Продолжение рассказа о посещении Палаццо Веккьо.
Палаццо Веккьо было построено в 1299-1314 гг. по проекту Арнольфо ди Камбио и является одним из наиболее известных строений города.
1.
На третьем этаже находятся апартаменты Элементов, когда-то принадлежавший Козимо I и посвященные Воздуху, Воде, Земле и Огню, апартаменты Элеоноры, в которых когда-то проживала жена Козимо I Элеонора Толедская и некоторые публичные помещения.
2. План третьего этажа палаццо.
Апартаменты Элементов
Апартаменты элементов (стихий) на третьем этаже палаццо Веккьо, спроектированные после того, как Козимо I Медичи расширил дворец, были построены под руководством Баттисты дель Тассо с 1551 по 1555 г., но почти сразу же были перестроены, когда Джорджо Вазари предложил поднять их обшитые панелями потолки. Это положило начало длительным рабочим отношениям между Козимо I и Джорджо Вазари, который занял место Тассо в качестве придворного архитектора и художника и всего за три года с помощью своих помощников (прежде всего Кристофоро Герарди, известным как Иль Дочено и Марко да Фаэнца) украсил почти все помещения.
3.
Апартаменты Элементов состоят из пяти комнат и двух лоджий. Стены залов заполнены аллегорическими фресками. Убранство апартаментов Элементов связано с убранством расположенных этажом ниже апартаментов Льва X единой, последовательной иконографической программой, разработанной ученым Козимо Бартоли. Каждой из комнат этажом ниже соответствует комната такого же размера, посвященная знаменитому представителю дома Медичи. Чего стремился достичь ученый, разработавший иконографию, размещая один набор фресок над другим, так это возвеличить славу и добродетель Дома Медичи, настоящих «божеств на земле», установив связь между приходом династии к власти и происхождением «божеств в небеса». Например, комната Юпитера, верховного бога древних греков, соответствует комнате Козимо I, кульминации эпопеи Медичи: именно благодаря его правлению город Флоренция и территория Тосканы познали новое единство, процветающее и безопасное, что нашло отражение в не менее важном возрождении искусства.
Тематика апартаментов продолжается другими небесными фигурами, прославляемыми в разных залах: богиней Церерой, богиней Опой, богом Юпитером и богиней Юноной, героем Гераклом и богом Сатурном. Повествовательная текстура комнат развивается горизонтально, но обогащается дальнейшим вертикальным переплетением; Джорджо Вазари писал: «Наверху нет ничего, что не соответствовало бы тому, что находится здесь, внизу»: каждое небесное божество верхнего этажа соответствует земному божеству нижнего этажа. Мы можем представить себе эти комнаты, оформленные в соответствии с потребностями двора того времени: в начале 1570-х гг. здесь были шелковые и бархатные гобелены, ковры, кровати с золотыми занавесками и балдахинами из тафты, комоды, столы, картины и орнаменты.
Зал Элементов [14]
Посещение апартаментов начинается в комнате, в честь которой они названы, с описания происхождения четырех стихий — Воздуха, Воды, Огня и Земли, которые возникли из семени Урана, рассеянного Сатурном, и продолжается в других комнатах, посвященных жене Сатурна, богине Опе, и потомкам двух божеств. Комната (1555-1557) находится непосредственно над комнатой Льва X. Точно так же, как все вещи происходят из стихий, Лев X заложил основу Тосканского герцогства Медичи.
4*.
Потолок посвящен Воздуху, в то время как три стены без окон посвящены Воде, Огню и Земле. Роспись маслом по дереву выполнили Джорджо Вазари, Кристофоро Герарди и Марко Маркетти да Фаэнца.
5.
В центре средней части потолка «Кронос, бог времени, окруженный аллегориями прерогатив творца, калечит Урана, бога Неба, чье семя порождает четыре стихии» в окружении аллегорий Дня и Ночи.
6.
«Колесница Солнца» в окружении аллегорий Истины и Славы
7.
«Колесница Луны» в окружении аллегорий Мира и Справедливости
8.
Роспись фресок на стенах также создали Джорджо Вазари, Кристофано Герарди и Марко Маркетти да Фаэнца.
Центральная фреска стены, посвященной Воде, называется «Боги воды отдают дань уважения Венере, рожденной от семени Сатурна, пролитого в море». Ее окружают «Подношения Венере» и «Венера и Адонис». В нижней части всех трех стен без окон панели с изображением ссорящихся морских богов.
9.
В середине стены, посвященной Огню, «Вулкан, бог огня, кует стрелы для Купидона с помощью группы путти и своей жены Венеры, в то время как его помощники, Циклопы, делают молнии для Юпитера». Ее окружают «Вулкан находит свою жену Венеру с Марсом» и «Дедал кует оружие Ахилла». Мраморный камин создан по проекту Бартоломео Амманати.
10.
Центральная фреска стены, посвященной Земле, носит название «Подношение первых плодов Земли Сатурну, богу посева семян». Ее окружают «Триптолем, открывший искусство ведения сельского хозяйства» и «Жертвоприношение Кибеле, богине плодородия».
