Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения.
1.
С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею и Королевские апартаменты.
2.
В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
Неосмотренными после закрытия музея мной остались только три комнаты покоев короля: Спальня [X], Кабинет [XI] и Красная комната [XII]. Поразмыслив, я счел необходимым воспользоваться имеющимися в свободном доступе фотографиями (как цветными, так и черно-белыми) с официального сайта музеев Уффици, Каталога культурного наследия Италии и из Википедии и сделать описания этих помещений, чтобы полностью закрыть тему.
Спальня короля [X]
Комнаты, входящие в состав Королевских апартаментов, обставлены более строго, хотя и в этих помещениях есть множество древнейших изделий ручной работы, унаследованных от Медичи и Лотарингов.
4.
Согласно новой организации пространств дворца Питти, происшедшей с приездом Петра Леопольда Габсбург-Лотарингского в 1765 г., эта комната была первым помещением в личных покоях великого герцога.
5.
Как и в случае с некоторыми комнатами апартаментов королевы, расположенными со стороны фасада, декор был обновлен в начале 1760-х гг. при участии Бартоломео Портогалли, мастера по лепнине из кантона Тичино, специализирующегося на этом художественном жанре, к которому присоединился Доменико Руши из Пармы. Круглая печь относится к тому же периоду Лотарингии, установленная здесь, как и в других комнатах, Питером Леопольдом по обычаю, типичному для стран за Альпами.
6.
Изысканные шелковые настенные покрытия первого десятилетия XIX в. с узором в виде ламп с желтым фоном были приобретены Фердинандом III Лотарингским во время его ссылки во Францию и привезены в палаццо Питти после его репатриации в 1814 г. Наиболее важные изменения в меблировке относятся к савойскому периоду, что видно по гербам с крестом Савойского дома, увенчанным королевской короной, видимым на портьерах и вставленным в 1882 г. в конструкцию кровати XVIII в.
7.
В комнате также находятся шедевры барокко производства Медичи, такие как чаша для святой воды и при-дьё, который Козимо III Медичи прислал в подарок своей дочери Анне Марии Луизе, курфюстине Пфальцской, в Дюссельдорфе, оба созданы Джованни Баттиста Фоджини, а также мебель следующего периода талантливейших флорентийских мастеров.
8.
Кровать с балдахином первоначально была изготовлена для Лотарингов флорентийскими ремесленниками в конце XVIII в. и в честь короля Виктора Эммануила II добавили герб Савойи как знак нового владения.
9.
Стол (Италия, ок. 1809-1814). Красное дерево, клен, палисандр, бронза с позолотой и мрамор. Круглый стол в стиле ампир, поддерживаемый четырьмя кленовыми ножками в обрамлении из палисандра, опирается на четырехугольную платформу, поддерживаемую четырьмя ножками из резного и позолоченного дерева. По сторонам от ножек — резные и позолоченные деревянные вставки в форме листьев аканта, вверху — в форме головы Медузы. На ленте, соответствующей ногам, имеются пучки перьев стрел, а между ножками — украшения в виде музыкальных инструментов и дубовых листьев, все из позолоченного дерева. Круглая столешница изготовлена из зеленого корсиканского мрамора в рамке из позолоченной бронзы. Подобные большие круглые столы характерны для периода ампира и служили украшением центра парадных залов.
10.
Ниже приведены описания некоторых экспонатов, находящихся в Спальне короля.
Аллегорическая сцена страстей (мастерская Франческо Альбани). Копия с утерянного оригинала.
11.
Чаша для святой воды (великогерцогская мастерская, 1704). Бронза с позолотой, агат, халцедон, слоновая кость. Чаша для святой воды в форме раковины изготовлена из агата и обрамлена двумя побегами листьев, от которых отходят два фестона, которые переплетаются с тридцатью четырьмя плодами из полудрагоценных камней. Верхняя часть, целиком выполненная из позолоченной бронзы со свитками, имеет вверху луч из облаков, в центре которого изображен Святой Дух в виде голубя, выполненного из слоновой кости, под ним три полнорельефных бронзовых ангела поддерживают два овала из полудрагоценных камней и заключенных в богато украшенные бронзовые рамы, с изображением Благовещения Богородицы и архангела Гавриила.
12.
