Флоренция. Площадь Уффици. Часть 1

Площадь Уффици — район исторического центра Флоренции, где доминирует музейный комплекс Уффици. Площадь простирается от палаццо Веккьо до реки Арно.
1.
mappa_firenze1_uffizi

До создания Уффици эта территория, принадлежавшая приходу церкви Сан-Пьер-Скераджо, была нездоровой и печально известной, населенной работниками дурно пахнущих производств, таких как окраска и дубление кожи, которые сливали сточные воды в мельничный пруд Скераджио. Здесь настолько широко была распространена проституция, что весь район в народе назывался Бальдракка (то есть проститутка). Эта дурная репутация запомнилась, например, в неприятном эпизоде со священником Амадио делла Валь ди Пеза, который в 1131 г. оказался здесь, в гостинице, в таком плохом окружении, что ночевать он предпочел под открытым небом на улице (после его жалоб родилась Конгрегация Иисуса-Пилигрима, которая достойно встречала священников, проходящих через Флоренцию по маршрутам паломничества). В этом районе работал первый монетный двор Флоренции, а также базировалась Гильдия пекарей.
2. Место будущей галереи Уффици на фреске Джованни Страдано «Осада Флоренции».
uffizi5

Великий герцог Козимо I Медичи решил объединить все флорентийские магистратуры, чтобы облегчить их контроль и обеспечить более эффективную государственную службу, и построить для этой цели рядом со своей новой резиденцией в Палаццо Веккьо отдельное здание, сосредоточив в одном месте множество гражданских, судебных и финансовых учреждений, до тех пор разбросанных по всему городу (уффици в переводе с итальянского — офисы).
3.
uffizi3

Подготовка площадки для строительства и снос мешающих зданий начались в 1545 г. В числе пострадавших строений оказалась и церковь Сан-Пьер-Скераджио, освященная в XI в. Название церкви происходит от рва Скераджио, проходящего вдоль первой городской стены. Церковь использовалась не только для выполнения религиозных функций, но и для заседаний муниципального совета вплоть до строительства Палаццо деи Приори (в дальнейшем называемом Палаццо делла Синьория и Палаццо Веккьо). Здесь также выступали Данте и Боккаччо. Маленькая роза с лучами, украшавшая фасад, считалась (или, по крайней мере, люди делали вид, что верят в это) колесом карроччо города Фьезоле, взятым в качестве трофея во время войны 1123 г.
4. Фасад церкви Сан-Пьер-Скераджио на рисунке Фабио Борботтони
uffizi4

Проект нового большого комплекса Уффици был поручен Джорджо Вазари, который работал над ним с 1560 г. до своей смерти в 1574 г. Архитектор был вдохновлен тем, что построил Якопо Сансовино на площади Святого Марка в Венеции, с элегантной завесой лоджий и зданий с теми же архитектурными модуляциями, которые окружают городское пространство.
5.
uffizi2

О завершении строительства нового здания Уффици в его основных чертах можно говорить спустя двадцать лет, в 1580 г., когда новое здание было соединено с Монетным двором в единый большой комплекс, выходивший к реке Арно большой открытой лоджией и замыкавшийся возле Лоджии Ланци.
6.
uffizi1

По зданию Уффици проходит часть крытой галереи, называемой коридором Вазари, соединяющая Палаццо Веккьо с Палаццо Питти и обеспечивающая великим герцогам возможность свободно и безопасно передвигаться от своей резиденции к правительственному дворцу. Коридор был построен всего за девять месяцев в 1565 г. по заказу великого герцога Тосканы Козимо I. Поводом для строительства послужило бракосочетание сына великого герцога Франческо I с Иоанной Австрийской.
7.
corridoro_vasari

После смерти Джорджо Вазари в 1574 г. работы по строительству Уффици продолжили Альфонсо Париджи и Бернардо Буонталенти. Последний построил на верхнем этаже здания закрытую лоджию, изначально задуманную как открытую террасу.
8.
DSC_5521-1

В конце концов на площади Уффици было создано чрезвычайно сценографичное и единое пространство, дополненное непрерывно продолжающейся лоджией, оборудованной каменными скамейками и действующей как телескоп, обрамляющее Арно с одной стороны, и могучим Палаццо Веккьо с башней Арнольфо с другой.
9.
DSC_6518

В углу площади, ближайшем к улице Виа делла Нинна («длинная» восточная, сторона лоджии), находится вход в музей XIX в., соответствующий главному нефу церкви Сан-Пьер-Скераджо.
10.
DSC_5521-4

В начале Виа делла Нинна справа видны остатки церкви. Напротив стена Палаццо Веккьо, сверху проходит часть коридора Вазари.
11. Вид на улицу из Лоджии Ланци.
DSC_5521-5

Далее следуют все остальные двери комплекса Уффици, соответствующие лестнице, бывшей кассе и всем помещениям первого этажа, с надписями на порталах, напоминающими о магистратурах, первоначально базировавшихся здесь.

Центральный рукав Вероны открывает проход к реке Арно.
12.
DSC_5521-2

На срединной арке, выходящей на внутреннюю площадь, находится статуя великого герцога Козимо I (Джамболонья, 1585), окруженная двумя аллегорическими скульптурами, олицетворяющими Строгость и Справедливость (Винченцо Данти, 1566). Под скульптурной группой размещен герб семьи Медичи.
13.
DSC_5521-3

На короткой (западной) стороне лоджии расположены новая касса, зал Вазари и офис консьержа, из которого можно попасть в различные помещения на первом этаже. Последняя дверь, обращенная к северу, принадлежит Академии Георгофили, в настоящее время занимающейся вопросами пищевой безопасности и продвижением качественной агропродовольственной продукции.
14. Западная стена на фото слева.
DSC_5521

Под эстакадой в начале улицы Виа Ламбертеска, на противоположной стороне находится Портал Молений, спроектированный около 1580 г. Бернардо Буонталенти в стиле маньеризма. Свое название портал получил в честь окна для подачи прошений (молений), устроенного справа от дверей.
15.
DSC_5521-6

Вместо типично флорентийских арочных порталов Буонталенти придумал проем, обрамленный гладкой рамой, украшенной лишь двумя патерами в верхних углах и намеком на дорическую капитель, опирающуюся на профиль еще одной гладкой рамы. Все архитектурное напряжение сосредоточено в венце, где лепной архитрав поддерживает разломанный пополам и динамично перевернутый на концах арочный фронтон, подчеркивающий его выступ, словно два крыла летучей мыши. Единственная уступка гротеску — это неизбежная маска, помещенная на архитрав в центре, образующая основу завитка, поддерживающего бюст Франческо I Медичи (Джованни Бандини, 1577). Все это, вероятно, явилось прообразом решений, которые найдут применение в архитектуре только в следующем столетии.
16.
DSC_5521-7

На большой оштукатуренной поверхности стены Уффици справа находится окно для прошений в богатом барочном обрамлении с соответствующей надписью.
17.
DSC_5521-8

В нишах колонн лоджии благодаря инициативе флорентийского печатника и издателя Винченцо Бателли создан скульптурный цикл, прославляющий самых выдающихся людей Флоренции и созданный в середине XIX в. Всего в лоджии Уффици выставлено 28 скульптур из этого цикла. Подробнее о них будет рассказано в следующей части моего повествования.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.