Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.
В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
Ванная Наполеона [20]
Во время своего регентства Элиза Бачокки, сестра Наполеона и великая герцогиня Тосканская, решила жить в Палаццо Питти. По этому случаю во дворце было запланировано множество «улучшений», чтобы удовлетворить ее «императорские потребности». Фактически ни одно из запланированных изменений осуществить не удалось, за исключением «Императорской ванной». Работы начались в 1813 г. по проекту придворного архитектора Джузеппе Качалли, который уложил красивый мраморный пол, произведенный флорентийской мастерской Opificio delle Pietre Dure в 1816 г. Этот небольшой, но элегантный зал был завершен в начале 1821 г., что совпало с восстановлением Фердинанда III в качестве великого герцога Тосканы. Стены были украшены лепным фризом с растительными мотивами, трофеями и музыкальными инструментами (Винченцо Маринелли, 1815-1816). На потолке изображены сцена «Вакханки и похищение Ганимеда» (Сальваторе Бонджованни, 1815-1816). Барельефы в люнетах изображают «Купающуюся Венеру» и «Триумф Кассиопеи над Нереидами» (Сальваторе Бонджованни, 1816-1817). Мраморные статуи внутри ниш изображают Галатею и Дориду (Сальваторе Бонджованни, 1819-1821), Фетиду и Амфитриту (Джованни Инсом, 1819-1821).
4.
Саму мраморную ванну, а также бойлер для обеспечения горячей водой, создал итальянский скульптор Лоренцо Бартолини. Особый шарм ванной придают бронзовые кран и крылатые фигуры (Марко Корсини, 1813-1814),
5.
Зал «Воспитание Юпитера» [21]
Во времена Медичи это была комната секретаря великого герцога. Во время правления Элизы Бачокки в начале XIX в. эта комната должна была быть включена в личные апартаменты императора Наполеона, но с возвращением к власти лотарингцев в 1815 г. эта комната, как и все остальные помещения в этой части дворца, входившие в апартаменты великого герцога при Медичи, стала частью Палатинской галереи.
6*.
В 1819 г. Луиджи Катани на потолке изобразил молодого Юпитера, спрятанного от своего отца Сатурна (Кроноса), который пожирал своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника. Ребенка, укрытого его матерью Реей на острове Крит, вырастила нимфа Адрастея и вскормила коза Амалфея, в то время как куреты шумели и играли на цимбалах, чтобы заглушить плач новорождённого бога. В шестиугольниках находятся Кибела, Нептун и Амфитрита, Юнона и Марс.
7*.
Расположение картин на стене A. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
8#. 8888
Св. Себастьян (Джованни Биливерт (?), 1610). Масло по холсту. Эта картина принадлежала коллекции Медичи, но без указания имени художника. Ранее она приписывалась различным художникам флорентийской и болонской школ.
9.
Виттория делла Ровере и Козимо III в виде Святого семейства (Юстус Сусттерманс, ок. 1645). Масло по холсту. На этом изображении Святого семейства Мадонна имеет черты великой герцогини Виктории делла Ровере, младенец Иисус — черты ее сына, будущего великого герцога Козимо III, а св. Иосиф — черты камергера Виттории. Великой герцогине нравилось, когда ее изображали как религиозную фигуру или как аллегорию добродетели.
10.
Кающийся св. Доминик (Карло Дольчи, 1645-1646). Масло по холсту. Звезда на голове святого идентифицирует персонажа как св. Доминика. В этом редко изображаемом сюжете кающийся святой изображен в гроте. Сцена насилия, символизирующая зло, происходит на левом заднем плане, в то время как на правом переднем плане изображено видение чистилища.
11.
Юдифь с головой Олоферна (Кристофано Аллори, ок. 1620). Масло по холсту. Библейская история повествует о еврейской героине Юдифи, которая проникает во вражеский лагерь, соблазняет ассирийского военачальника Олоферна, отрубает ему голову и показывает ее войскам противника, заставляя их отступить. Композиция картины возродила прием, использованный в ранее написанном «Давиде с головой Голиафа» Караваджо: голова Олоферна представляет собой автопортрет художника, Юдифь — его бывшая возлюбленная, а служанка — ее мать. Существуют различные версии полотна с автографами художника и множество копий с нее.
12.
Оплакивание Христа (Франческо Сальвиати, ок. 1545). Темпера по дереву. На переднем плане Христос лежит на плащанице, которую держит св. Иоанн и которой поклоняется св. Магдалина. В центре, лицом друг к другу, св. Никодим и св. Иосиф Аримафейский, изображенные таким необычным образом; вверху Мадонна в обмороке. Эта картина, вероятно, была написана для семьи Рикасоли во Флоренции.
