Флоренция. Палатинская галерея. Часть 5

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
pitti0

В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Зал Прометея [14]
Во времена Медичи эта комната была частью личных апартаментов великого герцога, но также предназначалась для заседаний его совета. В начале XIX в., в течение короткого периода французского господства, помещение было преобразовано в новые апартаменты императора Наполеона в господствовавшем тогда стиле неоклассицизма. С созданием Палатинской галереи в этой комнате были собраны самые старые картины коллекции. В частности, двенадцать тондо были вставлены в новые неоклассические квадратные рамы. В центре комнаты находится ваза (севрская мануфактура, 1844). Фарфор. Большая ваза, украшенная цветами, в нижней части подписана » L.Schilt». Это был подарок французского короля Луи-Филиппа I Орлеанского великому герцогу Тосканскому Леопольду II.
4*.
DSC_8777

Украшение комнаты получило свое название от изображения на потолке, написанного сиенским художником Джузеппе Коллиньоном между 1809 и 1814 г. В центре мы видим Прометея, охраняемого Минервой, который крадет божественный огонь из колесницы Аполлона. Монохромный фриз ниже рассказывает истории Прометея, а в углах изображены аллегории четырех времен года.
5*.
DSC_8792

Расположение картин на стене A. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
6#*.
DSC_8809

Изгнание Адама и Евы из Рая (Андреа дель Минга и Баччо Бандинелли, ок. 1560). Темпера по дереву. Сюжеты этой и парной ей симметрично расположенной картины взяты из книги Бытия. Здесь изображен момент, когда Адам и Ева, вкусив запретный плод, изгоняются из Рая. Обе картины были написаны Андреа дель Минга по рисункам Баччо Бандинелли и подарены великой герцогине Элеоноре Толедской.
7.
DSC_8809-04

Сотворение Евы (Андреа дель Минга и Баччо Бандинелли, ок. 1560). Темпера по дереву. Сюжет этой картины, которая образует пару с симметрично расположенной картиной на той же стене, взят из книги Бытия. Адам спит, в то время как Бог только что сотворил Еву из одного из его ребер.
8.
DSC_8809-13

Поклонение волхвов (Понтормо, 1522-1523). Темпера по дереву. Следуя традиционной иконографии, три волхва в сопровождении великолепной процессии приходят поклониться новорожденному младенцу Иисусу. Картина была частью декоративной буазери, которая окружала прихожую во флорентийском палаццо Джованни Марии Бенинтенди. В 1571 г. наследники Бенинтенди передали эту картину кардиналу Фердинандо Медичи.
9.
DSC_8809-05

Портрет женщины (Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо (?), ок. 1550-1575). Темпера по дереву. Персонаж, с которого написан портрет, неизвестен.
10.
DSC_8809-06

Святое семейство с младенцем св. Иоанном (Мадонна ящерицы) (Джироламо Сичоланте да Сермонета (?), 1588). Темпера по дереву. В наши дни эта картина была идентифицирована как копия c оригинала Рафаэля «Святое Семейство под дубом», заказанная Сичоланте в 1588 г. кардиналом Фердинандо Медичи для его коллекции в Риме.
11.
DSC_8809-09

Ревекка у колодца (Джачинто Джиминьяни). Темпера по дереву. Библейская сцена расказывает, как Ревекка в сопровождении своего брата Сибано встречает слугу Авраама Елиезера, и тот узнает в ней будущую жену Исаака. В 1691 г. картина находилась на вилле Поджо Империале во Флоренции, в коллекции Виттории делла Ровере, жены Фердинандо II Медичи.
12.
DSC_8809-14

Расположение картин на стене B. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
13#*.
DSC_8816

Мадонна с младенцем и маленьким св. Иоанном (мастер «Плача Скандиччи», ок. 1509-1512). Темпера по дереву. Приписываемая в прошлом Франческо Граначчи, картина принадлежит к группе работ анонимного мастера, стилистически близкого к Рафаэлю и Фра Бартоломео.
14.
DSC_8817

Портрет дона Джованни Медичи (Санти ди Тито, ок. 1590). Темпера по дереву. На портрете, на котором сохранилась старая этикетка с именем художника, изображен Джованни Медичи, внебрачный сын Козимо I и Элеоноры дельи Альбицци.
15.
DSC_8816-04

Десять тысяч мучеников (Понтормо, ок. 1528-1530). Темпера по дереву. На картине изображены эпизоды мученичества св. Маврикия и Фиваидского легиона, которые после обращения в христианство отказались принести языческие жертвоприношения. Из-за этого они были подвергнуты пыткам императором Максимианом, чтобы заставить их отречься, а затем распяты на горе Арарат в конце III в. Эта сложная и необычная картина была заказана Понтормо Приютом невинных во Флоренции.
16.
DSC_8816-07

