок, голова лежит на скрещенных руках. Предположительно Гермафродит сочетает образы Афродиты и феминизированного Гермеса. Молодой Гермафродит изображен спящим, обнаженным, лежащим на животе на дикой шкуре, брошенной на каменистую землю, как на импровизированную кровать. Его тело с мягкой и стройной женской формой изображено с легким поворотом таза, что раскрывает его двойственную природу мужчины и женщины. Фигура рисует своеобразный хиазм: голова повернута вправо и опирается на ладонь, левая нога согнута в колене и прижата к правой. Лицо перед нами — лицо вступающего в юность подростка, со смягченными чертами, небольшим, слегка приоткрытым ртом и острым подбородком. Его обрамляет сложная прическа: длинные мягкие волосы, удерживаемые резинкой и разделенные на лбу на две локона, перекрыты драгоценным камнем и завязаны в узел на затылке, из которого выбиваются маленькие растрепанные локоны, стилистически похожие на детские прически.
4.
DSC_5722

Скульптура предполагает круговой обход. Вначале, с одной стороны зритель видит обнаженную женскую фигуру, изображенную по эллинистической традиции в томной позе. Затем, с другой стороны неожиданно можно увидеть натуралистично выполненные мужские гениталии, что полностью отражает античный миф и платоническую философию, но в данном случае провоцирует исключительно эротическое восприятие.
5.
DSC_5723

Зал Дюрера и трансальпийского Ренессанса [45, A42]
Поклонение волхвов (Герард Давид, ок. 1490). Темпера по холсту. Рама XX в. Представитель великой фламандской традиции XV в., Герард Давид был признан критиками как автор этого «Поклонения волхвов», которое поступило в Уффици в 1845 г. из галереи Академии, где оно считалось работой анонимного фламандского мастера, с присутствием элементов поздней готики и сказочных мотивов. Сказочная атмосфера отсылает картину к более молодым работам Давида. На темном фоне разрушенной хижины Мария представляет Младенца на поклонение Трем Королям, расположенным вокруг нее в пирамидальной композиции. Чуть позади — св. Иосиф (справа), вол и осел (в центре) и процессия волхвов (слева). Некоторые пробелы на заднем плане позволяют полюбоваться кусочками идиллического пейзажа, например, замком вверху справа.
6.
DSC_5729

Портреты Пьерантонио Барончелли и его жены Марии Бончиани (Мастер портретов Барончелли, ок. 1489). Масло по дереву. На диптихе, приписанном анонимному ученику Ханса Мемлинга, изображены Пьерантонио Барончелли, которого можно узнать по гербу на витраже на заднем плане, и его жена Мария Бончиани, оба из большой колонии флорентийцев во Фландрии. Барончелли, в частности, был представителем сначала семьи Пацци, а затем банка Медичи в Брюгге. Когда-то работа представляла собой складной триптих, центральное отделение которого утрачено, а на оборотной стороне изображены Возвещающий Ангел и Богородица Благовещения. Работы поступили в Уффици отдельно: сначала портрет жены, а затем мужа, и собрались вместе только в 1896 г. Работы такого рода обычно изготавливались по случаю свадьбы героев. Оба персонажа изображены стоящими полуфигурами, в три четверти, в молитвенной позе или с книгами в руках. Фоном является комната, написанная ярким реализмом, которая в случае женского портрета открывается на воздушный пейзаж. Оба персонажа одеты в местную одежду, полную драгоценностей, которые подтверждают их высокий социальный статус. Обстановка, должно быть, была воссоединена через центральный алтарь, вероятно, Мадонну с Младенцем, сегодня утерянную.
7.
DSC_5731

