Флоренция. Палаццо Веккьо. Часть 5

Продолжение рассказа о посещении Палаццо Веккьо.
Палаццо Веккьо было построено в 1299-1314 гг. по проекту Арнольфо ди Камбио и является одним из наиболее известных строений города.
1.
mappa_veccio

На третьем этаже находятся апартаменты Элеоноры, в которых когда-то проживала жена Козимо I Элеонора Толедская.
2. План третьего этажа палаццо.
plan_2_floor

Апартаменты Элеоноры
Эти апартаменты являются частью первоначального ядра здания, возведенного между концом XIII и серединой XIV вв. В течение двух столетий в них размещались личные апартаменты членов средневекового городского правительства, настоятелей гильдий и гонфалоньеров правосудия, которые изолированно проживали во дворце на протяжении всего срока своих полномочий.
3.
Palazzo

Когда герцог Козимо I Медичи перевез свой двор во дворец в 1540 г., он выделил эти апартаменты своей жене Элеоноре, дочери вице-короля Неаполя, на которой он женился годом ранее. Сильная и аристократичная компаньонка, Элеонора сопровождала Козимо на общественной сцене и поддерживала его в управлении правительством и поместьями, а также обеспечила продолжение рода благодаря большому количеству детей: Марии, Франческо, Изабелле, Джованни, Лукреции, Педриччо, Гарсии, Антонио, Фердинандо, Анне и Пьетро. Сразу же после переезда под руководством Баттисты дель Тассо начались работы по переоборудованию апартаментов в личные покои герцогини, включая строительство знаменитой часовни, расписанной фресками Аньоло Бронзино. Строительство продолжалось при Джорджо Вазари с 1561 по 1562 г.; художник и его помощники подняли почти все потолки и украсили их в честь Элеоноры Толедской историями о классических героинях, прославившихся тем, что они «не уступали мужской добродетели», хотя на самом деле и не превосходили ее.
4.
Eleonora

В этих помещениях уже после смерти супруги в последние годы своей жизни любил останавливаться Козимо I, чередуя свое пребывание в Палаццо Веккьо и в новой резиденции Палаццо Питти, в то время как апартаменты этажом ниже, где он жил раньше, были затем предоставлены герцогу Франческо. На нижнем этаже фактически находились апартаменты, аналогичные этим; комнаты были украшены историями из жизни великих личностей прошлого: Соломона, Давида, Карла Великого, Цезаря и Сципиона. Сегодня апартаменты Козимо I существенно перестроены и называются мезонином. Над комнатами герцогини Элеоноры располагались апартаменты «синьорини», или детей, а рядом — комнаты их нянек и фрейлин.
5.
Mezzanino

Балкон с видом на Салон Чинквеченто [20]
С одной стороны балкона открывается прекрасный вид на салон Чинквеченто [4].
6*.
DSC_6949

На стенах этого балкона выставлено несколько небольших рисунков и гравюр, так или иначе посвященных Салону Чинквеченто.

«Тосканское собрание 16 августа 1859 г.» (Ф.Ф.Франколини (рисунок), Фердинандо Лазинио (гравюра), 1859). Тоскана восстала в апреле 1859 г. и вынудила великого герцога Леопольда II покинуть Флоренцию. 16 августа того же года делегаты со всей Тосканы встретились в Салоне Чинквеченто, объявив династию Лотарингского дома низложенной и предложив союз с конституционным королевством Савойского дома во главе с Виктором Эммануилом II.
7.
DSC_6948

С противоположной стороны балкон имеет большие окна, из которых виден первый отрезок Коридора Вазари, который выходит из Палаццо Веккьо [34] и через Уффици и мост понте Веккьо ведет к Палаццо Питти. До недавнего времени доступ в этот коридор был существенно ограничен, а по последним данным, сейчас совсем закрыт.
8.
corridor_vasari