13.
Мученичество св. Андрея Первозванного (Карло Дольчи, 1646). Масло по холсту. С апостола св. Андрея, брата св. Петра, снимают одежду перед распятием на двух кусках дерева, соединенных в виде буквы X. Некоторые фигуры в толпе зрителей были идентифицированы как современные персонажи. Эта тщательно продуманная композиция, существующая в нескольких вариантах, была выполнена для флорентийского маркиза Карло Джерини и была приобретена в 1818 г. великим герцогом Фердинандо III.
14.
Расположение картин на стене B. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
15#.
Воскрешение Христа (мастерская Веронезе, XVI в.). Масло по холсту. С 1624 г. эта картина числится в коллекции Медичи и в разное время приписывалась Тициану, Тинторетто или Веронезе. Современные исследователи считают, что это работа из мастерской последнего.
16.
Снятие с Креста (мастерская Тинторетто, XVI в.). Масло по холсту. На этой картине изображено оплакивание Христа после того, как его сняли с креста, с падающей в обморок Мадонной, скорбящими девjй Марией и св. Марией Магдалиной, св. Никодимом и св. Иосифом Аримафейским. Это точная копия ранней картины художника из мастерской Тинторетто, хранящейся в Художественно-историческом музее в Вене.
17.
Расположение картин на стене C. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
18#.
Явление Христа святым женщинам (Бенедетто Калиари, 1575-1598). Масло по холсту. На этой картине и парной ей С12 изображены два эпизода из жизни Иисуса Христа. Они принадлежали великому герцогу Козимо III Медичи и приписывались Паоло Веронезе. Современные критики, однако, придерживаются мнения, что они написаны его менее одаренным братом Бенедетто.
19.
Спящий амур (Караваджо, 1610). Масло по холсту. Шедевр последнего периода творчества Караваджо намекает, вероятно, на дремлющую страсть или на историю Амура и Психеи и изображен с жестоким реализмом, который превращает классическую тему в драматическую реальность. Картина была написана на Мальте для Франческо делль Антелла, командора мальтийских рыцарей, который отправил ее в свой фамильный дворец во Флоренции. В 1667 г. полотно попало в коллекцию Леопольдо де Медичи, который поместил ее в богатую раму, украшенную атрибутами Купидона — колчаном и стрелами.
20*.
Христос прощается со своей матерью (Бенедетто Кальяри, 1575-1598). Масло по холсту. Эта картина и парная ей C8 изображают два эпизода из жизни Иисуса Христа.
21.
Парные картины на стене D. Св. Генрих Баварский и св. Кунигунда (Бартоломео Манчини, 1689) и Св. Франциск Ксаверий (Бартоломео Манчини, 1687). Масло по холсту. Две картины в верхнем ряду стены подписаны учеником Карло Дольчи и были заказаны великим герцогом Козимо III для его спальни. Св. Карло Борромео (Карло Дольчи, 1656-1660) и Св. Николай Толентинский (Карло Дольчи, 1656-1661). Масло по холсту. Парные картины в нижнем ряду стены были написаны Карло Дольчи для кардинала Карло Медичи и унаследованы его племянником, великим герцогом Козимо III.
22#.
Печная комната [22]
Первоначально на этом месте дворца располагалась открытая лоджия, позднее перестроенная в ванную комнату великого герцога. Лепнина была выполнена Антонио Новелли и Себастьяно Петтиросси. Выложенный майоликовой плиткой пол, изготовленный на мануфактуре Монтелупо в 1627 г. по эскизам Джулио Париджи, был почти полностью переделан флорентийской фабрикой Кантагалли в начале XX в., точно копируя дизайн XVII в. Единственной оригинальной деталью является центральная часть с фигурой Триумфа монархии. Другие фрагменты первоначального пола, восстановленные после того, как были обнаружены в подвале, теперь выставлены в соседнем вестибюле лестницы Дель Моро [a]. В четырех нишах, обрамляющих два окна, расположены античные мраморные скульптуры (II в. н.э.) (слева направо): «Задрапированная женская фигура в вуали», «Женская фигура со свитком и флейтой», «Женская фигура с рогом изобилия» (возможно, Кибела) и Вибия Аурелия Сабина. Над дверями установлены скульптурные изображения аллегорий Коммерции и Правосудия.
23*.
