Флоренция. Церковь Санта Тринита. Часть 2

На площади Санта-Тринита возвышается церковь Санта-Тринита, от которой она и получила свое название.
mappa_firenze

Обозначения на плане церкви помогут при дальнейшем описании отдельных элементов базилики. Нумерация фотографий сквозная.
Santa_Trinita_plan1

Капелла Скали [7] посвящена св. Варфоломею и украшена фресками с изображением св. Варфоломея и медальонами святых.
41.
DSC_6358

Фрагментарная фреска за пределами арки написана Джованни даль Понте (1434).
42.
08-07

Алтарный образ, вероятно, создан относительно недавно. Никаких данных о нем не нашел.
43.
DSC_6364

В часовне находится один из шедевров Луки делла Роббиа — мраморная и полихромная майоликовая гробница епископа Фьезоле Беноццо Федериги, умершего в 1450 г., перенесенная из церкви Сан-Франческо-ди-Паола. Памятник датируется 1454 г. и состоит из лежащей фигуры усопшего на фоне рельефа Христа между Мадонной и св. Иоанном; вокруг — полихромная терракотовая полоса, глазурованная растительными элементами. Выше фрагмент фрески «Снятие кожи со св. Варфоломея» (Джованни да Понте и Смеральдо ди Джованни, 1434).
44.
DSC_6365

На правой стене фрагмент фрески «Обезглавливание св. Варфоломея» (Джованни да Понте и Смеральдо ди Джованни, 1434).
45.
DSC_6368

В своде капеллы изображены четыре евангелиста (Джованни да Понте и Смеральдо ди Джованни, 1434).
46.
DSC_6371

Капелла Усимбарди [8], посвященная св. Петру, была перестроена Людовико Карди по прозвищу Чиголи, вероятно, до 1628 г. В мое посещение доступ в капеллу был закрыт, поэтому пришлось воспользоваться фотографиями из Википедии.
47.
08-01

Пол и мраморный алтарь также выполнил Людовико Карди (XVI в.). Бронзовые Распятие в центре и Пеликана в люнете изготовил Феличе Пальма (1614).
48.
08-02

Дверка скинии (флорентийский ювелир, XVII в.).
49.
08-04

Бронзовый рельеф в антепендиуме с изображением «Мученичества св. Лаврентия» (Тициано Аспетти, 1604-1606).
50.
08-03

У левой стены капеллы установлено захоронение из черной яшмы с мраморным бюстом епископа Усимбардо Усимбарди (Феличе Пальма, 1613-1618).
51.
08-05

Над захоронением картина «Св. Петр, получающий ключи» (Якопо да Эмполи, 1607).
52.
08-06

У правой стены установлено схожее захоронение из черной яшмы с мраморным бюстом епископа Пьетро Усимбарди (Феличе Пальма, 1613-1618).
53.
08-10

Над захоронением картина «Св. Петр, идущий по водам» (Кристофано Аллори и Заноби Роси, 1621).
54.
08-11

Свод украшен фресками Фабрицио Боски и Маттео Росселли (1643). В парусах свода написаны Евангелисты.
55.
DSC_6372

В левом люнете фреска «Св. Петр исцеляет слепого» (Фабрицио Боски, 1631-1633).
56.
08-09

В правом люнете фреска «Распятие св. Петра» (Фабрицио Боски, 1631-1633).
57.
08-08

Главная капелла [9] посвящена святой Троице. Перестройка и создание нового декора в церкви пришлись на время Контрреформации, который было поручено создать Бернардо Буонталенти, мастеру переходного периода от позднего маньеризма к раннему барокко. Это обстоятельство отразилось в создании барочной главной капеллы и особенно алтарных ступеней, ставшими самостоятельным арт-объектом. Необычной, словно вылепленной из гибкой глины, была середина лестничной площадки, выдвинутая вперед и поддержанная каменными кронштейнами. В XIX в. из церкви варварски удалили различные барочные украшения, включая алтарь и ступени Буонталенти, а церковь возвратили к эпохе готики, считавшейся тогда престижной. Но разрушить ступени даже в XIX в. не решились: их перенесли в церковь Санто-Стефано-аль-Понте.
58.
09-01

Главная капелла между 1471 и 1497 г. была украшена циклом фресок Алессио Бальдовинетти, рассказывающими истории из Ветхого Завета. Эти фрески были почти полностью уничтожены во время работ по модернизации хора в 1760-1761 гг. Деревянные резные скамьи хора были изготовлены в 1574 г.
59.
DSC_6343