Зеленая комната [21]
Зеленая комната — это первое из помещений апартаментов Элеоноры, которые герцог Козимо I Медичи решил перестроить, когда переехал во дворец между 1539 и 1540 гг. Своим названием комната обязана пейзажным картинам, которые когда-то украшали его стены. Ныне утраченные, они были заменены стандартным зеленым оттенком, но сохранилось гротескное убранство свода с гербом Медичи-Толедо, основанное на классических моделях и примечательное присутствием многочисленных попугаев и других видов птиц, Считается, что первоначально эта комната напоминала своего рода лоджию с козырьком. Стены и свод были расписаны фресками Ридольфо дель Гирландайо, художника, ответственного за оформление Часовни приоров [29] примерно тридцатью годами ранее.
9*.
DSC_7004

Тондо «Мадонна с младенцем» (мастерская Сандро Боттичелли, ок. 1490-1500). Темпера по дереву.
10.
DSC_7003

Небольшая комната, расположенная в длинной стене Зеленой комнаты, как полагают, использовалась в качестве кабинета или комнаты для письма. Франческо Сальвиати украсил (ок. 1545-1548) потолок гротескным орнаментом и небольшими мифологическими сценами римского происхождения, после того как закончил украшать фресками стены Зала аудиенций в соседних апартаментах Приоров. Маленький столик с мраморной инкрустацией, изображающей цветы и водные животные (верх), позолоченное дерево (основание) (флорентийская мастерская, XVII в.). Стул из грецкого ореха (флорентийская мастерская, XVI в.).
11.
DSC_6999

В Зеленой комнате устроен портал (Бартоломео Амманати), ведущий в Капеллу Элеоноры.
12.
DSC_7021

Капелла Элеоноры [23]
Частная капелла герцогини Элеоноры Толедской, построенная в пространстве первого эркера существующего помещения (1539-1540) и украшенная Аньоло Бронзино в 1540-1565 гг., является одним из самых возвышенных шедевров флорентийского маньеризма. Она посвящена династии Медичи и создана в соответствии со сложной иконографической программой, построенной вокруг Евхаристии, другими словами, приобщения к Телу и Крови Иисуса Христа, который умер, чтобы спасти человечество. Фрески в склепе отсылают к Апокалипсису. Диалог между алтарем со Снятием с Креста и стенами с историями о Моисее, предвосхищающем жертву Христа, и таинством Евхаристии указывает на связь между Ветхим и Новым Заветами.
13*.
DSC_6962

В центре потолка изображена голова с тремя лицами, символизирующая Святую Троицу. Вокруг центра, разделенные гирляндами и херувимами, изображены св. Иоанн Богослов с орлом, кающийся на Патмосе, св. Архангел Михаил, побеждающий дьявола, св. Франциск, получающий стигматы с фра Леоне, и кающийся св. Иероним. Обратите внимание на микеланджеловского св. Архангела Михаила, который полусидит на облаках и, извиваясь своим прекрасным телом, занес меч над головой, чтобы убить Сатану. Св. Иероним со львом рядом с ним представляет собой великолепный этюд обнаженного торса Отца Церкви, совершенное подражание искусству Микеланджело. Спандрели украшены олицетворениями добродетелей Умеренности, Справедливости, Стойкости и Благоразумия.
14.
DSC_6989

Сам Бронзино со временем (1545-1564) заменил три картины маслом на передней стене. Настоящее «Снятие с Креста» заменило более раннюю, почти идентичную картину, которую Козимо I подарил канцлеру императора Карла V (Безансон, Музей изящных искусств).
15.
DSC_6997

Два панно «Ангел возвещающий» и «Богоматерь Благовещения» заменили «Св. Иоанна Крестителя» (Лос-Анджелес, музей Гетти) и «Св. Космы» (фрагмент в частной коллекции). Над этими двумя панно написаны пророк Давид и Эритрейская Сивилла.
16.
DSC_6975