Скамеечка для молитвы «при-дьё» (Джованни Баттиста Фоджини и Галерея деи Лавори, 1706). Черное дерево, позолоченная бронза, полудрагоценные камни. Во времена последних поколений семьи Медичи великогерцогская мастерская полудрагоценных камней «Галерея деи Лавори» создавала превосходно выполненные произведения искусства по проектам архитектора и скульптора Джованни Баттисты Фоджини. Благодаря элегантному контрасту цветов и материалов, аппликации из позолоченной бронзы и триумфальные украшения из полудрагоценных камней выделяются на фоне черного дерева деревянной конструкции, чередуя пластичный импульс двух мягких спиралей соединения с более схематичной формой линейных опорных поверхностей. Над этим изделием сотрудничали несколько мастеров: краснодеревщик Адамо Сустер, бронзовщик Пьетро Мотти и позолотчик Джузеппе Антонио Торричелли, который изготовил три детализированные головы херувимов, несмотря на то, что с материалом халцедоном очень трудно работать. Вместе с чашей для святой воды при-дьё вернулась во дворец Питти в 1717 г., когда овдовевшая курфюрстина Пфальцская вернулась во Флоренцию.
13.
Мадонна с Младенцем и св. Иоанном (Доменико Пулиго, ок. 1512-1515). Масло по дереву. Традиционно приписываемую Пулиго, картину долгое время считали сопоставимой со стилем фра Бартоломео или Джованни Баттиста Кавальказелле, сравнивая ее с существующей композицией в Бельведере в Вене. Однако в последнее время критики вновь подтверждают авторство Пулиго.
14.
Комод (итальянская мануфактура, ок. 1815-1817). Палисандр, позолоченная бронза, мрамор Серавецца. Комод включает два ящика, украшенных богатой позолоченной и точеной бронзовой аппликацией в виде листьев аканта вокруг ключа и лавровых венков на ручках. Между ящиками находится фриз из лавровых листьев из позолоченной бронзы. Ящики обрамлены двумя колоннами с капителями в форме женской головы из позолоченной бронзы. Полосы украшены фризом из пальметт, также выполненных из бронзы. Передние лапы льва из позолоченного дерева опираются на деревянный шарик, окрашенный в черный цвет. Задние лапы украшены листвой аканта.
15.
Август и Сивилла (сиенский художник, ок. 1613-1615). Масло по холсту. Некоторые источники считают автором картины Рутилио Манетти.
16.
Мученичество св. Андрея (Карло Дольчи, 1646). Масло по холсту. Уменьшенная версия картины при аналогичном сюжете отличается отсутствием автопортрета художника под правой рукой святого.
17.
Мадонна с Младенцем и св. Иоанном (мастерская Андреа дель Сарто, ок. 1528-1530). Масло по холсту. Это копия, сделанная с ныне утерянного оригинала самого Андреа дель Сарто.
18.
Комод (тосканская мастерская, XVIII в.). Комод из дерева зизифуса, инкрустированный падубом и другими ценными породами дерева, с решетчатым рисунком. Фигурная столешница изготовлена из мрамора бардильо. Формованные бока, изогнутые, как ножки. Два ящика оснащены замками с накладками под ключ. Этот комод был сделан специально для столешницы из полудрагоценного камня с изображением «Триумфа Европы и четырех времен года», созданной Галереей деи Лавори в 1771 г. по модели Джузеппе Дзокки, которая в настоящее время находится над другим комодом, расположенным в Королевских покоях.
19.
Письменный стол (Марко Каластрини, ок. 1790-1799). Прямоугольный гранитный стол, инкрустированный ценными породами дерева, с узорами из гирлянд из цветов и фруктов, поддерживаемых крылатыми херувимами.
20.
На поверхности столешницы вырезаны овальные фризы, в центре изображена крепость, над которой развевается флаг, полевая палатка, возле которой находятся оружие и доспехи. Фигура генерала верхом на коне попирает поверженного противника. Возможно, что название сцены «Победа венгра над турком». Также инкрустированы четыре ножки восьмиугольной пирамиды. Стол имеет закрывающийся ящик.
21.
Кабинет короля [XI]
«Продолговатая комната», как ее называли в документах, использовалась как кабинет короля Умберто I в эпоху Савойи. Исключительную ценность представляют текстильные изделия, напольный ковер и шелковые обои, драгоценные свидетельства высокого флорентийского мастерства, выбранные в XVIII в. великими герцогами Лотарингии. Ковер с подписью и датой «Джованни Баттиста Подеста и сыновья, Флоренция, 1798» был изготовлен на фабрике, которая также была известна производством бархата и была официальным поставщиком дворца Питти по крайней мере с 1767 по 1811 г. В частности, это произведение было изготовлено по проекту мастера декора Королевских школ Франческо Луиджи Левье, который предложил репертуар неоклассического вкуса, регламентировавший жанр гротесков в линейных рамках античного стиля.
22.
Обои, которые были поклеены в этой комнате только в 1899 г., были отправлены во дворец еще в 1770 г. и первоначально предназначались для одной из комнат апартаментов Великой герцогини. Белые по цвету, в соответствии с хроматическими предпочтениями того времени, украшенный нервными позолоченными узорами, розовыми цветами и голубыми бантами в стиле Людовика XVI, они по качеству кажутся сравнимыми с лионскими шелками, но были приобретены на Императорской и Королевской фабрике Флоренции по приказу Петра Леопольда Габсбург-Лотарингского, который намеревался таким образом поддержать местную шелковую промышленность. Гильдия шелка со Средних веков была одной из основных в создании гражданского и экономического общества города.
