Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.
В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
Зал Прометея [14]
Во времена Медичи эта комната была частью личных апартаментов великого герцога, но также предназначалась для заседаний его совета. В начале XIX в., в течение короткого периода французского господства, помещение было преобразовано в новые апартаменты императора Наполеона в господствовавшем тогда стиле неоклассицизма. С созданием Палатинской галереи в этой комнате были собраны самые старые картины коллекции. В частности, двенадцать тондо были вставлены в новые неоклассические квадратные рамы. В центре комнаты находится ваза (севрская мануфактура, 1844). Фарфор. Большая ваза, украшенная цветами, в нижней части подписана » L.Schilt». Это был подарок французского короля Луи-Филиппа I Орлеанского великому герцогу Тосканскому Леопольду II.
4*.
Украшение комнаты получило свое название от изображения на потолке, написанного сиенским художником Джузеппе Коллиньоном между 1809 и 1814 г. В центре мы видим Прометея, охраняемого Минервой, который крадет божественный огонь из колесницы Аполлона. Монохромный фриз ниже рассказывает истории Прометея, а в углах изображены аллегории четырех времен года.
5*.
Расположение картин на стене A. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
6#*.
Изгнание Адама и Евы из Рая (Андреа дель Минга и Баччо Бандинелли, ок. 1560). Темпера по дереву. Сюжеты этой и парной ей симметрично расположенной картины взяты из книги Бытия. Здесь изображен момент, когда Адам и Ева, вкусив запретный плод, изгоняются из Рая. Обе картины были написаны Андреа дель Минга по рисункам Баччо Бандинелли и подарены великой герцогине Элеоноре Толедской.
7.
Сотворение Евы (Андреа дель Минга и Баччо Бандинелли, ок. 1560). Темпера по дереву. Сюжет этой картины, которая образует пару с симметрично расположенной картиной на той же стене, взят из книги Бытия. Адам спит, в то время как Бог только что сотворил Еву из одного из его ребер.
8.
Поклонение волхвов (Понтормо, 1522-1523). Темпера по дереву. Следуя традиционной иконографии, три волхва в сопровождении великолепной процессии приходят поклониться новорожденному младенцу Иисусу. Картина была частью декоративной буазери, которая окружала прихожую во флорентийском палаццо Джованни Марии Бенинтенди. В 1571 г. наследники Бенинтенди передали эту картину кардиналу Фердинандо Медичи.
9.
Портрет женщины (Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо (?), ок. 1550-1575). Темпера по дереву. Персонаж, с которого написан портрет, неизвестен.
10.
Святое семейство с младенцем св. Иоанном (Мадонна ящерицы) (Джироламо Сичоланте да Сермонета (?), 1588). Темпера по дереву. В наши дни эта картина была идентифицирована как копия c оригинала Рафаэля «Святое Семейство под дубом», заказанная Сичоланте в 1588 г. кардиналом Фердинандо Медичи для его коллекции в Риме.
11.
Ревекка у колодца (Джачинто Джиминьяни). Темпера по дереву. Библейская сцена расказывает, как Ревекка в сопровождении своего брата Сибано встречает слугу Авраама Елиезера, и тот узнает в ней будущую жену Исаака. В 1691 г. картина находилась на вилле Поджо Империале во Флоренции, в коллекции Виттории делла Ровере, жены Фердинандо II Медичи.
12.
Расположение картин на стене B. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
13#*.
Мадонна с младенцем и маленьким св. Иоанном (мастер «Плача Скандиччи», ок. 1509-1512). Темпера по дереву. Приписываемая в прошлом Франческо Граначчи, картина принадлежит к группе работ анонимного мастера, стилистически близкого к Рафаэлю и Фра Бартоломео.
14.
Портрет дона Джованни Медичи (Санти ди Тито, ок. 1590). Темпера по дереву. На портрете, на котором сохранилась старая этикетка с именем художника, изображен Джованни Медичи, внебрачный сын Козимо I и Элеоноры дельи Альбицци.
15.
Десять тысяч мучеников (Понтормо, ок. 1528-1530). Темпера по дереву. На картине изображены эпизоды мученичества св. Маврикия и Фиваидского легиона, которые после обращения в христианство отказались принести языческие жертвоприношения. Из-за этого они были подвергнуты пыткам императором Максимианом, чтобы заставить их отречься, а затем распяты на горе Арарат в конце III в. Эта сложная и необычная картина была заказана Понтормо Приютом невинных во Флоренции.
16.