На левой стене изображены сюжеты из Ветхого Завета: «Моисей ударяет по скале, чтобы появилась вода» (слева), «Манна падает с небес» (справа) и «Торжество Евхаристии» (прип. Алессандро Аллори, ок. 1581).
17.
DSC_6983

На правой стене написана еще одна из Историй Моисея «Переход через Красное море».
18.
DSC_6977

На задней стене нарисовано «Поклонение медному змею«.
19.
DSC_6990

Следующие четыре комнаты в составе апартаментов Элеоноры выходят на самую старую часть здания и первоначально использовались приорами и гонфалоньерами, а затем были перестроены Джорджо Вазари с участием Джованни Страдано (картины) и Батисты Боттичелли (резьба на потолках). Иконографической темой этих комнат являются жизни знаменитых женщин, добродетели которых отсылали к добродетелям Элеоноры: сабинянке Герсилии, еврейке Эсфирь, гречанке Пенелопе и флорентийке Гуальдраде Берти.

Зал Сабинянок [24]
Латинский историк Тит Ливий в «Истории от основания города» рассказал, что царь Ромул, основав Рим, обманул женщин соседнего сабинского народа и привел их в новый город. Сабиняне пошли войной против Рима, но женщины во главе с Герсилией, ставшей женой Ромула, прекратили столкновение между двумя народами, бросившись в гущу сражения и призывая к миру. Описанный эпизод, представленный в центре потолка, прославляет женскую силу Посредничества. Центральный овал окружают изображения богов Дианы, Юноны, Марса, аллегорий Славы, Согласия, Стойкости, Благотворительности и Мира. Картины на потолке написаны Джорджо Вазари и Джованни Страдано в 1561-1562 гг. Резные позолоченные деревянные рамы создал Баттиста Ботичелли.
20*.
DSC_7027

Мраморный бюст Фавна: голова (III в.) на бюсте (XVI в.). Буфет, ореховое дерево (флорентийская мастерская, ок. 1550-1600).
21.
DSC_7026

Кабинет из черного дерева с инкрустациями из полудрагоценных камней с видами виллы Петрайя близ Флоренции, вазами с цветами, птицами и раковинами создана по эскизу Джованни Биливерта (флорентийская мастерская, 1610-1630).
22.
DSC_7041

Мадонна с Младенцем (Франческо Курради, ок. 1590-1600). Бюст римлянина: голова (III в.) на бюсте (XVI в.).
23.
DSC_7025

Пьета из раскрашенного гипса (тосканский скульптор, XVI в.).
24.
DSC_7042

Зал Эсфири [25]
Эсфирь, молодая еврейка редкой красоты, согласно одноименной книге Библии, была выбрана в жены царем Персии Артаксерксом I после того, как он прогнал Вашти. Не подозревая, что его новая жена была еврейкой, Артаксеркс приказал истребить евреев по предложению своего советника Амана. Эсфирь спасла свой народ, заступившись за своего мужа. Украшение зала посвящено Элеоноре Толедской в роли герцогини. Зал Эсфири также использовался в качестве столовой. Картины на потолке и фризе маслом по дереву написаны Джорджо Вазари и Джованни Страдано (1561-1562). Деревянные рамы с позолоченной лепниной изготовлены Баттиста Боттичелли.

Потолок оформлен картиной «Эсфирь умоляет Артаксеркса остановить резню евреев» работы Джованни Страдано.
25*.
DSC_7055

Фриз украшен витиеватой надписью на фризе на фоне эмблем и девизов Медичи «Элеонора Толедская, вторая герцогиня Флоренции и Сиены». В овалах фриза изображены различные эпизоды из жизни Эсфири и из истории еврейского народа.

