Флоренция. Палаццо Питти. Королевские апартаменты. Часть 2

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею и Королевские апартаменты.
2.
pitti0

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Тронный зал [II]
В эпоху Медичи, когда правое крыло второго этажа палаццо Питти занимал великий принц Фердинанд, тронный зал использовался для официальных аудиенций. Здесь также висели некоторые картины из его знаменитой коллекции. Лотаринги позже использовали его для аналогичных целей и назвали Комнатой камергеров, то есть придворных, которые сопровождали великого герцога. По случаю бракосочетания наследного эрцгерцога Фердинандо IV Габсбург-Лотарингского (1835-1908), которое состоялось в 1856 г., предыдущую обивку заменили современные французские обои из шелка лампас с малиновым фоном, которые сочетаются с красивым ковром со спиралевидными мотивами листьев аканта, изготовленным королевской фабрикой в Турне в 1854 г. вместе с другими коврами в Тканевом квартале специально для украшения этих комнат. В 1865 г. была подвешена большая люстра, он стал Тронным залом. Аналогичным образом при Леопольде II Габсбург-Лотарингском в соседних комнатах были обновлены обивка и напольные покрытия. В этот же период, когда был изготовлен ковер из Турне, в зале также появились фигурные подсвечники, двойные зеркала, три настенных стола и табуреты.
4*.
DSC_9374

Трон, балюстрада и балдахин (Лоренцо Дольчи, ок. 1784). Резное и позолоченное дерево, бархат, латунь. Трон представляет собой богато украшенное резьбой кресло, изготовленное в 1784 г. мастером по дереву Лоренцо Дольчи, к которому были добавлены савойские подлокотники. Балдахин был установлен в этой комнате в 1871 г.; на нем изображен герб Савойского дома (серебряный крест на червленом поле). Балюстрада, хотя и была привезена из Турина в 1870 г., была установлена в начале XX в.
5.
DSC_9391

Сегодняшняя комната, хотя и с некоторыми изменениями, выглядит такой, какой она была во времена короля Виктора Эммануила II, когда Флоренция была столицей Италии (1865-1871). Это показано на известной фреске Чезаре Маккари в Палаццо Публико в Сиене, посвященной плебисциту 2 октября 1870 г., закрепившему присоединение Рима к Итальянскому королевству и последующую передачу функций столицы от Флоренции к Риму.
6*.
DSC_9393

На потолке расположены триумфальные декорации Джузеппе Кастаньоли с монохромным декором, обрамляющим изображение Юпитера на троне.
7.
DSC_9401

Инкрустированные и позолоченные консольные столики украшены канделябрами и внушительными восточными фарфоровыми вазами. Имари (Арита) — обобщенное название фарфора, который производили с 1616 г. в японском поселке Арита для экспорта. Название «имари» изделия получили в честь порта Имабари, из которого фарфор отправляли в Западную Европу. Изначально мастера подражали китайскому стилю, но постепенно развивался собственный японский стиль, и фарфоровые изделия приобретали новые самобытные черты.
8. Вазы Имари с крышками (ок. 1710).
DSC_9387-01

Мастера работали целыми поколениями, создавая произведения искусства, которые оказали значительное влияние на такие европейские фабрики как Мейсен, Вустер, делфтский фарфор и др. Для керамики имари (арита) характерны сложная роспись, которая полностью покрывает поверхность изделия; яркие цвета; часто поверхность делилась на секции, которые также плотно заполнялись орнаментом. Фарфор имари стал одним из самых популярных предметов для коллекционирования в Западной Европе в XVIII и XIX вв., а также в период модерна.
9. Вазы Имари с крышками (ок. 1710).
DSC_9387-03

Две вазы типа » розовая семья» (Famille Rose) (Китай, ок. 1790-1810). Фарфор. Famille Rose — это тип китайского фарфора , представленный в XVIII в. и характеризующийся розовой надглазурной эмалью. Это западная классификация фарфора династии Цин, известная в китайском языке под различными терминами: фенцай, руанкай, янцай и фаланцай. Считается, что цветовая палитра была привезена в Китай во время правления Канси западными иезуитами, работавшими во дворце, усовершенствовалась только в эпоху Юнчжэн, когда были изготовлены лучшие произведения искусства, и достигла пика своего технического совершенства в период Цяньлун. Вазы были доставлены в Палаццо Питти в 1867 г. с виллы в Сала-Баганца, недалеко от Пармы.
10.
DSC_9387-02

