Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.
В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
Галерея Поччетти [13]
В XVII в. эту комнату называли «лоджией, превращенной в галерею». Это был проход, который соединял личные апартаменты великого герцога с апартаментами великой герцогини. Лоджия была закрыта в 1813 г. и стала частью новой Палатинской галереи. Живописное украшение было выполнено во время и сразу после правления Козимо II, между 1620 и 1625 гг. Традиционное название этого коридора относится к художнику Бернардино Поччетти, который практически не принял непосредственного участия в оформлении комнаты. Проект был разработан его учеником Микеланджело Чинганелли и выполнен с помощью нескольких других флорентийских художников: Филиппо Таркиани, Маттео Росселли и Оттавио Ваннини.
4*.
Цилиндрический свод визуально состоит из трех частей и разделен на панели и картуши, написанные с использованием архитектурного эффекта тромплёй, который был очень моден в конце XVI и начале XVII в. В связи с тем, что потолок очень длинный и объемный, создать качественную общую фотографию практически невозможно из-за неизбежных геометрических искажений. В порядке эксперимента автор «разогнул» все три части свода и соединил их в подобие общей развертки.
5*.
Аллегория Справедливости
6.
Аллегория Веры
7.
Аллегория Мужества
8.
Люнет с Аллегорией Флоренции, опирающейся на символ города — льва Мардзокко.
9.
Люнет с Аллегорией Сиены, опирающейся на символ города — волчицу.
10.
Св. Павел Отшельник (Хусепе де Рибера, ок. 1640). На картине изображен старый и изможденный святой, полуобнаженный в молитве. Это копия части картины Хусепе Риберы, подписанной и датированной 1640 г. и хранящейся в музее Прадо, на которой представлена полная фигура святого, полулежащая в скалистом ущелье и более четко идентифицирующаяся со св. Павлом Отшельником. Некоторые исследователи выдвинули гипотезу, что эта копия сделана молодым Лукой Джордано. Картина не входит в состав постоянной экспозиции галереи.
11.
Св. Юлиана (Доменико Фетти (?), ок. 1610-1620). Масло по холсту. Мученическая смерть св. Юлианы Никомидийской изображена на барельефе, который украшает алтарь слева. Справа изображена победа св. Юлианы над демоном, которого она побеждает с Божьей помощью. Это одна из версий оригинальной картины, ныне утраченной, которая находилась в Палаццо Дукале в Мантуе.
12.
Портрет мужчины в черном (Россо Фиорентино, 1520 -1522). Темпера по дереву. Эта картина, ранее считавшаяся портретом каноника Франческо да Кастильоне, ранее приписывалась кисти Бронзино и Понтормо. В настоящее время ученые сходятся во мнении, что это работа Россо Фиорентино. Личность изображенного до сих пор неизвестна.
13.
Св. Иероним в своем кабинете (Бартоломео Кавароцци, 1617 (?)). Масло по холсту. Эта картина без указания авторства занесена в опись дворца Питти в 1638 г. Вероятно, это была работа одного из последователей Караваджо, приобретенная Козимо II в Риме.
14.
Портрет кардинала Фердинандо Медичи (мастерская Шипьоне Пульцоне, ок. 1603-1608). Темпера по дереву. На портрете изображен Фердинандо Медичи, второй сын Козимо I. Бывший кардиналом с 1563 г., он стал великим герцогом после смерти своего старшего брата Франческо, отказавшись от кардинальской шапки. Картина основана на подписанном портрете Шипьоне Пульцоне, датированном 1580 г.
15.
Портрет монсеньора Франческо Просперо Урбани (Федерико Бароччи, 1575-1599). Масло по холсту. Портрет ученого Франческо Проспери Урбани, который жил при дворе Урбино в начале XVII в. К 1706 г. эта работа уже находилась в коллекции великого герцога Фердинандо.
16.
Портрет Джорджа Вильерса, герцога Букингемского (копия) (мастерская Питера Пауля Рубенса, 1625). Темпера по дереву. Портрет герцога, фаворита Якова I и Карла I Английского, основан на рисунке Рубенса, хранящемся в галерее Альбертина в Вене. Оригинал портрета хранится в Поллок-Хаусе в Глазго.
17.
Трех молодых евреев ведут к печи (Лоренцо Липпи, 1635). Масло по холсту. Этот эпизод иллюстрировал историю из Книги пророка Даниила о иудейских юношах в Вавилонском пленении по имени Анания, Азария и Мисаил. Согласно тексту книги, эти друзья пророка Даниила были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться золотому идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми.
18.
Пейзаж с рекой (Гаспар Дюге, 1667-1668). Масло по холсту. Картина — одна из четырех поздних работ художника, экспонирующихся на одной стене. В начале XIX в. эти четыре пейзажа были проданы художником Феделе Аччиаи великому герцогу Леопольду II Лотарингскому.
19.
Пейзаж с фавном и нимфами (Гаспар Дюге, 1667-1668). Масло по холсту. Другие выставленные здесь пейзажи: Пейзаж с пастухами и их стадами и Пейзаж с руинами и фигурами.
20.
Гилас и нимфы (Франческо Фурини, 1630-1633). Масло по холсту. Эта работа была написана для Аньоло Гайли, который выбрал необычный сюжет. Сюжет полотна основан на греческой и римской легенде, рассказанной Овидием и другими древними писателями о юноше аргонавте Гиласе, который был похищен нимфами, когда отправился на поиски питьевой воды. Картина считается ранним шедевром художника.
21.
Притча о работниках в винограднике (мастерская Доменико Фетти, 1621-1622). Темпера по дереву. Эта картина иллюстрирует притчу Иисуса Христа, описанную в Евангелии от Матфея. В этой притче Иисус уподобляет Царство Небесное винограднику, хозяин которого утром вышел нанимать работников. Проповедь св. Иоанна Крестителя (Якоб Пинас). Масло по холсту. На этой картине изображен св. Иоанн Креститель, который был послан Богом, чтобы во время проповеди подготовить путь к пришествию Христа. Притча о потерянной драхме (мастерская Доменико Фетти, 1618-1621). Темпера по дереву. Эта картина иллюстрирует притчу Иисуса Христа, описанную в Евангелии от Луки. В этой притче описана история о женщине, у которой было 10 драхм, и которая, потеряв одну, не успокоилась, пока не нашла ее.
22.
Мученичество св. Варфоломея (Хусепе де Рибера, 1620-1630). Масло по холсту. На картине изображена мученическая смерть апостола Варфоломея, с которого заживо содрали кожу.
23.
Стена C. Портрет мужчины (Никколо Кассана, 1690-1699). Масло по холсту. Портрет Оливера Кромвеля (мастерская Питера Лели). Масло по холсту. Портрет женщины (копия) (мастерская Питера Пауля Рубенса). Масло по холсту. Поклонение пастухов (Андреа Скьявоне). Масло по холсту. Портрет генерала Грифони (Юстус Сустерманс, ок. 1650). Масло по холсту. Портрет художника (Никколо Кассана, 1690-1699). Масло по холсту. Св. Франциск Ассизский получает стигматы (Ян ван Скорел). Темпера по дереву.
24#.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.