Площадь Уффици — район исторического центра Флоренции, где доминирует музейный комплекс Уффици. Площадь простирается от палаццо Веккьо до реки Арно.
1.
До создания Уффици эта территория, принадлежавшая приходу церкви Сан-Пьер-Скераджо, была нездоровой и печально известной, населенной работниками дурно пахнущих производств, таких как окраска и дубление кожи, которые сливали сточные воды в мельничный пруд Скераджио. Здесь настолько широко была распространена проституция, что весь район в народе назывался Бальдракка (то есть проститутка). Эта дурная репутация запомнилась, например, в неприятном эпизоде со священником Амадио делла Валь ди Пеза, который в 1131 г. оказался здесь, в гостинице, в таком плохом окружении, что ночевать он предпочел под открытым небом на улице (после его жалоб родилась Конгрегация Иисуса-Пилигрима, которая достойно встречала священников, проходящих через Флоренцию по маршрутам паломничества). В этом районе работал первый монетный двор Флоренции, а также базировалась Гильдия пекарей.
2. Место будущей галереи Уффици на фреске Джованни Страдано «Осада Флоренции».
Великий герцог Козимо I Медичи решил объединить все флорентийские магистратуры, чтобы облегчить их контроль и обеспечить более эффективную государственную службу, и построить для этой цели рядом со своей новой резиденцией в Палаццо Веккьо отдельное здание, сосредоточив в одном месте множество гражданских, судебных и финансовых учреждений, до тех пор разбросанных по всему городу (уффици в переводе с итальянского — офисы).
3.
Подготовка площадки для строительства и снос мешающих зданий начались в 1545 г. В числе пострадавших строений оказалась и церковь Сан-Пьер-Скераджио, освященная в XI в. Название церкви происходит от рва Скераджио, проходящего вдоль первой городской стены. Церковь использовалась не только для выполнения религиозных функций, но и для заседаний муниципального совета вплоть до строительства Палаццо деи Приори (в дальнейшем называемом Палаццо делла Синьория и Палаццо Веккьо). Здесь также выступали Данте и Боккаччо. Маленькая роза с лучами, украшавшая фасад, считалась (или, по крайней мере, люди делали вид, что верят в это) колесом карроччо города Фьезоле, взятым в качестве трофея во время войны 1123 г.
4. Фасад церкви Сан-Пьер-Скераджио на рисунке Фабио Борботтони
Проект нового большого комплекса Уффици был поручен Джорджо Вазари, который работал над ним с 1560 г. до своей смерти в 1574 г. Архитектор был вдохновлен тем, что построил Якопо Сансовино на площади Святого Марка в Венеции, с элегантной завесой лоджий и зданий с теми же архитектурными модуляциями, которые окружают городское пространство.
5.
О завершении строительства нового здания Уффици в его основных чертах можно говорить спустя двадцать лет, в 1580 г., когда новое здание было соединено с Монетным двором в единый большой комплекс, выходивший к реке Арно большой открытой лоджией и замыкавшийся возле Лоджии Ланци.
6.
По зданию Уффици проходит часть крытой галереи, называемой коридором Вазари, соединяющая Палаццо Веккьо с Палаццо Питти и обеспечивающая великим герцогам возможность свободно и безопасно передвигаться от своей резиденции к правительственному дворцу. Коридор был построен всего за девять месяцев в 1565 г. по заказу великого герцога Тосканы Козимо I. Поводом для строительства послужило бракосочетание сына великого герцога Франческо I с Иоанной Австрийской.
7.
После смерти Джорджо Вазари в 1574 г. работы по строительству Уффици продолжили Альфонсо Париджи и Бернардо Буонталенти. Последний построил на верхнем этаже здания закрытую лоджию, изначально задуманную как открытую террасу.
8.
В конце концов на площади Уффици было создано чрезвычайно сценографичное и единое пространство, дополненное непрерывно продолжающейся лоджией, оборудованной каменными скамейками и действующей как телескоп, обрамляющее Арно с одной стороны, и могучим Палаццо Веккьо с башней Арнольфо с другой.
9.
В углу площади, ближайшем к улице Виа делла Нинна («длинная» восточная, сторона лоджии), находится вход в музей XIX в., соответствующий главному нефу церкви Сан-Пьер-Скераджо.
10.
В начале Виа делла Нинна справа видны остатки церкви. Напротив стена Палаццо Веккьо, сверху проходит часть коридора Вазари.
11. Вид на улицу из Лоджии Ланци.
Далее следуют все остальные двери комплекса Уффици, соответствующие лестнице, бывшей кассе и всем помещениям первого этажа, с надписями на порталах, напоминающими о магистратурах, первоначально базировавшихся здесь.
Центральный рукав Вероны открывает проход к реке Арно.
12.
На срединной арке, выходящей на внутреннюю площадь, находится статуя великого герцога Козимо I (Джамболонья, 1585), окруженная двумя аллегорическими скульптурами, олицетворяющими Строгость и Справедливость (Винченцо Данти, 1566). Под скульптурной группой размещен герб семьи Медичи.
13.
На короткой (западной) стороне лоджии расположены новая касса, зал Вазари и офис консьержа, из которого можно попасть в различные помещения на первом этаже. Последняя дверь, обращенная к северу, принадлежит Академии Георгофили, в настоящее время занимающейся вопросами пищевой безопасности и продвижением качественной агропродовольственной продукции.
14. Западная стена на фото слева.
Под эстакадой в начале улицы Виа Ламбертеска, на противоположной стороне находится Портал Молений, спроектированный около 1580 г. Бернардо Буонталенти в стиле маньеризма. Свое название портал получил в честь окна для подачи прошений (молений), устроенного справа от дверей.
15.
Вместо типично флорентийских арочных порталов Буонталенти придумал проем, обрамленный гладкой рамой, украшенной лишь двумя патерами в верхних углах и намеком на дорическую капитель, опирающуюся на профиль еще одной гладкой рамы. Все архитектурное напряжение сосредоточено в венце, где лепной архитрав поддерживает разломанный пополам и динамично перевернутый на концах арочный фронтон, подчеркивающий его выступ, словно два крыла летучей мыши. Единственная уступка гротеску — это неизбежная маска, помещенная на архитрав в центре, образующая основу завитка, поддерживающего бюст Франческо I Медичи (Джованни Бандини, 1577). Все это, вероятно, явилось прообразом решений, которые найдут применение в архитектуре только в следующем столетии.
16.
На большой оштукатуренной поверхности стены Уффици справа находится окно для прошений в богатом барочном обрамлении с соответствующей надписью.
17.
В нишах колонн лоджии благодаря инициативе флорентийского печатника и издателя Винченцо Бателли создан скульптурный цикл, прославляющий самых выдающихся людей Флоренции и созданный в середине XIX в. Всего в лоджии Уффици выставлено 28 скульптур из этого цикла. Подробнее о них будет рассказано в следующей части моего повествования.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.