Флоренция. Палатинская галерея. Часть 6

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.

В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком "#" возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.

Зал Улисса [19]
Во времена правления Медичи это была спальня великого герцога. Когда Габсбурги-Лотарингцы унаследовали титул великих герцогов Тосканы, примерно в 1775 г. эта комната была включена в апартаменты Марии Терезии, старшей дочери Пьетро Леопольдо. Во время правления Элизы Бачокки в начале XIX в. это была одна из комнат, которые должны были стать частью личных апартаментов императора Наполеона. После наполеоновского периода зал стал частью Палатинской галереи.
4*.
DSC_8838

Когда в 1814 году великий герцог Фердинандо III вернулся из изгнания, он поручил Гаспаро Мартеллини расписать потолок, используя в качестве сюжета возвращение Улисса на Итаку. В углах фриза написаны Верность, Сила, Геркулес и Аполлон: выбор этих персонажей намекает на возвращение государя на его законное место.
5*.
DSC_8848

Расположение картин на стене A. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
6#*.
DSC_8859

Искушения св. Антония Аббата (Сальватор Роза, ок. 1645). Масло по холсту. Пожертвовав все свое богатство, св. Антоний удалился, чтобы вести отшельнический образ жизни. Легенда гласит, что святому пришлось вести трудную духовную борьбу с различными видами искушений, которые персонифицированы на картине в виде демонов и чудовищ. Сальватор Роза написал картину для кардинала Джован Карло Медичи во время своего долгого пребывания во Флоренции. Он дает сцене драматическую и дальновидную интерпретацию, хорошо соответствующую сюжету.
7.
DSC_8859-04

Мужской портрет (Бернардино Личинио, 1537). Масло по холсту. Личность этого человека неизвестна, но надпись с датой 1537 г. указывает на его возраст около 30 лет. В каталогах галереи она была отнесена к венецианской школе, но теперь признана образцом портретной живописи Лицинио.
8.
DSC_8859-05

Портрет Клаудии Фелициты в роли Галлы Плацидии (Карло Дольчи,1675). Масло по холсту. В 1675 г. Козимо III Медичи попросил Карло Дольчи нарисовать Клаудию Фелициту (дочь Фердинанда Карла, эрцгерцога Австрийского, и Анны Медичи, с 1673 г. жену австрийского императора Леопольда) в образе Галлы Плацидии. Об этом написано в примечаниях, вставленных в книгу на переднем плане картины. Галла Плацидия была матерью римского императора Валентиниана III. Она поддерживала христианство (символ — распятие), направленное против ереси и язычества (символ — разбитая статуэтка Дианы).
9.
DSC_8859-06

Аллегория Благотворительности (Гвидо Рени, 1605). Масло по холсту. Аллегория добродетели Милосердия (Благотворительности) традиционно представляется в виде молодой женщины, кормящей грудью и с любовью окруженной двумя или тремя маленькими детьми. Этот шедевр молодого Рени был приобретен кардиналом Леопольдо де Медичи в 1675 г.
10.
DSC_8859-08

Мадонна с младенцем св. Иоанном и двумя святыми (Мадонна дель Импанната) (Рафаэль и помощники, ок. 1514). Темпера по дереву. Картина получила свое название от "finestra impannata" (окна, закрытого полупрозрачной тканью), которое можно увидеть на заднем плане. В едва освещенной комнате происходит сложное Святое собеседование: Мадонна с Младенцем показывает своего сына коленопреклоненной св. Елисавете, за которой стоит св. Екатерина Александрийская с нежным жестом. Справа, почти на краю картины, сидит св. Иоанн. Последний привлекает внимание зрителя, глядя на него и проецируя к нему свою иллюзорно выдвинутую левую ногу и, как обычно, указывает на Иисуса. Ярким реализмом является морщинистая голова пожилой св. Елисаветы, изображенная в "потерянный профиль". Рентгенограммы показали, что под Иоанном Крестителем находится эскиз св. Иосифа и св. Иоанна в другой позе. Упрощение композиции замкнуло идеальный круг, составленный из фигур, вокруг точки опоры Младенца.
11.
DSC_8861

Женский портрет (школа Антониса Мора, конец XVI в.). Темпера по дереву. Этот портрет неизвестной дамы близок по стилю фламандскому художнику Антонису Мору. Гораздо позже, вероятно, в XVIII в., его переписали в автопортрет болонской художницы Лавинии Фонтана, добавив надпись с ее именем и датой 1597 г. и снабдив ее палитрой и кистями. Портрет мужчины (Джулио Кампи, ок. 1525-1530). Темпера по дереву. Этот интересный портрет неизвестного персонажа был зарегистрирован в Палатинской галерее в 1828 г. и является ранней работой Джулио Кампи. Портрет священнослужителя (Тинторетто, ок. 1550). Масло по холсту. Атрибуция была подтверждена современными экспертами из-за сходства со зрелой работой мастера.
12.
DSC_8863

Искушение св. Иеронима (Джорджо Вазари, 1541). Темпера по дереву. В правой руке святой держит распятие и в знак покаяния бьет себя камнем в грудь. Перед ним лежат череп, символ суеты земной жизни, и книги, знак тех исследований, которые дали начало составлению "Вульгаты", т.е. переводу Библии на латынь. Лев у его ног напоминает эпизод из "Золотой легенды" Иакова Ворагинского, согласно которому зверь, раненный шипом, вонзившимся в лапу, находился под опекой святого и по этой причине оставался ему верен, сопровождая его на протяжении всей жизни вплоть до ухода на покой. Позади святого Венера, символ страсти и плотской любви: она — олицетворение Игры, которая в аллегорическом контексте напоминает еще одно мирское искушение. Вверху порхают два голубя и купидон с завязанными глазами, готовый пустить стрелу в святого.
13.
DSC_8862