Художественное оформление зала было выполнено в два этапа: в 1620-х гг. Микеланджело Чинганелли, Маттео Росселли и Оттавио Ваннини расписали потолок и люнеты фигурами великих царей древности и аллегорическими фигурами. В центре потолка изображена аллегория Славы (М. Чинганелли), окруженная аллегориями: выше — Силы духа (М. Чинганелли), слева — Благоразумия (М. Росселли), ниже — Правосудия (М. Чинганелли), правее — Фортуны (О. Ваннини).
24*.
Обрамляют потолок восемь люнетов (1625-1627), в которых изображены олицетворения значимых государств прошлого. Над каждым люнетом находится портреты соответствующих великих правителей этих государств.
Римская империя (О. Ваннини) и Гай Юлий Цезарь; Королевство сарацин (О. Ваннини) и Аль-Мансур; Турецкая империя (М. Чинганелли) и Сулейман I; Священная Римская империя (М. Росселли) и Карл V.
25.
Ассирийское царство (М. Росселли) и Нин ; Мидийское царство (М. Росселли) и Арбак; Персидское царство (М. Чинганелли) и Кир II; Королевство Македония (М. Чинганелли) и Александр Македонский.
26.
В 1637 г. Пьетро да Кортоне было поручено расписать стены изображениями четырех веков человечества, вдохновленными «Метаморфозами» Овидия и предложенными Микеланджело Буонарроти Младшим. «Серебряный век», как и «Золотой век», были написаны во время первого пребывания художника во Флоренции (1637).
«Золотой век» характеризуется торжеством справедливости и мира. Овидий добавляет, что в этот век люди ещё не знали искусства навигации и, следовательно, не могли исследовать большой мир. Кроме того, ни один человек не имел знаний о каком-либо искусстве, кроме примитивных навыков ведения сельского хозяйства. Фреска отсылает к правлению великого герцога Фердинандо II. Крестьяне, дети и животные сосуществуют в гармонии в воображаемой Аркадии, напоминая о мирном и счастливом правлении великого герцога Фердинанда II Медичи, которое процветало после его женитьбы в 1637 г. на Виттории делла Ровере. Об этом событии художник намекает, изображая молодую пару под величественным дубом с геральдической эмблемой семьи Ровере и геральдическим львом Мардзокко, символом Флоренции и дома Медичи.
27.
В «Серебряном веке» Юпитер вводит времена года, и люди, следовательно, начинают изучать искусство сельского хозяйства и архитектуры.
28.
«Бронзовый век» и «Железный век», хотя и должны были быть написаны ранее, были завершены только в 1641 г. В Бронзовом веке, пишет Овидий, люди стали более склонны к войне, но не к нечестивости.
29.
В Железном веке люди разделены на нации со своими границами; они изучают искусство навигации и добычи полезных ископаемых; они воинственные, жадные и нечестивые. Истины, скромности и верности нигде более не найти.
30.
Лестница дель Моро и Зал Тацца [a]
Проблема организации входа в Палатинскую галерею была поставлена великим герцогом Леопольдо II перед Паскуале Поччианти. В 1831 г. автор начал проектировать большую комнату на пьяно нобиле, куда можно было попасть по лестнице относительно скромных размеров. Работа продолжалась чуть более трех лет; за это время архитектор организовал доставку нескольких колонн и двух больших бассейнов с острова Джильо. Он планировал, что в этой комнате будет размещена Венера Кановы и группа фигур, включая Патрокла (сегодня они находятся в Лоджии Ланци на площади Синьории). Работы были приостановлены в 1835 г., и почти до конца века вход в галерею был закрыт временной деревянной конструкцией.
31.
В 1892 г. архитектору Луиджи дель Моро было поручено преобразовать помещение в новый вход в Палатинскую галерею с новой большой лестницей. После сноса старого деревянного потолка и значительной части существующих конструкций, которые были сочтены несовместимыми с новым проектом, работы продолжились быстро, и новый проект был завершен в 1896 г.
32.
Новый деревянный кессонный потолок над залом Тацца.
33.
Зал Тацца своим названием он обязан монументальному порфировому бассейну (итал. tazza — чаша) II в., прибывшему во Флоренцию с виллы Медичи. Две колонны из того же материала, украшающие заднюю стену, были приобретены Франческо I Медичи и первоначально помещены для украшения фонтана в парке виллы Пратолино; они восходят к раннему имперскому периоду.
34.
В зале установлена мраморная чаша фонтана с виллы ди Кастелло, важная скульптурная работа, приписываемая Антонио Росселлино и Бенедетто да Майано, с последующими вмешательствами и реконструкциями.
35.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.