Портрет мужчины с письмом в руках (Ханс Мемлинг, ок. 1475-1480). Масло по дереву. Личность молодого человека на портрете неизвестна; возможно, он был членом большой флорентийской общины, жившей в Брюгге в конце XV в. Панно было частью коллекции Корсини и было отправлено в Германию во время Второй мировой войны. Оно вернулось в Италию благодаря усилиям Родольфо Сивьеро и было передано галерее Уффици в 1988 г. Юноша изображен в три четверти в пояс, повернутым вправо, с глазами почти обращенными к зрителю, что редко встречается у Мемлинга. Мужчина носит черную накидку и головной убор того же цвета, вокруг шеи выступает белая рубашка. Лицо очень выразительное, с миллиметровым вниманием к деталям. Волосы вьющиеся, ниспадают на уши, глаза карие, большие, слегка наклоненного разреза, нос крепкий, слегка изогнутый, губы полные, подбородок выступает вперед. Типичной для фламандской местности является деталь парапета, на котором мужчина опирается рукой, держащей письмо, как будто желая прорваться через барьер между картиной и зрителем.
8.
DSC_5732

Портрет неизвестного на фоне пейзажа (Ханс Мемлинг, ок. 1475). Масло по дереву. Молодой человек изображен в три четверти, повернутым влево, в пояс, с одной рукой, опирающейся на парапет, совпадающий с нижним краем рамы — типичный для фламандской живописи прием, чтобы прорваться через живописное пространство к зрителю и оправдать разрыв в середине рисунка. Внешность персонажа, судя по средиземноморским физиономическим чертам, позволяет предположить члена богатой местной флорентийской общины. Одежда свидетельствует о высоком социальном статусе персонажа: он носит плащ с воротником и краями рукавов, отделанными пятнистым мехом гепарда, а на руке, изящно расписанной с мельчайшими деталями, два золотых кольца с нанизанными камнями. Пейзажный фон — новинка, привнесенная самим Мемлингом, показывает своеобразное углубление, выходящее на поляну с лесом на горизонте, с двумя лиственными деревьями по бокам, обрамляющими голову.
9.
DSC_5735

Мадонна с младенцем на троне в окружении ангелов (Ханс Мемлинг, ок. 1480). Масло по дереву. Это композиция с небольшими вариациями воспроизводилась художником несколько раз. В ее основу легла фигура Мадонны с Младенцем, сидящей на троне, покрытом балдахином, со спинкой, обшитой роскошным штофом, подчеркивающим нервный центр композиции. По бокам расположены два музицирующих ангела, акцентированные слегка выдвинутой поверхностью, близкой к ступеньке, на которой положен экзотический анатолийский ковер. Ангел с виолой, который держит яблоко и предлагает его Младенцу, символизируя принятие искупления мира от первородного греха, часто встречается и в других произведениях. Ангел справа играет на арфе. Красный плащ Марии создает яркий и красочный центр сцены, которому вторит навес с бахромой, колеблемой на ветру, между двумя гирляндами фруктов и цветов, напоминающими искусство Северной Италии. Святое собеседование вписано в роскошную древнюю архитектуру с большой аркой, открытой к пейзажу и поддерживаемой колоннами из пестрого мрамора, на капителях которых стоят пары обнаженных херувимов. Куда ни глянь, торжествуют украшения, как и рельефы, оживляющие всю архитектуру. Два идиллических пейзажа, которые можно увидеть по бокам трона, имеют широкий размах: замок и ферма на озере, где художник нашел хорошее применение всем своим фламандским знаниям в атмосферной передаче воздушной перспективы. Картина была центром триптиха, вероятно, заказанного флорентийским монахом-доминиканцем Бернардом Паганотти. Две боковые панели сейчас находятся в Национальной галерее в Лондоне.
10.
DSC_5736

Портрет сэра Ричарда Саутвелла (Ганс Гольбейн младший, 1536). Масло по дереву. Рама изготовлена в 1952 г. Эта картина, подаренная Томасом Говардом, графом Арунделом, великому герцогу Козимо II по его просьбе, прибыла во Флоренцию в 1621 г. и находится в Уффици с 1638 г. Работа великого немецкого мастера отражает зрелую фазу художника, когда Гольбейн, активно работавший при английском дворе, стал писать портрет сэра Ричарда Саутвелла, доверенного последователя Генриха VIII. Хотя оригинальной рамы из черного дерева больше не существует, сохранились четыре украшавших ее серебряные медали, на которых изображены гербы Медичи, Арунделя и Саутвелла, а также имя художника (сегодня они выставлены в витрине под картиной). Ричард Саутвелл изображен в три четверти, повернутым вправо, с локтями, опирающимися на невидимый парапет или подлокотники, чтобы показать также руки, на которых видно кольцо. Невозмутимое лицо написано очень подробно, с деталями большого реализма, такими как только что отросшая после бритья борода, уже слегка расслабленный подбородок, большой нос, тонкие губы. Благодаря чрезвычайной точности наблюдения Гольбейна, не от его внимания не ускользнули шрамы после перенесенного туберкулеза, видимые на лбу и под подбородком. На переднем плане яркими мазками на складках выделен рукав коричневого бархатного платья. Некоторые драгоценности, например, золотая цепочка и булавка на черном головном уборе, надеты несколько небрежно.
11.
DSC_5738

