Флоренция. Палаццо Веккьо. Часть 2

Продолжение рассказа о посещении Палаццо Веккьо.
Палаццо Веккьо было построено в 1299-1314 гг. по проекту Арнольфо ди Камбио и является одним из наиболее известных строений города.
1.
mappa_veccio

Выходим из Первого дворика [2], по лестнице Вазари [3] поднимаемся на второй этаж и сразу же попадаем в Зал Чинквеченто.
2.
plan_1_floor

Зал Чинквеченто [4]
Зал Чинквеченто — самый большой и самый важный зал в историко-художественном профиле Палаццо Веккьо. Этот впечатляющий зал имеет длину 54 м, ширину 23 м и высоту 18 м. По объему это самый большой зал в Италии, построенный для управления гражданской власти. Последняя реставрация датируется 2000-2001 гг. Зал является частью здания, добавленного в более позднее время, примыкающего к оригинальной части времен Арнольфо ди Камбио. Он был построен всего за семь месяцев, в период с июля 1495 г. по февраль 1496 г., архитекторами Симоне дель Поллайоло, известным как Иль Кронака, и Франческо ди Доменико по заказу Джироламо Савонаролы. Феррарский монах был фактически правителем Флоренции после изгнания из республики Пьеро ди Лоренцо де Медичи в 1494 г. и был инициатором восстановления республиканских учреждений. Затем Савонарола по примеру Большого Совета в Венеции приказал создать Большой Совет (Maggior Consiglio), состоящий из более чем 1500 граждан, которые собирались на регулярные заседания, чтобы полномочия по принятию решений были «распространены» на население, что затрудняло контроль над принятием решений со стороны отдельного лица. Ощутимым плодом этих реформ стало именно создание Зала Чинквеченто в здании правительства, что для того времени было выдающимся инженерным достижением. Помещение было намного ниже, чем нынешнее, и достигало уровня больших каменных карнизов. Внешне оно было гораздо более похожим на Зал Большого Совета в Венеции. Слегка растянутая форма северной и южной стен была связана с формой более старых зданий, в габариты которых он вписывался. В соответствии с принципами строгости Савонаролы, обстановка зала была очень скромной и почти лишенной украшений.
3.
vecchio3

Институт Совета пятисот, хотя и усложнил управление республикой, оставался действующим даже после казни в 1498 г. Савонаролы, отлученного от церкви папой Александром VI. Собственно, от количества народных избранников и периода работы совета и происходит современное название — Зал Чинквеченто (Салон пятисот, Большой зал).
4.
vecchio4

Первым об украшении Зала озаботился пожизненный гонфалоньер справедливости Пьеро Содерини, который сумел договориться в 1503 г. с двумя величайшими флорентийскими художниками того времени, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти, о создании двух больших (около 17×7 м) фресок с батальными сценами, посвященными победам Республики.
5. Копия с картона фрески «Битва при Ангиари», написанная Рубенсом, находится в собрании Лувра.
04-04

6. Живописная копия фрагмента фрески (Tavola Doria) ранее находилась в собрании Джованни Карло Дориа. Ныне выставлена в галерее Уффици. В Палаццо Веккьо в зале Эсфири [25] имеется копия со знаменитой копии.
DSC_7050

Леонардо начал рисовать «Битву при Ангиари», в то время как Микеланджело была предоставлена противоположная стена для «Битвы при Кашине». Две монументальные фрески должны были быть написаны на боковых сторонах зала, по обе стороны от кресла гонфалоньера, в то время как на противоположной стороне должен был быть устроен алтарь, несколько не соответствующий светскому назначению помещения. Таким образом, два мастера эпохи Возрождения имели возможность работать лицом к лицу в течение определенного периода, однако ни одна из этих работ так и не была завершена: Леонардо экспериментировал с техникой энкаустики, которая оказалась губительной, непоправимо испортив работу, а Микеланджело успел только написать картоны, прежде чем отправиться в Рим по вызову папы Юлия II. Оригиналы картонов обеих работ были утеряны, но для них сохранились копии и подготовительные рисунки.
7. Лучшее представление о замысле художника даёт гризайль, выполненная Бастиано да Сангалло и хранящаяся ныне в собрании Холкгэм Холл.
04-05