«Пир царя Артаксеркса» (справа) и «Царица Вашти отказывается прислуживать царю на пиру» (слева)
26.
DSC_7048

«Эсфирь предстает перед царем Артаксерксом; он выбирает ее своей новой царицей» (справа) и «Артаксеркс венчает Есфирь» (слева).
27.
DSC_7052

«Эсфирь приглашает Артаксеркса и Амана на свой пир» (справа) и «Аман встречает дядю Эсфири Мардохея» (слева).
28.
DSC_7047

«Аман замышляет уничтожение евреев» (справа) и «Артаксеркс отменяет приказ об истреблении евреев, санкционирует подавление их врагов и устанавливает праздник Пурим» (слева).
29.
DSC_7044

Сервант из грецкого ореха (флорентийская мастерская, XVI в.). Мраморный бюст мужчины: голова (Рим, IV в.), бюст (неизвестный скульптор, XVI в.). Картина маслом по дереву «Битва при Ангиари» (копия), подражание Леонардо да Винчи (неизвестный художник, 1505-1563).
30.
DSC_7050

Тондо «Мадонна с младенцем и юным св. Иоанном» (тосканский художник, ок. 1500-1550), масло по дереву. Голова Аполлона (римский скульптор, по прототипу, приписываемому Фидию, II в. до н.э.), мрамор.
31.
DSC_7053

Раковина для умывания (Франческо ди Симоне Ферруччи, ок. 1470), мрамор и порфир. Перенесено из Дворца партии Гвельфов в 1872 г.
32.
DSC_7049

Зал Пенелопы [26]
В «Одиссее» Гомер повествует, что Пенелопа во время долгого отсутствия своего мужа Одиссея (Улисса), царя Итаки, сумела избежать заключения нового брака, добившись отсрочки до тех пор, пока не соткет саван для свекра, а сама по ночам распускала сделанное за день. Картины маслом на доске написаны Джорджо Вазари и Джованни Страдано в 1561-1562 гг. Деревянные рамы и позолоченная лепнина изготовлены Баттиста Боттичелли.

Эпизод «Пенелопа за ткацким станком, окруженная речными богами», представленный в центре потолка, прославляет супружескую верность и превозносит роль женщины, которая занимается домашними делами, пока ее муж находится на войне.
33*.
DSC_7080

На фризе изображены приключения Одиссея на его обратном пути с Троянской войны, перечисленные здесь в том порядке, в котором они рассказаны Гомером. В серединах сторон фриза изображены Аллегории Воздержания, Благоразумия, Милосердия и Стойкости духа.
34*.
DSC_7079

«Меркурий приказывает Калипсо позволить Улиссу покинуть остров Огигия«. «Улисс высаживается на Итаке«.
35.
DSC_7071

«Навсикая спасает Улисса после того, как он потерпел кораблекрушение на острове феаков«. «Улисс освобождает своих спутников от ведьмы Цирцеи«.
36.
DSC_7077

«Улисса узнает его кормилица Эвриклея«. «Улисс, высадившийся на Сицилии, ослепляет циклопа Полифема«.
37.
DSC_7073

«Спутники Улисса открывают мешок ветров, вызывая бурю, которая сбивает их с курса». «Улисс спускается в царство Аида, чтобы вопросить прорицателя Тиресия указаний о том, как вернуться домой».
38.
DSC_7075

Тондо «Мадонна с младенцем и св. Иосифом и св. Франциском Ассизским» (Бартоломео ди Джованни (?), ок. 1488-1500), темпера по дереву. Передана из монастыря Оньиссанти во Флоренции в 1915 г.
39.
DSC_7068

«Мадонна с младенцем и юным св. Иоанном» (мастерская Сандро Боттичелли, ок. 1480), темпера по дереву. Из коллекции Корси-Каробби, подаренной Флоренции в 1938 г.
40.
DSC_7069

Зал Гуальдрады [27]
По преданию, красавица-флорентийка Гуальдрада, жившая в XII в. и воспетая в «Божественной комедии» Данте Алигьери, не подчинилась приказу отца и отвергла ухаживания императора Оттона IV, поклявшись в верности своему мужу. Представленный здесь эпизод прославляет достоинства чистоты и скромности, но также намекает на независимость города Флоренции.