23.
Ниже приведены описания некоторых экспонатов, находящихся в Кабинете короля.
Люстра (итальянская мануфактура, 1850-1874). Дерево, железо, хрусталь. Люстра на 24 свечи, расположенных в два яруса, состоит из железного стержня, хрустальных дужек, а также двух золотых хрустальных чаш с деревянными сердечниками. Полностью покрыта хрустальными шарами и катушками. Дуги соединены гирляндами из призм и мандорл.
24.
Пара консолей (Джованни Баттиста Дольчи, ок. 1760). Резное дерево, мрамор. Ножки, богато украшенные резьбой и завитками в стиле рококо, соединяются внизу и заканчиваются козьими копытцами. На консоли установлены мраморные столешницы полукруглой формы.
25.
Пара подсвечников (европейская мануфактура, ок. 1840-1860). Чеканная и позолоченная бронза, хрусталь. Канделябры на восемь свечей имеют круглое основание, с листвой и рокайлями. На постаменте, украшенном виноградными листьями, фигура сидящего херувима, держащего рог изобилия; от постамента отходят спирали усиков с небольшими чашечками из виноградных листьев, с которых свисают хрустальные призмы.
26.
Письменный стол (Пьер Мижон, ок. 1750). Письменный стол из палисандра отделан шпоном из очень редкой и дорогой древесины дальбергии зеленой (bois de violette) и украшен чеканной и позолоченной бронзой. Стол принадлежал герцогине Пармской, которая приобрела его в Париже, и характерен для стиля этого широко известного краснодеревщика. Для автора также характерна богатая позолоченная бронзовая листва, окружающая центральный ящик. Тканевое покрытие не оригинальное.
27.
Пара канделябров (Франция, ок.1850-1860). Точеная позолоченная бронза. Канделябры в стиле Людовика XV на три свечи с двумя фигурками путти вокруг ножки.
28.
Жертвенник (Франция, 1800-1814). Чеканная и позолоченная бронза, патинирование. Жертвенник в стиле ампир из позолоченной и патинированной бронзы в форме чаши поддерживается тремя ножками в форме кариатид, оканчивающихся львиными лапами. Под чашей находится небольшая вазочка на треугольном пирамидальном основании из бронзы естественного цвета с аппликациями из позолоченной бронзы, изображающими женские фигуры.
29.
Бюст-портрет королевы Маргариты Савойской (Рафаэлло Паяччетти, 1868). Мрамор. Мраморный бюст был доставлен самим Рафаэлло Паяччетти 25 ноября 1869 г. вместе с другим идентичным бюстом, но вылепленным из гипса.
30.
Пара ваз с крышками (Делфт, ок. 1700-1710). Фаянс. Делфтский фаянс — знаменитые изделия, составившие славу искусства керамики на севере Европы до открытия европейского фарфора в начале XVIII в. Делфтские изделия в основном расписывали окисью кобальта, дающей после обжига ярко-синий цвет, в подражание особо ценимому в то время китайскому фарфору периода Мин, с последующим покрытием прозрачной свинцовой глазурью (подглазурный способ).
31.
Пара ваз (флорентийская мануфактура, ок. 1800-1810). Фаянс. Очевидно подражание японским вазам.
31.
Каминные часы (Пьер Гудрон (Франция), 1690-1699). Чеканная позолоченная бронза, хрусталь, черепаховый панцирь. Корпус из черепахового панциря с позолоченными металлическими вставками в стиле Буль, украшен позолоченной и точеной бронзовой рамкой, хрустальными пластинами спереди и по бокам. Изогнутые ножки в форме листа. Вверху, на небольшом перфорированном куполе, фигура Дианы, сидящей на лунной арке. В нижней части, в центре, маска, изображающая голову времени с крыльями и косами. Над циферблатом медальон с женским профилем. Под циферблатом эмалевое зеркало с авторской подписью, окруженное позолоченными бронзовыми цветами и листвой.
33.
Зеркало (пьемонтская мануфактура, 1700-1749). Резьба по дереву, позолота, стекло. Двухсекционное зеркало, двойная рама. Рама с характерным декором эпохи Регентства резная и позолоченная с завитками; наверху маска, гирлянда и драконы; по бокам птицы и кариатиды; внизу корзина с цветами. Зеркало происходит из Палаццо делла Крочетта, откуда оно было вывезено в 1855 г. для повторного золочения.
34.
Пара бра (европейское производство, ок. 1800-1849). Чеканная и позолоченная бронза. Бра, окружающие настенное зеркало, снабжены точеными и позолоченными бронзовыми аппликациями с двумя светильниками, украшенными листвой и завитками. Подсвечники и сопутствующие им блюдца отличаются друг от друга.