Святое семейство с младенцем св. Иоанном (Доменико Беккафуми, ок. 1530). Темпера по дереву. Мария сидит на невидимом сиденье между каменными парапетами и поднесла поближе к себе Младенца, который тоже, кажется, ни на что не опирается. Он держит ягненка маленького св. Иоанна, стоящего на коленях позади него. Справа на заднем плане виднеется пожилой св. Иосиф. Серафимы в четырех углах считаются более поздними дополнениями сиенского художника, возможно, конца XVI в.
17.
Аллегория Терпения (Джорджо Вазари и Гаспар Бесерра). Масло по холсту. Аллегория Терпения изображена в виде молодой женщины со скрюченными руками, лодыжку которой обвивает тяжелая цепь, прикрепленная к камню. Она наблюдает, как капля воды падает из носика водяных часов и подтачивает камень под ними. В описи наследства Леопольдо Медичи (1675) картина приписывалась Франческо Пармиджанино.
18.
Поклонение Младенцу (Козимо Росселли, ок. 1400). Темпера по дереву. Это тондо представляет религиозную тему, которая была очень распространена во флорентийском искусстве конца XV в. Картина хранится в Палаццо Питти с 1791 г.
19.
Ecce Homo (Се человек) (Фра Бартоломео, ок. 1505-1508). Фреска на терракоте. Фигура Христа, страдающего и носящего терновый венец, традиционно называется «Ecce Homo». Картина попала в палаццо Питти как часть наследства кардинала Карло Медичи. Художник также написал несколько аналогичных фресок на терракоте с поясными фигурами доминиканских святых, которые затем были переданы в монастырь Сан-Марко.
20.
Портрет молодого человека (Сандро Боттичелли, 1479). Темпера по дереву. Эта картина — одна из первых, на которой персонаж изображен не в профиль, как это было принято, а в трехчетвертном ракурсе, по обычаю, заимствованному из фламандской живописи, которая во второй половине XV в. в Италии начала заменять гуманистический профильный портрет. Первоначальное местонахождение картины и личность изображенного на ней молодого человека неизвестны, хотя существует версия, что это портрет Лоренцо Пополано. Работа, присутствующая в старинных описях как работа Андреа дель Кастаньо, документируется в Палаццо Питти с 1829 г. Сегодня большинство экспертов считают, что это шедевр молодого Боттичелли.
21.
Портрет молодой женщины (Прекрасная Симонетта) (Сандро Боттичелли, ок. 1475-1490). Темпера по дереву. Нет никаких зацепок, которые позволили бы идентифицировать натурщицу, традиционно считающуюся Симонеттой Веспуччи, возлюбленной Джулиано Медичи. Портрет находится в коллекции великих герцогов по меньшей мере с XVII в. Она была приписана Боттичелли, и сегодня эта атрибуция принята большинством ученых.
22.
Мадонна с младенцем св. Иоанном и архангелами Михаилом и Гавриилом (мастерская Сандро Боттичелли, ок. 1485). Темпера по дереву. Происхождение картины неизвестно. В XIX в. считалось, что это работа Боттичелли, но сейчас эксперты приписывают ее мастерской художника. Композиция существует в различных копиях и вариациях, которые предполагают утерянный мастером оригинал.
23.
Святое семейство со св. Екатериной Александрийской (Лука Синьорелли, ок. 1490-1492). Темпера по дереву. Один из самых частых сюжетов у Синьорелли — тондо с сюжетом «Мадонна с Младенцем», или «Священная беседа». До нас дошел ряд примеров, с более или менее убедительными аргументами приписываемых Луке, и все они включают работу помощников. Картина во дворце Питти — один из таких медальонов. Прилежную молодую женщину можно идентифицировать как св. Екатерину Александрийскую или св. Варвару.
24.
Расположение картин на стене C. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
25#*.
Мадонна с младенцем, младенец св. Иоанн и два ангела (Псевдо Граначчи, ок. 1480-1489). Темпера по дереву. В этом большом тондо традиционная группа пресвятой Девы с Младенцем Иисусом и юным св. Иоанном Крестителем помещена под покровом чести, который держат два ангела. Это часть стилистически однородной группы картин неизвестного художника из мастерской Доменико Гирландайо, у которого много точек соприкосновения со стилем Франческо Граначчи.
26.
Юный Вакх (Гвидо Рени (?), 1615-1620). Масло по холсту. На картине бог вина Вакх изображен в детстве, с его обычными иконографическими атрибутами (корона с гроздьями винограда и виноградными листьями, а также предметы, связанные с вином, такие как фляжка, кувшин и чашка) и сопровождается путти, держащим тонко украшенный кувшин из майолики. Взгляд бога веселый, уже тронутый легким опьянением, что является еще одной типичной характеристикой иконографии Вакха.