Расположение картин на стене B. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
14#.
DSC_8865

Св. Иоанн Креститель в пустыне (Кристофано Аллори, 1612-1615). Масло по холсту. Это одна из самых важных поздних работ Кристофано, получившая высокую оценку современников за гармонию между фигурой и пейзажем. Полотно было задокументировано в коллекции Медичи в 1666 г.
15.
DSC_8865-01

Мадонна с младенцем во славе и святыми (алтарь Гамбасси) (Андреа дель Сарто, 1527-1528). Темпера по дереву. Один из поздних шедевров Андреа. Алтарь был заказан для монастыря св. Лаврентия и Онуфрия в Гамбасси, где родился художник. Панно соответствует часто встречающейся композиции "Священное собеседование". Мадонна, сидящая на невидимом троне из облаков, который кажется поддерживаемым херувимами, держит на коленях стоящего на коленях Младенца, который с благословляющим жестом склоняется к зрителю. Схема пирамиды во флорентийской традиции имеет в основании двух коленопреклоненных святых: св. Иоанна Крестителя слева и св. Марию Магдалину справа, первый обращен к зрителю, а второй — к Марии. По бокам стоят четыре святых, расположенные симметрично: слева св. Онуфрий и св. Лаврентий; справа св. Рох и св. Себастьян.
16.
DSC_8865-04

История Лукреции (Смерть Лукреции) (Филиппино Липпи, ок. 1475). Темпера по дереву. Историю Лукреции описал Тит Ливий. Он рассказал три эпизода. Лукреция покончила с собой после того, как была изнасилована Секстом Тарквинием, семья выносит ее тело из дома (слева). Похороны Лукреции в присутствии скорбящей римской публики (в центре). Рыцари символизируют начало восстания народа против последнего царя Древнего Рима Луция Тарквиния (справа). Это ранний шедевр Филиппино, еще находившегося под сильным влиянием Боттичелли.
17.
DSC_8865-06

Торжествующая любовь (Орацио Риминальди, ок. 1624). Масло по холсту. Это сложная аллегория любви, изображаемая в виде крылатого Купидона, окруженного музыкальными инструментами и оружием, помимо его собственного лука и стрел. Картина, считающаяся шедевром художника, была задокументирована под его именем в коллекции Медичи с конца XVII века.
18.
DSC_8865-08

Проповедь св. Иоанна Крестителя (Алессандо Аллори, 1604). Масло по меди. Иоанн Креститель, предтеча Христа, готовится к Его пришествию, проповедуя народу Израиля покаяние в грехах. Картина поступила в коллекцию Медичи в 1604 г. и подписана Аллори. Картина отражает влияние фламандской живописи, особенно очевидное в его поздних работах.
19.
DSC_8865-10

Расположение картин на левой половине стены C. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
20#*. 8837
DSC_8870

Мадонна с младенцем (Карло Дольчи, ок. 1680). Масло по холсту. Эта работа, которая всегда признавалась за этим художником, принадлежала Виттории делла Ровере и, вероятно, предназначалась в качестве алтаря для частной часовни. Она была написана в зрелый период творчества Дольчи.
21.
DSC_8869

Видение св. Иоанна Богослова на острове Патмос (Карло Дольчи, ок. 1550). Масло по меди. Св. Иоанну Евангелисту, удалившемуся в преклонном возрасте на остров Патмос, было видение о конце света и Страшном суде, которое он описал в Апокалипсисе. Эта прекрасная картина на меди, вероятно, также была написана Дольчи для Виттории делла Ровере.
22.
DSC_8870-06

Ужин в Эммаусе (Кристофано Аллори, ок. 1610). Масло по холсту. О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки. Эпизод, точнее изображение ужина, кульминационного момента, стало очень популярно в изобразительном искусстве XVII в. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Тот осведомляется, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней и приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец, был узнан, но тут же "…стал невидим для них".
23.
DSC_8870-08

Ecce Homo (Се человек) (Карло Дольчи, ок. 1670). Масло по холсту. Этот образ страдающего Христа, традиционно называемый "Ecce Homo", был написан Дольчи для кардинала Карло Медичи. Картина была внесена в его коллекцию в 1666 г.
24.
DSC_8870-09

Мадонна с младенцем (Мадонна Непорочного зачатия) (Тинторетто, ок. 1570). Масло по холсту. Картина была приобретена в 1658 г. Леопольдо Медичи для своей коллекции в Палаццо Питти. Необычная композиция, написанная быстрыми, нервными мазками, характерна для работ Тинторетто 1570-х гг.
25.
DSC_8872

Расположение картин на правой половине стены C. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
26#*.
DSC_8873

Портрет Андреа Фризье (Тинторетто, ок. 1575). Масло по холсту. Фрагментарная надпись идентифицирует персонажа картины как Андреа Фризье, который был избран великим канцлером Венеции в 1575 г. Первоначально холст был большего размера, о чем свидетельствует испорченная надпись и фрагмент герба, который находится вверху слева. Этот портрет, вероятно, был заказан по этому случаю. Она принадлежала к коллекции кардинала Леопольдо Медичи (1675).
27.
DSC_8873-14

Ecce Homo (Чиголи, 1607). Масло по холсту. Этот сюжет, традиционно называемый "Ecce Homo", изображает Христа, приговоренного к смерти, представленного народу еврейским старейшиной и палачом. Мантия, терновый венец и трость — ироничные символы Его царствования. Картина была заказана Чиголи римским дворянином Массимо Массими и находится в коллекции Медичи с 1638 г. Это самая известная работа Чиголи, которой он конкурировал с Караваджо.
28.
DSC_8873-16

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.