11.
Две фрески между окон изображают Меркурия и Плутона (Кристофоро Герарди).
12.
В зале Элементов выставлено четыре мраморных бюста. Голова римлянки (III в.) на бюсте мужчины (неизвестный скульптор, XVI в.). Голова римлянки (III в.) на бюсте (неизвестный скульптор, XVI в.). Голова римлянина (III в.) на бюсте (неизвестный скульптор, XVI в.). Голова римского императора (III-IV в.) на бюсте (неизвестный скульптор, XVI в.).
13*.
Терраса Юноны [15]
Первоначально эта комната (1556-1557) выходила на открытую лоджию с колоннами, предназначенную для того, чтобы предложить жене герцога Козимо Элеоноре Толедской вид на район Санта-Кроче. В честь герцогини терраса была посвящена жене Юпитера Юноне. Первоначальный проект включал в себя сооружение фонтана, подражающего монохромной картине на стене, которая, в свою очередь, вероятно, была вдохновлена статуэткой Верроккьо «Путто с дельфином», до недавнего времени выставленной именно здесь. Лоджия, располагавшаяся там, где сегодня мы видим неукрашенную стену, была замурована во времена Фердинандо I Медичи по проекту Бартоломео Амманнати после того, как было построено последнее крыло дворца. В аллегориях Четырех элементов Юнона персонифицирует Воздух, поскольку однажды была подвешена в небе на золотой веревке, а к ее ногам были привязаны наковальни — наказание Юпитера за ее ослушание.
14.
Фрески на своде и стенах написаны Джорджо Вазари, Кристофано Герарди и Марко Маркетти да Фаэнца. Лепнина выполнена по проекту Бартоломео Амманнати.
В своде изображены «Юнона на колеснице, запряженной павлинами» в окружении аллегории Изобилия и аллегории Власти.
15.
На левой стене фреска с изображением Юноны, Юпитера и Ио
16.
На правой стене — «Юпитер, Юнона и Каллисто».
17.
В центре ниша, где должна была быть установлена статуя Юноны. Ниже находится монохромный фриз, украшенный фреской с амуром между овалами с женскими фигурами.
18.
Выходя их террасы Юноны, по пути в Зал Геркулеса мы проходим сквозь небольшую комнату, расположенную над часовней на первом этаже. Потолок в этом помещении украшен орнаментом гротеск, а в центре изображена личная эмблема великого герцога Козимо I — черепаха и наполненный ветром парус.
19.
Зал Геркулеса [16]
В греческой мифологии Геркулес был сыном Юпитера и смертной женщины Алкмены, чем заслужил вечную ненависть жены Юпитера Юноны. Она пыталась даже убить его, подложив в колыбель двух змей. Наделенный сверхчеловеческой силой, Геркулес прославился своими бесчисленными героическими деяниями, особенно «Двенадцатью подвигами». Эти деяния вдохновили на параллель с комнатой, посвященной доблестному кондотьеру Джованни далле Банде Нере, отцу герцога Козимо I, которая находится непосредственно под этой комнатой, построенной в 1556-1557 гг.
20.
Кессонный потолок украшен картинами маслом по дереву, прославляющими подвиги Геркулеса (Джорджо Вазари и Марко Маркетти да Фаэнца).
21*.
На картинах потолка изображены следующие сюжеты: «Младенец Геракл душит змей, которых Юнона положила в его колыбель» (в центре); «Геракл сокрушает великана Антея» (слева вверху); «Геракл убивает кентавра Несса» (сверху); «Геракл укрощает критского быка» (справа вверху); «Геракл убивает Лернейскую гидру» (справа); «Геракл убивает немейского льва» (справа внизу); «Геракл захватывает Цербера, стража Аида» (внизу); «Геракл крадет золотые яблоки из сада Гесперид» (слева внизу) и » Геракл задушил Какуса, похитителя быков» (слева).
22*.
Фрески на фризе изображают различные античные сюжеты (Джорджо Вазари и Марко Маркетти да Фаэнца).
23.
24.
25.
26.
В этой комнате экспонируется «Мадонна с младенцем и св. Иоанном» неопределенной атрибуции (некоторые ученые приписывают ее Себастьяно Майнарди, другие — Якопо дель Селлайо, а также так называемому Маэстро дель Тондо Миллеру), в народе называемая «Мадонной НЛО» из-за неопознанного летающего объекта, нарисованного в небе на заднем плане. Это нечто серое, испускающее золотые лучи, на которое смотрят две фигурки на заднем плане, и это один из самых цитируемых древних иконографических источников в области уфологии.
27.
Шкаф из черного дерева с инкрустацией полудрагоценными камнями с птицами, цветами и фруктовыми композициями (флорентийская мастерская по проекту Леонарда Ван дер Винне, 1660-1680).
28.
