Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы из дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи (https://it.wikipedia.org/wiki/Galleria_Palatina), оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Картины должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
Итак, начнем осмотр музейных коллекций. По лестнице в центре дворца поднимаемся на второй этаж, он же пиано нобиле.
4.
Вестибюль [j]
Эта небольшая комната, названная мной условно вестибюлем, открывает доступ как в Палатинскую галерею, так и в Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. С потолка свисает красивая хрустальная люстра.
5.
Бронзовая статуя Аллегория гения Медичи (Бартоломео Амманатти, ок. 1556-1560).
6.
Бронзовый бюст Козимо I Медичи (Джован Баттиста Ферруччи дель Тадда, 1587). Этот «колоссальный» портрет первоначально предназначался для размещения над эпитафией во внутреннем дворе Палаццо Питти, но вскоре он был перенесен на лоджию, которая впоследствии была преобразована в нынешнюю Галерею статуй [2]. В мое посещение бюст находился не на обычном месте.
7.
Мраморная статуя Геракла в львиной шкуре и с дубиной (эпоха Римской империи).
8.
Из вестибюля можно пройти в Белый зал [c]. Во времена Медичи эта комната была гостиной «Апартаментов кардиналов и иностранных принцев», ныне известных как Апартаменты гобеленов, построенных великим герцогом Фердинандо I для размещения важных гостей. Комнаты в этих апартаментах обустроены так, как они были декорированы при правлении дома Савойи в XIX и начале XX вв. Добавлен ряд предметов, свидетельствующих об особом и весьма эклектичном вкусе савойцев. С другой стороны, гобелены, развешенные Медичи на стенах каждой комнаты, сохранились в прежнем виде.
Белый зал [c]
Бывший Зал для гостей (Salone dei Forestieri) во времена Медичи, он был преобразован по указанию великого герцога Леопольда II в роскошный бальный зал (по-прежнему самый большой зал во всем дворце) и украшен горельефной лепниной в 1774-1776 гг. братьями Грато и Джокондо Альбертолли, также оформившими бальный зал виллы дель Поджо. Богатый орнаментальный стиль лепных работ, основанный на символах неоклассицизма, придает помещению изысканную элегантность, подчеркнутую яркостью белого цвета, выделяющегося на фоне пастельных тонов (розового, зеленого и охры) на стенах. Нежные тона были возвращены после последних реставрационных работ. Боковые стены разделены через определенные промежутки коринфскими пилястрами и большими дверными проемами.
9*.
Декоративная обстановка с ее чрезвычайно современным, чистым геометрическим стилем была дополнена роскошными зеркалами, привезенными из Парижа, и одиннадцатью люстрами, купленными в 1785 г. в Ливорно и установленными так, чтобы обеспечить симметричное разделение пространства и света: одна побольше в центре и 10 люстр по бокам комнаты (4 на длинных сторонах и по 2 на каждой из более коротких).
10*.
Сразу после Второй мировой войны этот потрясающий бальный зал стал важным местом международной моды: начиная с первого дефиле, организованного Джованни Баттистой Джорджини в 1951 г. В течение следующих тридцати лет показы мод в Белом зале играли важную роль в распространении международного качества моды, сделав имя Pitti всемирно известным.
11.
Покинув Белый зал, начнем осмотр Палатинской галереи.
Палатинская Галерея
Палатинская Галерея была впервые открыта для публики Леопольдом II Лотарингским в 1828 г. и занимает самые важные помещения на пиано нобиле: шесть комнат с видом на площадь и комнаты в северном крыле в задней части здания, бывшие зимние апартаменты великих герцогов Медичи. С конца XVIII в. они использовались для постоянной экспозиции лучших картин в Палаццо Питти, первоначально включавших около 500 работ, собранных по большей части Медичи. Трудно представить себе более идеальную обстановку, чем эти залы на фасаде, великолепно украшенные фресками и лепниной, выполненных Пьетро да Кортона и Чиро Ферри между 1641 и 1647 гг. Здесь размещалось ядро коллекции, примечательное большими алтарными образами и монументальными произведениями. Первоначально экскурсия по коллекции начиналась в Зале Венеры [28]. Однако по практическим соображениям маршрут посещения изменен на обратный: туристы теперь вначале проходят через Галерею статуй [2] и Зал Кастаньоли [3].