8. Гравюра, созданная Луиджи Скьявонетти в 1808 г.
04-03

После возвращения Медичи во Флоренцию и выбора Палаццо Веккьо в качестве резиденции своего двора, дворец подвергся радикальной перестройке под руководством Джорджо Вазари. Салон Чинквеченто из места заседаний правительства республики стал приемным залом герцога Козимо I, где он принимал послов и давал аудиенции народу. Тема украшения зала претерпела полное изменение направления на возвышение и прославление Козимо I и его рода. Неизвестно, сохранил ли Вазари фреску Леонардо: он был большим поклонником мастера и вряд ли уничтожил бы одну из его работ, даже если бы она была повреждена. Недавние исследования выявили наличие в зале двух стен, возведенных с небольшим зазором, что косвенно подтверждает версию. Но достоверно подтвердить, что на спрятанной стене была написана фреска «Битва при Ангиари», не удалось.
9*.
DSC_6570

Чтобы подчеркнуть величие помещения, Вазари, работавший здесь с 1555 по 1572 г., по предложению Микеланджело Буонарроти поднял потолок на 7 м, прикрыв стропильную систему великолепно декорированной кессонной конструкцией. Фермы были построены изобретательно, в два уровня: одни фермы принимают вес крыши, а другие благодаря анкерам поддерживают нижеустановленные кессоны.
10*.
DSC_6606

Восхитительный кессонный потолок, построенный между 1563 и 1565 гг., представляет собой серию картин на тему возвышения Козимо I, обрамленных великолепной позолоченной резьбой. 42 панно были выполнены командой из нескольких художников под руководством Джорджо Вазари, за иконографический сюжет отвечал Винченцо Боргини: в первоначальных эскизах центр должен был быть занят аллегорией Флоренции, однако сам Козимо I пожелал, чтобы в этом месте был представлен он сам во славе. Художниками, участвовавшими в оформлении, помимо самого Вазари, были Джованни Страдано, Якопо Дзукки, Джованни Баттиста Нальдини, Стефано Вельтрони, Томмазо ди Баттиста дель Верроккьо, Просперо Фонтана, Марко Маркетти, Орацио Порта, Санти ди Тито и Ридольфо дель Гирландайо. Вокруг центральной панели с апофеозом Козимо I распознаются аллегории некоторых районов Флоренции и владений герцогства, эпизоды Пизанской войны (1496-1509) и войны с Сиеной, а также портреты некоторых сотрудников Вазари.
11*.
DSC_6583

В конце зала, ближе к северу, находится приподнятая площадка с несколькими ступенями под названием «Трибуна аудиенций» (Tribuna dell’Udienza), предназначенная для размещения герцогского трона. Это была одна из первых частей дворца, которые в 1542 и 1543 гг. Козимо изменил в соответствии с проектом Джулиано ди Баччо д’Аньоло и Баччо Бандинелли. Она была реструктурирована Эмилио де Фабрисом в 1882 г. Архитектура Трибуны вдохновлена римской триумфальной аркой — идеальным фоном для возвеличивания власти суверена, с рядом ниш со статуями членов семьи Медичи, пилястрами с капителями из pietra serena, панелями и позолоченной лепниной.
12.
DSC_6595

В частности, на Трибуне находятся две большие арки со скульптурами двух пап Римских из семьи Медичи — явные примеры династического прославления. В четырех нишах находятся статуи скульптора Джованни Баттиста Каччини, изображающие других персонажей Медичи, каждый из которых изображен со своим символом личности. В центре папа Лев X работы Баччо Бандинелли и Винченцо де Росси. Слева от папы статуя Джованни де Медичи со стрелой; справа — Алессандро Медичи с носорогом, символом силы.
13.
DSC_6598

У правой стены Трибуны стоит скульптурная группа «Папа Климент VII коронует Карла V» (Баччо Бандинелли (папа) и Джованни Баттиста Каччини (император).)
14.
DSC_6602

Также на Трибуне в арке стоит статуя Козимо I Медичи и черепаха с наполненным ветром парусом — эмблемой Козимо, чей девиз «Festina lente» (Спеши медленно).
15.
04-01

Четвертая статуя в нише изображает Франческо I с лаской и девизом «Amat victoria curam» (Любит заботиться о победе).
16.
DSC_6603

В верхней части боковых стен в районе Трибуны две картины Веронезе Якопо Лигоцци (с помощниками), написанные на сланце в 1590-1592 гг. Слева «Прием папой Бонифацием VIII двенадцати послов».
17.
DSC_6604