Две вазы типа «розовая семья» (Китай, начало XIX в.). Фарфор. Пара ваз, привезенных в Палаццо Питти в 1868 г. из герцогской резиденции в Парме, отличается декором с растительными мотивами и двумя окнами, в которых изображены сцены битвы и аудиенции у императора. Хотя Famille Rose названа в честь розовой эмали, на самом деле ее цвет может варьироваться от бледно-розового до темно-рубинового. Помимо розового, в Famille Rose также используется ряд других мягких цветовых палитр. Градация цветов производилась путем смешивания цветных эмалей со «стеклянно-белой», непрозрачной белой эмалью (арсенат свинца). Впоследствии цветовая гамма была расширена за счет смешивания разных цветов.
11.
DSC_9387-04

Пара канделябров с японскими вазами (Франческо Пуччетти, 1672). Резное, позолоченное и окрашенное дерево. Канделябр включает набор из шести подсвечников, вероятно, заказанных кардиналом Леопольдо Медичи. Они могут быть связаны с деятельностью Джачинто Марии Марми, в то время отвечавшего за придворный гардероб.
12.
DSC_9387-05

Каминные часы (французская мастерская, ок. 1750). Латунь и позолоченная бронза. Изготовленные во Франции, часы имеют изысканный декор в стиле рококо и похожи на те, что находятся в Квиринальском дворце в Риме. Они были привезены в Палаццо Питти в 1867 г. с виллы Сала-Баганца, недалеко от Пармы.
13.
DSC_9387-06

Голубой зал [III]
Голубой зал ранее был известен как Зал цимбал, или музыкальная комната в апартаментах великого принца Фердинандо. В XVIII в. помещение использовалось семьей Лотарингов в качестве столовой, потолок которой во времена правления Пьетро Леопольдо I был украшен белой и золотой лепниной. Эта комната, также как Зеленая и Тронный зал, была обновлена между 1854 и 1855 гг. После добавления новых шелковых обоев, в данном случае голубого оттенка, в комнате также постелили большой ковер, изготовленный французскими ткачами в Турне. Обстановка зала отличается декоративным стилем необарокко, обновленным в соответствии с модой Парижа и Лондона середины XIX в. Почти вся обстановка этого зала со временем была утеряна или перенесена в институциональные помещения в Риме.
14*.
DSC_9402

Исключение составляет небольшой круглый стол (Галерея деи Лавори и Раньери Барди, 1819-1830). Резное и позолоченное дерево, столешница из порфира, инкрустированная пьетро дуре (pietre dure). Столешница была изготовлена между 1819 и 1826 гг. в Галерее деи Лавори — мастерской, десятилетиями работавшей исключительно для семьи Медичи. Порфировый постамент состоящий из трех грифонов, окружающих центральную ножку, украшенную листьями аканта, изготовлен резчиком по дереву Раньери Барди, который завершил ее в 1830 г.
15.
DSC_9426

Самая старая из сохранившихся со времен Медичи во дворце великолепная деревянная люстра, вырезана и позолочена в 1697 г. голландским художником Витторио Кростеном для загородной виллы Козимо III делла Топайя, заменила люстру «Тритон» (1854), переданную в 1922 г. в Палату депутатов в Риме.
16.
DSC_9426-01

Для заполнения пространства, оставшегося после снятия и отправки в Рим в 1922 г. гобеленов, на стенах были размещены десять портретов маслом по холсту семейства Медичи в полный рост, написанных придворным художником Юстусом Сустермансом между 1621 и 1645 гг. и висевших в этих же комнатах во времена великого герцога Фердинандо. Все картины, одинаковые по размеру, получили новые рамы в 1720-х гг.

Портрет Франческо Медичи (1627). Франческо, сын Козимо II, изображен в возрасте 13 лет. Портрет кардинала Карло Медичи (1645). Карло Медичи — брат великого герцога Козимо II. Портрет кардинала Камилло Памфили (ок. 1645-1647). Портрет Камилло Памфили (единственного, не относящегося к семье Медичи) был заказан кардиналом Карло Медичи между 1645 и 1647 гг., когда Камилло сложил свою красную шляпу, чтобы жениться на Олимпии Альдобрандини.
17.
DSC_9418

Портрет Фердинандо II Медичи (1627). Фердинандо II, сын Козимо II, изображен здесь в возрасте 17 лет. Портрет Франческо Медичи (ок. 1631-1632). Портрет Маттиаса Медичи (ок. 1631-1632). Портрет Франческо Медичи, сына Козимо II, также как и портрет его брата Маттиаса Медичи, вероятно, был написан примерно в 1631-1632 гг., когда оба брата находились во Флоренции в отпуске от службы в австрийской армии Альбрехта фон Валленштейна. Портрет эрцгерцога Леопольда Тирольского (ок. 1626). Леопольд Тирольский, изображенный здесь в куртке из шкуры буйвола, известной как «буффалина», был вторым мужем Клавдии Медичи, на которой он женился в 1626 г.
18.
DSC_9417

