Продолжение рассказа о посещении Палаццо Веккьо.
Палаццо Веккьо было построено в 1299-1314 гг. по проекту Арнольфо ди Камбио и является одним из наиболее известных строений города.
1.
На третьем этаже находятся апартаменты Приоров, в которых когда-то работали гонфалоньер справедливости и приоры, фактически правившие Флорентийской республикой и где проводились различные официальные мероприятия.
2. План третьего этажа палаццо.
Апартаменты Приоров
Эти комнаты, как и те, что составляют соседние апартаменты Элеоноры, расположены в самой старой части дворца, построенной между концом XIII и началом XIV в. для размещения гонфалоньера справедливости и приоров гильдий, членов органа, управляющего Флорентийской республикой, которые были обязаны постоянно проживать во дворце на время их двухмесячного мандата. Их личные покои располагались в той части, которая позже стала апартаментами герцогини Элеоноры, в то время как в этой части находились общественные помещения, такие как часовня для религиозных служб, в которой также хранились самые ценные предметы из сокровищницы Синьории, или зал, в котором гонфалоньер и приоры встречались друг с другом и с другими правительственными чиновниками (в настоящее время Зал аудиенций и Зал лилий). В то время как отделка жилых апартаментов XVI в. уничтожила все следы их прежнего использования, в этой части здания по приказу Козимо I Медичи просто расписали фресками стены Зала аудиенций и построили новую комнату, в настоящее время называемую Залом географических карт. Таким образом, почти все комнаты Апартаментов Приоров сегодня выглядят практически так же, как и в 1530 г., до падения последней Флорентийской республики.
3.
Капелла приоров (Капелла Синьории) [29]
Существование капеллы, посвященной св. Бернарду, в апартаментах приоров задокументировано с XIV в., но ее первоначальное местонахождение точно неизвестно. Строительство нынешней часовни было поручено Баччо д’Аньоло гонфалоньером справедливости Пьеро Содерини в 1511 г. и продолжилось до 1514 г. Ридольфо дель Гирландайо, сын более известного Доменико, украсил ее религиозными сюжетами, свитками, флорентийскими знаками отличия и орнаментальными мотивами на искусственном мозаичном золотом фоне. Здесь приоры просили помощи Бога в исполнении своих обязанностей. В этой часовне Джироламо Савонарола вознес свои последние молитвы перед тем, как его повесили на площади Синьории и сожгли его тело.
4*.
Часовня была также местом, где хранились самые ценные документы и предметы Сокровищницы Синьории, в том числе знаменитый кодекс Пандектов Юстиниана (533), вывезенный из Пизы и хранившийся вместе с редким греческим евангелием (XI в.), во встроенном шкафу справа от алтаря, о чем свидетельствует надпись на расписной решетке на дверях (сегодня находится в библиотеке Лауренциана).
5*.
Фрески на стенах и потолке на фоне, имитирующем золотую мозаику, выполнены Ридольфо Гирландайо в 1511-1514 гг. Своды напоминают потолок Станцы делла Сеньятура в Ватикане, расписанный Рафаэлем.
В центре потолка в алтарной части капеллы изображен голубь Святого Духа среди апостолов: св. Петр и св. Иоанн Богослов (у окна с витражом, далее по часовой стрелке), св. Иаков Великий, св. Павел и св. Фома, св. Симон, св. Матфей и св. Иуда Фаддей, св. Варфоломей, св. Иаков Меньший и св. Филипп, св. Андрей. В люнете фреска «Пресвятая Дева является св. Бернарду».
6*.
В центре потолка основной части капеллы изображена Святая Троица в окружении ангелов, несущих свитки с цитатами из псалмов и «Утешения Философией» Боэция. Рядом ангелы с символами страстей Христовых. В углях нарисованы четыре евангелиста: св. Иоанн (справа вверху, далее по часовой стрелке), св. Марк, св. Лука и св. Матфей.
7*.
Особый интерес представляет фреска «Благовещение Пресвятой Богородицы» на фоне церкви Сантиссима-Аннунциата, флорентийском святилище, в котором хранится чудотворный образ Пресвятой Девы Аннунциаты (портик церкви XVII в. еще не построен).