Картины маслом на доске на потолке написаны в 1561-1562 гг. Джорджо Вазари и Джованни Страдано. Рамы из дерева и позолоченной лепнины изготовлены Баттиста Боттичелли. Особенно интересен фриз, на котором изображены различные виды Флоренции XVI в. с площадями, праздничными сценами, играми и другими событиями, живо и подробно рассказанные Джованни Страдано, который был фламандцем и поэтому привык тщательно прорисовывать детали. Виды Флоренции чередуются с аллегориями Веры, Справедливости, Надежды и Терпения.
41*.
DSC_7101

На потолке «Гуальдрада отказывается целовать императора» с лежащей аллегорией Флоренции в окружении танцующих купидонов с цветами и сценами подвигов Козимо I.
42*.
DSC_7102

«Процессия на Пьяцца дель Дуомо в честь праздника св. Иоанна Крестителя, демонстрирующая все еще незаконченный фасад собора» (слева) и «Сарацинский турнир на Виа Ларга (ныне Виа Кавур), рядом с первым флорентийским домом семьи Медичи» (справа).
43.
DSC_7095

«Традиционный праздник на Пьяцца Санто Спирито, демонстрирующий базилику до того, как ее фасад был перестроен в XVIII в.» (слева) и «Футбольный матч на площади Санта-Мария-Новелла с базиликой на заднем плане» (справа).
44.
DSC_7093

«Рыцарский турнир на площади Санта-Кроче, демонстрирующий фасад церкви, еще лишенный мраморной облицовки XIX в.» (слева) и «Праздник «Омаджи» на площади Синьории в день св. Иоанна Крестителя: повозки со свечами шествуют перед герцогом, прежде чем отвезти подарки в баптистерий» (справа).
45.
DSC_7099

«Пьяцца дель Меркато Веккьо, которая стояла там, где сегодня находится площадь Республики, до сноса в 1885-1895 гг.» (слева) и «Понте Санта-Тринита до его разрушения в 1557 г. и реконструкции по проекту Бартоломео Амманнати» (справа).
46.
DSC_7097

Шкаф из черного дерева с маркетри и инкрустацией полудрагоценными камнями с мифологическими сценами (Похищение Орлом Ганимеда, Пегас и Беллерофонт, Похищение Европы Зевсом, Гибель Адониса, Изнасилование Деяниры, Смерть Пирама и Фисбы, Аталанта и Гиппомен, Нарцисс у ручья) (флорентийская мастерская по проекту Леонарда ван дер Винне, ок. 1650-1699).
47.
DSC_7112

Коридор [28]
Коридор соединяет апартаменты Элеоноры с апартаментами Приоров.
48.
DSC_7123

Гипсовая посмертная маска Данте Алигьери (маска Киркупа) (неизвестный скульптор, XVI-XVII в.), подаренная Флоренции Алессандро д’Анконой в 1911 г. Когда-то считавшаяся посмертной маской, эта маска, с высокой степенью вероятности, была создана на основе ныне утраченного скульптурного портрета Данте. Д’Анкона утверждал, что скульптор Лоренцо Бартолини нашел маску примерно в 1830 г. в Равенне, где поэт умер в изгнании и был похоронен в 1321 г. Другая теория связывает маску со скульптурным портретом поэта на его могиле, который, согласно историческому источнику, находился во Флоренции на рубеже XVI в. после того, как архиепископ Равенны подарил ее Джамболонье. Эта теория также предполагает, что утраченный портрет был вырезан Туллио Ломбардо, который работал над захоронением поэта в Равенне и прилегающей к ней базиликой св. Франциска между 1483 и 1525 г.
49.
DSC_7115

Потолок в коридоре отличается своеобразной несимметричностью. Количество продольных балок в левой и правой части не совпадает, причем некоторые поперечные балки установлены «криво».
50.
DSC_7117

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.