Святое семейство с младенцем св. Иоанном (Доменико Беккафуми, ок. 1530). Темпера по дереву. Мария сидит на невидимом сиденье между каменными парапетами и поднесла поближе к себе Младенца, который тоже, кажется, ни на что не опирается. Он держит ягненка маленького св. Иоанна, стоящего на коленях позади него. Справа на заднем плане виднеется пожилой св. Иосиф. Серафимы в четырех углах считаются более поздними дополнениями сиенского художника, возможно, конца XVI в.
17.
DSC_8816-09

Аллегория Терпения (Джорджо Вазари и Гаспар Бесерра). Масло по холсту. Аллегория Терпения изображена в виде молодой женщины со скрюченными руками, лодыжку которой обвивает тяжелая цепь, прикрепленная к камню. Она наблюдает, как капля воды падает из носика водяных часов и подтачивает камень под ними. В описи наследства Леопольдо Медичи (1675) картина приписывалась Франческо Пармиджанино.
18.
DSC_8816-11

Поклонение Младенцу (Козимо Росселли, ок. 1400). Темпера по дереву. Это тондо представляет религиозную тему, которая была очень распространена во флорентийском искусстве конца XV в. Картина хранится в Палаццо Питти с 1791 г.
19.
DSC_8816-12

Ecce Homo (Се человек) (Фра Бартоломео, ок. 1505-1508). Фреска на терракоте. Фигура Христа, страдающего и носящего терновый венец, традиционно называется «Ecce Homo». Картина попала в палаццо Питти как часть наследства кардинала Карло Медичи. Художник также написал несколько аналогичных фресок на терракоте с поясными фигурами доминиканских святых, которые затем были переданы в монастырь Сан-Марко.
20.
DSC_8816-15

Портрет молодого человека (Сандро Боттичелли, 1479). Темпера по дереву. Эта картина — одна из первых, на которой персонаж изображен не в профиль, как это было принято, а в трехчетвертном ракурсе, по обычаю, заимствованному из фламандской живописи, которая во второй половине XV в. в Италии начала заменять гуманистический профильный портрет. Первоначальное местонахождение картины и личность изображенного на ней молодого человека неизвестны, хотя существует версия, что это портрет Лоренцо Пополано. Работа, присутствующая в старинных описях как работа Андреа дель Кастаньо, документируется в Палаццо Питти с 1829 г. Сегодня большинство экспертов считают, что это шедевр молодого Боттичелли.
21.
DSC_8816-17

Портрет молодой женщины (Прекрасная Симонетта) (Сандро Боттичелли, ок. 1475-1490). Темпера по дереву. Нет никаких зацепок, которые позволили бы идентифицировать натурщицу, традиционно считающуюся Симонеттой Веспуччи, возлюбленной Джулиано Медичи. Портрет находится в коллекции великих герцогов по меньшей мере с XVII в. Она была приписана Боттичелли, и сегодня эта атрибуция принята большинством ученых.
22.
DSC_8816-18

Мадонна с младенцем св. Иоанном и архангелами Михаилом и Гавриилом (мастерская Сандро Боттичелли, ок. 1485). Темпера по дереву. Происхождение картины неизвестно. В XIX в. считалось, что это работа Боттичелли, но сейчас эксперты приписывают ее мастерской художника. Композиция существует в различных копиях и вариациях, которые предполагают утерянный мастером оригинал.
23.
DSC_8816-19

Святое семейство со св. Екатериной Александрийской (Лука Синьорелли, ок. 1490-1492). Темпера по дереву. Один из самых частых сюжетов у Синьорелли — тондо с сюжетом «Мадонна с Младенцем», или «Священная беседа». До нас дошел ряд примеров, с более или менее убедительными аргументами приписываемых Луке, и все они включают работу помощников. Картина во дворце Питти — один из таких медальонов. Прилежную молодую женщину можно идентифицировать как св. Екатерину Александрийскую или св. Варвару.
24.
DSC_8816-20

Расположение картин на стене C. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
25#*.
DSC_8822

Мадонна с младенцем, младенец св. Иоанн и два ангела (Псевдо Граначчи, ок. 1480-1489). Темпера по дереву. В этом большом тондо традиционная группа пресвятой Девы с Младенцем Иисусом и юным св. Иоанном Крестителем помещена под покровом чести, который держат два ангела. Это часть стилистически однородной группы картин неизвестного художника из мастерской Доменико Гирландайо, у которого много точек соприкосновения со стилем Франческо Граначчи.
26.
DSC_8822-01