Портрет мужчины (Ханс Бургкмайр Старший, 1506). Масло по пергаменту, нанесенному на панель. Хотя коллекция, к которой принадлежала эта картина, и личность ее автора неизвестны, она была описана как портрет венецианской школы начала XVI в. В 1939 г., несмотря на сильную перекраску, портрет был признан работой Бургкмайра, а рентгенографические исследования выявили подпись и дату исполнения. Во время реставрации 1955-1956 гг. перекраска была удалена, и проявился оригинальный пергамент. После долгих лет, проведенных в запасниках Палаццо Питти, этот портрет, наконец, попал в Уффици в 1952 г. На темном фоне мы видим молодого человека в три четверти, повернутого влево, в большой темной шляпе, подчеркивающей его лицо. Физиогномика хорошо выражена, с угловатыми чертами лица и большим носом. Взгляд обращен влево в сторону неопределенной точки, возможно, туда, где предположительно находился портрет жены, с которым портрет мог бы составить диптих.
12.
DSC_5740

Портреты Мартина Лютера и его жены Катарины фон Бора (мастерская Лукаса Кранаха Старшего, 1529). Масло по дереву. На панно изображен монах-августинец Мартин Лютер, который в 1517 г. вывесил свои 95 тезисов на дверях церкви Всех Святых в Виттенберге, положив начало протестантской реформации. На другом портрете изображена его жена Катарина фон Бора, вышедшая замуж в 1525 г. Слева от портрета Мартина Лютера изображена эмблема Лукаса Кранаха с датой 1529. В коллекции Медичи с 1567-1570 гг. Лютер изображен в пояс, одетый целиком в черное, в платье с широким высоким воротником, дополненном мягкой шляпой того же цвета. Таким образом обрамляется и делается предельно выразительным лицо, подлинная точка опоры диптиха. Жена носит более облегающую одежду, шубу на меховой подкладке, что означает принадлежность к комфортабельному классу буржуазии.
13.
DSC_5742

Распятие Христа с Мадонной, св. Иоанном Богословом, св. Марией Магдалиной и донаторами (Ганс фон Кульмбах, 1511-1514). Масло по дереву. Эта картина была частью знаменитой коллекции Паоло дель Сера, агента кардинала Леопольдо Медичи в Венеции, который отвечал за отбор огромного количества произведений искусства, найденных на рынке города. После его смерти в 1672 г. коллекция была приобретена самим кардиналом и перевезена во Флоренцию. Инициалы HK ранее были изменены на MR, что затрудняло правильную атрибуцию немецкого художника. Впервые эта панель была выставлена в Уффици в 1777 г. Действие «Распятия» происходит на открытом пейзаже с итальянским влиянием. Христос справа расположен высоко на небесном фоне и боком, со страдающим лицом он смотрит вниз, где находятся Мадонна, св. Иоанн Богослов и коленопреклоненная св. Магдалина. Справа мы видим меньшего размера заказчика в доспехах, его жену и ребенка, все в благоговейно коленопреклоненной позе. Пейзаж отсылает к дунайской школе, в частности это темное и тревожное пятно листвы справа, которое уравновешивается очень глубоким пейзажем, открывающимся слева, с замком и горами, уходящим вдаль, подернутыми туманом.
14.
DSC_5744