Современный алтарь является результатом соединения нескольких частей различного происхождения, в том числе фронтальной с Троицей, приписываемой Агостино ди Дуччо (ок. 1450), и боковых колонн из мастерской Дезидерио да Сеттиньяно.
60.
09-02

На алтаре установлен триптих «Троица и святые» (Мариотто ди Нардо, 1416), заказанный Никколо Даванцати и происходящий из запасников Галереи Академии.
61.
DSC_6346

По бокам капеллы у колонн выставлены скульптуры из дерева, изображающие св. Бернарда дельи Уберти (слева) и св. Иоанна Гуальберта (справа).
62.
DSC_6349

Витраж в окне с изображениями различных святых изготовлен Улиссом де Мартейсом в 1897 г.
63.
DSC_6449

В сегментах свода сохранились сильно поврежденные изображения четырех Патриархов, и две сцены в люнетах с «Жертвоприношением Исаака» и «Моисея, получающего скрижали», написанные сухим способом.
64.
DSC_6347

Капелла Дони [10], посвященная св. Павлу, была перестроена Людовико Чиголи между 1559 и 1613 гг. и закрыта металлической решеткой. На колонне, отделяющей капеллу Дони от следующей капеллы Сассетти, находится фреска «Благовещение» работы флорентийского художника XV в. Над аркой находится фреска «Христос во славе», приписываемая Джованни да Понте (1429-1430).
65.
DSC_6374

Крест Прощения (XI в.). Иоанн Гуальберт Висдомини, сын флорентийского дворянина, жил около 1000 г. н.э. Однажды его брат Уго был убит во время столкновений между двумя враждующими группировками. Поклявшись отомстить за смерть своего брата, однажды Иоанн оказался лицом к лицу с убийцей. Мужчина, поняв, что перед ним стоит брат убитого, упал на колени, скрестил руки на груди, опустил голову и попросил прощения. Иоанн, уже обнаживший меч, был настолько очарован крестообразной формой сложенных рук мужчины, что не смог ударить его; таким образом, жизнь мужчины была сохранена. Согласно легенде, Иоанн Гуальберт, желая отблагодарить Бога за то, что он даровал ему силу прощать, приехал в базилику Сан-Миниато, где преклонил колени перед этим крестом. Фигура на кресте, в свою очередь, склонила голову в знак признательности за милосердный поступок Иоанна Гуальберта. Этот почитаемый крест был перенесен торжественной процессией из церкви Сан-Миниато-аль-Монте в базилику Санта-Тринита в 1637 г.
66.
DSC_6380

Справа на стене панно «Мадонна делло Спасимо» (Бернардо ди Стефано Росселли, ок. 1490-1499). «Обморок Девы Марии» — иконографическая тема, развившаяся из позднесредневекового представления о том, что Дева Мария потеряла сознание, увидев своего сына Иисуса, распятого на Голгофе. Эпизод обморока также часто включают в сцену прохождения Иисуса по Виа Долороза в Иерусалиме. Другое встречающееся название панно — «Христос, несущий крест, встречается с благочестивыми женщинами».
67.
DSC_6383

В центре перед алтарем реликварий, в котором хранится частица столба, у которого бичевали и пытали Иисуса перед его распятием в Иерусалиме.
68.
DSC_6384

Капелла Сассетти [11], посвященная св. Франциску Ассизскому, была оформлена по заказу Франческо Сассетти, клиента семьи Медичи и одного из основателей их банка. После того, как в 1478 г. покровительство над капеллой приобрел Сассетти, часовня получила второе посвящение Рождеству Христову, отсюда два главных иконографических сюжета ее росписи. Все стены капеллы украшены фресками на сюжет жития св. Франциска Ассизского, написанными Доменико Гирландайо в 1482-1485 гг. Цикл фресок «Истории св. Франциска» разворачивается на трех стенах, обрамленных вымышленными архитектурными элементами, и может быть прочитан в шести сценах, начиная с верхней части левой стены до нижней части правой стены.
69.
DSC_6387

В люнете над входной аркой с майоликовым гербом Сассетти изображено «Видение императора Августа на Капитолийском холме» и «Тибуртинская сивилла, возвещающая Августу о рождении Искупителя». Над живописным продолжением колонны, отделяющей часовню от соседней, расположена монохромная фигура Давида, выполненная в технике гризайль и с позолотой на обуви, кирасе и доспехах, чтобы выглядеть как статуя. Библейский герой вооружен мечом и пращой с камнем, при этом в левой руке он держит щит с гербом Сассетти. Поза находится в контрапункте, а у его ног лежит голова великана Голиафа.
70.
11-01