8.
На алтаре капеллы представляет интерес ступенька из шпонированного дерева с позолотой и инкрустациями из черепахового панциря (флорентийская мастерская, XVII в.).
9.
Картина «Мадонна с младенцем и юными св. Иоанном и св. Елизаветой» работы Мариано Грациадеи да Пешиа, ученика Ридольфо Гирландайо. Рядом мраморное распятие (итальянский скульптор, XVII в.).
10.
На противоположной стене от алтаря фреска со св. Иоанном Крестителем, покровителем Флоренции. Под фреской реликварий из позолоченного дерева с Верой и Надеждой, содержащий кости, найденные под алтарем (флорентийская мастерская, XVII в.).Скамеечки для молитвы prie-Dieu из грецкого ореха изготовлены во Флоренции в XIX в.
11.
Стены капеллы украшены тридцатью двумя латинскими надписями, взятыми из Библии, а также из произведений классических или раннехристианских авторов. Надписи излагают моральные и религиозные принципы, которыми должны были руководствоваться государственные решения тех, кто собирался здесь для молитвы.
12.
13.
Зал аудиенций [30]
Это помещение, также называемое «Зал Справедливости», и прилегающий к нему Зал Лилий происходят от разделения ранее существовавшего большого зала, аналогичного находящемуся этажом ниже Залу двухсот. Деление на две комнаты выполнил Бенедетто да Майано с возведением ложной стены в 1470-1472 гг. В то время комната использовалась Синьорией для встреч Гонфалоньера справедливости и восьми приоров. Это великолепная комната, чей позолоченный потолок является драгоценным напоминанием о республиканской эпохе конца XV в., а стены соответствуют одному из первых заказов герцога по переустройству дворца (1543-1545).
14.
Резной, расписной и позолоченный потолок и фриз выполнены Джулиано да Майано с помощниками в 1470-1476 гг.
15*.
Оформление зала была выполнено в 1543-1545 гг. художником Франческо Сальвиати при помощи Доменико Романо. Эти фрески были абсолютной новинкой для Флоренции, так как Сальвиати был глубоко вдохновлен римской школой Рафаэля, наиболее достойным продолжателем которой он может считаться. Фрески прославляют римского государственного и военного деятеля Марка Фурия Камилла, проводя идеальную аналогию с герцогом Козимо I. Козимо I, принимавший здесь своих подданных, поручил художнику расписать стены рассказами о Камилле, который, вернувшись из изгнания, освободил Рим от галлов (390 г. до н.э.). Точно так же Козимо Медичи, вернувшийся во Флоренцию только после смерти своего предшественника, пришел к власти и победил врагов флорентийского государства. Своей кистью Сальвиати, живой художник, рисующий в великой «манере», умело справился с задачей, окружив зрителя буйным, одушевленным и насыщенным повествованием.
16.
«Триумф Камилла после завоевания этрусского города Вейи, показанного на заднем плане. Камилл увенчан Славой, и ему предшествует колесница со статуей Юноны» (слева). «Аллегория мира, сжигающего оружие» (над порталом). «Вооруженное вмешательство Камилла отменяет взвешивание золота для выкупа римлян у Бренна, короля галлов, после его завоевания города» (справа). Мраморный портал, который сообщается с Залом лилий [31] и увенчан статуей Правосудия в люнете, изготовлен братьями Джулиано и Бенедетто да Майано в 1476-1480 гг. Инкрустированные деревянные двери с изображением Данте и Петрарки вырезаны Джулиано да Майано и Франческо ди Джованни по проекту Сандро Боттичелли в 1476-1480 гг.
17*.
«Камилл побеждает галлов близ города Ардея» (слева). «Жертвоприношение Исаака с аллегориями Милосердия, Стойкости, Надежды и Веры» (над порталом). «При осаде Фалерий Камилл приказывает наказать школьного учителя, который предал свой город, выдав своих учеников римлянам» (справа). Мраморный портал с монограммой Христа, ведущий в Капеллу приоров [29], изготовлен по проекту Баччо д’Аньоло в 1529 г.
18*.