Портреты Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона (Лукас Кранах Старший, 1543). Масло по дереву. На левом панно изображен Мартин Лютер, монах-августинец, который в 1517 г. вывесил свои 95 тезисов на дверях церкви Виттенбергского замка, положив начало протестантской реформации. На другом портрете изображен Филипп Меланхтон, профессор древних языков, который в 1519 г. присоединился к реформаторскому движению, начатому Лютером, попытался найти общий язык с папством и выступил посредником между различными группами внутри протестантизма. Лютер и Меланхтон изображены в пояс, сидящими, повернувшись на три четверти друг к другу. Они носят свободные черные мантии и шляпы того же цвета с полями. Портреты демонстрируют пристальное внимание художника к изображению черт лиц, о чем свидетельствуют тщательно выписанные признаки старения, плавный линейный подход, заданный контурной линией, которая подчеркивается простым и чистым контрастом между черным цветом одежды и однородным сине-зеленым цветом фона. Картина с виллы Медичи Поджо Империале находится в Уффици с 1773 г.
15.
DSC_5746

Открытая книга (немецкая школа, 1500-1525). Масло по дереву. Эта картина задокументирована в описи 1669 г. среди украшений виллы Медичи Лампеджи, которая в то время была резиденцией Маттиаса Медичи. Позже она была передана его племяннику Франческо Марии, который также жил на вилле. Эта необычная картина поступила в Уффици в 1969 г. Поскольку в различных европейских коллекциях имеется множество копий этой панели, считается, что они, возможно, использовались в качестве дверей для книжных полок, выполненных в виде итальянской инкрустации из дерева 1450-х гг. По одной из версий искусствоведов, парной картиной было изображение миссала, также написанное в нескольких копиях.
16.
DSC_5749

Поклонение волхвов (Альбрехт Дюрер, 1504). Масло по холсту. Рама современная. Выполненное Дюрером в период между первым и вторым путешествиями художника в Италию, панно является примером сочетания северного внимания к деталям, типичной итальянской перспективы и чувства цвета под влиянием венецианской живописи Андреа Мантеньи и Джованни Беллини. Вся сцена описана в изящных деталях и с поиском деталей: ткани, парча, короны и кубки (сделанные ювелирами в Нюрнберге), рубины, жемчуг, вуаль Богородицы, перья, животные и растения — все по вкусу фламандцев с другой сторону Альп. Дюрер не стал, подобно многим художникам, обращавшимся до него к этой теме, акцентировать внимание зрителя на пышном кортеже волхвов. В его «Поклонении» вместо толпы сопровождающих в экзотических нарядах изображено несколько всадников на дальнем фоне и лишь один персонаж из свиты находится рядом с волхвами. Центральная фигура (второй волхв) — вероятный автопортрет Дюрера. Убежище Марии и младенца, бедная хижина, опирается на античные руины. Так художник выразил тему преемственной связи и нового развития, которое дало христианство классическому миру. Картина, вероятно, была заказана в 1504 г. курфюрстом Саксонии Фридрихом Мудрым для часовни в замке Виттенберг. В 1603 г. Кристиан II Саксонский подарил картину императору священной Римской империи Рудольфу II. Она оставалась в императорской коллекции в Вене до 1792 г., когда Луиджи Ланци, директор Уффици, обменял ее на картину Фра Бартоломео «Принесение во Храм».
17.
DSC_5750

Мадонна с младенцем (Мадонна с грушей) (Альбрехт Дюрер, 1526). Масло по дереву. Рама современная. Эта работа является последней Мадонной, написанной художником, и одной из последних его работ. На темном фоне Мадонна без покрывала, ее традиционного атрибута, держит на руках Младенца, сжимающего в руках маргаритку, символ мистического брака с матерью и, следовательно, Иисуса с Церковью, которая отождествлялась с Марией. Она с задумчивым видом предлагает ему грушу, символ первородного греха и, следовательно, своего искупления мира. Делая акцент на отношениях матери и ребенка, Дюрер, скорее всего, пытался оставить место для священной живописи в протестантской реформации, которая была официально введена в его родном городе всего за год до этого. Картина неизвестного происхождения, но описанная в Палаццо Питти в начале XVIII в., попала в Уффици в 1773 г.
18.
DSC_5752