35.
Каминная ширма (флорентийская мануфактура, 1885). Фигурный каркас в стиле барокко из позолоченного дерева с резной листвой и ажурными завитками, а также тремя цветочными фестонами. Ширма обтянута цветочной парчой на выбеленном белом фоне.
36.
Кабинет (ломбардское производство, ок. 1820). Черное дерево и слоновая кость. Шкаф из черного дерева в стиле «Бидермайер», передняя часть которого полностью покрыта аппликациями из слоновой кости с неоклассическими узорами и мотивами, изображающими лиры, корзины, канделябры и т.д. и с путто в центре. Кабинет увенчан фронтоном. Центральная дверца откидная и содержит два небольших выдвижных ящика. Над ними — четыре небольшие колонны, поддерживающие архитрав. Под дверью — запирающийся ящик, внутри из красного дерева; боковые стенки из гладкого черного дерева.
37.
Красный зал [XII]
Комната, являющаяся частью покоев короля Савойи Умберто I, ранее была залом аудиенций великих герцогов Лотарингии. Свод украшен позолоченной лепниной на белом фоне, датируемой 1760-ми годами, как и в соседних комнатах. Пара стульев французского производства, обтянутых красным дамастом, приписывается парижским плотникам Тиллиару и Фолио (1750).
38.
На стенах малиновый шелковый дамаст с мотивами звезд и пчел, что с уверенностью раскрывает его наполеоновское происхождение. На самом деле обои были изготовлены на флорентийской фабрике Бурганьи в период Империи по образцу лионского шелка, использовавшегося в Версальском дворце и привезенном из Парижа по желанию Элизы Бачиокки. Поступление дамаста в гардероб произошло уже после падения Бонапарта. Несмотря на смену династий, ткань была натянута на стены в 1823 г.
39.
Позднее, в савойский период, комната приобрела вид гостиной, в том числе благодаря более близким к буржуазному вкусу второй половины XIX в. ковру с большими полихромными цветами, похожими на цветы в Королевских апартаментах.
40.
Стиль помещения больше соответствует предпочтениям короля Виктора Эммануила II, который приобрел на Всемирной итальянской выставке 1861 г., проходившей во Флоренции в павильоне вокзала Леопольда, позолоченный и обтянутый малиновым бархатом гарнитур, состоящий из дивана, двух кресел, шести стульев и стола из резного дерева, изготовленный на фирме братьев Левера из Турина.
41.
Ниже приведены описания некоторых экспонатов, находящихся в Красном зале.
Два ящика для дров (пармская мануфактура, ок. 1850). Резное дерево, бархат.
42.
Консоль (мануфактура Лукки, ок. 1700-1725). Резное позолоченное дерево.
43.
Пара ваз с крышками (Китай, ок. 1650). Фарфор. Уцай (wucai) — стиль украшения белого китайского фарфора в ограниченной цветовой гамме. Для контура рисунка и некоторых частей изображений обычно используется подглазурная кобальтово-синяя эмаль, а для остальных рисунков — надглазурная эмаль красного, зеленого и желтого цветов.
44.
Раздача милостыни из цепи ордена (Джузеппе Чиаранфи, 1866). Масло по холсту. Картина, написанная в 1866 г., воспроизводит эпизод щедрости Виктора Амадея II, первого короля Сардинии, который разломал символ Савойской семьи — цепь ордена Святого Благовещения, чтобы разделить ее между бедняками Карманьолы, которую в 1690 г. сровняли с землей во время так называемой «Девятилетней войны», или войны за наследство Пфальца.
45.
Настольный коврик (Фераган (Персия), XVII в.). Шелк, серебро, шерсть и хлопок. Персидские ковры, вытканные в округе Фераган, представляют собой высококачественные, тонко сотканные ковры с использованием тончайшей шерсти и натуральных красителей. Эти ковры славятся своим уникальным, но классически-элегантным, а иногда и импровизационным, криволинейным дизайном.
46.
Портрет герцогини Елизаветы Вильгельмины Вирттембергской (Джованни Баттиста Лампи, 1784). Масло по холсту. Джованни Баттиста Лампи, в литературе называемый Старший либо Первый, — австрийский живописец итальянского происхождения, признанный мастер парадного портрета.
47.
Каминные часы (Клод Галле и Томас, 1812). Позолоченная резная бронза. Часы появились в палаццо Питти вследствие короткого, но интенсивного правления Элизы Бачокки, великой герцогини Тосканы и сестры Наполеона.
48.
Пара ваз Имари с крышками (Япония, ок. 1700-1725). Фарфор. Фарфор Имари носит название в честь одноименного торгового порта около Ариты, откуда фарфоровые изделия экспортировались в Европу.
49.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.