Фрески над окнами: «Жители Сутри умоляют Камилла освободить их город от этрусков», «Аллегория Арно, Флоренции и семьи Медичи» и «Неопознанный сюжет». Изображения на уровне окон: «Кайрос, греческий бог благоприятного момента», «Бог Марс подчиняет себе галла», «Богиня Диана» и «Аллегория Времени с атрибутами Благоразумия и Воздержанности».
19.
Фрески над окнами: «Камилл открывает храм» и «Камилл назначен диктатором». Изображения на уровне окон: «Геката, египетская богиня луны», «Аллегория благосклонности» и «Фанес, египетский бог солнца».
20.
На ореховой магистратской скамье середины XVI в. выставлены три драгоценных артефакта, связанных с фигурой великого герцога Козимо I: орденская цепь со знаком Золотого руна, скипетр и корона великого герцога. Выполненные мастером-ювелиром Паоло Пенко, они представлены здесь на подушках из шелкового бархата ручной работы, лежащих на центральной ленте из узорчатого бархата с мотивом XVI в.
21.
22.
23.
Козимо I был удостоен чести стать членом ордена Золотого руна в 1546 году императором Карлом V. Этот предмет был воплощен в том виде, в каком он представлен на портрете герцога из коллекции Кастелло Одескальки в Браччано в 1551 г.: она состоит из двадцати пяти переплетенных звеньев, чередующихся с элементами, имитирующими кремневые камни, окруженные пламенем. Подвеска воспроизводит золотую шкуру барана, связанную с легендой о Золотом руно.
24.
Скипетр Медичи был воссоздан в соответствии с портретами великого герцога Козимо I, такими как на картинах Джованни Баттисты Налдини (галерея Уффици, 1585) и Людовико Карди, известного как «Иль Чиголи» (Палаццо Медичи Риккарди, 1603).
25.
Корона великого герцога воспроизводит рисунок, изображенный в папской булле папы Пия V от 24 августа 1569 г., в которой Козимо I был присвоен титул великого герцога Тосканы. Она имеет девятнадцать заостренных лучей, чередующихся в серебре и золоте, с драгоценными камнями и декоративными элементами; в центре — флорентийская лилия, покрытая красной эмалью с золотыми бликами. В центральной полосе имеется выгравированная надпись (в машинном переводе с латинского): «Верховный Понтифик Пий V, спасибо за его исключительную преданность и рвение к католической религии и за его совершенно особую любовь к справедливости». В центре ленты находится камея из сардоникса и халцедона, на которой выгравировано олицетворение реки Арно. Внизу изображен рельефный узор с изумрудами и иолитами, вставленными в оправы, разделенные жемчугом.
26.
Кресло из грецкого ореха и кожи (флорентийская мастерская, XVI-XVII в.).
27.
Кресло савонарола, украшенное резьбой и бархатом.
28.
Зал Лилий [31]
Эта комната, как и Зал аудиенций по соседству, возникла в результате разделения существующего зала на две отдельные комнаты архитектором Бенедетто да Майано между 1470 и 1472 г. На стенах планировалось размещение цикла изображений выдающихся людей, образцов гражданской добродетели, сродни циклу, который украшал предыдущий зал XIV в. В 1482 г. синьория заказала его оформление величайшим художникам того времени, почти все из которых недавно вернулись во Флоренцию после завершения росписи Сикстинской капеллы (Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Бьяджио д’Антонио, Пьеро дель Поллайоло), однако выполнил заказ и расписал фресками одну из стен только Гирландайо.
29.
Остальные три стены остались покрытыми однотонными фресками и украшенными французским декором в виде геральдических лилий из сусального золота, как дань уважения французам, давним защитникам свободы Флоренции (Бернардо ди Стефано Росселли, 1490). В 1547 г. Екатерина Медичи, супруга короля Генриха II из династии Валуа, стала королевой Франции. Она прибавила французскую лилию к своему гербу, а затем этот цветок стал гербом Тосканы и ее столицы.
30.
Деревянный расписной и позолоченный потолок (Бенедетто и Джулиано да Майано, 1472-1478).
31.