Вестибюль лакеев [1]
Первоначально это была южная оконечность дворцовой лоджии XVI в., выходившей во внутренний двор, через которую можно было попасть в апартаменты великого герцога. На входной стене расположены две ниши из разноцветного мрамора Серавецца, в задней части которых находятся бронзовые решетки, которые раньше были открыты в вестибюль. В этих нишах на протяжении веков находились разные копии статуй. В настоящее время в них находится копия статуи фавна и пантеры, римские копии оригиналов позднеэллинистического периода.
В нишах две группы фавнов с пантерой являются римскими копиями (вторая половина II в.) дневнегреческого оригинала. Комната была заново отделана в 1790 г. Джузеппе Марией Террени (1739-1811), который отремонтировал несколько комнат в этой части дворца для великого герцога Пьетро Леопольдо Лотарингского.
12.
Портрет Великого герцога Джан Гастоне Медичи (Франц Фердинанд Рихтер, 1737). Это самый важный портрет последнего Великого герцога Медичи, изображенный в официальном одеянии, со знаками власти и с крестом ордена Святого Стефана. Он стоит перед кафедральным собором Флоренции. Официальный бюст великого герцога Фердинанда III Лотарингского (Джузеппе Белли, ок. 1793). Мрамор.
13.
Бюст Великого герцога Козимо I Медичи (Баччо Бандинелли, ок. 1554). Бронза. Этот бюст, созданный в качестве противопоставления бюсту Бенвенуто Челлини, стал официальным изображением герцога Козимо I. Для бюста характерен необычный отрез по высоте талии и плеч, что делает его похожим на незавершенную археологическую статую.
14.
Портрет Великого принца Фердинанда Медичи (Антонио Доменико Габбиани, 1722). В то же время в Википедии авторство портрета приписывается Никколо Кассана (ок. 1712).
15.
Меркурий (Пьетро Франкавилла, 1604). Мрамор. Статуя, вдохновленная работами Бенвенуто Челлини, изготовлена по заказу Дуччио Манчини из Флоренции. В конце XVII в. она была передана садам Боболи. В 1775 г. статую отреставрировал Инноченцо Спинацци, добавив драпировку.
16.
Вакх (Баччо Бандинелли, 1540). Мрамор. Первоначально статуя предназначалась для изображения Адама как части скульптурной серии «Предки» для хора кафедрального собора Флоренции. Однако в 1549 г. она была модифицирована и превращена в статую Вакха по заказу Великого герцога Козимо I, который сначала поместил его в Палаццо Веккьо, а позже перенес в летние апартаменты в Палаццо Питти.
17.
Галерея статуй [2]
Во времена Медичи эта галерея была частью большой центральной лоджии, созданной Бартоломео Амманнати и выходящей в сад Боболи. В период правления дома Габсбургов-Лотарингии (1737-1799) лоджия была закрыта и использовалась как Комната стражи. В 1790 г. она была украшена Джузеппе Мария Террени и преобразована в Галерею статуй. Здесь хранилась коллекция из десяти античных мраморных статуй, часть которых была привезена из Рима в 1795 г. как часть коллекции кардинала Фердинандо Медичи на вилле Медичи в Риме, а другие — из Уффици и сада Боболи. В XIX в. к статуям были добавлены 14 бюстов, перенесенных сюда из Зала ниш [b] по соседству. Над дверями были установлены мраморные бюсты великих герцогов Козимо II и Пьетро Леопольдо.
18*.
Венера Книдская (римское искусство, I-II вв.). Мрамор. Это римская копия знаменитой Венеры Праксителя (около 360 г. до н.э.), изготовленная для города Книдос, которая была выставлена в ротонде, чтобы ею можно было любоваться со всех сторон. Портрет так называемого Вергиния (флорентийская школа, XVII в. (?)). Мрамор. Луций Вергиний Руф, легат императора Нерона в северной Германии, остался верен ему во время восстания Гая Юлия Виндекса в 68 году н.э.
19.
Эскулап (римское искусство, II вв.). Мрамор. В XVIII в. считалось, что статуя изображает философа, но на самом деле она представляет Эскулапа, греческого бога медицины, чьим обычным атрибутом является посох, вокруг которого вьется змея.
20.
Женский портрет (римское искусство, ок. 170 г. н.э., эпоха Антонинов). Мрамор. Прическа натурщицы напоминает прическу Фаустины Младшей, жены Марка Аврелия. Бюст из цветного мрамора, вероятно, датируется XVII в. Портрет Луция Вера (римское искусство, 160-169 г. н.э., эпоха Антонинов). Мрамор. Черты лица напоминают черты Луция Вера, запечатленные на портретах, датируемых его назначением консулом вместе с Марком Аврелием в 160 году н.э. Бюст более поздний и, вероятно, датируется концом XVI в.