Зал Юпитера [17]
Зал Юпитера, сына Сатурна и Опы и отца всех богов, находится непосредственно над комнатой Козимо I. Это сопоставление призвано отождествить славу и добродетель герцога Медичи, сравнивая его с небесными божествами. Центральная картина потолка показывает младенчество Юпитера, которого Опа воспитала в колыбели на дереве, чтобы его нельзя было найти ни на небе, ни на земле, ни в море и которого вскормила коза Амалфея, чтобы помешать Сатурну съесть его, как он пожирал всех своих братьев. Амалфея здесь напоминает Козерога, зодиакальный знак Козимо I.
29.
Роспись потолка маслом по дереву выполнили Джорджо Вазари, Кристофано Герарди и Марко Маркетти да Фаэнца в 1555-1556 гг. Они же написали фрески во фризах. В углах потолка изображены сцены жервоприношений. На фресках фризов изображены пейзажи со сценами любовных свиданий Юпитера в окружении пути (Леда и Лебедь, Даная и Золотой дождь, Похищение Европы Зевсом.
Аллегория Щедрости (справа от центра).
30.
Аллегория Чести (внизу от центра).
31.
Аллегория славы (слева от центра).
32.
Аллегория хитрости (вверху от центра).
33.
Шкаф из черного дерева с инкрустацией полудрагоценными камнями и бронзой с птицами и цветами (флорентийская мастерская, конец XVII — начало XVIII в.).
34.
Сундук из орехового дерева (флорентийская мастерская, XVI в.).
35.
Зал Опы [18]
Эта комната названа в честь Опы, жены Сатурна и богини плодородия, богатой жатвы, посевов. Она находится непосредственно над комнатой Лоренцо Великолепного, чьи дипломатические таланты были признаны и оценены по достоинству многими монархами точно так же, как Опе поклонялись многие народы. Богиня изображена в центре потолка в окружении аллегорий времен года и месяцев года, каждая из которых изображена со своим соответствующим зодиакальным знаком. В литературе встречается другое название помещения — Зал Кибелы, так как древнеримская богиня Опа соответствует древнегреческой Кибеле.
В центре потолка «Богиня Опа с триумфом восседает на колеснице, запряженной львами, а впереди едут вооруженные жрецы», ее окружают аллегории четырех времен года: Зимы (внизу), Весны (слева), Лета (сверху) и Осени (справа). В углах изображены пути. Все картины маслом по дереву на потолке написаны в 1555-1557 гг. Джорджо Вазари, Кристофано Герарди и Марко Маркетти да Фаэнца.
36*.
Фрески фризов с изображениями аллегорий месяцев года с соответствующими зодиакальными знаками на фоне узоров гротеск написаны теми же художниками.
Аллегории Февраля (Рыбы), Января (Водолей) и Декабря (Козерог).
37.
Аллегории Мая (Близнецы), Апреля (Телец) и Марта (Овен).
38.
Аллегории Августа (Дева), Июля (Лев) и Июня (рак).
39.
Аллегории Ноября (Стрелец), Октября (Скорпион) и Сентября (Весы).
40.
Два деревянных шкафа, отделанных черепаховым панцирем, шпоном черного дерева и аппликациями из позолоченной бронзы (флорентийская мастерская, ок. 1653-1691). Терракотовый пол с герцогскими эмблемами создал в 1556 г. Санти Буглиони.
41.
42.
Комната Цереры и кабинет Каллиопы [19]
Главный зал, посвященный Церере, дочери Сатурна и Опы и богине урожая и плодородия, находится над комнатой Козимо Старшего. Как Церера обеспечивала благополучие человека, одаривая его плодами земли, так и Козимо Старший принес радость и процветание городу Флоренции. В примыкающем кабинете Каллиопы первоначально размещались миниатюры, небольшие бронзовые изделия, медали и другие редкие и драгоценные предметы из коллекции герцога Козимо I, либо на полках, либо в шкафах и витринах. На потолке кабинета изображена Каллиопа, муза эпической поэзии, науки и философии с атрибутами своих восьми сестер, покровительниц других искусств.
43.
Картины на потолке маслом по дереву написаны в 1555-1558 гг. Джорджо Вазари, Кристофано Герарди и Марко Маркетти да Фаэнца. Фрески на фризах с изображениями подвигов герцога Козимо I написаны тем же составом авторов.
44.
В центре потолка «Церера ищет свою дочь Прозерпину после ее похищения Плутоном, богом подземного мира». Справа и слева четыре сюжета из Книги V «Метаморфоз» Овидия: «Церера превратила дух Аскалафа в сову» (слева ниже). «Нимфа Аретуза находит пояс Прозерпины» (слева выше). «Электра, кормилица Прозерпины» (справа выше). «Триптолем, который научил человечество вести сельское хозяйство» (справа ниже). В углах потолка изображены боги: Юпитер, Диана, Аполлон и Юнона.
45*.
Буфет из потертого и частично позолоченного дерева (флорентийская мастерская, ок. 1590-1610).
46.
Шкатулка из дерева грецкого ореха (флорентийская мастерская, ок. 1575-1600).
47.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.