Портрет отца (Портрет Альбрехта Дюрера Старшего) (Альбрехт Дюрер, 1490). Масло по дереву. Рама современная. Этот портрет отца художника, скорее всего, был частью диптиха с портретом его матери, Барбары Хольпер, поскольку на обороте присутствуют гербы обеих семей. Картина была приобретена кардиналом Леопольдо Медичи до 1675 г. и в том же году включена в его коллекцию. В галерею она попала в 1773 г. Отец Дюрера изображен по пояс, повернутым на три четверти влево на темном зеленоватом фоне. Хорошо видны руки, которые держат четки с красными бусами, в соответствии с образцами фламандской живописи. Одежда мужчины типична для холодных стран: меховая шапка, большая куртка, тоже на меху, темная куртка и шнурок на шее. Взгляд напряжен и обращен влево, к жене. Почти черная шляпа мужа дополняет сияющую белизну льняного чепца матери. Даже в этой ранней работе очевидны такие характерные черты его творчества, как изображение мельчайших деталей, типичное для северного искусства, так и пластика, типичная для итальянского Ренессанса.
19.
DSC_5754

Автопортрет Лукаса Кранаха Старшего (Портрет Лукаса Кранаха Старшего) (Лукас Кранах Старший, 1550). Масло про дереву. Надпись на картине «AETATIS SVAE LXXVII» (собственный возраст 77). На этом автопортрете пожилой немецкий художник изображен в конце своей долгой карьеры, начавшейся в мастерской его отца в Кронахе. Покинув свой родной город в 1498 г., чтобы отправиться в Вену, позже он переехал в Виттенберг, где провел остаток своей жизни в качестве художника курфюстов Саксонии, посвятив свое искусство протестантской реформе, а также бургомистра города. Картина была подарена Августом Сильным, курфюрстом Саксонии, великому герцогу Козимо III Медичи. Работа поступила в Галерею как автопортрет Лукаса Кранаха Старшего, затем некоторые искусствоведы по стилистическим соображениям приписали авторство его сыну Лукасу Кранаху Младшему.
20.
DSC_5756

Адам и Ева (Ханс Бальдунг Грин, 1507-1525). Масло по дереву. Рама современная. Эти два панно были представлены в Палатинской коллекции до 1828 г. и поступили в галерею Уффици в 1922 г. Обе они, по-видимому, являются точной копией диптиха «Адам и Ева» Альбрехта Дюрера, датированным 1507 г. и находящимся в музее Прадо в Мадриде. Ханс Бальдунг Грин, самый талантливый среди учеников Дюрера, добросовестно скопировал панели учителя, но в более сухом и поспешном стиле, при этом добавив некоторые детали, такие как олень у ног Адама и лев у ног Евы, которые, вероятно, символизируют темпераменты персонажей. Таким образом, два обнаженных тела идеальной красоты приобретают оттенок, более связанный с хрупкостью тела, предлагая тем самым интерпретацию классической темы vanitas.
21.
DSC_5758

Адам и Ева (Лукас Кранах старший, 1528). Масло по дереву. Работа находилась в великогерцогской коллекции по крайней мере с 1688 г., а в Уффици — с начала XVIII в. Филиппо Бальдинуччи считал автором работы Дюрера, и эта атрибуция сохранялась до инвентаризации 1784 г, когда она была отнесена к Кранаху старшему. Оба прародителя изображены на отдельных панелях на темном фоне, при этом земля, на которой стоят персонажи, едва видна. Оба держат веточки, закрывающие их интимные места. Ева держит в руке запретный плод (яблоко), а сверху ей угрожает змей, свисающий с ветви дерева жизни. Она передает яблоко Адаму, который занимает свободную и небрежную позу, как будто он опирается на край картины, подняв правый локоть. Нагота, имеющая выдающуюся анатомическую точность, демонстрируется на картинах с легкостью. На панно Адама узнаваемы инициалы художника и дата 1528.
22.
DSC_5762

Посещением этого зала завершился осмотр третьего этажа Уффици. Спускаемся по лестнице на второй этаж. Там будет также много интересных экспонатов.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.