Портрет Клавдии Медичи (ок. 1626). Клавдия Медичи, одна из дочерей Фердинанда I и Кристины Лотарингской, вышла замуж за Федерико Убальдо делла Ровере. Овдовев, в 1626 г. она вышла замуж за эрцгерцога Леопольда Тирольского. Комнатная собачка у ног Клавдии символизирует верность. Портрет Кристины Лотарингской (1620-1621). Великая герцогиня Кристина Лотарингская, жена Фердинанда Медичи, изображена здесь во вдовьем одеянии. Портрет Маттиаса Медичи (1627). Портрет Маттиаса Медичи был написан вместе с портретами его братьев Фердинандо и Франческо. Матиас здесь изображен в церковном одеянии, которое он сменит в 1629 г. на военную форму.
19.
DSC_9425

Две вазы Имари с крышками (Япония, ок. 1710). Фарфор. Японский фарфор типа «Имари», отличающийся богатством декора, получил свое название от порта Имабари, откуда он экспортировался,
20.
DSC_9426-03

Две вазы Имари с крышками (Япония, ок. 1710). Фарфор. Вазы были отправлены из дворца в Пьяченца в 1866 г. и позже были установлены на пьедестал.
21.
DSC_9426-02

Капелла [IV]
Часовня императорских и королевских покоев дворца Питти демонстрирует наиболее очевидные следы истории Медичи во дворце. Великий герцог Фердинандо Медичи, живший здесь до 1713 г., использовал это пространство как альков, точнее, служебную спальню, предназначенную для приема небольшой группы людей, тогда как настоящая спальня для сна находилась через две двери дальше. В отделении для кровати сохранилась дверь, ведущая по винтовой лестнице в небольшую библиотеку, закрытую панелями и карнизами из разных пород дерева, украшенными растительными мотивами (Риккардо Лебрен). Эта зона в основном выполнена в стиле позднего барокко, дополнена малиновым шелковым дамасским ансамблем, который, хотя и датируется серединой XIX в., улавливает узоры и мотивы, использовавшиеся в предыдущем столетии, создавая плавный диалог с четко выраженными украшениями в стиле позднего барокко.
22.
DSC_9436

Белая лепнина и позолота, выполненные между 1685 и 1687 гг. по эскизам Джованни Баттисты Фоджини, с картушами и девизами, относятся к великому принцу Фердинанду и его жене Виоланте Баварской.
23.
DSC_9437

Алтарь с распятием из слоновой кости и буазери работы Джованни Баттиста Дольчи (1765) были добавлены в период Лотарингов. В 1867-1868 гг. из резиденций Бурбонов в Парме были привезены предметы обстановки, чтобы смягчить строгость часовни. Среди них люстра, большое зеркало (первоначальный герб был заменен гербом Савойи) и изысканная французская скатерть из бархата (ок. 1750), расшитая серебряными нитями, пайетками и серебряной мишурой.
24.
DSC_9444

Два подсвечника (итальянская мануфактура, XIX в.). Позолоченная и чеканная бронза. Консоли (Витторио Кростен (?),начало XVIII в.). Резное и позолоченное дерево. Эти два подсвечника упоминаются в описях Палаццо Питти начиная с начала XVIII в.
25.
DSC_9430-02

Аналой (итальянская мануфактура, конец XVIII в.). Позолоченное дерево и кожа. Ранее он находился в часовне Палаццо Питти.
26.
DSC_9430-03

Пара подсвечников со свечами (Бальтазар Пермозер (?), конец XVII в.), Резное дерево, выкрашенное в черный цвет и частично позолоченное. Подсвечники в форме мавров встречаются в коллекциях Медичи с начала XVII в. Предметы такого рода заменили табуреты с лампами, использовавшиеся в XVI в.
27.
DSC_9430-04

Распятие (Джованни Баттиста Дольчи (?), конец XVII в.), Слоновая кость, дерево, позолоченная бронза.
28.
DSC_9430-05

Как и великий герцог Фердинанд, который хранил в этой комнате самые ценные картины в своей коллекции (Тициан, Рембрандт, Ван Дейк), Савойи повесили здесь некоторые из своих лучших и наиболее визуально ярких картин XVI и XVII вв.
29. Три картины на стене C.
DSC_9435