Юный Вакх (Гвидо Рени (?), 1615-1620). Масло по холсту. На картине бог вина Вакх изображен в детстве, с его обычными иконографическими атрибутами (корона с гроздьями винограда и виноградными листьями, а также предметы, связанные с вином, такие как фляжка, кувшин и чашка) и сопровождается путти, держащим тонко украшенный кувшин из майолики. Взгляд бога веселый, уже тронутый легким опьянением, что является еще одной типичной характеристикой иконографии Вакха.
27.
DSC_8822-05

Тондо Бартолини (Мадонна с младенцем и сценами из жития св. Анны) (Мадонна с младенцем, рождением Богородицы и встречей св. Иоакима и св. Анны) (Филиппо Липпи, 1452). Темпера по дереву. Это шедевр зрелого стиля художника, предположительно написанный по заказу Леонардо Бартолини. Младенец находится у утробы матери, которая, в свою очередь, сидит на стуле. Богородица и Младенец держат в руках гранат, символ плодородия и царственности, из которого Младенец извлек зернышко и показывает матери. На заднем плане, в сложной архитектурной партитуре, объединенной линейной перспективой, происходят три сцены, связанные с рождением Марии: Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот (справа), Рождение Богородицы (слева) и какие-то женщины в центре.
28.
DSC_8823

Мадонна, поклоняющаяся младенцу, с младенцем св. Иоанном и ангелами (Франческо Боттичини, ок. 1490). Темпера по дереву. Эта картина ранее приписывалась Филиппо Липпи и отмечена в описи коллекции Леопольдо Медичи 1675 г. Исследователи отмечают в картине сильное фламандское влияние и аналогии с работами Верроккьо, Боттичелли и Гирландайо. Это изображение Марии в саду считают переложением старой готической модели hortus conclusus (закрытого сада), которое художник выполнил новыми ренессансными средствами. Картина послужила прототипом для целой серии подобных работ в стиле Боттичини.
29.
DSC_8824

Портрет Козимо I Медичи (Понтормо, ок. 1537). Темпера по дереву. Портрет в профиль Козимо I, все еще безбородого, в возрасте 18 лет, когда он был провозглашен великим герцогом Флоренции в 1537 г., сменив своего двоюродного брата Алессандро, который был убит в ночь на Богоявление в том же году. Этот портрет создан по рисунку с автографом, хранящемуся в галерее Уффици, и его реставрация подтвердила его полную подлинность как работы Понтормо.
30.
DSC_8822-16

Картины на стене D. Св. Петр и Павел (Ридольфо дель Гирландайо (?), 1503). Темпера по дереву. Эта картина ранее отождествлялась с тондо, заказанным в 1503 г. Давиду Гирландайо для спальни гонфалоньера Пьеро Содерини в Палаццо Веккьо. Современные эксперты придерживаются мнения, что она была выполнена племянником художника Ридольфо.
31.
DSC_8829

Мадонна с младенцем и св. Иоанном (Сандро Боттичелли, ок. 1505). Масло по холсту. Хотя и существует несколько версий этой картины, почти все они приписываются Боттичелли. Насыщенная духовность и приглушенная цветовая гамма типичны для последних работ художника.
32.
DSC_8828

Мадонна, поклоняющаяся Младенцу с младенцем св. Иоанном (Якопо дель Селлайо, ок. 1490). Темпера по дереву. Происхождение неизвестно. В XIX в. ее приписывали мастерской Гирландайо, но сейчас она признана поздней работой Якопо дель Селлайо.
33.
DSC_8830

Двойной портрет (флорентийская школа (Томмазо ди Стефано Лунетти?), ок. 1525-1530). Темпера по дереву. В конце XVI в. два персонажа, изображенные на этой картине, были идентифицированы как художник Андреа дель Сарто и его жена Лукреция. По преданию, Андреа был по уши влюблен в свою жену и выполнял все ее прихоти. Таким образом, считалось, что двойной портрет изображает художника, пытающегося убедить свою жену позволить ему уйти на службу к королю Франции. Тема картины и важность флорентийского художника стали причиной ее размещения в XVII в. на Трибуне Уффици, месте, которое наилучшим образом отражает любовь семьи Медичи к коллекционированию.
34.
DSC_8831

Аполлон и музы или Музы танцуют с Аполлоном (Бальдассарре Перуцци, ок. 1514-1523). Темпера по дереву. Эта картина, которая, вероятно, украшала корпус музыкального инструмента с клавиатурой, изображает танец Аполлона, бога красоты, солнца и поэзии, с девятью музами, покровительницами искусств и наук. Она была выполнена Перуцци около 1520 г. по заказу Альберто III Пио, лорда Карпи, а позже перешла в римскую коллекцию его племянника Родольфо Пио и, в конечном счете, в коллекцию кардинала Фердинандо на вилле Медичи. Картина была перенесена в Палаццо Питти в 1706 г.
35.
DSC_8832

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.