27.
Тондо Бартолини (Мадонна с младенцем и сценами из жития св. Анны) (Мадонна с младенцем, рождением Богородицы и встречей св. Иоакима и св. Анны) (Филиппо Липпи, 1452). Темпера по дереву. Это шедевр зрелого стиля художника, предположительно написанный по заказу Леонардо Бартолини. Младенец находится у утробы матери, которая, в свою очередь, сидит на стуле. Богородица и Младенец держат в руках гранат, символ плодородия и царственности, из которого Младенец извлек зернышко и показывает матери. На заднем плане, в сложной архитектурной партитуре, объединенной линейной перспективой, происходят три сцены, связанные с рождением Марии: Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот (справа), Рождение Богородицы (слева) и какие-то женщины в центре.
28.
Мадонна, поклоняющаяся младенцу, с младенцем св. Иоанном и ангелами (Франческо Боттичини, ок. 1490). Темпера по дереву. Эта картина ранее приписывалась Филиппо Липпи и отмечена в описи коллекции Леопольдо Медичи 1675 г. Исследователи отмечают в картине сильное фламандское влияние и аналогии с работами Верроккьо, Боттичелли и Гирландайо. Это изображение Марии в саду считают переложением старой готической модели hortus conclusus (закрытого сада), которое художник выполнил новыми ренессансными средствами. Картина послужила прототипом для целой серии подобных работ в стиле Боттичини.
29.
Портрет Козимо I Медичи (Понтормо, ок. 1537). Темпера по дереву. Портрет в профиль Козимо I, все еще безбородого, в возрасте 18 лет, когда он был провозглашен великим герцогом Флоренции в 1537 г., сменив своего двоюродного брата Алессандро, который был убит в ночь на Богоявление в том же году. Этот портрет создан по рисунку с автографом, хранящемуся в галерее Уффици, и его реставрация подтвердила его полную подлинность как работы Понтормо.
30.
Картины на стене D. Св. Петр и Павел (Ридольфо дель Гирландайо (?), 1503). Темпера по дереву. Эта картина ранее отождествлялась с тондо, заказанным в 1503 г. Давиду Гирландайо для спальни гонфалоньера Пьеро Содерини в Палаццо Веккьо. Современные эксперты придерживаются мнения, что она была выполнена племянником художника Ридольфо.
31.
Мадонна с младенцем и св. Иоанном (Сандро Боттичелли, ок. 1505). Масло по холсту. Хотя и существует несколько версий этой картины, почти все они приписываются Боттичелли. Насыщенная духовность и приглушенная цветовая гамма типичны для последних работ художника.
32.
Мадонна, поклоняющаяся Младенцу с младенцем св. Иоанном (Якопо дель Селлайо, ок. 1490). Темпера по дереву. Происхождение неизвестно. В XIX в. ее приписывали мастерской Гирландайо, но сейчас она признана поздней работой Якопо дель Селлайо.
33.
Двойной портрет (флорентийская школа (Томмазо ди Стефано Лунетти?), ок. 1525-1530). Темпера по дереву. В конце XVI в. два персонажа, изображенные на этой картине, были идентифицированы как художник Андреа дель Сарто и его жена Лукреция. По преданию, Андреа был по уши влюблен в свою жену и выполнял все ее прихоти. Таким образом, считалось, что двойной портрет изображает художника, пытающегося убедить свою жену позволить ему уйти на службу к королю Франции. Тема картины и важность флорентийского художника стали причиной ее размещения в XVII в. на Трибуне Уффици, месте, которое наилучшим образом отражает любовь семьи Медичи к коллекционированию.
34.
Аполлон и музы или Музы танцуют с Аполлоном (Бальдассарре Перуцци, ок. 1514-1523). Темпера по дереву. Эта картина, которая, вероятно, украшала корпус музыкального инструмента с клавиатурой, изображает танец Аполлона, бога красоты, солнца и поэзии, с девятью музами, покровительницами искусств и наук. Она была выполнена Перуцци около 1520 г. по заказу Альберто III Пио, лорда Карпи, а позже перешла в римскую коллекцию его племянника Родольфо Пио и, в конечном счете, в коллекцию кардинала Фердинандо на вилле Медичи. Картина была перенесена в Палаццо Питти в 1706 г.
35.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.