21.
Атлет (римское искусство, II в.). Мрамор. Эта скульптура стоящего атлета, льющего масло на ладонь своей левой руки, известна как «тип Питти», так как существует ее несколько копий. Прототип Поликлета датируется 380 г. до н.э. В галерее Виллы Медичи в Риме он стоял напротив другого атлета Питти.
22.
Антонин Пий (римское искусство, II в., эпоха Антонинов). Мрамор. Антонин Пий — приемный сын императора Адриана, власть от которого он унаследовал. Голова — римский оригинал, бюст, вероятно, датируется началом XVII в.
23.
Портрет Марка Аврелия (римское искусство, 160-180 гг. н.э.). Мрамор. Голова является точной копией первого портрета Марка Аврелия, который стал прототипом для всех более поздних портретов императора. Бюст, вероятно, датируется концом XVI в. Атлет (римское искусство, II в.). Мрамор. Статуя была вдохновлена греческим оригиналом 150-330 гг. до н.э., но голова и части рук и ног были соединены в единое целое только в XVIII в. Фигура имеет аналогии с группой копий по типу так называемому мюнхенского атлета. Портрет Каракаллы (флорентийский скульптор, XVI-XVII в.). Мрамор. Это современная копия античного портретного бюста Каракаллы, хранящегося в Уффици, который, в свою очередь, является производным от прототипа, существующего в двух вариантах в коллекции Фарнезе в Неаполе.
24.
Портрет мужчины (римское искусство, 130-140 гг. н.э.). Мрамор. Черты лица, борода и прическа принадлежат императору Адриану. Он был первым, кто вновь ввел в Риме моду оставлять щеки небритыми со времен Александра Македонского. Этот редкий экземпляр, в котором и голова, и бюст являются антикварными. Афина (римское искусство, II в.). Мрамор. Статуя была привезена с виллы Медичи в Риме и происходит от оригинала из Аттики, датируемого 410-380 гг. до н.э., известного как «Афина Джустиниани» по имени статуи богини из этой коллекции. Руки и голова — реставрации XVIII в. Афина, согласно классической мифологии, родилась из головы Зевса и была богиней мудрости, войны и свободных искусств. Портрет так называемого Овидия (римское искусство, II в.). Мрамор. Считается, что это изображение поэта Овидия, жившего во времена правления императора Августа. Он был автором эпической мифологической поэмы «Метоморфозы».
25.
Гигея (римское искусство, 100-150 гг. н.э.). Мрамор. Гигее, дочери Эскулапа, поклонялись как богине здоровья. Гигею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Эти атрибуты (чаша и змея) составили современный символ медицины — сосуд Гигеи. Статуя, которая является производной от древнегреческого оригинала, была приобретена в Риме кардиналом Фердинандо Медичи.
26.
Меркурий (римское искусство, II в., эпоха Антонинов). Мрамор. Скульптура принадлежала кардиналу Фердинандо Медичи. В «новое» время она была преобразован в фигуру Меркурия путем добавления петаса — шляпы с крыльями, которую носил посланник богов. Портрет мужчины (флорентийский скульптор, XVIII в.). Мрамор. Эта статуя была изготовлена в скульптурных и реставрационных мастерских великогерцогского двора. По-видимому, она была вдохновлена портретом Юлия Цезаря (ок. 100-44 до н.э.).
27.
Портрет юного Марка Аврелия (римское искусство, 144-147 гг. н.э.). Мрамор. Голова является одной из лучших копий портрета Марка Аврелия второго типа, созданного около 139-140 г. н.э., возможно, во время его первого консульства. Бюст, вероятно, датируется началом XVII в. Сатир и Пан (римское искусство, ок. 150 г. н.э.). Мрамор. Это римская переработка «Отдыхающего сатира» Праксителя (ок. 350 г. до н.э.). Группа находилась на вилле Медичи в Риме, где она была выставлена напротив другой подобной группы, также выставленной в этой галерее. Портрет мужчины (римское искусство, 130-140 гг. н.э.). Мрамор. Голова с густыми кудрями напоминает портреты Антиноя, в то время как короткая борода напоминает юношеские портреты будущего императора Марка Аврелия. Бюст, вероятно, был изготовлен в XVI-XVII вв.
28.