Справа — «Пий V коронует великого герцога Козимо I в 1569 г.».
18.
DSC_6605

На боковых стенах зала Джорджо Вазари с помощниками нарисовал шесть батальных сцен, изображающих военные успехи Козимо I над Пизанской республикой и над Сиенской республикой. На западной (справа от Трибуны) стене: «Разгром пизанцев у башни Сан-Винченцо», «Максимилиан Австрийский пытается завоевать Ливорно» и «Пиза атакована флорентийскими войсками».
19*.
DSC_6621

На восточной (слева от Трибуны) стене: «Взятие Сиены«, «Завоевание Порто Эрколе» и «Победа Козимо I при Марчиано в Валь-ди-Кьяне».
20*.
DSC_6623

В верхней части боковых стен у южной стены две картины, написанные на сланце в 1590-1592 гг. Слева «Козимо I избран герцогом флорентийским сенатом» (Доменико Пассиньяно, 1597-1598).
21.
DSC_6643

Справа — «Козимо I удостоен титула Великого Магистра Ордена Санто-Стефано» (Доменико Пассиньяно, 1597-1598).
22.
DSC_6644

Боковые стены украшены серией статуй на высоких пьедесталах, среди которых выделяется «Дух Победы» (Микеланджело Буонарроти, 1532-1534), созданный для гробницы Юлия II и подаренный Козимо I племянником художника Леонардо Буонарроти. Статуя была помещена в зал Чинквеченто в 1565 г. Скульптура не изображает момент борьбы, а служит аллегорией победы. В камне изображен победитель, который с большой ловкостью доминирует над покорным проигравшим, одной ногой блокируя тело пленника, униженного и скованного цепью. Молодой человек, который является победителем, красив и элегантен, в то время как человек, над которым доминируют, стар, бородат и одет в одежду древнеримского воина. Поверхности выразительно обработаны, чтобы усилить контраст между двумя фигурами: молодыми, отшлифованными до совершенства, старыми грубыми и незавершенными, еще сохраняющими сжатую валунную твердость тяжелого камня, из которого они сделаны. Искусствоведы до сих пор так и не пришли к единому мнению, является ли эта статуя завершенной, или относится к технике «non finito». С 1868 по 1921 г. статуя выставлялась в музее Барджелло.
23.
DSC_6634

Напротив «Духа победы» на противоположной стороне находится гипсовая модель мраморной скульптуры «Флоренции, торжествующей над Пизой» Джамболоньи и Пьетро Франкавиллы. Модель была установлена в зале вместо все еще незавершенной скульптуры для торжеств, посвященных свадьбе Франческо Медичи с Иоанной Австрийской в 1565 г. Скульптору потребовалось еще много лет, чтобы создать мраморную версию, которая появилась в зале только в 1589 г. на свадьбе Фердинанда I с Кристиной Лотарингской. Скульптура была перенесена в Национальный музей Барджелло в 1868 г. и больше никогда не возвращалась в Палаццо Веккьо, поэтому ее заменила эта модель, которая до 1868 г. выставлялась в Галерее Академии.
24.
DSC_6627

Другие шесть статуй вдоль боковых стен представляют Подвиги Геракла и являются работой скульптора Винченцо де Росси и его помощников, выполненные между 1562 и 1584 г. и помещенные в зал в 1592 г. по случаю крещения Козимо, старшего сына Фердинанда I Медичи. Седьмая статуя «Геракл, поддерживающий земной шар Атланта» была перевезена после 1620 г. ко входу на виллу Медичи в Поджо-Империале и находится там до сих пор.
25. Кража коров Гериона (Геракс и Какус). Геракл и Антей. Геракл и кентавр Несс
DSC_6626

26. Геракл и Ипполита. Геракл и кони Диомеда. Геракл и эриманфский вепрь.
DSC_6633

В соответствии с так и не завершенным проектом Бартоломео Амманнати, на южной стене должен был быть установлен фонтан с Юноной в центре, окруженный изображениями Арно и Арбии и увенчанный женским божеством, возможно, Землей (Бартоломео Амманнати, 1556-1561). Статуи, завершенные к 1561 г., многократно переносили с места на место, пока их не выставили в музее Барджелло.
27.
DSC_4649

После этого Эмилио де Фабрис разработал новый проект с рядом ниш. В центральной нише находилась статуя Джироламо Савонаролы (Энрико Пацци, 1872), которая с 1921 г. установлена в центре площади Савонаролы. Четыре меньшие ниши содержат римские копии статуй с греческих оригиналов: Вакха, Аполлона, Меркурия и Потоса, перевезенные с виллы Медичи в Риме.
28.
DSC_6639

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.