Поклонение Младенцу с ангелами (Мадонна с розами) (мастерская Сандро Боттичелли, ок. 1490-1500). Масло по дереву. Эта картина, получившая свое название от роз, изображенных на заднем плане, является одной из многочисленных копий, сделанных мастерской Боттичелли по эскизам мастера. Рама, вероятно, оригинальная. Картина попала в Палаццо Питти в 1869 г. из резиденции Медичи в Ливорно.
30.
DSC_9433

Мадонна с младенцем (Карло Дольчи, 1675). Масло по холсту. Дольчи написал эту картину для Виктории делла Ровере, жены великого герцога Фердинанда. Рама из черного дерева, яшмы, позолоченной бронзы и фруктов, вырезанных в технике пьетре дюре, изготовленная в мастерских великого герцога по проекту Джованни Баттиста Фоджини, была адаптирована к картине в 1697 г.
31.
DSC_9434

Портрет Пьеро Медичи Подагрика (Кристофано дель Альтиссимо, ок. 1562-1565). Масло по дереву. Это один из семнадцати портретов семейства Медичи, написанных Кристофано дель Альтиссимо с оригиналов Бронзино, описанных Вазари как висящие над шкафами в Зале географических карт в Палаццо Веккьо. На этом портрете изображен, как отмечено в надписи выше, Пьеро ди Козимо Медичи по прозвищу Подагрик, старший сын Козимо Старшего и отец Лоренцо Великолепного. Рама в стиле неоренессанса датируется XIX в.
32.
DSC_9431-01

Мадонна в скалах (последователь Леонардо да Винчи). Масло по холсту. Это копия, возможно, сделанная в XVII в., второй (лондонской) версии картины Леонардо да Винчи, которая сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне. Рама датируется XIX в.
33.
DSC_9431-03

Портрет Козимо I Медичи (Кристофано дель Альтиссимо, ок. 1562-1565). Масло по дереву. Это один из семнадцати портретов семейства Медичи, написанных Кристофано дель Альтиссимо с оригиналов Бронзино, описанных Вазари как висящие над шкафами в Зале географических карт в Палаццо Веккьо. На этом портрете изображен, как отмечено в надписи выше, великий герцог Козимо I.
34.
DSC_9431-04

Поклонение Святому младенцу (мастерская Сандро Боттичелли, ок. 1490). Масло по дереву. Эта картина, изображающая Богородицу и св. Иосифа, поклоняющихся Младенцу, была задокументирована в Палаццо Питти в 1860 г. Это одна из многочисленных копий, сделанных в мастерской Боттичелли с использованием эскизов мастера.
35.
DSC_9432

Портрет Баттины Бальби Дураццо (Антонис ван Дейк (?), ок. 1713). Бумага, наклеенная на холст. Портрет был выполнен на листе бумаги (повторно использовалась страница из бухгалтерской книги), наклеенной на холст, вероятно, когда он был приобретен великим принцем Фердинандо с атрибуцией Ван Дейка. Не все критики последнего времени согласны с тем, что это этюд к портрету Баттины Бальби Дураццо, жены дожа Генуэзской республики Марчелло Дураццо, поэтому часто картина называется просто «Портрет девушки».
36.
DSC_9429-01

Похищение сабинянки (Джузеппе Пьямонтини (?)). Бронза. Скульптура, впервые задокументированная в Палаццо Питти в 1863 г., является точной копией знаменитой композиции Джамболоньи. Добродетель побеждает порок (Джузеппе Пьямонтини (?)). Бронза. Эта статуэтка была задокументирована на вилле ди Поджо-а-Кайано в 1781 г. и перевезена в Палаццо Питти в 1862 г. Это имитация в стиле барокко Духа Победы Микеланджело в Палаццо Веккьо. Стилистические особенности статуэток позволяют отнести их к окружению Пьямонтини.
37.
DSC_9429-03-06

Две вазы с крышками (венская мануфактура, 1806). Фарфор. Пара ваз была привезена Фердинандо III по возвращении во Флоренцию из Вены в 1814 г., после падения Наполеоновской империи.
38.
DSC_9429-04

Каминные часы (французская мастерская, Schmitz, конец 18 в.). Аметист и позолоченная бронза. Изготовленные известным парижским часовщиком, часы первоначально имели в центре статуэтку, олицетворяющую Гармонию. Они были привезены из дворца в Лукке в 1855 г.
39.
DSC_9429-05

Пастухи со своим стадом (Питер ван Лар, ок. 1620-1640). Масло по холсту. Картина принадлежала коллекции кардинала Леопольдо Медичи, где она уже приписывалась Ван Лару.
40.
DSC_9429-08

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.