Портрет Антонина Пия (римское искусство, 138-161 гг. н.э., эпоха Антонинов). Мрамор. Голова соответствует портрету Антонина Пия (138-161 гг. н.э.) «формийского типа», который получил свое название от экземпляра очень высокого качества, обнаруженного в Формии. Бюст, вероятно, датируется XVI в. Сатир и Пан (римское искусство, ок. 150 г. н.э.). Мрамор. Сатир, мифологическая фигура с козлиным хвостом и ногами, стоит рядом с фигурой Пана, лесного божества, бога пастухов и их стад. Это римская интерпретация «Отдыхающего сатира» Праксителя. Она принадлежала коллекции кардинала Фердинандо Медичи на вилле Медичи в Риме, где была выставлена напротив аналогичной группы, также выставленной в этой галерее. Голова Дорифора (римское искусство, 1-я имперская эпоха). Мрамор. Голова Дорифора, или копьеносца, заимствована из знаменитого оригинала Поликлета, скульптора, который первым установил «каноны», принятые в скульптуре. Бюст, вероятно, датируется XVI в.
29.
Септимий Север (римское искусство). Мрамор. Император Септимий Север увенчан лаврами, вероятно, в память о его победе над парфянами при защите Римской империи. Бюст, вероятно, датируется концом XVI — началом XVII в. Меркурий (римское искусство, I в.). Мрамор. Эта фигура Меркурия, бога торговли и посланника богов, является римской копией с оригинала школы Поликлета.
30.
Зал Кастаньоли [3]
Во времена Медичи зал был разделен на две комнаты, составлявшие часть апартаментов великой герцогини. В первой части была одна из ее спален, а во второй жили ее фрейлины. В 1810-1812 гг., во время французской оккупации, архитектор Джузеппе Качалли соединил эти две комнаты, чтобы образовать прихожую для двух новых апартаментов, предназначенных для императора и императрицы, которые фактически так и не были достроены. Зал назван в честь художника Джузеппе Кастаньоли, который расписал здесь потолок и стены в 1812 г. Однако настенные фрески были перерисованы после реставрации Лотарингов в 1815 г. В центре потолка изображен Аполлон, управляющий колесницей Солнца. В люнетах бюст великого герцога Фердинандо III Лотарингского между аллегориями Стойкости и Мира и бюст великого герцога Пьетро Леопольдо Лотарингского между аллегориями Благоразумия и Изобилия. На стенах изображены портреты правителей Медичи и Габсбургов-Лотарингцев.
31.
Статуя Августа Цезаря (римское искусство, II век н.э.). Мрамор. Эта большая статуя, возможно, портрет Августа Цезаря, была приобретена в Риме в 1584 г. из коллекции римского дворца делла Валле кардиналом Фердинандо Медичи. Голова, руки и ноги были интегрированы, в то время как туловище выполнено в античном стиле. На нагруднике изображена голова мифической Медузы Горгоны со змеями вместо волос, которая своим взглядом повергала врага в оцепенение.
32.
Статуя пленника-варвара (римское искусство, эпоха Траяна). Мрамор. Статуя также была приобретена кардиналом Фердинандо де Медичи из коллекции римского дворца делла Валле в 1584 году для виллы Медичи в Риме. В 1785 г. она была перевезена во Флоренцию. Восточное одеяние фигуры типично для варваров, завоеванных Римской империей.
33.
В центре комнаты находится стол с инкрустациями «Обитель муз» (мастерские великого герцога по проекту Джованни Баттисты Джорджи, 1837-1853). Круглая столешница выполнена инкрустацией из полудрагоценных камней на фоне восточного лазурита. В центре изображение Аполлона в его квадриге, поддерживаемого облаками и влекомого четырьмя скакунами. Вокруг в гирляндах, украшенных очертаниями листьев аканта, изображены атрибуты различных муз. По край столешницы большая круглая лента с букетами цветов и орнаментами.
34.
Основание стола (Джованни Дюпре и Климент Папи, 1837-1853). Бронза. Подножие стола представляет собой искусно выполненную скульптуру из бронзы, изображающую четыре сидящие женские фигуры, олицетворяющие четыре времени года.
35.
В углах зала установлены четыре китайских фарфоровых вазы с бело-голубым декором (династия Цин, правление императора Канси). Эти четыре вазы, вместе с еще одной в королевских покоях, принадлежали великому принцу Фердинандо, который был крупным коллекционером китайского искусства.
36.
37.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.