Фрески на стене написал Доменико Гирландайо, в 1482-1485 гг. Св. Зиновий, епископ и покровитель Флоренции, между св. Евгением и св. Кресцентием и львом Мардзокко, символом города (над порталом). Выдающиеся люди республиканского Рима: Брут, Муций Сцевола, Марк Фурий Камилл (слева) и Публий Деций Мус, Сципион Африканский и Цицерон (справа). Под фризом скульптурные портреты римских императоров: Адриана, Калигулы, Веспасиана, Нерона, Фаустины младшей и Антонина Пия.
32.
Мраморный дверной проем со святым покровителем Флоренции св. Иоанном Крестителем (Бенедетто и Джулиано да Майано, 1476-1480).
33.
В зале Лилий находится оригинал шедевра Донателло — бронзовая скульптура Юдифь и Олоферн, изображающая убийство Юдифью ассирийского полководца Олоферна и примечательная тем, что является одной из первых скульптур эпохи Возрождения, созданных в круглом виде с четырьмя отдельными лицами. Согласно наиболее авторитетной гипотезе, эта знаменитая работа Донателло была заказана Пьеро Медичи около 1457 г. Она была помещена во внутренний двор бывшей резиденции Медичи, нынешнего палаццо Медичи-Риккарди, где находился бронзовый Давид, сделанный тем же скульптором для отца Пьеро, Козимо старшего.
34.
Согласно Книге Юдифи, еврейская вдова Юдифь спасает свою деревню от ассирийской армии, соблазняя Олоферна и отрубая ему голову после того, как он напился. Скульптура символизирует торжество добродетелей над гордыней и похотью. Беспрецедентная выразительная сила фигур, уловленная в тот момент, когда героиня собирается нанести последний удар, сочеталась с изысканным живописным эффектом позолоты, украшавшей меч, одежду Юдифь и подставку, которые сегодня почти полностью утрачены. После изгнания Медичи и провозглашения Республики в 1495 г. Синьория присвоила бронзовую статую и передала ее Палаццо Веккьо, избрав ее символом флорентийской свободы. Работа была помещена на аренгарио перед фасадом с надписью, намекающей на его новое значение. В 1504 г. ей пришлось уступить место Давиду Микеланджело. В 1506 г. скульптуре нашли место под лоджией Ланци, где она и оставалась до тех пор, пока в 1919 г. не вернусь на аренгарио. В 1980 г. в целях сохранения шедевра она была перенесена в Зал лилий и заменена на месте копией.
35.
Лев с человеческой головой между лапами из позолоченного и расписного камня (флорентийская мастерская, ок. 1300-1350).
36.
Старая канцелярия [32]
Комната является частью здания, построенного в 1511 г., во времена гонфалоньера справедливости Пьеро Содерини, чтобы соединить ядро здания XIV в. с Залом Чинквеченто, построенным в конце XV в. Первоначально в этой комнате размещался кабинет первого канцлера республики, фигуры, которая фактически помогала гонфалоньеру в управлении дворцом.
37.
В 1511 г. должность первого канцлера занимал гуманист Марчелло Вирглио Адриани, память о котором, однако, затмил его ученик, секретарь второй канцелярии, великий государственный деятель и литератор Никколо Макиавелли, автор таких знаменитых произведений, как «Государь», «Мандрагола» и «Искусство войны». Во времена герцога Козимо Медичи и его преемников это была одна из комнат Гардероба, где хранилось движимое имущество правящей семьи.
38.
В память об изначальной функции комнаты в прошлом веке здесь были размещены два изображения Макиавелли, в том числе бюст из полихромной терракоты, сделанный из слепка его погребальной маски (неизвестный скульптор, XVI в.).
39.
Портрет Макиавелли (Санти ди Тито, ок. 1550-1600). Вероятно, портрет также написан по образцу его посмертной маски.
40.
По некоторым данным, сейчас в центре помещения на постаменте выставлен знаменитый «Путто с дельфином» (Андреа Верроккьо, ок. 1470), перенесенный сюда из Первого двора [2]. С 1959 г. и до недавнего времени скульптура находилась в террасе Юноны [15]. Крылатый херувим с мальчишеским взглядом держит в руке дельфина, стилизованного в стиле XV в., когда художники изображали его в виде большой рыбы. Изо рта пути и из ноздрей дельфина лилась вода фонтана.
41.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.