Цикл «Историй св. Франциска» начинается вверху левой стены, с эпизода «Отречения от владений». На нем изображен молодой Франциск, который отказывается от земных благ, публично сняв одежду, и, пока его защищает епископ Ассизи Гвидо, его отец Пьетро Бернардоне злится и удерживается некоторыми людьми. Сцена происходит на фоне города, в котором опознают Женеву или Лион, где Сассетти служил Медичи.
71.
11-02

Внизу на левой стене св. Франциск изображен коленопреклоненным с распростертыми руками для принятия божественного знака стигматов от Распятия, явившегося в нимбе среди группы серафимов. Чудо произошло в Ла-Верне, чья крепость точно воспроизведена в центре заднего плана с замечательным, возможно, беспрецедентным натуралистическим изображением. Справа город на озере, причудливое изображение Пизы, где совершенно ясно можно узнать Кафедральный собор и Пизанскую башню.
72.
11-04

Внизу слева установлен саркофаг Норы Корси, жены Франческо Сассетти (Джулиано да Сангалло, 1485). Захоронение мужа расположено напротив, у правой стены капеллы. Оба саркофага выполнены из темного пробирного камня и украшены строгими барельефными украшениями и эпиграфическими надписями на латыни. Аркосолии захоронений вырезаны из камня пьетра серена и украшены позолоченными барельефами, а также окружены статуэтками в классическом стиле с монохромными фресками.
73.
DSC_6398

В своде часовни изображены четыре Сивиллы на фоне голубого неба (сегодня местами красного из-за утраты первоначального пигмента) между ребрами, украшенными в виде гирлянд из цветов и фруктов. Каждая изображена сидящей на идеальном троне из облаков перед светящимся нимбом, излучающим золотые лучи. Сивиллы держат картуши с пророчествами на латыни об их пророческой роли, описанной Вергилием.
74.
DSC_6396

В люнете центральной стены изображена сцена «Утверждение устава францисканского ордена папой Гонорием III». Сцена оформлена внутри открытого портика, что делает свод часовни похожим на арку церкви, на которую открывается сцена. Действие происходит во Флоренции, а не в Риме, с четким изображением площади Синьории на заднем плане, с Лоджией Ланци (еще без статуй) в центре и Палаццо Веккьо рядом. Лев Мардзокко представлен здесь позолоченным и выставлен на аренгарио здания. У правого края фрески изображен Лоренцо Медичи, Антонио Пуччи и Франческо Сассетти с 12-летним сыном Федерико. Напротив — трое старших сыновей заказчика. По ступеням в нижней части картины поднимается Аньоло Полициано с сыновьями Лоренцо Медичи, которых он воспитывал, Маттео Франко и Луиджи Пульчи.
75.
DSC_6404

Сцена «Чудо воскресшего ребенка» в центре стены над алтарем воспроизводит посмертное чудо св. Франциска, связанное с семьей Сассетти. Святому приписывают чудесное вмешательство, воскресившее ребенка, выпавшего из окна Палаццо Спини, прямо перед площадью Санта-Тринита. В городском пейзаже можно узнать церковь с первоначальным романским фасадом, палаццо Спини, сохранившийся до сих пор на площади, дворцы Джанфильяцци, угол палаццо Минербетти и мост Санта-Тринита в первоначальном варианте. Фигуры на заднем плане принимают участие в этой сцене: одни бегут, другие надменно едут верхом, третьи как бы видят явление святого на небе.
76.
11-03

Тема пришествия Христа завершается в запрестольном образе, посвященном «Поклонению пастухов» и датированном 1485 г. На переднем плане на цветущем лугу Дева Мария поклоняется Младенцу, отдыхающему на своем плаще в тени древнеримского саркофага, служащим яслями для вола и осла. Позади св. Иосиф смотрит на прибывающую процессию, а справа с живым реализмом изображена группа из трех поклоняющихся пастухов. От триумфальной арки на заднем плане проходит шествие волхвов. В ближайшем к саркофагу пастухе, указывающем на Младенца, определяется автопортрет самого Гирландайо. По бокам от заалтарного образа написаны фигуры донаторов — Франческо Сассетти и его жены Неры Корси.
77.
DSC_6405

В верхней части правой стены изображен св. Франциск, идущий проповедовать султану во время Седьмого крестового похода: последний подстрекает его пройти через огонь, чтобы продемонстрировать свою святость, и, в свою очередь, св. Франциск бросает вызов советникам султана. Цикл фресок завершается сценой справа внизу «Похороны св. Франциска», где святой лежит мертвым на катафалке в центре большой церкви эпохи Возрождения, с различными фигурами вокруг него. Внизу у стены устроено захоронение заказчика капеллы Джулиано да Сангалло, аналогичное могиле его жены.
78.
DSC_6401

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.